Требования к оформлению курсовой работы и порядок представления к защите

Титульный лист курсовой работы оформляется по правилам, принятым в ЧиБГУЭП. Работа подписывается студентом на титульном листе напротив его фамилии с указанием даты сдачи на кафедру.

Курсовая работа передается секретарю кафедры, который регистрирует ее в журнале учета.

В конверт на обороте первого листа обложки помещается лист для рецензии. В верхней части листа приводится тема курсовой работы, фамилия, имя, отчество студента, группа.

После получения рецензии и замечаний по курсовой работе, в случае, если она допущена к защите, студент в письменном виде готовит ответы по замечаниям, которые прилагаются в конце работы и нумеруются.

В случае, если курсовая работа к защите не допущена, она представляется после доработки повторно как новый документ.

Темы курсовых работ по международному бизнесу

(для студентов специальности «Мировая экономика»)

  1. Современное состояние, значение и особенности развития международного бизнеса.
  2. Состояние и перспективы развития международного бизнеса в России
  3. Пути и проблемы интернационализации российских компаний
  4. Глобализация рынков: причины и интересы
  5. Глобализация товаров как важнейшее направление глобализации
  6. Тенденции и факторы глобализации международного бизнеса
  7. ТНК как «несущая конструкция» глобализации международного бизнеса
  8. Особенности развития международного бизнеса в США
  9. Особенности развития международного бизнеса в Японии
  10. Особенности развития международного бизнеса в КНР
  11. Особенности развития международного бизнеса в СНГ ( по выбору студента)
  12. Регионально – отраслевые аспекты анализа социокультурного сечения окружающей среды международного бизнеса
  13. Регионально – отраслевые аспекты анализа экономического сечения международного бизнеса
  14. Английский язык как важнейшее средство коммуникаций в международном бизнесе
  15. Проблемы изучения и освоения этики международного бизнеса
  16. Проблемы защиты прав интеллектуальной собственности в международном бизнесе
  17. Реклама и её роль в международном бизнесе.
  18. Роль ярмарок и выставок в продвижении товаров на внешний рынок
  19. Организация и управление в международном бизнесе
  20. Основные направления адаптации товаров на внешнем рынке
  21. Основные пользователи международного бизнеса (на примере отдельно взятой торговой, производственной, сервисной, цифровой компании -по выбору студента)
  22. Торговые марки и фирменные наименования
  23. Кросс – культурные различия и эффективные международные бизнес- коммуникации
  24. Анализ конкретной ситуации (разработка кейса) из пракики российских или зарубежных компаний, государственных и некоммерческих организаций.
  25. Анализ конкретной ситуации в конкретной отрасли (на национальном или международном уровне) по выбору.
  26. Авторский опыт составления бизнес – плана компании.
  27. Сравнительный анализ дизайна и информативности web – сайта известных западной и российской компании
  28. Сравнительный анализ различных национальных (российской, американской, японской) традиций ведения бизнеса

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

2. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ

3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ

4. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ

5. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ

6. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ

7. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ

8. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ

9. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 18 декабря 2003 г. № 164-ФЗ

10. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ

11. Булатов А. С.Экономика внешних связей. –М: «Прогресс»,2003.

12. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов/ Л. Е. Стровский, С. К. Казанцев, Е. А. Паршина и др.; Под ред. проф. Л. Е. Стровского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2001.

13. Внешнеэкономический бизнес в России: Справочник / Под ред. Фаминского И. П. – М.: Республика, 1997.

14. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. – М.: «ЮНИТИ», 1997.

15. Герчикова И. Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. – М: «Внешторгиздат», 2001.

16. Горбунов А. Р. Оффшорный бизнес и управление компаниями за рубежом. – М: 1997.

17. Дегтярева О. И., Полянова Т. Н., Саркисов С. В. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2002.

18. Дэниэлс, Радеба, Ли. Международный бизнес. –М: «Дрофа», 1994

19. Захаров К. В., Цыганок А. В., Бочарников В. П., Захаров А. К. Логистика, эффективность и риски внешнеэкономических операций. – К.: ИНЭКС, 2001.

20. Звеков В. П. Международное частное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2004.

21. Иностранные инвестиции, совместные предприятия и иностранные юридические лица: практич. Пособие. – М.: Экономика и финансы, триада, 1998.

22. Комаров В. В. Инвестиции и лизинг в СНГ. – М.: Финансы и статистика, 2001.

23. Костюнина Г. М. Международная практика регулирования иностранных инвестиций. – М.: Анкил, 2001.

24. Коваленко В. П. Всемирный рынок. – М: «Международные отношения», 1993.

25. Кредисов А. И., Березивенко С. Н., Быков Т. Н. И др. Управление внешнеэкономической деятельностью: Учебное пособие. Киев: ВИРА-Р, 2001.

26. Международный маркетинг / Под ред. Васильева Л. А., Ибрагимова. – М.: Юнити, 1999.

27. Ноздрева Р. Б. И др. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 10. – М.: ИНФРА-М, 1999.

28. Под общ. ред. С. И. Кумок Международные торговые и финансовые обычаи АОЗТ "Москов. фин. объединение", 1995.

29. Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник. – М.: Юристъ, 2002.

30. Поляков В. Г. Бизнес с инофирмами. Практическое руководство для коммерсантов. – М.: Экор, 1994.

31. Попов С. Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга. Учебное пособие. – Изд. 4-е, доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2001 г.

32. ПивоваровС. Э, Майзель А. И., Эпштейн М.З.Международный менеджмент. – Санкт –Петербург, 2000.

33. Правила рынка: иностранные инвестиции; внешняя торговля; трудовая миграция; конкурентноспособность; дипломатия; помощь. – М.: Междунар. Отношения, 1994.

34. Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: Учебное / Под ред. Долгова С. И., Кретова И. И. – М.: БЕК, 1997.

35. Рубинская Э. Т. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия. М.: «Издательство ПРИОР», 2001.

36. Савенкова В. А. Организация внешнеэкономической деятельности на предприятии. – Тула, 1997.

37. Селлих К., Джейн С. Переговоры в международном бизнесе. Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2004.

Дополнительная литература

38. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.

39. Афанасьев В. Н., Юзбашев М. М. Анализ временных рядов и прогнозирование: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001.

40. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002.

41. Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2000.

42. Внешнеторговый справочник / Сост. А.Ю. Денисов, В.М. Матвеев. – М.: Дело и Сервис 1998.

43. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России / Под ред. д-ра экон. Наук, проф. И. П. Фаминского. – М.: Республика, 2004.

44. Горемыкин В. А., Богомолов О. А. Экономическая стратегия предприятия. Учебник. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2001.

45. Демин Н. Я., Климова Е. Н. Менеджмент во внешнеэкономической деятельности (обобщение и рекомендации) / Под ред. Трайнева В. А. – М.: Внешторгоиздат, 2000.

46. Доронина Н. Г. Комментарий к закону об иностранных инвестициях – М.: Юстицинформ, 2000.

47. Менеджмент и маркетинг бизнеса в международных компаниях / Под ред. Попова В. М. – М.: Финансы и статистика, 2001.

48. Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира Прогресс 1991.

49. Мовсесян А.Г.,Смитиенко Б.М. Современный мировой рынок и его коньюктура. Финансовая академия 1999.

50. Поляков В. В. Прогнозирование мирового товарного рынка. – М.: Экзамен, 2002.

51. Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг: Учебник. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.

52. Федосеева Г.А. Современный международный бизнес: стратегия и формы осуществления (Материалы к семинарским занятиям), 1997.

Периодическая литература

53. Азия Экспресс

54. Бюллетень иностранной коммерческой информации;

55. Внешнеэкономический бюллетень;

56. Внешняя торговля;

57. Вопросы экономики;

58. Инвестиции в России;

59. Логистика;

60. Маркетинг;

61. Маркетинг в России и за рубежом;

62. Менеджмент в России и за рубежом;

63. Мировая экономика и международные отношения;

64. Проблемы прогнозирования;

65. Риск;

66. Российская газета;

67. Российский экономический журнал;

68. Таможенный вестник;

69. Экономика и жизнь;

70. Экономист;

71. Эксперт.

III. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ЛЕКЦИИ

Тема: Международный бизнес и его среда.

Международный бизнес представляет собой хозяйственные операции, которые проводятся между двумя или более странами.

Деловые операции могут возникать на уровне частных и государственных организаций. Все эти операции проводятся с целью получения прибыли. Для достижения любой из своих международных целей, компания должна устанавливать формы поведения на международном рынке. На выбор формы оказывает не только цель, но и внешняя среда, в которой компании предстоит действовать. Среда влияет на выбор средств, определяющих функции бизнеса. Вместе с тем, компания не может оказывать влияние на деловую сферу, в которой ей предстоит действовать.

Среда – это факторы, влияющие на осуществление деловых операций.

На организацию внешнеэкономических операций, оказывают влияние следующие факторы:

- политические;

- правовые;

- экономические;

- культурные;

Существуют 3 аспекта мотивации, побуждающие фирму, заниматься продажей за границей:

1. Расширение сбыта.

Рынок ограничен количеством лиц, заинтересованных в продукции фирмы и ее услугах, а также их покупательской способностью. Уровень покупательской способности и количество покупателей увеличивается, если рассматривать этот вопрос в международном масштабе.

2. Приобретение ресурсов.

В одних случаях, осуществление международных операций позволяет приобрести уникальную продукцию. В других случаях, это делается с целью снижения затрат.

3. Диверсификация.

Компания предпочитает не допускать больших колебаний, в уровень своих продаж и прибыли. Они тщательно подыскивают подходящие зарубежные рынки, для сбыта и закупки.

Экономическая среда международного бизнеса, должна рассматриваться на микро и макроуровне.

Планируя выход на внешний рынок, компания должна изучить экономику интересующей ее страны, с точки зрения привлекательности.

Основные элементы макроэкономического анализа:

1. Структура хозяйства (натуральное хозяйство, сырьевая, индустриальная экономика).

2. Богатство населения и распределение доходов в стране.

Эти аспекты необходимо изучить в динамике, и сделать прогноз на будущее.

Все страны можно разделить:

1.Страны с экономикой, типа натурального хозяйства (выживающей экономикой);

2.Страны – экспортеры сырья;

3.Промышленно-развивающиеся страны;

4.Промышленно-развитые страны;

Для 1 группы характерны следующие особенности: подавляющее большинство населения, занимается простейшим сельскохозяйственным производством. Большую часть производимого – они потребляют сами, а остальное – обменивают на простые товары и услуги. Уровень дохода в семье низкий или преимущественно низкий.

2 группа: страны богатые одним или несколькими видами ресурсов, но обделены в других отношениях. Доходы очень низкие и очень высокие. Хорошие рынки для сбыта добывающего оборудования, инструмента и другой продукции (аналогичной).

3 группа: обрабатывающая промышленность дает 10-20% ВВП. По мере ее развития, такая страна, все более полагается на импорт текстильного сырья, изделий тяжелого машиностроения. Распределение доходов в семье: низкий, средний, высокий. Появляется новый класс - «богачи», небольшой, но постоянно растущий средний класс, которому требуется товар нового типа.

4 группа: основные экспортеры промышленных товаров, торгуют этими товарами и обмениваются. Уровень дохода низкий.

При анализе экономической среды, необходимо учитывать участие страны в международных организациях.

Микро уровень.

Представляется важным оценить потенциал рынка, его емкость, возможности расширения. Анализируется конкурентная среда. Оценивая конкуренцию необходимо определить цели, которые преследует компания, тип конкуренции (ценовой, неценовой), % распределения рынка между компаниями, какие сравнительные преимущества имеет компания – лидер, сильные и слабые стороны компании.

Политическая среда.

В современном обществе, трудно отделить политику от экономических условий. Роль политической системы, заключается в интеграции общества – в единое, жизнеспособное, целое.

Существует 2 крайние среды (политические) в теоретическом смысле:

- демократия;

- тоталитаризм;

Большинство стран применяют различные виды представительной демократии. Провозглашение демократических принципов, связано с уровнем экономического развития страны.

Для оценки политической среды, компания должна рассмотреть ряд параметров:

1. Какая политическая система в стране, какое правительство у власти, на сколько стабильна эта политическая система.

2. Какова активность политической аппозиции, на сколько часто проводятся забастовки.

3. На сколько эффективна политика правительства. Сюда относят: степень эффективности помощи иностранным компаниям, достаточно полная рыночная информация льгот, предоставляемых иностранным компаниям.

Оценивая политическую среду, необходимо оценить политические риски:

1. Риск, связанный с запретом на импорт (забастовки, войны, беспорядки);

2. Установление запрета на перевод денег;

3. Риск, связанный с неблагоприятностью социально-экономических изменений в стране, связанный с изменением политической ситуации;

4. Возможность введения ограничений на поставки, торговлю, закрытие границ;

Все эти опасности так же, как и благоприятные возможности, должны быть выявлены по средствам международного исследования и учтены в стратегии развития предприятия.

Правовая среда.

Правовые системы бывают 3-х видов:

1. Система обычного права;

2. Система гражданского права;

3. Система теократического права;

1.Система обычного права, основывается на обычаях, а важная роль при истолковании закона принадлежит суду. 2.Система гражданского права, базируется на наборе законов, которые сведены в кодекс. Существует в 70 странах.

Основное различие между 1 и 2, заключается в том, что 1 обычно базируется на истолковании событий судами, а гражданское опирается на факты. В странах действия обычного права, договоры и контракты очень сильно детализированы (в них упоминаются все ситуации).

3.Система теократического права. Пример: мусульманское право (эта система используется в 27 странах). В Исламских странах существуют правовые системы, которые представляют собой смесь (обычного, гражданского и теократического права).

Культурная среда.

Культура состоит из специфически усвоенных норм, основанных на социальных установках, ценностях и убеждениях, которые существуют в каждом обществе.

Важными элементами культурной среды являются:

- физические, синтетические формы культуры;

- язык;

- религия;

- политические перемены;

- традиции, обычаи;

- пунктуальность;

- отношение к полам;

- престиж, поведение, восприятие;

- воспитание, этика, предрассудки и стереотипы;

Поведение – это процесс взаимодействия со средой, с целью приспособления к ней ее активного изменения.

Манера двигаться, соприкасаться, язык жеста являются универсальными. Однако даже в универсальных жестах, могут присутствовать знаки, по-разному воспринимаемые разными нациями. Важным поведением среды является пунктуальность, которая играет особое место в деловом мире. Пунктуальность означает точность, аккуратность. Разные страны относятся по-разному к пунктуальности, в деловых встречах. К пунктуальности разные нации относятся по-разному. Арабы, индусы: считается плохим, навязывать переговоры, и устанавливать точные сроки сделок.

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое состояние развития личности, в целях подготовки духовной, культурной деятельности.

Этикет – это установленный порядок поведения где-либо. Существуют различные отношения к наказанию за преступление, обнажение тела, насилие.

Предрассудки и стереотипы.

Контакты между культурами становятся более широкими. Развитие транспорта, повышение доходов позволяет добиться, высокой степени свободы передвижения. Глобальная конкуренция компаний, приводит к выравниванию уровня культур. Появляется тенденция формирования субкультур (внутри стран), благодаря притоку других наций. Существуют религиозные секты, этнические группы, которые сохраняют свою культуру, но они сохраняют свои предрассудки (вера в фатализм).

В модели среды международного бизнеса важную роль играет мезоуровень (международная маркетинговая мезосреда). Мезосреду международного бизнеса, образуют хозяйствующие субъекты, покупатели, поставщики, «регуляторы», группы по интересам, профсоюзы.

Конкуренты представляют собой, нечто вроде «бизнес - зеркала», которое содержит в себе угрозы и одновременно, является источником полезной маркетинговой информации. Компания ориентирует свой бизнес, на корпоративных или интеллектуальных покупателей. Именно в отношениях с этими покупателями, устанавливаются маркетинговые отношения.

Поставщики ресурсов.

Поставщик в международном бизнесе, используется гораздо шире. Поставщики человеческих ресурсов капитала (поставщики займов, ссуд, инвестиций, патенты). Наличие поставщиков информации, привязывает материнскую компанию к конкретной стране.

Регуляторы – под эту категорию попадают, такие организации мезасреды, которые имеют возможность контролировать, регулировать или влиять на деятельность фокальной (материнской) компании. К этим организациям относятся, органы регионального и муниципального управления.

Группы по интересам – не связаны на прямую, но оказывают влияние на деятельность фокальной компании. В РФ – это «Защита прав потребителей».

Наши рекомендации