Программа и порядок проведения государственного экзамена
Лист регистрации изменений и дополнений
№ п/п | Раздел программы | Краткое содержание изменения/дополнения | Дата. № протокола заседания кафедры | Подпись зав. кафедрой |
Общие положения
Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Бакалавр по направлению подготовки 38.03.01 – Экономика должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы Математические методы в экономике и видам профессиональной деятельности:
– экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности,
- финансовые, кредитные и страховые учреждения,
- органы государственной и муниципальной власти,
- академические и ведомственные научно-исследовательские организации,
- общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
В соответствии с видами и задачами профессиональной деятельности выпускник на итоговой государственной аттестации должен показать соответствующий уровень обладания следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
Структурный элемент компетенции | Уровень освоения компетенций | ||
Пороговый уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
ОК-3: способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности | |||
Знать | - знает и воспроизводит базовые экономические понятия, факты и идеи; - перечисляет основные экономические проблемы и их причины | - предмет и место макроэкономики в системе экономических знаний; - теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики | - владеет глубокими знаниями в области экономической жизнедеятельности общества; - знает основные результаты новейших экономических исследований |
Уметь | - умеет работать со справочной литературой и статистическим материалом; - умеет определять и описывать типичные ситуации в экономике | - применять понятийный и категориальный аппарат, основные законы гуманитарных социальных наук в профессиональной деятельности; - ориентироваться в основных проблемах рыночной экономики; - прогнозировать развитие событий; - рассчитывать, определять, оценивать результаты хозяйственной деятельности субъектов рыночного хозяйства, строить модели их поведения. | - применять современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач; - формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов на макроуровне |
Владеть | - владеет методами решения типовых задач; - владеет терминологией предметной области знания. | - методикой и методами познания закономерностей развития, взаимодействия и взаимообусловленности экономических процессов; - методикой анализа конкретных фактов экономической жизни, приводит их в определенную систему и обобщает в теоретические выводы | - навыками самостоятельной исследовательской работы; - навыками макроэкономического анализа и моделирования. - навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества |
ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию | |||
Знать | -отдельные понятия «самоорганизация», «самоконтроль», «самообразование»; - отдельные формы, технологии организации самостоятельной работы; - отдельные пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения; - отдельные виды, формы контроля успеваемости в вузе | - не в полной мере понятия «самоорганизация», «самоконтроль», «самообразование»; - не в полной мере формы, технологии организации самостоятельной работы; - не в полной мере пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения; - не в полной мере виды, формы контроля успеваемости в вузе | - в полной мере понятия «самоорганизация», «самоконтроль», «самообразование»; - в полной мере формы, технологии организации самостоятельной работы; - в полной мере пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения; - в полной мере виды, формы контроля успеваемости в вузе |
Уметь | - частично анализировать, обобщать информацию, формулировать цели и самостоятельно находить пути их достижения; - частично использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы; - частично объективно оценивать собственные знания на основе тестирования | -анализировать, обобщать информацию, формулировать цели и самостоятельно находить пути их достижения; - не в полной мере использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы; - не в полной мере объективно оценивать собственные знания на основе тестирования | - в полной мере системно анализировать, обобщать информацию, формулировать цели и самостоятельно находить пути их достижения; - в полной мере использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы; - в полной мере объективно оценивать собственные знания на основе тестирования |
Владеть | - частично навыками составления результатоориентированных планов-графиков выполнения различных видов работы; - частично способами самоконтроля, самоанализа; - частично демонстрировать стремление к самосовершенствованию, познавательную активность. | - не в полной мере навыками составления результатоориентированных планов-графиков выполнения различных видов работы; - не в полной мере способами самоконтроля, самоанализа; - не в полной мере демонстрировать стремление к самосовершенствованию, познавательную активность. | - в полной мере навыками составления результатоориентированных планов-графиков выполнения различных видов работы; - в полной мере способами самоконтроля, самоанализа; - в полной мере демонстрировать стремление к самосовершенствованию, познавательную активность. |
ОПК-1: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности | |||
Знать | основные определения и термины задач профессиональной деятельности; основные определения и понятия информации и информационной безопасности, сущность и значение информации в развитии современного информационного общества; | основные определения и термины, используемые в компьютеризированных средствах решения прикладных зада; опасности и угрозы, возникающие в информационном процессе; понятие информационной этики и права; классификацию вредоносных программ; понятия защиты, обнаружения и нейтрализации вирусов | основные правила и методики использования компьютеризированных средств решения прикладных задач; Законодательные и иные правовые акты РФ, регулирующие правовые отношения в сфере информационной безопасности |
Уметь | обсуждать способы эффективного решения; осваивать методики использования программных средств для решения стандартных задач профессиональной деятельности; распознавать действие вредоносных программ | (выявлять и строить) типичные модели решения предметных задач по изученным образцам; распознавать действие вредоносных программ и уметь применять эти знания для выбора адекватных средств борьбы с вредоносными программами | внедрять и использовать современные информационные технологии в процессе профессиональной деятельности; распознавать эффективное решение от неэффективного; классифицировать угрозы информационной безопасности и средств обеспечения ИБ |
Владеть | основными алгоритмами и подходами к решению прикладных задач; практическими навыками решения задач в компьютеризированной среде;. техническими и программными средствами защиты информации при работе с ПК | основами автоматизации решения задач вычислительного характера в профессиональной области; навыками использования систем программирования для решения задач профессиональной деятельности; современными программными и техническими способами защиты информации | технологиям разработки собственных алгоритмов решения прикладных задач; навыками оценки рациональности и оптимальности решения; способами назначения и оценки эффективности использования средств защиты информации |
ОПК-2: способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач | |||
Знать | Основные источники данных о деятельности промышленного предприятия | Основные источники данных о деятельности коммерческого предприятия, финансовых организаций | Основные источники данных о деятельности коммерческого предприятия, финансовых организаций, бюджетных организаций |
Уметь: | Осуществлять обработку собранных данных о деятельности промышленного предприятия | Осуществлять обработку собранных данных о деятельности промышленного предприятия, финансовых организаций | Осуществлять обработку собранных данных о деятельности промышленного предприятия, финансовых организаций, бюджетных организаций |
Владеть: | Навыками анализа собранных данных о деятельности промышленного предприятия | Навыками анализа собранных данных о деятельности промышленного предприятия, финансовых организаций | Навыками анализа собранных данных о деятельности промышленного предприятия, финансовых организаций, бюджетных организаций |
ОПК-3: обладать способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы | |||
Знать: | Иметь представление об основных программных средствах для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей (MS Excel, или эквивалентные, математический пакет MathCad) | Иметь представление о программных средствах для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей (MS Excel, или эквивалентные, математический пакет MathCad, статистический пакет Statistica) | Иметь представление о программных средствах для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей (MS Excel, или эквивалентные, математический пакет MathCad, статистический пакет Statistica, аналитическая платформа Deductor) |
Уметь: | Пользоваться основными программными средствами для обработки экономических данных, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы | Пользоваться программными средствами для обработки экономических данных, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы | Пользоваться программными средствами для обработки экономических данных, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы |
Владеть: | Базовыми навыками работы в соответствующих программах | Основными навыками работы в соответствующих программах | Навыками работы на высоком уровне в соответствующих программах |
ОПК-4: способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность | |||
Знать | Организационно правовые формы бизнеса, классификацию фирм | Организационно правовые формы бизнеса, его инфраструктуру | Организационно правовые формы бизнеса, его инфраструктуру, порядок создания, реорганизации ликвидации фирмы |
Уметь | осуществлять подготовительный этап создания фирмы. | осуществлять подготовительный этап создания фирмы, разрабатывать бизнес-план | осуществлять подготовительный этап создания фирмы, разрабатывать бизнес-план, оценивать риск и снижать его негативные последствия |
Владеть | навыками проведения организационного этапа создания фирмы, разработки пакета учредительных документов | навыками проведения организационного этапа создания фирмы, разработки пакета учредительных документов, использования нормативных документов в предпринимательской деятельности | навыками проведения организационного этапа создания фирмы, разработки пакета учредительных документов, использования нормативных документов в предпринимательской деятельности, грамотного проведения и оформления коммерческих сделок |
ПК-1: способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов | |||
Знать | содержание основных понятий выборочного метода; | содержание основных понятий выборочного метода; | содержание понятия выборочного метода; |
Уметь: | рассчитывать основные характеристики выборки; | рассчитывать основные характеристики выборки; | рассчитывать характеристики выборки; |
Владеть: | навыками построения выборки для эмпирического социологического исследования. | навыками построения выборки для эмпирического социологического исследования и проведения выборочного обследования. | навыками построения выборки для эмпирического социологического исследования и проведения выборочного обследования. |
ПК–2: способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов | |||
Знать: | Экономические и социально-эконмические показатели деятельности хозяйствующих субъектов | Типовые методики расчета основных показателей деятельности хозяйствующих субъектов | Нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность хозяйствующих субъектов |
Уметь: | Выявлять взаимосвязи между показателями | Использовать типовые методики для расчета основных показателей деятельности хозяйствующих субъектов | Выявлять соответствие показателей нормативно-правовой базе |
Владеть: | Системой показателей деятельности предприятий | Выявлять основные показатели, определяющие деятельность предприятия, а также факторы, которые влияют на показатели | Анализом полученных результатов для принятия эффективных управленческих решений |
ПК-3: способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами | |||
Знать: | основы теории риска и моделирования рисковых ситуаций реальных задач принятия решений и методы выбора оптимальных решений в условиях неопределенности и риска | основы теории риска и моделирования рисковых ситуаций реальных задач принятия решений и методы выбора оптимальных решений в условиях неопределенности и риска на среднем уровне | на уровне выше среднего основы теории риска и моделирования рисковых ситуаций реальных задач принятия решений и методы выбора оптимальных решений в условиях неопределенности и риска |
Уметь: | разрабатывать простейшие экономико-математические модели задач выбора решений в условиях неопределенности и риска; оценивать степень риска инвестиционных решений; самостоятельно осуществлять моделирование, прогнозирование и аналитические расчеты в области своей профессиональной деятельности | разрабатывать экономико-математические модели задач выбора решений в условиях неопределенности и риска; оценивать степень риска инвестиционных решений; самостоятельно осуществлять моделирование, прогнозирование и многовариантные аналитические расчеты в области своей профессиональной деятельности | разрабатывать сложные экономико-математические модели задач выбора решений в условиях неопределенности и риска; оценивать степень риска инвестиционных решений; самостоятельно осуществлять моделирование, прогнозирование и многовариантные аналитические расчеты в области своей профессиональной деятельности; проводить анализ экономико-математических задач |
Владеть: | методикой расчета и анализа рисковых ситуаций | навыками построения математических моделей для анализа рисковых ситуаций | широким спектром навыков для построения математических моделей для анализа рисковых ситуаций |
ПК-4: обладать способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты | |||
Знать: | теоретические основы основных способов моделирования экономических объектов и процессов; понимать основные различия между классами моделей и зависимостей, применяемых в экономике | теоретические основы основных способов моделирования экономических объектов и процессов; понимать основные различия между классами моделей и зависимостей, применяемых в экономике; овладеть основными математическими методами и моделями исследования экономических систем | теоретические основы основных способов моделирования экономических объектов и процессов; понимать основные различия между классами моделей и зависимостей, применяемых в экономике; ориентироваться в различных методах нахождения решений возникающих задач; овладеть основными математическими методами и моделями исследования экономических систем |
Уметь: | самостоятельно осуществлять моделирование, прогнозирование и аналитические расчеты в области своей профессиональной деятельности | самостоятельно осуществлять моделирование, прогнозирование и многовариантные аналитические расчеты в области своей профессиональной деятельности | самостоятельно осуществлять моделирование, прогнозирование и многовариантные аналитические расчеты в области своей профессиональной деятельности; проводить анализ экономико-математических задач |
Владеть: | математическими методами и моделями, с помощью которых в современных условиях формируются и анализируются варианты управленческих решений | математическими методами и моделями, с помощью которых в современных условиях формируются и анализируются варианты управленческих решений; навыками формулирования и решения наиболее простых экономико-математических моделей | математическими методами и моделями, с помощью которых в современных условиях формируются и анализируются варианты управленческих решений; информационными технологиями в процессе моделирования и оптимизации управленческих решений; навыками формулирования и решения наиболее простых экономико-математических моделей; развивать логическое и алгоритмическое мышление |
ПК-5: способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений | |||
Знать | простые и сложные проценты как основу операций, связанных с наращением или дисконтированием платежей; основные методы оценки эффективность финансово-кредитных операций | простые и сложные проценты как основу операций, связанных с наращением или дисконтированием платежей; принцип эквивалентности ставок как основу многих методов количественного анализа; методы оценки эффективность финансово-кредитных операций | простые и сложные проценты как основу операций, связанных с наращением или дисконтированием платежей; принцип эквивалентности ставок как основу многих методов количественного анализа; методы оценки эффективность финансово-кредитных операций |
Уметь: | производить наращение по простым и сложным процентам; осуществлять дисконтирование и учет по простым и сложным ставкам процентов; оценивать последствия замены одного финансового обязательства другим; | производить наращение по простым и сложным процентам; осуществлять дисконтирование и учет по простым и сложным ставкам процентов; оценивать последствия замены одного финансового обязательства другим и делать аргументированные выводы; | производить наращение по простым и сложным процентам; осуществлять дисконтирование и учет по простым и сложным ставкам процентов; оценивать последствия замены одного финансового обязательства другим и делать аргументированные выводы; планировать и оценивать эффективность финансово-кредитных операций и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений; |
Владеть: | основными методами применения финансово-экономических расчетов в банках, финансовых отделах производственных и коммерческих организаций, в инвестиционных компаниях и пенсионных фондах и т.д. | методами практического применения финансово-экономических расчетов в банках, финансовых отделах производственных и коммерческих организаций, в инвестиционных компаниях и пенсионных фондах и т.д. | приемами и методами практического применения финансово-экономических расчетов в банках, финансовых отделах производственных и коммерческих организаций, в инвестиционных компаниях и пенсионных фондах и т.д. |
ПК-6: способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей | |||
Знать: | основные теоретические положения и ключевые концепции всех разделов дисциплины, направления развития микроэкономики; основные этапы проведения исследования экономических явлений и процессов с помощью методов микроэкономического анализа, требования к оформлению результатов исследования; | основные теоретические положения и ключевые концепции всех разделов дисциплины, направления развития микроэкономики; подходы к моделированию различных сфер экономики и структуру типичных моделей и их экономическое обоснование; требования к оформлению результатов исследования; | этапы проведения исследования экономических явлений и процессов с помощью методов микроэкономического анализа, подходы к моделированию различных сфер экономики и структуру типичных моделей и их экономическое обоснование, уметь их модифицировать в соответствии с требованиями конкретной предметной области; требования к оформлению результатов исследования; |
Уметь: | в письменной и в устной форме логично оформлять результаты своих исследований, отстаивать свою точку зрения | моделировать экономические процессы на микроуровне, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, в письменной и в устной форме логично оформлять результаты своих исследований, отстаивать свою точку зрения | моделировать экономические процессы на микро уровне, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений, на микро-уровне; в письменной и в устной форме логично оформлять результаты своих исследований, отстаивать свою точку зрения |
Владеть: | навыками систематической работы с учебной и справочной литературой по экономической проблематике | навыками систематической работы с учебной и справочной литературой по экономической проблематике; современными методами сбора, обработки и анализа экономических данных отечественной и зарубежной статистики | навыками систематической работы с учебной и справочной литературой по экономической проблематике; современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных отечественной и зарубежной статистики; современной методикой построения моделей, используемых в микроэкономическом анализе; |
ПК-7: обладать способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет | |||
Знать: | -основные источники информации для сбора данных, -основные методы обобщения результатов исследования, -требования, предъявляемые к научным исследованиям, обзорам, аналитическим отчетам; - виды и формы научно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов | - источники информации для сбора данных, -методы обобщения результатов исследования, -требования, предъявляемые к научным исследованиям, обзорам, аналитическим отчетам; -виды и формы научно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов (научные статьи, доклады и презентационные материалы) | - источники информации для сбора данных, -методы обобщения результатов исследования, -требования, предъявляемые к научным исследованиям, обзорам, аналитическим отчетам; -виды и формы научно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов (научные статьи, доклады и презентационные материалы); -информацию о журналах и конференциях различного уровня |
Уметь: | -оценивать полученные данные, -осуществлять подготовку аналитического отчета, обзора | -оценивать полученные данные, -осуществлять подготовку аналитического отчета, обзора | -оценивать полученные данные, -осуществлять подготовку аналитического отчета, обзора в соответствии с требованиями |
Владеть: | -основными навыками подготовки и оформления научных материалов (отчетов, статей, докладов) и представления их заинтересованным лицам и организациям | -навыками подготовки и оформления научных материалов (отчетов, статей, докладов) и представления их заинтересованным лицам и организациям | -навыками подготовки и оформления научных материалов (отчетов, статей, докладов) в соответствии с требованиями и представления их заинтересованным лицам и организациям |
ПК-8: обладать способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии | |||
Знать: | Основные технические средства и информационные технологии для решения аналитических и исследовательских задач | Технические средства и информационные технологии для решения аналитических и исследовательских задач | Технические средства и информационные технологии для решения аналитических и исследовательских задач |
Уметь: | Использовать основные программные средства для решения аналитических и исследовательских задач | Использовать программные средства для решения аналитических и исследовательских задач | Использовать программные средства для решения аналитических и исследовательских задач, комбинировать различные ПО для решения более сложных задач |
Владеть: | информационными технологиями на базовом уровне в процессе моделирования и оптимизации управленческих решений | информационными технологиями на высоком уровне в процессе моделирования и оптимизации управленческих решений | информационными технологиями на продвинутом уровне в процессе моделирования и оптимизации управленческих решений |
На основании решения Ученого совета университета от 27.02.2013 (протокол № 2) итоговые аттестационные испытания по направлению подготовки 38.03.01 – Экономика включают:
– государственный экзамен;
– защиты выпускной квалификационной работы.
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по данной образовательной программе.
Программа и порядок проведения государственного экзамена
Согласно рабочему учебному плану государственный экзамен проводится в период с 13.04.2016 г. по 26.04.2016 г. Для проведения государственного экзамена составляется расписание экзамена и предэкзаменационной консультации (обзорных лекций по дисциплинам, выносимым на государственный экзамен).
Государственный экзамен проводится на открытых заседаниях экзаменационной комиссии в специально подготовленных аудиториях, выведенных на время экзамена из расписания. Присутствие на государственном экзамене посторонних лиц допускается только с разрешения председателя ГЭК.
Государственный экзамен включает 2 теоретических вопроса и 2 практических задания. Экзамен проводится в письменной форме. Продолжительность экзамена составляет 4 часа.
Во время государственного экзамена студент может пользоваться учебными программами, макетами, учебными картами и другими наглядными пособиями.
Результаты государственного экзамена определяются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день приема экзамена.
Критерии оценки государственного экзамена:
– на оценку «отлично» – студент должен показать высокий уровень сформированности компетенций, т.е. показать знания не только на уровне воспроизведения и объяснения информации, но и интеллектуальные навыки решения проблем и задач, нахождения уникальных ответов к проблемам, оценки и вынесения критических суждений, основанных на прочных знаниях;
– на оценку «хорошо» – студент должен показать продвинутый уровень сформированности компетенций, т.е. показать знания не только на уровне воспроизведения и объяснения информации, но и интеллектуальные навыки решения проблем и задач, нахождения уникальных ответов к проблемам;
– на оценку «удовлетворительно» – студент должен показать пороговый уровень сформированности компетенций, т.е. показать знания на уровне воспроизведения и объяснения информации, интеллектуальные навыки решения простых задач.
– на оценку «неудовлетворительно» – студент не может показать знания на уровне воспроизведения и объяснения информации, не может показать интеллектуальные навыки решения простых задач.
Результаты государственного экзамена объявляются на следующий рабочий день после проведения экзамена.
Студент, успешно сдавший государственный экзамен, допускается к выполнению и защите ВКР. Студент, получивший на государственном экзамене оценку «неудовлетворительно», отчисляется из университета, как не подтвердивший соответствие подготовки требованиям ГОС ВПО.
Содержание государственного экзамена