| | | | | | |
| Отечественная война 1812 года (открытие нового знания). С. 112– | 30/ 03/ | Вторжение в Россию армии Наполеона. Отступление русской армии. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Пожар Москвы. Отступление Наполеона. Партизанское движение. Д. В. Давыдов. Победа над Наполеоном | П– на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной; обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России | Фронтальная – формулирование ответов на поставленные вопросы; участие в дидактических играх «Неотосланная депеша», «Историческое домино»; просмотр видеофильма «Отечественная война 1812 года». Индивидуальная – организация рабочего места; выразительное чтение стихотворений наизусть; выполнение заданий; знание исторических событий 1812 года | Фронтальная – устные ответы. Коллективная – дидактические игры |
| Страницы истории XIX века (от- крытие нового | 06/ 10/ | Декабристы, основные идеи движения, выступление 14 декабря 1825 года. Освобождение | П– в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке; работать с историческими картами; находить на карте Транссибир- | Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; отгадывание ребусов; работа со схемой, с картой. | Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – |
Продолжение табл.
| | | | | | |
| знания). С. 122– | | крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после 1861 года, рост промышленности, городские контрасты. Технические достижения России в XIX веке: электрическое освещение городов, трамвай, телефон, развитие железной дороги, Транссиб, открытие Политехнического музея | скую магистраль; сопоставлять исторические источники; извлекать из дополнительной краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе; формулировать выводы по изученному материалу. Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои знания. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России | Индивидуальная – организация рабочего места; написание графического диктанта; знание о реформах Александра II, о технических изобретениях XIX века. Групповая – участие в дидактической игре «Историческое домино»; работа с историческим документом | графический диктант. Коллективная – ребусы, дидактическая игра |
| Россия вступает в ХХ век (открытие ново- | 06/ 10/ | Николай II – последний император России. Возникновение полити- | П– отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, февральской и октябрьской революций; составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану; интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли революция и Граж- | Фронтальная – формулирование ответов на поставленные вопросы; участие в дидактических играх «Лента времени», «Узнай | Фронтальная – устные ответы. |
Продолжение табл.
| | | | | | |
| го знания). С. 127– | | ческих партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 года. Октябрьская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков | данская война в судьбе семьи; проявлять воображение, составляя интервью от лица журналиста начала ХХ века у ученого, каким он видит ХХ век; формулировать выводы по изученному материалу. Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России | дату»; составление схемы. Индивидуальная – организация рабочего места; выполнение заданий теста, из электронного приложения к учебнику; знание исторических событий XX века. Групповая – участие в дидактической игре «Историческое домино» | Индивидуальная – тестирование. Коллективная – дидактическая игра, схема |
| Страницы истории 20–30-х годов (открытие нового знания). | 13/ 17/ | Образование СССР. Государственная собственность в промышленности. Борьба с неграмотностью. Индустриализация, кол- | П– знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны; сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в эле- ктронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР; сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; в ходе экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают; знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных стан- | Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; участие в дидактических играх «Огоньки», «Неотосланная депеша», «Узнай историческое событие»; работа с исторической картой; заполнение схемы. | Фронтальная – устные ответы. Коллективная – дидактические игры |
Продолжение табл.
| | | | | | |
| С. 136– | | лективизация, культурная революция. Репрессии 1930-х годов | ций метро (для москвичей – в ходе экскурсии); прослушивать в записях (Интернет) песни 30-х годов; формулировать выводы по изученному материалу. Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России | Индивидуальная – организация рабочего места; знание истории образования СССР, жизни страны в 20–30-е годы XX века; выполнение заданий из электронного приложения к учебнику. Коллективная (групповая) – участие в дидактической игре «Историческое домино» | |
| Великая война и великая Победа (открытие нового знания). С. 140– | 13/ 17/ | Начало Великой Отечественной войны. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. Изгнание | П– составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их; прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времен войны; делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы; выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу; собирать материал о мероприятиях празднования 68-летия Победы в родном городе (селе), в регионе; интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году; готовить праздник ко Дню Победы; работать с термино- | Фронтальная – формулирование ответов на поставленные вопросы учителя. Индивидуальная – организация рабочего места; выполнение заданий по карточкам, из электронного приложения к учебнику; знание исторических событий Великой Отечественной войны. Коллективная (групповая) – составление описательных рассказов о Битве под | Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – карточки |
Продолжение табл.
| | | | | | |
| | | фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Города-герои, города воинской славы. Цена Победы | логическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, уважительное отношение к истории | Москвой, о Сталинградской битве, о блокаде Ленинграда, о Курской битве | |
| Страна, открывшая путь в космос (построение системы знаний). С. 147– | 20/ 24/ | Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин – первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир», МКС. Развитие СССР до 1980-х годов: достижения и проблемы. Эпоха перестройки в 1980-х. | П– извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы – из экскурсии в музей космонавтики); интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года; прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина; знакомиться с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему; интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе; работать с электронным пособием; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее вы- | Фронтальная – формулирование ответов на поставленные вопросы; разгадывание кроссворда. Индивидуальная – организация рабочего места; написание графического диктанта; знание о жизни страны в послевоенное время, о первом полете человека в космос; выполнение самостоятельной работы по карточкам, заданий из электронного приложения к учебнику. | Фронтальная – устные ответы. Коллективная – крос- сворд. Индивидуальная – графический диктант, карточки |
Продолжение табл.
| | | | | | |
| | | Распад СССР | полнить; оценивать свои достижения на уроке. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, уважительное отношение к истории | Групповая – выполнение заданий по карточкам | |
| Итоговая контрольная работа | 20/ 24/ | Проверочная работа | П– владеть способами решения проблем творческого характера, логическими действиями; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и проявлять способность конструктивно действовать в ситуации неуспеха; активно использовать речевые средства и ИКТ для решения познавательной задачи; использовать различные способы поиска Л – проявлять познавательный интерес к изучению предмета | Индивидуальная – выполнение заданий итоговой контрольной работы | Индивидуальная |
Раздел VI. Современная Россия (8 ч) |
| Основной закон России и права человека (от- | 27/ 30/ | Целеполагание раздела. Понятие о федеративном устройстве России. Много- | П– находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка; обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами | Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; разгадывание кроссворда; работа по карте. | Фронтальная – устные ответы. |
Продолжение табл.
| | | | | | |
| крытие нового знания). С. 156– | | национальный характер населения России. Конституция – основной закон страны. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка | других людей; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять гуманистические и демократические ценностные ориентации | Индивидуальная – организация рабочего места; знание основных документов, защищающих права человека; иметь представление о государственном устрой- стве страны; выполнение заданий; работа с деформированным текстом. Групповая – составление вопросов по данному фрагменту | Коллективная – крос- сворд, дидактическая игра |
| Мы – граждане России (построение системы знаний). С. 164– | 27/ 30/ | Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Государственное устрой- ство РФ: Президент, Федеральное собрание, правительство | П– различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства; следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации; моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам); работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; разгадывание кроссворда; составление схемы; участие в дидактической игре «Ваши права, дети». Индивидуальная – организация рабочего места; написание графического диктанта; представление о работе главы государства, Федерального собрания; вы- | Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – графический диктант. Коллективная – крос- сворд, схема, |
Продолжение табл.
| | | | | | |
| | | | Л – проявлять гуманистические и демократические ценностные ориентации | полнение заданий из электронного приложения к учебнику | дидактическая игра |
| Славные символы России (построение системы знаний). С. 168– | 05/ 08/ | Государственный герб, флаг и гимн | П– знать особенности герба Российской Федерации, его историю, символику, отличать герб РФ от гербов других государств; знать историю флага Победы, текст гимна РФ, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения; знакомиться с историей гимнов России, отличать гимн РФ от гимнов других государств; обсуждать, зачем государству нужны символы; моделировать символы своего класса, семьи; формулировать выводы по изученному материалу. Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять уважительное отношение к истории народа | Фронтальная – формулирование ответов на поставленные вопросы; разгадывание кроссворда; отгадывание загадки. Индивидуальная – организация рабочего места; знание государственных символов страны; выполнение заданий из электронного приложения к учебнику; раскрашивание современного российского флага | Фронтальная – устные ответы. Коллективная – кроссворд |
| Такие разные праздники (построение системы знаний). | 05/ 08/ | Понятие о государственных праздниках, День России, День Государственного флага, День народно- | П– различать праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные; составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей; прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина; знакомиться с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему; интервьюировать стар- | Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; отгадывание загадок; участие в дидактической игре «Узнай праздник». | Фронтальная – устные ответы. Коллективная – дидакти- |
Продолжение табл.
| | | | | | |
| С. 175– | | го единства, День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда | ших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять уважительное отношение к истории народа | Индивидуальная – организация рабочего места; представление о праздниках России; выполнение заданий из электронного приложения к учебнику. Групповая – выполнение творческой работы о праздниках России | ческая игра |
65– | Путешествие по России (открытие нового знания). С. 180– | 11/ 15/ | Регионы и города России | П– подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды); презентовать проект. Р – составлять группу по интересам, распределять обязанности; составлять план и текст доклада; оценивать свои достижения и достижения товарищей. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять познавательный интерес к изучению предмета | Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы; разгадывание ребуса; участие в дидактической игре «Города России». Индивидуальная – организация рабочего места; выполнение заданий проверочной работы, из электронного приложения к учебнику; участие в выставке творческих работ (изготовление | Фронтальная – устные ответы. Индивидуальная – проверочная работа. Коллективная – выставка творчес- |
Продолжение табл.
| | | | | | |
| | | | | поздравительных открыток, календарей профессиональных праздников родителей). Групповая – составление рассказов о Дальнем Востоке и Сибири, Урале, юге России по плану | ких работ, дидактическая игра |
| Презентация проектов (по выбору) (рефлексия) | 18/ 22/ | Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов | П– подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды); презентовать проект. Р – составлять группу по интересам, распределять обязанности; оценивать свои достижения и достижения товарищей. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять познавательный интерес к изучению предмета | Коллективная (групповая) – обсуждение и выведение правил позитивного общения, решений, путей разрешения ситуаций; выполнение заданий; презентация готового продукта (проекта) | Индивидуальная – презентация |
| Обобщающий урок по историко-обществоведческим те- | 18/ 22/ | Выполнение тестов. Развитие рефлексии. Формирование объективной | П– обобщить материал по соответствующим темам. Р – владеть начальными формами познавательной и личностной рефлексии. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Фронтальная – формулирование ответов на поставленные учителем вопросы. Индивидуальная – организация рабочего места. Групповая – участие в кон- | Индивидуальная – проверочные работы различных видов |
Окончание табл.
| | | | | | |
| мам (развивающий контроль) | | самооценки | Л – проявлять познавательный интерес к изучению предмета | курсах с целью обобщения и систематизации знаний по разделам «Страницы истории Отечества», «Современная Россия» | |
Наши рекомендации