Методические рекомендации преподавателям. Изменение роли знаний в современном мире приводит к переосмыслению содержательного процесса образования
Изменение роли знаний в современном мире приводит к переосмыслению содержательного процесса образования. Содержание образования представляет собой соединение внутреннего знания студента (с которым он пришел в высшую школу и прирастил далее в процессе обучения) и внешней информации, заключающейся в той или иной дисциплине, к изучению которой он подошел. Превращение внешнего знания (систематизированной информации по дисциплине) во внутренне осуществляется путем плавного потока информации с использованием системно-модульной технологии обучения.
Содержание учебной дисциплины «Институциональная экономика» позволяет использовать данную технологию.
Процесс структурно-модульного представления дисциплины проходит в несколько этапов. Первоначально выявляется системообразующая учебной дисциплины и ее разделов. Далее система дисциплины разделяется на составные части по определенному критерию. После этого полученные подсистемы делятся на составные части до необходимой глубины погружения.
Установлению наиболее актуальных связей и отношений между системами помогает матричный способ представления дисциплины (Таб. 1)
Как можно видеть из таблицы 1, по вертикали курс делится на два основных течения институциональной теории - старый и неоинституционализм. Причем последний представлен следующими конститутивными концепциями: институты, трансакционные издержки, права собственности, контракты, фирмы, сети, государство и институциональные изменения. Здесь имеет большое методическое значение именно такая последовательность подачи материала. Так, изучение теорий прав собственности должно предшествовать теории контрактов, в виду того, что изучая контракты, мы исходим из представления, что это каналы, по которым передаются права собственности. А теория фирмы должна следовать только после изучения трансакционных издержек, прав собственности и контрактов. Тем самым мы подводим студентов к разнообразному пониманию сущности фирмы.
Таблица 1
Содержательная матрица дисциплины «Институциональная экономика»
Пространственная принадлежность школ Течения | Американская | Европейская | |
Старый институционализм | |||
Неоинституциональная теория | Институты | Теорема Коуза* | |
Трансакционные издержки | |||
Права собственности | |||
Контракты | |||
Фирмы | |||
Сети | |||
Государство | |||
Институциональные изменения |
* - пример дидактической единицы
Как мы можем видеть, на пересечении представленных школ и основных направлений институциональных исследований возникают те дидактические единицы, которые повсеместно изучаются студентами в рамках курсов институциональной экономики. Так, изучение теории прав собственности в рамках американской школы неоинституциональной экономки позволяет нам познакомиться с теоремой Коуза.
Представленная матрица дает возможность сформировать индивидуальную образовательную траекторию студентов. К примеру, для студентов направления «Менеджмент организаций» можно акцентировать внимание на таких направлениях неоинституциональной теории как теория сетей, теория фирмы, теория трансакционных издержек. А для студентов, обучающихся по программе «Государственное и муниципальное управление» более полезным будет глубокое изучение теорий государства, теорий институциональных изменений и теорий прав собственности.
Данная матрица дает наглядность дисциплине, помогает студенту осознать ее внутреннюю логику, создает законченную схему-образ курса и позволяет наиболее эффективно организовать обучение и усвоение материала.
Тренировке в учебной деятельности способствует также подготовка методической матрицы по дисциплине. В представленной ниже методической матрице по горизонтали выбраны основные направления институциональной экономики: старый и неоинституционализм. По вертикали - основные характеристики направлений, которые усваиваются при многократном использовании как алгоритм изучения (Таб.2).
Таблица 2