Население и трудовые ресурсы
В настоящее время численность населения в регионе составляет свыше 930 тыс. человек. Население области многонационально. В области проживают граждане около 100 национальностей. В формировании населения области снижается роль естественного прироста, возрастает роль миграции. С 1992 года наблюдается резкий спад естественного прироста населения.
В современных экономических условиях резкое снижение рождаемости объясняется отсутствием четкой демографической политики, поощрения рождаемости. К сожалению, социальные выплаты на детей настолько низки, что они абсолютно не стимулируют увеличения количества детей в семье, а следовательно, нужно быть готовым к низкому уровню рождаемости в течении достаточно длительного времени.
Доля людей пенсионного возраста в общей численности населения достигает 20,2 – 20,3%. Каждый девятый житель области имеет возраст свыше 65 лет.
Численность экономики активного населения области в последние годы сокращается. Количество занятых в различных секторах экономики только за последние три года сократилось на 35,3 тыс. человек.
Наибольшее сокращение численности работающих в период с 1992 по 1996 год произошло в промышленности: с 122,2 до 90,4 тыс. человек, то есть на 26%.
В условиях сокращения занятости растет численность безработных. Число лиц, получивших статус официального безработного, с 1992 по 1996 год увеличилось почти на 24 тыс. человек.
Основная часть безработных – женщины. В 1992 году женщины составляли 80% от общего числа безработных, в 1995 году – 64%. Каждый третий безработный – молодежь в возрасте 16-29 лет.
Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства
Рыбопромышленный комплекс
В области созданы мощный рыболовный флот и рыбоперерабатывающая промышленность. Лов рыбы ведется в водах Балтийского моря и Атлантического океана. Основные промысловые рыбы — салака, треска, килька, угорь. Работают рыбоконсервные комбинаты и холодильные установки.
Рыбопромышленный комплекс играет ведущую роль в хозяйстве Калининградской области. Рыбная промышленность до 1992 года развивалась как социально ориентированная отрасль, имевшая мощную государственную поддержку, прежде всего, в виде выделения капитальных вложений на постройку дорогосоящего флота и создания береговой инфраструктуры.
В течении последних 45 лет вплоть до 1992 года создавался мощный океанический рыбохозяйственный комплекс общероссийского значения, что обусловливалось устойчивыми потребностями населения России в пищевой рыбопродукции, наличием незамерзающих портов, близостью Калининграда к богатым промысловым районам в Атлантике и Тихом океане.
К 1990 году рыбопромышленный комплекс включал в себя 25 крупных предприятий и организаций, образующих единую технологическую цепь: рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие, машиностроительные, судоремонтные и транспортные предприятия, научные учреждения и высшие учебные заведения. Промышленность располагала около 300 крупно- и среднетоннажными рыболовными, обрабатывающими, транспортными и обслуживающими судами. Производственные мощности комплекса с учетом доступной для рыболовства сырьевой базы в Атлантике и Тихом океане позволяли добывать ежегодно 800 тыс. тонн рыбы и выпускать 500-600 тыс. тонн пищевой продукции.
По состоянию на начало 1997 года в рыбопромышленном комплексе насчитывалось 214 различных судов промыслового, транспортного и вспомогательного флота. При этом малое предпринимательство имело в своем распоряжении 69 судов. В период с 1990 года по 1997 год включительно списано 77 судов.
Темпы сокращения улова рыбы, морепродуктов в Калининградской области более высоки, чем в среднем по Российской Федерации. Снизилось и значение области в общих объемах улова рыбы, морепродуктов с 9,8 (1991 г.) до 6,4% в 1996 году.
До 1992 года Калининградская область имела один из самых мощных рыбодобывающих флотов в бывшем СССР. В связи с резким подорожанием топливно-энергетических ресурсов, разрушением централизованного материально-технического снабжения, прекращением государственной финансовой поддержки рыбной отрасли эксплуатация мощного флота в отдаленных районах лова стала практически неэффективна.
За счет нелегального экспорта морских биологических ресурсов в последние годы государству нанесен ущерб в размере 35 млрд. долларов США (в целом по Российской Федерации). Бюджеты всех уровней не получают соответствующих налоговых поступлений. В портах Норвегии треска с российских судов принимается по цене 1700 долларов за тонну, а с норвежских судов – 3000 долларов.
Россия подписала договор с Норвегией, согласно которому норвежская сторона представляет России полную информацию обо всех российских судах, осуществляющих выгрузку рыбной продукции в портах этой страны.
Объемы добычи трески в Балтийском море незначительны из-за слабой технологической оснащенности флота и несовершенства орудий лова.
Так, в 1997 году в российской экономической зоне пятью шведскими судами за две недели было выловлено 200 тонн трески. Тридцать калининградских судов добыли 111 тонн. Шведские суда оснащены мощными траловыми лебедками и добывают треску на глубинах от 100 до 50 метров, а калининградские – могут работать на глубинах от 4 до 50 метров. [6, с.166]
В состав рыбопромышленного комплекса входят научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации, КГТУ, Всероссийский институт повышения квалификациии, Балтийская государственная академия рыбопромышленного флота, Калининградский морской колледж и мореходная школа. В Калининграде на начало 1990 года было сконцентрировано около 40% научно-технического потенциала рыбной отрасли бывшего СССР. В высших и средних учебных заведениях обучалось более 5000 студентов и курсантов по 12 специальностям.
Выход из кризисного состояния рыбопромышленного комплекса области имеет важнейшее значение для всей экономики региона. Практически предстоит заново создать новую структуру рыбной отрасли, объеденив рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия, предприятия судоремонта, береговой инфраструктуры, а также организовать централизованный сбыт продукции и сформировать единую политику развития рыбной промышленности в регионе. Новые предприятия комплекса будут, безусловно, формироваться в условиях дальнейшего реформирования экономики. Многие крупнотоннажные суда необходимо заменить на суда малого флота с тем, чтобы вести добычу рыбы, морепродуктов в ближайших промысловых районах и на Балтике. Неизбежны соответствующие изменения и на крупных рыбоперерабатывающих береговых предприятиях, а также в других организациях комплекса. При этом рассчитывать на крупные финансовые централизованные ресурсы не приходится. [6, с.167]