Порядок выполнения задания. 1 Формирование базы данных:
1 Формирование базы данных:
- открыть программу "Microsoft Access";
- выполнить операции "Файл" → "Создать"→ "Новая база даных";
- создать файл новой базы данных. Имя файла — "Налог".
2 Разработка элементов базы данных "Налог"
Разработка таблиц базы данных
Открыть базу данных "Налог". В диалоговом окне "Налог база данных" выделить "Таблицы", "Создание в режиме конструктора". В группе "Имя поля" ввести реквизиты. А в группе "Тип данных" ввести тип данных для каждого поля. Сохранить таблицу под именем "Налоги". Вид и поля таблицы "Налоги" врежиме конструктора приведены на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1Вид таблицы
"Налоги" в режиме конструктора
Выполнить операции: выделить таблицу "Налоги" и нажать кнопку "Открыть". В открывшейся таблице проверить формирование полей и заполнить таблицу. Вид и поля таблицы "Налоги" в режиме таблиц показаны на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 Вид таблицы
"Налоги" в режиме конструктора
Сроки уплаты налога в табл. "Налоги" заполнить согласно нормативным документам, действующим в настоящее время.
Аналогичным образом создать таблицу: "Виды_налогов", вид которой в режиме конструктора и таблицы приведен на рисунке 3.3.
Рисунок 3.3 Вид таблицы
"Виды_налогов" в режиме конструктора и таблицы
Для данной таблицы организовать подтаблицу. Для этого необходимо выполнить операции: главное меню "Вставка" → "Подтаблица". Выбрать таблицу "Налоги" и соответствующие поля, приведенные на рисунке 3.4.
Рисунок 3.4 Окно вставки подтаблицы
для таблицы "Виды_налогов"
Тогда при нажатии на знак " + " слева в таблице "Виды__нало-гов" появляется подтаблица, как приведено на рисунке 3.5.
Рисунок 3.5 Окно таблицы
"Виды_налогов" с раскрытой подтаблицей
(Для удаления ранее созданной подтаблицы необходимо выполнить операции: главное меню "Формат"→ "Подтаблица" → "Удалить").
Создать таблицы: "Налоговый_период", вид которой приведен на рисунке 3.6 "Организации" (рисунок 3.7, 3.8), "Платеж", "Статистик" (рисунок 3.9).
Рисунок 3.6 Таблица "Налоговый_период"
в режиме конструктора и таблицы
Рисунок 3.7 Таблица "Организации" в режиме конструктора
Рисунок 3.8 Таблица "Организации" в режиме таблицы
Рисунок 3.9 Вид таблиц "Платеж и Статистик"
в режиме конструктора
Таблицу "Платеж" заполнить своими данными с учетом данных, приведенных в других таблицах. Требуемая дата уплаты налога проставляется как последняя дата, не нарушающая сроков уплаты данного налога. Пример приведен на рисунке 3.10.
Рисунок 3.10 Пример заполнения таблицы "Платеж"
Таблицы "Платеж" и "Статистик" — это рабочие таблицы. Информация, приведенная в них, используется для формирования статистики платежей.
Создать для таблицы "Организации" подтаблицу "Платеж" (рисунок 3.11).
Рисунок 3.11 Окно вставки подтаблицы
для таблицы "Организации"
Это позволит просматривать платежи, сделанные конкретной организацией (рисунок 3.12).
Рисунок 3.12 Окно таблицы "Организации"
с раскрытой подтаблицей
И для таблицы "Налоговый период" вставить подтаблицу "Статистик" (рисунок 3.13).
Рисунок 3.13 Окно вставки подтаблицы
для таблицы "Налоговый период"
Это позволит просматривать статистические данные, относящиеся к конкретному налоговому периоду (рисунок 3.14).
Рисунок 3.14 Окно таблицы "Налоговый период"
с раскрытой подтаблицей
Просмотрите созданные связи между таблицами (рисунок 3.15), нажав кнопку “Схема данных” на панели инструментов.
Рисунок 3.15 Окно схемы данных
Формирование запросов
Создадим запрос на обновление поля "Задолжность" таблицы "Платеж". Для этого активируем вкладку "Запросы" → "Создать" →"Конструктор". Добавить таблицу "Платеж". Закрыть. Выбрать команду главного меню "Запрос"→ "Обновление". С помощью построителя выражений ввести выражение, приведенное на рисунке 1.16 в строке "Обновление".
Рисунок 3.16 Окно формирования запроса на обновление поля "Задолженность" таблицы "Платеж" в режиме конструктора
Выполнить команду "Запрос" → "Запуск". Сохранить запрос. Данный запрос позволяет произвести вычисления в поле "Задолженность" таблицы "Платеж".
Создать еще запросы: "Запросы" "Создание запроса в режиме мастера" → "Создать". Далее следовать указаниям мастера. В качестве источника данных принимается таблица "Налоговый период" для создания запроса "Налоговый период"→ "Запрос", выбранное поле "Налоговый_период" (рисунок 3.17).
Рисунок 3.17 Создание простого запроса"Налоговый период" → "Запрос" с помощью мастера на основе таблицы "Налоговый период"
Аналогично создать запросы "Налоги Запрос" из таблицы "Налоги", и "Организации Запрос" из таблицы "Организации". Результаты этих запросов приведены на рисунок 3.18.
Рисунок 3.18 Запросы "Налоги Запрос" и "Организации Запрос" в режиме таблицы (результаты запросов)
Разработка форм "Платеж_Ф", "Статистик_Ф".
Форма "Платеж_Ф" предназначена для работы с таблицей "Платеж" — ввода информации (реквизитов платежей) в эту таблицу, а также вычисления и ввода некоторых промежуточных показателей платежей.
В ходе разработки формы выполняются следующие технологи-ческие операции:
• В главном меню базы выделить кнопку "Формы" →"Создание формы в режиме конструктора" →"Создать". В качестве источника данных принимается таблица "Платеж".
• Для уменьшения количества ошибок в ходе конструирования формы целесообразно сформировать ее в режиме мастера формы, или же автоформы, или сохранить как форму таблицу, на основе которой создается форма. Затем перейти в режим конструктора формы и уточнить вариант, сформированный в режиме мастера формы (автоформы).
В рабочем поле формы "Платеж_Ф форма" необходимо разработать:
- поля для ввода единичной информации путем ее набора с клавиатуры;
- поля для ввода информации из списка;
- командные кнопки управления вводом информации и вычислительным процессом;
- специальные объекты типа календаря.
Вид форм "Платеж_Ф: форма" и "Статистик_Ф: форма" в режиме конструктора показаны на рисунке 3.19, 3.20.
Поле для ввода единичной информации путем ее набора с клавиатуры формируется следующим образом:
• на панели инструментов активизируется кнопка "Поле аb]";
• в нужном месте рабочего поля формы "Платеж_Ф: форма" устанавливается поле и его размеры;
• щелчком правой кнопки мыши осуществляется активизация поля (например — "Организация", в всплывающем меню нажимается кнопка "Свойства" и в диалоговом окне "Поле: Организация" (рисунок 3.21) установить формат поля и поле "Организация" — таблицы, с которой устанавливается связь данного поля формы;
Рисунок 3.19 Вид формы "Платеж_Ф: форма" в режиме конструктора
Рисунок 3.20 Вид формы "Статистик_Ф: форма"
в режиме конструктора
Рисунок 3.21 Диалоговое окно "Поле: Организация"
• при необходимости для установления связи данного поля с полями таблиц, форм или запросов может быть использован построитель выражений (рисунок 3.22), который активизируется при нажатии кнопки с тремя точками, находящейся в строке "Данные";
Рисунок 3.22 Окно построителя выражений
• аналогичным образом устанавливаются и все остальные поля.
Поле для ввода информации из списка устанавливается в такой последовательности:
• на панели инструментов выделяется кнопка "Поле со списком";
•"Поле со списком" устанавливается в рабочем поле формы "Патеж_Ф"; Если включен "Мастер" на "Панели элементов" (рисунок 3.23), то автоматически появляется окно "Создание полей со списком" (рисунок 324), указаниям которого необходимо следовать.
Рисунок 3.23 Окно панели элементов
Рисунок 3.24 Окно мастера создания полей со списком
Например, для добавления в форму поля со списком ИНН необходимо выбрать запрос "Организации Запрос", далее выбрать все поля ("ИНН", "Название_организации"), задать ширину столбцов, выбрать доступные поля "Название_организации", и сохранить в поле "Организация" данной формы.
Аналогично создать поле со списком "Вид налога".
• Если мастер отключен, то необходимо выполнить следующее: щелчком правой кнопки мыши осуществляется активизация поля, во всплывающем меню нажимается кнопка "Свойства" и в диалоговом окне "Поле со списком: ПолеСоСписком..." (рисунок 3.25, 3.26) в разделе "Данные" установить данные".
Рисунок 3.25 Диалоговое окно "Поле со списком:
ПолеСоСписком..." для поля "Организация"
Рисунок 3.26 Диалоговое окно "Поле со списком:
ПолеСоСписком..." для поля "Наименование Налога"
Поля со списком позволяют ускорить процесс занесения данных в форму и, соответственно, в таблицу, позволяют избегать ошибок при занесении данных. Например, при заполнении поля "ИНН" с помощью списка, достаточно выбрать нужную запись из ниспадающего списка, при этом название организации автоматически появится в поле "Организация" (рисунок 3.27).
Рисунок 3.27 Окно формы "Платеж" с раскрытым списком "ИНН"
Командные кнопки управления вводом информации и вычислительным процессом создаются следующим образом:
• кнопки "Первая запись", "Следующая запись", "Последняя запись", "Найти запись", изображенные с помощью значков на кнопках, и кнопки, объединенные в группу "Переходы", "Статистика" и "Выход" на форме "Платеж", создаются с помощью мастера, который автоматически включается при установке кнопки с панели инструментов (или его надо активизировать, нажав на кнопку "Мастер"). При этом в поле кода УВА автоматически формируется программный код, обеспечивающий работу этих кнопок в выбранном режиме;
• кнопки "Расчет" формы "Платеж" и "Статистика" формы "Статистик" обеспечивают запуск программ, помещенных в поле кода, соответствующей формы.
Специальные объекты типа календаря активируются следующим образом:
• нажать кнопку "Другие элементы" панели инструментов;
• в появившемся поле отыскать элемент управления "Календарь 9.0" и активизировать этот элемент;
• в рабочем поле формы "Платеж_Ф: форма" в выбранном месте установить календарь, активизировав который установить необходимые размеры и необходимые свойства;
• подключить элемент управления "Календарь к полю дат на поле формы, например "Платеж_Ф: форма". Для этого одним щелчком правой кнопки мыши вызвать меню свойств, активизировать "Свойство". В появившемся диалоговом окне "Элемент ActiveX:Calendar6" (рисунок 3.28) в разделе "Данные" и строке "Данные" установить "ДатаУплаты".
Рисунок 3.28 Диалоговое окно "Элемент ActiveX:Calendar6"
Закрыть диалоговое окно. Элемент подключен к необходимому полю.
Форма "Платеж_Ф" обеспечивает работу с таблицей "Платеж". Вид формы "Платеж_Ф" приведен на рисунок 3.29.
С помощью элементов формы вводятся реквизиты налогового платежа. "ИНН" организации выбирается из списка, поле "Организация" при этом заполняется автоматически. "Вид налога" выбирается из списка в соответствии с наименованием налога, поле "НаименованиеНалога" заполняется автоматически. Поле "ДатаУплаты" заполняется с использованием календаря. В результате формируется база платежей (заполняется таблица "Платеж"). При нажатии на кнопку "Статистика" открывается форма "Статистик_Ф", при нажатии на кнопку "Выход" происходит закрытие формы, при нажатии на кнопку "Расчет" рассчитываются совокупные показатели за все периоды:
• количество платежей за все периоды;
• общая сумма налога исчисленная;
• общая сумма налога уплаченная;
• общая сумма задолжности;
• средняя сумма задолжности;
• максимальное значение платежа;
• минимальное значение платежа.
Рисунок 3.29 Вид формы "Платеж_Ф"
Форма "Статистик_Ф" обеспечивает работу с таблицей "Статистик". Вид формы приведен на рисунок 3.30.
Рисунок 3.30 Вид формы "Статистик_Ф"
С помощью элементов формы вводится налоговый период и рассчитываются показатели платежей для выбранного налогового периода при нажатии на кнопку "Статистика". В результате формируется база статистических данных о налоговых поступлениях за выбранный налоговый период (заполняется таблица "Статистик"). Рассчитываются за выбранный налоговый период:
• количество платежей;
• общая сумма налога исчисленная;
• общая сумма налога уплаченная;
• общая сумма задолжности;
• средняя сумма задолжности;
• максимальное значение платежа;
• организация, платеж которой максимален;
• минимальное значение платежа;
• организация, платеж которой минимален.
Разработка программ для решения различных задач учета, статистики и анализа осуществляется в такой последовательности (рассматривается для формы "Платеж"): вызвать форму "Платеж" и перейти в режим "Конструктор"; щелчком правой кнопки мыши в поле формы вызвать меню (рисунок 3.31), в поле которого нажать кнопку "Обработка событий"; в появившемся диалоговом окне "Построитель" выделить "Программы"; после нажатия кнопки "ОК" активизируется "Visual Basic" и в его проекте будет создана форма "Form_Платеж_Ф".
Рисунок 3.31 Порядок вызова Visual Basic
1. Программа для расчета показателей платежей.
Код программы приведен на рисунке 3.32.
Рисунок 3.32.Окно кода программы расчета показателей
Программа вычисляет показатели платежей при нажатии на кнопку "Расчет" формы "Платеж_Ф". Результаты расчетов передаются в соответствующие поля формы.
На рисунке 3.33 приведена программа вычисления показателей платежей за указанный налоговый период при нажатии на кнопку "Статистика формы Статистик_Ф". Результаты расчетов передаются в соответствующие поля формы и таблицы.
2. Программы, сформированные автоматически при создании кнопок.
Для просмотра программ (рисунок 3.34), сформированных для кнопок перехода на первую запись, следующую запись, последнюю запись и найти запись, можно просмотреть, выбрав меню "Сервис" → "Макрос" → "Редактор VВ". Там же можно просмотреть программный код, сформированный для кнопок, открывающих форму "Статистик_Ф" и закрывающих форму "Платеж_Ф" (рисунок 3.35). Программные коды имеют вид, приведенный на рисуне 3.34, 3.35.
3 Работа с программой "Налог"
Работа с программой "Налог" включает следующие основные операции: ввод данных о налоговых поступлениях; формирование статистики платежей; формирование запросов; работа с системой фильтров; формирование отчетов.
1. Ввод данных о реквизитах платежей. При вводе данных выполнить следующие основные операции:
• в главном меню базы нажать кнопку "Формы", выделить "Платеж_Ф" и "Открыть". Активизируется диалоговое окно формы "Платеж_Ф";
• последовательно ввести реквизиты всех налоговых поступлений, количество и содержание которых принять своим решением;
• нажать кнопку "Расчет". В результате будут вычислены статистические показатели, приведенные в поле формы.
Рисунок 3.33Код программы вычисления
показателей платежей за указанный налоговый период
при нажатии на кнопку формы
Рисунок 3.34Коды программ для кнопок перехода на первую запись, следующую запись, последнюю запись и найти запись
Рисунок 3.35Коды программ для кнопок, открывающих форму "Статистик_Ф" и закрывающих форму "Платеж_Ф"
2. Ввод данных для формирования статистики платежей. При вводе данных выполнить следующие основные операции:
• в главном меню базы нажать кнопку "Формы", выделить "Статистик_Ф" и "Открыть". Активизируется диалоговое окно формы "Статистик_Ф";
• ввести налоговый период, для которого будет сформирована запись статистических данных в табл. "Статистик";
• нажать кнопку "Статистика". В результате будут вычислены статистические показатели для указанного налогового периода, приведенные в поле формы. Значения этих показателей будут автоматически записаны в очередную строку (очередная запись) таблицы "Статистик".
3. Формирование запросов. При формировании запросов выполнить следующие основные операции:
• в главном меню базы нажать кнопки "Запросы" → " Создание запроса с помощью мастера" → "Создать";
• активизируется диалоговое окно мастера, после чего выполнять все операции согласно указаниям мастера;
• при формировании запроса на выборку выполняются следующие основные операции: активизируется источник запроса (таблица, запрос или же таблица и запрос, для условий примера — таблица "Платеж"); в меню выделяются операции "Записи" → "Фильтр" → "Расширенный фильтр"; в появившемся диалоговом окне (рисунок 3.36) "Платеж Фильтр 1: фильтр" устанавливается имя поля, по данным которого будет осуществлен отбор, условие сортировки и условия отбора;
Рисунок 3.36.Окно формирования запроса на основе расширенного фильтра
• для ввода условий отбора необходимо щелчком правой кнопки мыши в строке "Условие отбора" вызвать через "Построить...", "Построитель выражений"; с помощью построителя выражений ввести условия отбора, нажать на кнопку "ОК";
• после нажатия на кнопку "Применить фильтр" будет сформирована таблица результатов запроса на выборку (рисунок 3.37).
Рисунок 3.37.Результаты запроса на выборку
Самостоятельно применить фильтр по выделенному для конкретной организации и конкретного наименования налога. Сохранить результат отбора как запрос. Просмотреть полученный запрос в режиме конструктора.
4. Формирование отчетов. При формировании отчетов выполняются следующие основные операции:
• в главном меню базы нажимается кнопки "Отчеты" → "Создание отчета с помощью мастера" → "Создать";
• активизируется диалоговое окно мастера, после чего выполнять все операции согласно указаниям мастера;
• после формирования отчета с помощью мастера целесообразно перейти в режим конструктора и уточнить форму и содержание отчета.
Разработанная программа "Налог" может быть изменена и дополнена формами, запросами, отчетами. Например, при оценке и статистике налоговых поступлений за указанный налоговый период произвести дополнительные расчеты, определяющие:
• для конкретного наименования налога:
— минимальную величину налога уплаченного, какой организацией, когда;
— максимальную величину налога уплаченного, какой организацией, когда;
— среднее значение величины уплаченного вида налога, за указанный налоговый период;
— удельный вес данного вида налога (отношение величины суммы налога уплаченного ко всей совокупности налогов, уплаченных за указанный налоговый период);
• для конкретной организации:
— сумму налога, исчисленную за указанный налоговый период;
— сумму налога, уплаченную за указанный налоговый период;
— сумму задолжности за указанный налоговый период.
Также можно создать таблицу "Анализ" и соответствующую форму "Анализ_Ф", учитывающую при анализе налоговых поступлений:
— данные об анализируемом налоговом периоде (отчетный год);
— динамику изменения собираемости налогов как в целом, так и с конкретных организаций;
— уровень дисциплинированности налогоплательщиков (характеризуется своевременностью уплаты налогов) как в целом, так и для конкретной организации.
Библиографический список
1. Автоматизированные информационные технологии: Учеб. пособие /
Под ред. В. Б. Либермана, А. И. Никифорова — 2-е изд., перераб. и
доп. — М.: ФА, 2002. – 241 с.
2. Описание технологий использования программы "Мicrosoft Access"
— справочная система программы.
Лабораторная работа № 4
Определение "надежности" налогоплательщиков