Деньги как развитая форма товарно-денежных отношений
Товарное производство привело к возникновению денег. Обмен возник еще в первобытном обществе, но носил случайный характер. Обменивались в основном излишки продуктов. Тогда возникла первая простая, или случайная, форма стоимости:
Товар А выражает свою стоимость в товаре В, и наоборот. Товар А выступает как потребительная стоимость, товар В – как стоимость. Товар А находится в относительной форме стоимости, товар В, через который выражается стоимость товара А, – в эквивалентной. С развитием разделения труда развивается и обмен, а также увеличивается предложение товаров на рынке. Каждый товар может выразить свою стоимость через множество других товаров, каждый из которых может стать эквивалентом. Простая форма стоимости сменяется полной, или развернутой:
Чтобы получить желаемый товар, чаще всего нужно было совершать ряд последовательных обменов. Поэтому в результате развития производства на рынке постепенно выделяется определенный товар, всегда пользующийся спросом, при этом полная форма стоимости превращается во всеобщую форму стоимости:
Товар, беспрепятственно обменивающийся на любой другой, получил название всеобщего эквивалента. С течением времени роль всеобщего эквивалента прочно закрепилась за денежным товаром, или деньгами. Это привело к утверждению денежной формы стоимости.
Сущность денег наиболее полно раскрывается в пяти функциях.
1. Мера стоимости. Стоимость товаров измеряется в деньгах. Эту функцию выполняет золото: количество труда, затраченного на производство товара, сравнивается с количеством труда, необходимого для производства золота, т. е. определяется, сколько золота соответствует данному товару. Для облегчения измерения был введен масштаб цен. Масштаб цен – это узаконенное государством количество золота, которое в данной стране принято за единицу. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называетсяценой товара.
2. Средства платежа. Процесс купли-продажи товаров и услуг может осуществляться с помощью не только наличных денег, но и кредитных. К кредитным деньгам относятся вексель, банкнота, чек, кредитные карточки.
Вексель – письменное долговое обязательство, выдаваемое заемщиком (векселедателем) кредитору (векселедержателю). Данное обязательство предоставляет кредитору право требовать с заемщика уплаты к определенному сроку суммы денег, указанной в векселе.
Банкнота – это вексель в банке. Отличие банкнот от бумажных денег заключается в следующем:
• банкноты имеют двойное обеспечение – кредитное (коммерческим векселем) и металлическое (золотым запасом банка);
• банкноты выпускаются в обращение центральным эмиссионным банком, бумажные деньги – государством;
• банкноты выполняют функцию средства платежа, бумажные деньги – функцию средства обращения.
Чек – это денежный документ строго установленной формы, содержащий приказ владельца счета в кредитном учреждении (чекодателя) о выплате определенному лицу указанной в нем суммы.
Чеки бывают именными (выписаны на определенное лицо и не подлежат передаче); ордерными (выписаны в пользу какого-либо лица); предъявительскими (выписаны на предъявителя).
Кредитная карточка – именной денежный документ, выпущенный специализированным кредитным учреждением и удостоверяющий наличие в данном учреждении счета владельца. Кредитная карточка дает право на приобретение товаров и услуг в розничной торговой сети без уплаты наличными деньгами.
3. Средство обращения. Деньги выступают посредником между продавцом и покупателем. Форма товарного обращения имеет следующий вид: Т – Д – Т. Эта формула распадается на продажу – Т – Д и куплю Д – Т, т. е. товар обменивается на деньги, чтобы на них купить другой товар. В сфере обращения всегда должно находиться определенное количество денег, которое регулируется законом денежного обращения. Суть его заключается в следующем: количество денег, обслуживающих товарооборот, должно находиться в прямой пропорциональной зависимости от суммы цен товарной массы и в обратной пропорциональной зависимости от скорости обращения денег:
где К – количество денег, необходимое для товарного обращения; Ц – сумма цен реализуемых товаров; О – число оборотов одноименных денежных единиц.
4. Средство накопления. Накопления необходимы, когда возникает потребность в крупных покупках у населения или капитальных вложениях в производство.
5. Мировые деньги. Перемещаясь из одной страны в другую, деньги используются для расчетов между отдельными государствами на мировом рынке.
Выводы
1. Под натуральным хозяйством понимается такая организация, при которой все товары производятся внутри хозяйства для собственного потребления.
2. Под товарным хозяйством понимается такая организация общественного производства, при которой товары производятся специализированными обособленными производителями и поступают в потребление посредством обмена на рынке.
3. Товарное производство в своем развитии прошло два этапа: простое и капиталистическое товарное производство.
4. При простом товарном производстве собственник средств производства одновременно выступают и непосредственным производителем. Цель его производства – удовлетворение потребностей семьи.
5. При капиталистическом товарном производстве средства производства принадлежат капиталисту, работают на него наемные работники (труд эксплуатируется). Цель производства – получение прибыли.
6. Различают простую (случайную), полную (расширенную), всеобщую и денежную формы стоимости.
7. Деньги выполняют следующие функции: меры стоимости; средств обращения; накопления, сбережения и образования сокровищ; средств платежа; мировых денег.
Тема З
Спрос и предложение
Спрос. Закон спроса
Спрос (D – от англ. demand) – это намерение потребителей, обеспеченное платежными средствами, приобрести данный товар.
Спрос характеризуется его величиной. Под величиной спроса (Qd) следует понимать количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени.
Наличие спроса на какой-либо товар означает согласие покупателя уплатить за него указанную цену.
Цена спроса – это максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить, приобретая данный товар.
Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос – спрос на данном рынке конкретного покупателя на конкретный товар. Совокупный спрос – это общий объем спроса на товары и услуги в стране.
На величину спроса оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы, которые можно сгруппировать следующим образом:
– цена самого товара X (Рх);
– цены на товары-заменители (Pi);
– денежные доходы потребителей (Y);
– вкусы и предпочтения потребителей (Z);
– ожидания потребителей (Е);
– число потребителей (N).
Тогда функция спроса, характеризующая его зависимость от указанных факторов, будет выглядеть следующим образом:
Основной фактор, определяющий спрос, – цена. Высокая цена товара ограничивает величину спроса на данный товар, а уменьшение цены ведет к увеличению величины спроса на него. Из вышесказанного следует вывод, что величина спроса и цена находятся в обратной зависимости.
Таким образом, между ценой и количеством покупаемого товара существует связь, которая отражается в законе спроса: при прочих равных условиях (остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны) количество товара, на которое предъявлен спрос, возрастает при падении цены данного товара, и наоборот.
Математически закон спроса имеет следующий вид:
где Qd – величина спроса на какой-либо товар; / – факторы, влияющие на спрос; Р – цена данного товара.
Изменение величины спроса на определенный товар, вызываемое ростом цен на него, можно объяснить следующими причинами:
1. Эффект замещения. Если цена товара возрастет, то потребители стараются заменить его схожим товаром (например, если цена на говядину и свинину поднимется, то увеличивается спрос на мясо птиц, рыбу). Эффект замещения – есть изменение структуры спроса, которое вызвано уменьшением закупок подорожавшего товара и заменой его другими товарами с неизменными ценами, так как они становятся теперь относительно более дешевыми, и наоборот.
2. Эффект дохода, который выражается в следующем: когда цена возрастает, покупатели как бы становятся немного беднее, чем были до того, и наоборот. Например, если цена на бензин увеличится вдвое, то в результате мы будем иметь меньше реального дохода и, естественно, снизим потребление бензина и других товаров. Эффект дохода – изменение структуры покупательского спроса, вызванного изменением дохода от изменения цен.
В некоторых случаях возможны определенные отклонения от жесткой зависимости, сформулированной законом спроса: повышение цены может сопровождаться ростом величины спроса, а ее понижение может привести к уменьшению величины спроса, в то же время возможно сохранение стабильного спроса на дорогостоящие товары.
Данные отклонения от закона спроса не противоречат ему: рост цен может увеличивать спрос на товары, если покупатели ожидают дальнейшего их увеличения; снижение цен может снизить спрос, если ожидается еще большее падение их в будущем; приобретение же устойчиво дорогих товаров связано со стремлением потребителей выгодно вложить свои сбережения.
Спрос можно изобразить в виде таблицы, показывающей количество товара, которое потребители готовы и могут купить в течение определенного периода. Эта зависимость называется шкалой спроса.
Пример. Пусть мы имеем шкалу спроса, отражающую положение дел на рынке картофеля (табл. 3.1).
Таблица 3.1. Спрос на картофель
По каждой рыночной цене потребители захотят купить определенное количество картофеля. При уменьшении цены на него величина спроса будет возрастать, и наоборот.
На основе этих данных можно построить кривую спроса.
По оси X отложим величину спроса (Q), по оси Y – соответствующую цену (Р). На графике размещено несколько вариантов величины спроса на картофель в зависимости от его цены.
Соединив эти точки, мы получаем кривую спроса (D), имеющую отрицательный наклон, что свидетельствует об обратно пропорциональной зависимости между ценой и величиной спроса.
Таким образом, кривая спроса показывает, что при неизменности других факторов, влияющих на спрос, снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот, иллюстрируя закон спроса.
Рис. 3.1. Кривая спроса.
Закон спроса выявляет и другую особенность – убывающую предельную полезность, поскольку снижение объема покупок товара происходит не только из-за увеличения цен, но и в результате насыщения потребностей покупателей, так как каждая дополнительная единица одноименного товара имеет все меньший полезный потребительский эффект.