Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных:

1 Формирование базы данных:

- открыть программу "Microsoft Access";

- выполнить операции "Файл" → "Создать"→ "Новая база даных";

- создать файл новой базы данных. Имя файла — "Налог".

2 Разработка элементов базы данных "Налог"

Разработка таблиц базы данных

Открыть базу данных "Налог". В диалоговом окне "Налог база данных" выделить "Таблицы", "Создание в режиме кон­структора". В группе "Имя поля" ввести реквизиты. А в группе "Тип данных" ввести тип данных для каждого поля. Сохранить таблицу под именем "Налоги". Вид и поля таблицы "Налоги" врежиме конструктора приведены на рисунке 3.1. Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.1Вид таблицы

"Налоги" в режиме конструктора

Выполнить операции: выделить таблицу "Налоги" и нажать кнопку "Открыть". В открывшейся таблице проверить формиро­вание полей и заполнить таблицу. Вид и поля таблицы "Налоги" в режиме таблиц показаны на рисунке 3.2.

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru Рисунок 3.2 Вид таблицы

"Налоги" в режиме конструктора

Сроки уплаты налога в табл. "Налоги" заполнить согласно нормативным документам, действующим в настоящее время.

Аналогичным образом создать таблицу: "Виды_налогов", вид которой в режиме конструктора и таблицы приведен на рисунке 3.3. Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.3 Вид таблицы

"Виды_налогов" в режиме конструктора и таблицы

Для данной таблицы организовать подтаблицу. Для этого необходимо выполнить операции: главное меню "Вставка" → "Подтаблица". Выбрать таблицу "Налоги" и соответствующие поля, приведенные на рисунке 3.4.

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.4 Окно вставки подтаблицы

для таблицы "Виды_налогов"

Тогда при нажатии на знак " + " слева в таблице "Виды__нало-гов" появляется подтаблица, как приведено на рисунке 3.5.

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.5 Окно таблицы

"Виды_налогов" с раскрытой подтаблицей

(Для удаления ранее созданной подтаблицы необходимо выполнить операции: главное меню "Формат"→ "Подтаблица" → "Удалить").

Создать таблицы: "Налоговый_период", вид которой приведен на рисунке 3.6 "Организации" (рисунок 3.7, 3.8), "Платеж", "Статистик" (рисунок 3.9).

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.6 Таблица "Налоговый_период"

в режиме конструктора и таблицы

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.7 Таблица "Организации" в режиме конструктора

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.8 Таблица "Организации" в режиме таблицы

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.9 Вид таблиц "Платеж и Статистик"

в режиме конструктора

Таблицу "Платеж" заполнить своими данными с учетом данных, приведенных в других таблицах. Требуемая дата упла­ты налога проставляется как последняя дата, не нарушающая сроков уплаты данного налога. Пример приведен на рисунке 3.10.

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.10 Пример заполнения таблицы "Платеж"

Таблицы "Платеж" и "Статистик" — это рабочие таблицы. Информация, приведенная в них, используется для формиро­вания статистики платежей.

Создать для таблицы "Организации" подтаблицу "Платеж" (рисунок 3.11).

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.11 Окно вставки подтаблицы

для таблицы "Организации"

Это позволит просматривать платежи, сделанные конкрет­ной организацией (рисунок 3.12).

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.12 Окно таблицы "Организации"

с раскрытой подтаблицей

И для таблицы "Налоговый период" вставить подтаблицу "Статистик" (рисунок 3.13).

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.13 Окно вставки подтаблицы

для таблицы "Налоговый период"

Это позволит просматривать статистические данные, относящиеся к конкретному налоговому периоду (рисунок 3.14).

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.14 Окно таблицы "Налоговый период"

с раскрытой подтаблицей

Просмотрите созданные связи между таблицами (рисунок 3.15), нажав кнопку “Схема данных” на панели инструментов.

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.15 Окно схемы данных

Формирование запросов

Создадим запрос на обновление поля "Задолжность" таб­лицы "Платеж". Для этого активируем вкладку "Запросы" → "Создать" →"Конструктор". Добавить таблицу "Платеж". За­крыть. Выбрать команду главного меню "Запрос"→ "Обновле­ние". С помощью построителя выражений ввести выражение, приведенное на рисунке 1.16 в строке "Обновление".

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.16 Окно формирования запроса на обновление поля "Задолженность" таблицы "Платеж" в режиме конструктора

Выполнить команду "Запрос" → "Запуск". Сохранить за­прос. Данный запрос позволяет произвести вычисления в поле "Задолженность" таблицы "Платеж".

Создать еще запросы: "Запросы" "Создание запроса в режиме мастера" → "Создать". Далее следовать указаниям мас­тера. В качестве источника данных принимается таблица "На­логовый период" для создания запроса "Налоговый период"→ "Запрос", выбранное поле "Налоговый_период" (рисунок 3.17).

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.17 Создание простого запроса"Налоговый период" → "Запрос" с помощью мастера на основе таблицы "Налоговый период"

Аналогично создать запросы "Налоги Запрос" из таблицы "Налоги", и "Организации Запрос" из таблицы "Организации". Результаты этих запросов приведены на рисунок 3.18.

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.18 Запросы "Налоги Запрос" и "Организации Запрос" в режиме таблицы (результаты запросов)

Разработка форм "Платеж_Ф", "Статистик_Ф".

Форма "Платеж_Ф" предназначена для работы с таблицей "Платеж" — ввода информации (реквизитов платежей) в эту таблицу, а также вычисления и ввода некоторых промежуточ­ных показателей платежей.

В ходе разработки формы выполняются следующие техно­логи-ческие операции:

• В главном меню базы выделить кнопку "Формы" →"Соз­дание формы в режиме конструктора" →"Создать". В качестве источника данных принимается таблица "Платеж".

• Для уменьшения количества ошибок в ходе конструиро­вания формы целесообразно сформировать ее в режиме мастера формы, или же автоформы, или сохранить как форму таблицу, на основе которой создается форма. Затем перейти в режим конструктора формы и уточнить вариант, сформированный в режиме мастера формы (автоформы).

В рабочем поле формы "Платеж_Ф форма" необходимо разработать:

- поля для ввода единичной информации путем ее набора с клавиатуры;

- поля для ввода информации из списка;

- командные кнопки управления вводом информации и вычислительным процессом;

- специальные объекты типа календаря.

Вид форм "Платеж_Ф: форма" и "Статистик_Ф: форма" в режиме конструктора показаны на рисунке 3.19, 3.20.

Поле для ввода единичной информации путем ее набора с клавиатуры формируется следующим образом:

• на панели инструментов активизируется кнопка "Поле аb]";

• в нужном месте рабочего поля формы "Платеж_Ф: форма" устанавливается поле и его размеры;

• щелчком правой кнопки мыши осуществляется активи­зация поля (например — "Организация", в всплывающем меню нажимается кнопка "Свойства" и в диалоговом окне "Поле: Организация" (рисунок 3.21) установить формат поля и поле "Орга­низация" — таблицы, с которой устанавливается связь данного поля формы;

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.19 Вид формы "Платеж_Ф: форма" в режиме конструктора

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.20 Вид формы "Статистик_Ф: форма"

в режиме конструктора

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.21 Диалоговое окно "Поле: Организация"

• при необходимости для установления связи данного поля с полями таблиц, форм или запросов может быть использован построитель выражений (рисунок 3.22), который активизируется при нажатии кнопки с тремя точками, находящейся в строке "Данные";

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.22 Окно построителя выражений

• аналогичным образом устанавливаются и все остальные поля.

Поле для ввода информации из списка устанавливается в такой последовательности:

• на панели инструментов выделяется кнопка "Поле со списком";

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru •"Поле со списком" устанавливается в рабочем поле формы "Патеж_Ф"; Если включен "Мастер" на "Панели элементов" (рисунок 3.23), то автоматически появляется окно "Создание полей со списком" (рисунок 324), указаниям кото­рого необходимо следовать.

Рисунок 3.23 Окно панели элементов

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.24 Окно мастера создания полей со списком

Например, для добавления в форму поля со списком ИНН необходимо выбрать запрос "Организации Запрос", далее вы­брать все поля ("ИНН", "Название_организации"), задать шири­ну столбцов, выбрать доступные поля "Название_организации", и сохранить в поле "Организация" данной формы.

Аналогично создать поле со списком "Вид налога".

• Если мастер отключен, то необходимо выполнить следующее: щелчком правой кнопки мыши осуществляется активизация поля, во всплывающем меню нажимается кнопка "Свойства" и в диалоговом окне "Поле со списком: ПолеСоСписком..." (рисунок 3.25, 3.26) в разделе "Данные" установить данные".

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.25 Диалоговое окно "Поле со списком:

ПолеСоСписком..." для поля "Организация"

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.26 Диалоговое окно "Поле со списком:

ПолеСоСписком..." для поля "Наименование Налога"

Поля со списком позволяют ускорить процесс занесения данных в форму и, соответственно, в таблицу, позволяют избе­гать ошибок при занесении данных. Например, при заполнении поля "ИНН" с помощью списка, достаточно выбрать нужную запись из ниспадающего списка, при этом название организации автоматически появится в поле "Организация" (рисунок 3.27).

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.27 Окно формы "Платеж" с раскрытым списком "ИНН"

Командные кнопки управления вводом информации и вы­числительным процессом создаются следующим образом:

• кнопки "Первая запись", "Следующая запись", "Послед­няя запись", "Найти запись", изображенные с помощью значков на кнопках, и кнопки, объединенные в группу "Переходы", "Ста­тистика" и "Выход" на форме "Платеж", создаются с помощью мастера, который автоматически включается при установке кнопки с панели инструментов (или его надо активизировать, нажав на кнопку "Мастер"). При этом в поле кода УВА автомати­чески формируется программный код, обеспечивающий работу этих кнопок в выбранном режиме;

• кнопки "Расчет" формы "Платеж" и "Статистика" формы "Статистик" обеспечивают запуск программ, помещенных в поле кода, соответствующей формы.

Специальные объекты типа календаря активируются сле­дующим образом:

• нажать кнопку "Другие элементы" панели инструмен­тов;

• в появившемся поле отыскать элемент управления "Ка­лендарь 9.0" и активизировать этот элемент;

• в рабочем поле формы "Платеж_Ф: форма" в выбранном месте установить календарь, активизировав который установить необходимые размеры и необходимые свойства;

• подключить элемент управления "Календарь к полю дат на поле формы, например "Платеж_Ф: форма". Для этого одним щелчком правой кнопки мыши вызвать меню свойств, активизировать "Свойство". В появившемся диалоговом окне "Элемент ActiveX:Calendar6" (рисунок 3.28) в разделе "Данные" и строке "Данные" установить "ДатаУплаты".

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.28 Диалоговое окно "Элемент ActiveX:Calendar6"

Закрыть диалоговое окно. Элемент подключен к необходи­мому полю.

Форма "Платеж_Ф" обеспечивает работу с таблицей "Пла­теж". Вид формы "Платеж_Ф" приведен на рисунок 3.29.

С помощью элементов формы вводятся реквизиты налого­вого платежа. "ИНН" организации выбирается из списка, поле "Организация" при этом заполняется автоматически. "Вид на­лога" выбирается из списка в соответствии с наименованием налога, поле "НаименованиеНалога" заполняется автоматически. Поле "ДатаУплаты" заполняется с использованием календаря. В результате формируется база платежей (заполняется таблица "Платеж"). При нажатии на кнопку "Статистика" открывается форма "Статистик_Ф", при нажатии на кноп­ку "Выход" происходит закрытие формы, при нажатии на кнопку "Расчет" рассчитываются совокупные показатели за все периоды:

• количество платежей за все периоды;

• общая сумма налога исчисленная;

• общая сумма налога уплаченная;

• общая сумма задолжности;

• средняя сумма задолжности;

• максимальное значение платежа;

• минимальное значение платежа.

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.29 Вид формы "Платеж_Ф"

Форма "Статистик_Ф" обеспечивает работу с таблицей "Статистик". Вид формы приведен на рисунок 3.30.

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.30 Вид формы "Статистик_Ф"

С помощью элементов формы вводится налоговый период и рассчитываются показатели платежей для выбранного нало­гового периода при нажатии на кнопку "Статистика". В резуль­тате формируется база статистических данных о налоговых поступлениях за выбранный налоговый период (заполняется таблица "Статистик"). Рассчитываются за выбранный налого­вый период:

• количество платежей;

• общая сумма налога исчисленная;

• общая сумма налога уплаченная;

• общая сумма задолжности;

• средняя сумма задолжности;

• максимальное значение платежа;

• организация, платеж которой максимален;

• минимальное значение платежа;

• организация, платеж которой минимален.

Разработка программ для решения различных задач уче­та, статистики и анализа осуществляется в такой последо­вательности (рассматривается для формы "Платеж"): вызвать форму "Платеж" и перейти в режим "Конструктор"; щелчком правой кнопки мыши в поле формы вызвать меню (рисунок 3.31), в поле которого нажать кнопку "Обработка событий"; в появив­шемся диалоговом окне "Построитель" выделить "Программы"; после нажатия кнопки "ОК" активизируется "Visual Basic" и в его проекте будет создана форма "Form_Платеж_Ф".

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.31 Порядок вызова Visual Basic

1. Программа для расчета показателей платежей.

Код программы приведен на рисунке 3.32.

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.32.Окно кода программы расчета показателей

Программа вычисляет показатели платежей при нажатии на кнопку "Расчет" формы "Платеж_Ф". Результаты расчетов передаются в соответствующие поля формы.

На рисунке 3.33 приведена программа вычисления показате­лей платежей за указанный налоговый период при нажатии на кнопку "Статистика формы Статистик_Ф". Результаты расчетов передаются в соответствующие поля формы и таб­лицы.

2. Программы, сформированные автоматически при соз­дании кнопок.

Для просмотра программ (рисунок 3.34), сформированных для кнопок перехода на первую запись, следующую запись, по­следнюю запись и найти запись, можно просмотреть, выбрав меню "Сервис" → "Макрос" → "Редактор VВ". Там же можно просмотреть программный код, сформированный для кнопок, открывающих форму "Статистик_Ф" и закрывающих форму "Платеж_Ф" (рисунок 3.35). Программные коды имеют вид, приве­денный на рисуне 3.34, 3.35.

3 Работа с программой "Налог"

Работа с программой "Налог" включает следующие основ­ные операции: ввод данных о налоговых поступлениях; форми­рование статистики платежей; формирование запросов; работа с системой фильтров; формирование отчетов.

1. Ввод данных о реквизитах платежей. При вводе данных выполнить следующие основные операции:

• в главном меню базы нажать кнопку "Формы", выделить "Платеж_Ф" и "Открыть". Активизируется диалоговое окно формы "Платеж_Ф";

• последовательно ввести реквизиты всех налоговых по­ступлений, количество и содержание которых принять своим решением;

• нажать кнопку "Расчет". В результате будут вычислены статистические показатели, приведенные в поле формы.

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.33Код программы вычисления

показателей платежей за указанный налоговый период

при нажатии на кнопку формы

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.34Коды программ для кнопок перехода на первую запись, следующую запись, последнюю запись и найти запись

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.35Коды программ для кнопок, открывающих форму "Статистик_Ф" и закрывающих форму "Платеж_Ф"

2. Ввод данных для формирования статистики платежей. При вводе данных выполнить следующие основные операции:

• в главном меню базы нажать кнопку "Формы", выделить "Статистик_Ф" и "Открыть". Активизируется диалоговое окно формы "Статистик_Ф";

• ввести налоговый период, для которого будет сформиро­вана запись статистических данных в табл. "Статистик";

• нажать кнопку "Статистика". В результате будут вы­числены статистические показатели для указанного налогового периода, приведенные в поле формы. Значения этих показателей будут автоматически записаны в очередную строку (очередная запись) таблицы "Статистик".

3. Формирование запросов. При формировании запросов выполнить следующие основные операции:

• в главном меню базы нажать кнопки "Запросы" → " Соз­дание запроса с помощью мастера" → "Создать";

• активизируется диалоговое окно мастера, после чего выполнять все операции согласно указаниям мастера;

• при формировании запроса на выборку выполняются сле­дующие основные операции: активизируется источник запроса (таблица, запрос или же таблица и запрос, для условий примера — таблица "Платеж"); в меню выделяются операции "Записи" → "Фильтр" → "Расширенный фильтр"; в появившемся диалоговом окне (рисунок 3.36) "Платеж Фильтр 1: фильтр" устанавливается имя поля, по данным которого будет осуществлен отбор, условие сортировки и условия отбора;

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.36.Окно формирования запроса на основе расширенного фильтра

• для ввода условий отбора необходимо щелчком правой кнопки мыши в строке "Условие отбора" вызвать через "По­строить...", "Построитель выражений"; с помощью построителя выражений ввести условия отбора, нажать на кнопку "ОК";

• после нажатия на кнопку "Применить фильтр" бу­дет сформирована таблица результатов запроса на выборку (рисунок 3.37).

Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных: - student2.ru

Рисунок 3.37.Результаты запроса на выборку

Самостоятельно применить фильтр по выделенному для конкретной организации и конкретного наименования налога. Сохранить результат отбора как запрос. Просмотреть получен­ный запрос в режиме конструктора.

4. Формирование отчетов. При формировании отчетов вы­полняются следующие основные операции:

• в главном меню базы нажимается кнопки "Отчеты" → "Создание отчета с помощью мастера" → "Создать";

• активизируется диалоговое окно мастера, после чего выполнять все операции согласно указаниям мастера;

• после формирования отчета с помощью мастера целе­сообразно перейти в режим конструктора и уточнить форму и содержание отчета.

Разработанная программа "Налог" может быть изменена и дополнена формами, запросами, отчетами. Например, при оценке и статистике налоговых поступлений за указанный налоговый период произвести дополнительные расчеты, оп­ределяющие:

• для конкретного наименования налога:

— минимальную величину налога уплаченного, какой ор­ганизацией, когда;

— максимальную величину налога уплаченного, какой ор­ганизацией, когда;

— среднее значение величины уплаченного вида налога, за указанный налоговый период;

— удельный вес данного вида налога (отношение величины суммы налога уплаченного ко всей совокупности налогов, упла­ченных за указанный налоговый период);

• для конкретной организации:

— сумму налога, исчисленную за указанный налоговый период;

— сумму налога, уплаченную за указанный налоговый пе­риод;

— сумму задолжности за указанный налоговый период.

Также можно создать таблицу "Анализ" и соответствую­щую форму "Анализ_Ф", учитывающую при анализе налоговых поступлений:

— данные об анализируемом налоговом периоде (отчетный год);

— динамику изменения собираемости налогов как в целом, так и с конкретных организаций;

— уровень дисциплинированности налогоплательщиков (характеризуется своевременностью уплаты налогов) как в целом, так и для конкретной организации.

Библиографический список

1. Автоматизированные информационные технологии: Учеб. пособие /

Под ред. В. Б. Либермана, А. И. Никифорова — 2-е изд., перераб. и

доп. — М.: ФА, 2002. – 241 с.

2. Описание технологий использования программы "Мicrosoft Access"

— справочная система программы.

Лабораторная работа № 4

Определение "надежности" налогоплательщиков

Наши рекомендации