Производство общественных благ
Одним из недостатков рынка является его незаинтересованность в производстве общественных благ – благ, обладающих высокими внешними эффектами, и полезность которых распространяется больше чем на одного человека, их нельзя предоставить одному лицу, не предоставив другим (национальная оборона, мосты, защита от наводнений, освещение улиц и т.п.).
Поэтому важной функцией государства в рыночной экономике является производство общественных благ.
Общественные блага – товары или услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в чьей-то частной собственности.
Самый простой пример такого общественного блага – правовая система общества, т. е. законы и обеспечение их исполнения. Она призвана оберегать от произвола всех граждан страны, гарантировать равное соблюдение их интересов.
Ассортимент общественных благ огромен (сюда относятся также услуги армии (национальная оборона), милиции (охрана общественного порядка), проверка доброкачественности продуктов питания и лекарств, аварийные службы, службы профилактики эпидемий и т. д.).
В чистом виде примером общественного блага является национальная оборона. Нельзя защитить одного человека без того, чтобы не предоставить ее сразу всем остальным. Затраты также не зависят от числа защищаемых людей.
Большинство общественных благ не является таковыми в чистом виде: например, услуги милиции. Когда милиционеры охраняют общественный порядок, они предоставляют общественное благо, но когда раскрывают конкретное преступление, например кражу, то оказывают частную услугу хозяину украденного имущества.
Если сравнить общественные и индивидуальные (частные) блага, то первые характеризуются следующими признаками:
1) неисключаемость – отдельный человек не может быть исключен из потребления общественных благ. (Если существует армия, то в случае необходимости Вы не можете сказать: «Меня защищать не надо!»);
2) неделимость (нельзя поделить услуги правоохранительных органов на всех жителей страны);
3) с увеличением количества потребителей издержки производства не меняются (если в вечернее время освещается улица, то издержки освещения не зависят от того, проходит по улице ежевечерне 100 или 1000 человек);
4) выгоды, получаемые потребителями общественных благ, связаны с их производством, а не с покупкой (если построен мост через реку, то потребитель получает выгоду, как правило, не оплачивая, «не покупая» проезд через мост);
5) неконкурентность в потреблении – потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим;
6) совместное потребление – общественные блага потребляются обществом в целом.
Для частного бизнеса очень трудно предоставлять общественные блага и получать при этом прибыль из-за того, что данные блага, будучи единожды предоставлены в распоряжение одного клиента, становятся доступными для других без дополнительных затрат (например, уличное освещение).
Рассмотрим на примере несовершенство рынка в этом случае. Допустим, некая «Оборонная компания» пытается установить частную систему противоракетной обороны и собирает с помощью подписки деньги с желающих ее иметь. Если Вы знаете, что Ваши соседи уже подписались на этот товар, то Вам уже нет необходимости также платить за данный товар, потому что защита домов (квартир) соседей означает и защиту Вашего жилья. Но Ваши соседи будут рассуждать точно также и не станут подписываться, надеясь, что подпишетесь Вы. Так возникает проблема «безбилетных пассажиров»или «зайцев» («free riders»). Поэтому частная компания не сможет предоставить систему противоракетной обороны. Получается, что только правительство сможет предоставить общественное благо и избежать проблемы «безбилетных пассажиров».
Таким образом, общественные блага нельзя продать одному лицу, поэтому их производство невыгодно частному бизнесу, но, так как эти блага необходимы обществу в целом, государство берет их производство на себя.
Затраты на производство общественных благ несет государство, а выгодами от их потребления пользуется все общество.
Поскольку доходы государства формируются в основном за счет налогов, фактически само общество финансирует производство общественных благ. Однако непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и участием в потреблении общественных благ отсутствует.
Наряду с приведенной классификацией функций государства существуют и другие. Так, например, П. Самуэльсон в качестве функций государства называет:
1) эффективность – содействие эффективному распределению ресурсов общества;
2) справедливость – деятельность государства, направленная на обеспечение социальной справедливости в обществе путем выравнивания доходов;
3) стабильность – осуществление мер, направленных на борьбу с безработицей, инфляцией, спадами производства.
Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о том, каковы должны быть границы государственного вмешательства в экономику. Диапазон взглядов на этот счет очень велик: от полного отрицания необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику (классики) до допущения его в очень широких масштабах (кейнсианцы). Однако все сходятся на том, что государственное вмешательство в экономику не должно разрушать рыночный механизм, подменять собой рыночное саморегулирование (как это было в условиях командно-административной системы).
Отсюда – ограничение сфер государственного участия, ориентация на преимущественно экономические методы воздействия на поведение хозяйствующих субъектов; учет возможных негативных последствий тех или иных мероприятий, концентрация внимания на решении социальных и экономических проблем и др.