Тема. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
Под ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ следует понимать инициативную, самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода. Предпринимательство осуществляется от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность. К предпринимательству относятся любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами. Оно включает в себя коммерческое посредничество, операции с ценными бумагами, производственную, торговозакупочную, инновационную, консультационную и иную деятельность.
Предпринимательство возможно при наличии определенных условий. Это:
· экономическая независимость, т.е. свободный выбор вида предпринимательской деятельности, ее планирование, выбор финансовых источников, доступ к ресурсам, самостоятельный сбыт продукции;
· наличие права собственности на средства производства, производимый товар и доход от его реализации;
· наличие соответствующей правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и определенного экономического климата.
Предпринимательство тесно связано с теми экономическими процессами, которые создают для него благоприятные условия. Это: разгосударствление собственности, приватизация предприятий, поощрение конкуренции, действие антимонопольного закона, а также законов, регулирующих налогообложение, валютную политику, инвестиции и т.д. Особую роль здесь играет поощрение со стороны государства малого и среднего бизнеса, способного быстро реагировать на конъюнктуру рынка.
Предпринимательство может полноценно развиваться только в том случае, если создана соответствующая инфраструктура рыночного хозяйства: коммерческие банки, страховые компании, аудиторские службы и др. Все субъекты предпринимательской деятельности должны иметь равные возможности доступа к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам.
Важнейшей задачей современного периода развития белорусской экономики является развитие предпринимательства. Предпринимательство может быть как частным, так и государственным и осуществляться как в индивидуальной, так в коллективной формах.
Государственное предпринимательствореализуется прежде всего на предприятии, под которым с правовой точки зрения подразумевается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе закрепленного за ним имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.
В Республике Беларусь используются различные организационно-правовые формы предприятий, которые определены Гражданским Кодексом страны. К ним относятся:
а) государственное предприятие;
б) частное (индивидуальное) унитарное предприятие;
в) товарищество (общество);
г) акционерное общество.
Государственное предпринимательство осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия в капитале и управлении.
В государственной собственности находятся отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего общества (энергетика, транспорт, связь, оборона), а также предприятия, продукция и услуги которых необходимы для совместного общественного потребления, но которые не привлекательны для частного бизнеса (коммунальное хозяйство, дорожное строительство и др.). В связи с этим актуальной проблемой является обеспечение эффективного функционирования государственных предприятий, для чего требуется перестройка внутренней структуры предприятий с усилением менеджмента и другие меры для адаптации их к развивающейся рыночной среде.
Разновидностью государственного предпринимательства является предоставление концессий — сдача коммерческим структурам в аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.
Проблемы государственного предпринимательства в Республике Беларусь: техническая отсталость, унаследованная от СССР; неэффективное использование ресурсов; неразвитый менеджмент; низкая мотивация труда и др.
Частное предпринимательство в Республике Беларусь представлено главным образом малым бизнесом.
Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, приносящая доход на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое предпринимательство в Республике Беларусь представлено в двух формах: юридического лица и индивидуального предпринимателя.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства — юридическим лицам — относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников:
- в промышленности и на транспорте — до 100 человек;
- в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере — до 60 человек;
- в строительстве и оптовой торговле — до 50 человек;
- в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговли – до 30 человек;
- в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.
Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые виды продукции и заполняют ниши, не привлекательные для крупного бизнеса.
В Беларуси последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действуют законы о предпринимательстве, государственной поддержке малого предпринимательства, а также специальный Указ Президента Республики Беларусь от 19 июня 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства». Разрабатываются и реализуются программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Созданы Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь.
Проблемы малого бизнеса:
- не создана соответствующая инфраструктура для развития малого бизнеса;
- небольшие размеры предприятий и недостаточная материальная база не позволяют им внедрять в производство крупные научно-технические разработки, а отсюда — ориентация малого бизнеса на «короткие деньги»;
- слабая устойчивость к колебаниям экономической конъюнктуры (например, неустойчивость на валютном и денежном рынках в средине 2011 г. поставила многих предпринимателей на грань выживания);
- недостаточно высокий уровень менеджмента в силу отсутствия курсов экономического образования индивидуальных предпринимателей при учебных заведениях страны;
- сложная для исполнения законодательная база;
низкий уровень доверия государства и бизнеса друг к другу;
- минимальная поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства;
- и др.