Так как третьи лица не являются участниками рыночной сделки, то их затраты не включаются в издержки производства. Поэтому при отрицательных внешних эффектах частные предельные издержки производства всегда ниже общественных предельных издержек производства. Следствием этого является перепроизводство блага и заниженная его цена.
Предположим, что производство единицы продукта сопровождается внешними затратами в размере E руб. К тому же положим, что эта величина не зависит от объема выпуска. Поэтому внешние затраты на рис. 10-5 представлены горизонтальной прямой ЕС. Допустим также, что соблюдаются условия совершенной конкуренции и рыночная цена товара Р. Фирма, стремясь к максимуму прибыли, выбирает объем производства q1, при которомпредельные частные затраты(MPC) равны рыночной цене P. Предельные частные затраты не включают в себяпредельные внешние затраты(MEC) в случае существования отрицательных внешних эффектов. В предельные индивидуальные затраты включается только стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют.
На рис. 10-5 изображена также кривая предельных общественных затрат (MSC). Предельные общественные затраты равны предельным индивидуальным затратам и предельным внешним затратам:
MSC = МРС + МЕС.
Рис. 10-5. Определение объема выпуска с учетом внешних затрат |
Поэтому кривая MSC расположена на E руб. выше кривой МРС. При рыночной цене Р оптимальным с общественной точки зрения объемом производства на данном предприятии является q2, при котором MSC = Р. Заметим, что q2 > q1. Таким образом, при наличии отрицательных внешних эффектов продукции выпускается слишком много, и она реализуется по весьма низким ценам.
Регулирование отрицательных внешних эффектов
Перепроизводство благ свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов. Задача государства состоит в корректировке работы рыночного механизма. Эта корректировка предполагает интернализацию внешних эффектов, т.е. трансформацию предельных внешних издержек во внутренние. В отношении отрицательных внешних эффектов интернализация означаеть увеличение предельных частных издержек на величину предельных внешних, что приведет к росту цены блага и сокращению его предложения до оптимального.
Меры воздействия могут быть различными. Государство может запретить производство какого-либо продукта, если внешние затраты слишком высоки; может установить предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды вредными веществами; может ввести налоги и т.д.
Британский экономист А. Пигу (1877—1959) для решения проблемы отрицательных внешних эффектов предложил вводить обложение этих эффектов налогами. Идея Пигу сводилась к следующему: если хозяйствующий субъект, скажем А, осуществляя свою деятельность, вызывает издержки у субъекта Б, то обложение А налогом, равным этим издержкам, будет хорошим стимулом для него в принятии решения относительно уменьшения этих издержек. Этот налог получил названиекорректирующего налога Пигу.
Рассмотрим введение налогов как способ борьбы с загрязнением окружающей среды (рис. 10-6).
Рис. 10-6. Воздействие налогов на рыночное равновесие, если производство сопровождается внешними затратами |
Предположим, на производство данного товара установлен налог Е руб. на единицу продукции. Для фирмы он представляет собой дополнительные денежные затраты. Поэтому кривая МРС поднимается на Е руб. вверх и совпадаете кривой MSC. Таким образом, с помощью налога внешние затраты интернализуются. И теперь уже оптимальным для фирмы станет выпуск q2, при котором MSC = Р.
Но дело этим не ограничится, изменится и сама цена. На рис. 10-6 по горизонтальной оси откладывается общее количество продукта, выпускаемое всеми предприятиями отрасли (Q). Если первоначально кривая предложения занимала положение S, то рыночная цена равнялась Р. Введение налога на производство данной продукции вызывает сдвиг кривой предложения вверх на величину налога Е. Кривая предложения займет положение S1. Новая рыночная цена составит Р1. При такой цене оптимальный выпуск для нашей фирмы равен q2' на рис. 10-5. Этот объем соответствует общему объему производства товара всеми предприятиями отрасли Q2 на рис.10-6. Таким образом, введение налога на производство товара сокращает объем его выпуска и повышает рыночную цену. Рыночная цена отражает теперь не только частные затраты производителей, но и внешние затраты.
Мы рассмотрели самый простой, но не самый эффективный способ налогообложения в случае, когда производство какого-либо продукта сопровождается внешними затратами. Если производство продукта наносит ущерб окружающей среде, разумнее установить налог не на продукт, а непосредственно на внешний ущерб, наносимый предприятием, т.е. ввести платежи в бюджет, количественно связанные с размером этого ущерба. В этом случае у предприятий появятся стимулы к внедрению экологически чистых технологий.
Следует признать, что на практике точно рассчитать внешние затраты с целью определения налога очень сложно. Тем более что на разных фирмах внешние затраты могут быть очень различными. Внешний ущерб от загрязнения одного и того же размера в плотно заселенном районе выше, чем в малонаселенной местности.
Рассматривая вопросы регулирования внешних эффектов, следует помнить, что задача состоит не в устранении загрязнения как такового, а в обеспечении эффективного распределения ресурсов. Это означает, что эффективный уровень контроля над загрязнением достигается тогда, когда предельные общественные издержки равны предельным общественным выгодам. В этой связи проблема регулирования внешних эффектов заключается в том, чтобы повышение эффективности распределения ресурсов достигалось при снижении издержек фирм по устранению отрицательных внешних эффектов. Реализация такой задачи (при соблюдении допустимого уровня загрязнения) возможна путем создания рынка прав на загрязнение, где такие права могли бы свободно продаваться и покупаться.
Лицензии на сброс загрязняющих веществ представляют собой один из возможных способов. Установив допустимый объем загрязнения, государство выпускает равное этому объему количество лицензий, каждая из которых дает право на сброс единицы загрязняющего вещества. Сами же лицензии пускаются в рыночный оборот.
Механизм «компенсаций», представляющих собою заключаемое на компенсационной основе соглашение между фирмами об обмене правами собственности на загрязнения, применяется тогда, когда дополнительные загрязнения недопустимы. Суть его состоит в том, что фирма может приобрести права на выбросы у другой фирмы, которая готова за определенную плату сократить выбросы.
Мониторинг, применяемый для отслеживания норм выбросов по каждому отдельному загрязнителю, также может быть использован для снижения издержек фирм по соблюдению установленных норм. Суть дела при этом состоит в том, что фирмам разрешается превышать нормативы по одному виду выбросов, если обеспечивается равноценное снижение выбросов другого вида.