Естественное движение населения Российской Федерации
(на 1000 населения)
Рисунок 1
Ведущим классом причин смерти являются болезни системы кровообращения (доля умерших в 1999 году — 55,0%). На втором месте причин смерти находятся злокачественные образования (доля умерших — 14,7 %), а на третьем травмы и отравления (доля умерших — 13,8 %), однако в 1993-1996 гг. травмы и отравления как причины смерти занимали второе место.
В 1999 г. вновь наблюдается рост смертности от стрессогенно-обусловленных причин, в том числе по причине гипертонической болезни в 1,7 раза, ишемической болезни сердца — на 8,5%. Смертность от транспортных происшествий выросла на 12,3%, самоубийств — на 10,5%, убийств — на 12,6%.[85]
Особую обеспокоенность вызывает рост смертности от туберкулеза. За период с 1990 по 2000 г. смертность о туберкулеза возросла с 7,9 до 20,0 на 100 тыс. населения.
Еще одним фактом российской действительности в 90-х гг. стал рост смертности среди трудоспособного населения. За десять лет он (фактор) вырос более чем на 100 тыс. чел. и составляет свыше 520 тыс. чел. в год.[86] Особое значение приобретает проблема сверхсмертности мужчин. Это сформировало беспрецедентный — более чем в 10 лет — разрыв в средней продолжительности жизни между мужчинами и женщинами.
Показатель младенческой смертности общепризнанный индикатором социального благополучия общества. Его значение в России в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах. Сохраняется высоким и уровень материнской смертности. Ежегодно в результате осложнений беременности, родов и послеродового периода в России умирает 560-650 женщин. Показатели материнской смертности в стране в 5-10 раз выше, чем в экономически развитых странах мира.
Одним из демографических показателей, характеризующих социально-экономическое положение в стране, является показатель ожидаемой продолжительности жизни (рис.2).
Рис. 2. Ожидаемая продолжительность жизни (лет)
Анализ демографической ситуации, сложившейся в России к концу 90-х гг. свидетельствует, что существование негативных тенденций в её развитии значимо влияет на систему российского здравоохранения.
Другой значимой показатель состояния общественного здоровья — заболеваемость населения.[87] За период 1992-1998 гг. общая заболеваемость взрослого населения возросла на 11,1 %, подростков — на 38,7%, детей — на 23,9%
В структуре общей заболеваемости первое место занимают болезни органов дыхания, затем системы кровообращения, нервной системы и органов чувств, органов пищеварения и костно-мышечной и соединительной ткани.
Характеризуя заболеваемость, следует говорить о процессах хронизации, комплексности и сочетанности патологических состояний. С одной стороны, это следствие долговременных закономерностей, действующих на уровне естественнонаучных, неуправляемых тенденций, с соответствующей реструктуризацией заболеваний, а с другой — результат снижения обращаемости населения, прежде всего трудоспособного, за медицинской помощью с соответствующим развитием оставшихся без внимания медицинских работников патологических состояний. Такая реструктуризация патологии ведет к необходимости применения новых специализированных средств и методов лечения и профилактики и, как следствие это го, к повышению ресурсоемкости, стоимости лечебно-реабилитационных и других медицинских услуг. А это создает дополнительные трудности для функционирования и финансирования системы лечебно-профилактической помощи.
В последние годы происходит существенный рост первичной заболеваемости населения инсулиннезависимым и инсулинозависимым диабетом, что ведет к высокой степени накопления таких больных в популяции.
В целом распространенность заболеваний свидетельствует о том, что в среднем хроническое заболевание имеет каждый взрослый житель страны, а каждый ребе нок имеет 1,5 заболевания (в 1997 году на 100 тыс. взрослого населения приходи лось 107498,3 заболеваний, а на 100 тыс. детей— 153127,1).
Особое внимание в последнее десятилетие привлекает распространение наркомании и токсикомании. Данный вид социальной девиации особо опасен из-за того, что находит широкое распространение среди подростков. Реальное распространение наркомании среди населения России достаточно сильно отличается от фактически зарегистрированных данных.
В настоящее время имеется выраженная тенденция к росту общей заболеваемости среди подростков по всем классам болезней, особенно по заболеваниям костно-мышечной системы, эндокринной системы, болезней крови и кроветворных органов, новообразований и врожденных аномалий развития.
С марта 1987 г., когда в России был выявлен первый больной СПИДом, В 1999 г. зарегистрировано уже 15936 случаев ВИЧ-инфекции, что в три раза больше, чем в 1998 г.
Анализ статистических показателей, характеризующих заболеваемость населения, позволяет утверждать, что к концу XX столетия Россия оказалась далеко в стороне от показателей здоровья населения, характерных для экономически развитых стран.
Влияние состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения обусловлено тем, что более двух третей населения России живет в условиях загрязнения атмосферного воздуха, некачественной питьевой воды, необратимых процессов деградации природной среды. Налицо очевидное влияние неблагоприятных условий обитания на состояние здоровья большинства населения России. Такая ситуация усугубляет и без того достаточно напряженную обстановку, связанную с уровнем заболеваемости и смертности населения Российской Федерации.
Еще одним фактором, влияющим на состояние общественного здоровья, является состояние ресурсов здравоохранения — сети лечебных учреждений и их деятелъностъ.
Первичная медицинская помощь оказывалась в 1998 г. 6250 самостоятельными амбулаторно-поликлиническими учреждениями. Среди них — 1708 поликлиник (в том числе 591 детская), 4207 амбулаторий (из них 3986 в сельской местности), 54 хозрасчетных поликлиник и амбулаторий, 48 консультативно диагностических центров (в том числе 12 детских), 71 центр по профилактике и борьбе со СПИД. Стоматологическая помощь оказывается в 942 самостоятельных стоматологических поликлиниках (в том числе 32 хозрасчетных). Помимо этого, в структуру первичной медицинской помощи входят 3135 станций и отделений скорой медицинской помощи, 570 врачебных, 9264 фельдшерских здравпункта, 42669 фельдшерско-акушерских пунктов.
Среднее число посещений на 1 жителя (включая обращения к врачам станций и отделений скорой медицинской помощи) в 1998 году составило 9,05 (в 1997г. — 9,1).
В 1998 г. в системе Министерства здравоохранения функционировало 10450 больничных учреждения: 9350 больниц (из них 5696 — в сельской местности) и 1100 диспансеров, имеющих стационары. В указанных учреждениях было развернуто более 1,6 млн. коек. Обеспеченность больничными койками составляет 113.3 на 10 тысяч населения.
Подобные медико-демографические показатели ставят перед системой здраво охранения России определенные проблемы. Схематично перечень проблем представлен на рис 3.
Рис. 3.
Медииинские проблемы:
Смертность (Сердечно-сосудистые заболевания, новообразования, травмы). Смертность в трудоспособных возрастах (Травмы, ССЗ, новообразования). Рост инфекционных заболеваний и смертности от них. Заболеваемость новорожденных (рост за 10 лет в 3,7 раза). Здоровье школьников (40% от числа осмотренных — с хроническими заболеваниями, 50% — с морфо-функциональными отклонениями (предболезнь). 10%— подростки, которых можно назвать здоровыми).
• Школьницы-подростки (частота хронических заболеваний у школьниц в 60-е годы — 40%, в 80-е гг. — у 44%, в 90-е гг. у 75%).
• Рост средних показателей заболеваемости туберкулезом.
• Рост венерических заболеваний.
• Рост ВИЧ-инфекции.
• Наркомания (каждый год рост наркомании на 50%, а среди подростков 100%)
• Алкоголизм.
Организационно-управленческие проблемы
Определение объемов и способов финансирования бесплатной медицинской помощи.
Восстановление разумной вертикали управления системой здравоохранения. Формирование государственного заказа на предоставление гражданам определенных видов и объемов медицинской помощи.
Форматирование нормативно-правовой базы здравоохранения. (Законы: «О национальном здравоохранении»; «О государственной системе здравоохранения»; «О частной системе здравоохранения»; «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»). Перемещение акцентов в оказании медицинской помощи со стационаров на амбулаторно-поликлиническое звено.
Разграничение полномочий между Федеральным центром и Субъектами Феде рации
Меры по поддержанию Федеральных медицинских центров. Меры государственного регулирования лекарственного обеспечения населения:
- введение государственного регулирования цен на жизненно необходимые лекарственные средства;
- централизованные закупки для медицинских учреждений и льготных категорий согласно перечню;
- долевое финансирование бюджетами различных уровней и средствами ОМС;
- персонификация учета потребления лекарственных средств;
Выравнивание расходов территорий при помощи субвенций на основе совместных договоров между Минздравом и властями субъектов Федераций на следующих условиях:
_ повышение доли расходов региональных бюджетов на здравоохранение;
- реструктуризация видов помощи.