Программа и порядок проведения государственного экзамена

Лист регистрации изменений и дополнений

№ п/п Раздел программы Краткое содержание изменения/дополнения Дата. № протокола заседания кафедры Подпись зав. кафедрой
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Общие положения

Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Бакалавр по направлению подготовки 38.03.01 – Экономика должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы Математические методы в экономике и видам профессиональной деятельности:

– экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности,

- финансовые, кредитные и страховые учреждения,

- органы государственной и муниципальной власти,

- академические и ведомственные научно-исследовательские организации,

- общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

В соответствии с видами и задачами профессиональной деятельности выпускник на итоговой государственной аттестации должен показать соответствующий уровень обладания следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

Структурный элемент компетенции Уровень освоения компетенций
Пороговый уровень Средний уровень Высокий уровень
ОК-3: способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
Знать - знает и воспроизводит базовые экономические понятия, факты и идеи; - перечисляет основные экономические проблемы и их причины - предмет и место макроэкономики в системе экономических знаний; - теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики - владеет глубокими знаниями в области экономической жизнедеятельности общества; - знает основные результаты новейших экономических исследований
Уметь - умеет работать со справочной литературой и статистическим материалом; - умеет определять и описывать типичные ситуации в экономике - применять понятийный и категориальный аппарат, основные законы гуманитарных социальных наук в профессиональной деятельности; - ориентироваться в основных проблемах рыночной экономики; - прогнозировать развитие событий; - рассчитывать, определять, оценивать результаты хозяйственной деятельности субъектов рыночного хозяйства, строить модели их поведения. - применять современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач; - формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов на макроуровне
Владеть - владеет методами решения типовых задач; - владеет терминологией предметной области знания. - методикой и методами познания закономерностей развития, взаимодействия и взаимообусловленности экономических процессов; - методикой анализа конкретных фактов экономической жизни, приводит их в определенную систему и обобщает в теоретические выводы - навыками самостоятельной исследовательской работы; - навыками макроэкономического анализа и моделирования. - навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества
ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
Знать -отдельные понятия «самоорганизация», «самоконтроль», «самообразование»; - отдельные формы, технологии организации самостоятельной работы; - отдельные пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения; - отдельные виды, формы контроля успеваемости в вузе - не в полной мере понятия «самоорганизация», «самоконтроль», «самообразование»; - не в полной мере формы, технологии организации самостоятельной работы; - не в полной мере пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения; - не в полной мере виды, формы контроля успеваемости в вузе - в полной мере понятия «самоорганизация», «самоконтроль», «самообразование»; - в полной мере формы, технологии организации самостоятельной работы; - в полной мере пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения; - в полной мере виды, формы контроля успеваемости в вузе
Уметь - частично анализировать, обобщать информацию, формулировать цели и самостоятельно находить пути их достижения; - частично использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы; - частично объективно оценивать собственные знания на основе тестирования -анализировать, обобщать информацию, формулировать цели и самостоятельно находить пути их достижения; - не в полной мере использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы; - не в полной мере объективно оценивать собственные знания на основе тестирования - в полной мере системно анализировать, обобщать информацию, формулировать цели и самостоятельно находить пути их достижения; - в полной мере использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы; - в полной мере объективно оценивать собственные знания на основе тестирования
Владеть - частично навыками составления результатоориентированных планов-графиков выполнения различных видов работы; - частично способами самоконтроля, самоанализа; - частично демонстрировать стремление к самосовершенствованию, познавательную активность. - не в полной мере навыками составления результатоориентированных планов-графиков выполнения различных видов работы; - не в полной мере способами самоконтроля, самоанализа; - не в полной мере демонстрировать стремление к самосовершенствованию, познавательную активность. - в полной мере навыками составления результатоориентированных планов-графиков выполнения различных видов работы; - в полной мере способами самоконтроля, самоанализа; - в полной мере демонстрировать стремление к самосовершенствованию, познавательную активность.
ОПК-1: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Знать основные определения и термины задач профессиональной деятельности; основные определения и понятия информации и информационной безопасности, сущность и значение информации в развитии современного информационного общества; основные определения и термины, используемые в компьютеризированных средствах решения прикладных зада; опасности и угрозы, возникающие в информационном процессе; понятие информационной этики и права; классификацию вредоносных программ; понятия защиты, обнаружения и нейтрализации вирусов основные правила и методики использования компьютеризированных средств решения прикладных задач; Законодательные и иные правовые акты РФ, регулирующие правовые отношения в сфере информационной безопасности
Уметь обсуждать способы эффективного решения; осваивать методики использования программных средств для решения стандартных задач профессиональной деятельности; распознавать действие вредоносных программ (выявлять и строить) типичные модели решения предметных задач по изученным образцам; распознавать действие вредоносных программ и уметь применять эти знания для выбора адекватных средств борьбы с вредоносными программами внедрять и использовать современные информационные технологии в процессе профессиональной деятельности; распознавать эффективное решение от неэффективного; классифицировать угрозы информационной безопасности и средств обеспечения ИБ
Владеть основными алгоритмами и подходами к решению прикладных задач; практическими навыками решения задач в компьютеризированной среде;. техническими и программными средствами защиты информации при работе с ПК основами автоматизации решения задач вычислительного характера в профессиональной области; навыками использования систем программирования для решения задач профессиональной деятельности; современными программными и техническими способами защиты информации технологиям разработки собственных алгоритмов решения прикладных задач; навыками оценки рациональности и оптимальности решения; способами назначения и оценки эффективности использования средств защиты информации
ОПК-2: способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач
Знать Основные источники данных о деятельности промышленного предприятия Основные источники данных о деятельности коммерческого предприятия, финансовых организаций Основные источники данных о деятельности коммерческого предприятия, финансовых организаций, бюджетных организаций
Уметь: Осуществлять обработку собранных данных о деятельности промышленного предприятия Осуществлять обработку собранных данных о деятельности промышленного предприятия, финансовых организаций Осуществлять обработку собранных данных о деятельности промышленного предприятия, финансовых организаций, бюджетных организаций
Владеть: Навыками анализа собранных данных о деятельности промышленного предприятия Навыками анализа собранных данных о деятельности промышленного предприятия, финансовых организаций Навыками анализа собранных данных о деятельности промышленного предприятия, финансовых организаций, бюджетных организаций
ОПК-3: обладать способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы
Знать: Иметь представление об основных программных средствах для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей (MS Excel, или эквивалентные, математический пакет MathCad) Иметь представление о программных средствах для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей (MS Excel, или эквивалентные, математический пакет MathCad, статистический пакет Statistica) Иметь представление о программных средствах для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей (MS Excel, или эквивалентные, математический пакет MathCad, статистический пакет Statistica, аналитическая платформа Deductor)
Уметь: Пользоваться основными программными средствами для обработки экономических данных, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы Пользоваться программными средствами для обработки экономических данных, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы Пользоваться программными средствами для обработки экономических данных, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы
Владеть: Базовыми навыками работы в соответствующих программах Основными навыками работы в соответствующих программах Навыками работы на высоком уровне в соответствующих программах
ОПК-4: способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность
Знать Организационно правовые формы бизнеса, классификацию фирм Организационно правовые формы бизнеса, его инфраструктуру Организационно правовые формы бизнеса, его инфраструктуру, порядок создания, реорганизации ликвидации фирмы
Уметь осуществлять подготовительный этап создания фирмы. осуществлять подготовительный этап создания фирмы, разрабаты­вать бизнес-план осуществлять подготовительный этап создания фирмы, разрабаты­вать бизнес-план, оценивать риск и снижать его негативные последствия
Владеть навыками проведения организационного этапа создания фирмы, разработки пакета учредительных документов навыками проведения организационного этапа создания фирмы, разработки пакета учредительных документов, использования нормативных документов в предпринимательской деятельности навыками проведения организационного этапа создания фирмы, разработки пакета учредительных документов, использования нормативных документов в предпринимательской деятельности, грамотного проведения и оформления коммерческих сделок
ПК-1: способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
Знать содержание основных понятий выборочного метода; содержание основных понятий выборочного метода; содержание понятия выборочного метода;
Уметь: рассчитывать основные характеристики выборки; рассчитывать основные характеристики выборки; рассчитывать характеристики выборки;
Владеть: навыками построения выборки для эмпирического социологического исследования. навыками построения выборки для эмпирического социологического исследования и проведения выборочного обследования. навыками построения выборки для эмпирического социологического исследования и проведения выборочного обследования.
ПК–2: способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
Знать: Экономические и социально-эконмические показатели деятельности хозяйствующих субъектов Типовые методики расчета основных показателей деятельности хозяйствующих субъектов Нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность хозяйствующих субъектов
Уметь: Выявлять взаимосвязи между показателями Использовать типовые методики для расчета основных показателей деятельности хозяйствующих субъектов Выявлять соответствие показателей нормативно-правовой базе
Владеть: Системой показателей деятельности предприятий Выявлять основные показатели, определяющие деятельность предприятия, а также факторы, которые влияют на показатели Анализом полученных результатов для принятия эффективных управленческих решений
ПК-3: способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами
Знать: основы теории риска и моделирования рисковых ситуаций реальных задач принятия решений и методы выбора оптимальных решений в условиях неопределенности и риска основы теории риска и моделирования рисковых ситуаций реальных задач принятия решений и методы выбора оптимальных решений в условиях неопределенности и риска на среднем уровне на уровне выше среднего основы теории риска и моделирования рисковых ситуаций реальных задач принятия решений и методы выбора оптимальных решений в условиях неопределенности и риска
Уметь: разрабатывать простейшие экономико-математические модели задач выбора решений в условиях неопределенности и риска; оценивать степень риска инвестиционных решений; самостоятельно осуществлять моделирование, прогнозирование и аналитические расчеты в области своей профессиональной деятельности разрабатывать экономико-математические модели задач выбора решений в условиях неопределенности и риска; оценивать степень риска инвестиционных решений; самостоятельно осуществлять моделирование, прогнозирование и многовариантные аналитические расчеты в области своей профессиональной деятельности   разрабатывать сложные экономико-математические модели задач выбора решений в условиях неопределенности и риска; оценивать степень риска инвестиционных решений; самостоятельно осуществлять моделирование, прогнозирование и многовариантные аналитические расчеты в области своей профессиональной деятельности; проводить анализ экономико-математических задач
Владеть: методикой расчета и анализа рисковых ситуаций навыками построения математических моделей для анализа рисковых ситуаций широким спектром навыков для построения математических моделей для анализа рисковых ситуаций
ПК-4: обладать способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
Знать: теоретические основы основных способов моделирования экономических объектов и процессов; понимать основные различия между классами моделей и зависимостей, применяемых в экономике теоретические основы основных способов моделирования экономических объектов и процессов; понимать основные различия между классами моделей и зависимостей, применяемых в экономике; овладеть основными математическими методами и моделями исследования экономических систем   теоретические основы основных способов моделирования экономических объектов и процессов; понимать основные различия между классами моделей и зависимостей, применяемых в экономике; ориентироваться в различных методах нахождения решений возникающих задач; овладеть основными математическими методами и моделями исследования экономических систем  
Уметь: самостоятельно осуществлять моделирование, прогнозирование и аналитические расчеты в области своей профессиональной деятельности самостоятельно осуществлять моделирование, прогнозирование и многовариантные аналитические расчеты в области своей профессиональной деятельности   самостоятельно осуществлять моделирование, прогнозирование и многовариантные аналитические расчеты в области своей профессиональной деятельности; проводить анализ экономико-математических задач
Владеть: математическими методами и моделями, с помощью которых в современных условиях формируются и анализируются варианты управленческих решений математическими методами и моделями, с помощью которых в современных условиях формируются и анализируются варианты управленческих решений; навыками формулирования и решения наиболее простых экономико-математических моделей математическими методами и моделями, с помощью которых в современных условиях формируются и анализируются варианты управленческих решений; информационными технологиями в процессе моделирования и оптимизации управленческих решений; навыками формулирования и решения наиболее простых экономико-математических моделей; развивать логическое и алгоритмическое мышление
ПК-5: способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
Знать простые и сложные проценты как основу операций, связанных с наращением или дисконтированием платежей; основные методы оценки эффективность финансово-кредитных операций простые и сложные проценты как основу операций, связанных с наращением или дисконтированием платежей; принцип эквивалентности ставок как основу многих методов количественного анализа; методы оценки эффективность финансово-кредитных операций простые и сложные проценты как основу операций, связанных с наращением или дисконтированием платежей; принцип эквивалентности ставок как основу многих методов количественного анализа; методы оценки эффективность финансово-кредитных операций
Уметь: производить наращение по простым и сложным процентам; осуществлять дисконтирование и учет по простым и сложным ставкам процентов; оценивать последствия замены одного финансового обязательства другим;   производить наращение по простым и сложным процентам; осуществлять дисконтирование и учет по простым и сложным ставкам процентов; оценивать последствия замены одного финансового обязательства другим и делать аргументированные выводы;   производить наращение по простым и сложным процентам; осуществлять дисконтирование и учет по простым и сложным ставкам процентов; оценивать последствия замены одного финансового обязательства другим и делать аргументированные выводы; планировать и оценивать эффективность финансово-кредитных операций и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;
Владеть: основными методами применения финансово-экономических расчетов в банках, финансовых отделах производственных и коммерческих организаций, в инвестиционных компаниях и пенсионных фондах и т.д. методами практического применения финансово-экономических расчетов в банках, финансовых отделах производственных и коммерческих организаций, в инвестиционных компаниях и пенсионных фондах и т.д. приемами и методами практического применения финансово-экономических расчетов в банках, финансовых отделах производственных и коммерческих организаций, в инвестиционных компаниях и пенсионных фондах и т.д.
ПК-6: способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
Знать: основные теоретические положения и ключевые концепции всех разделов дисциплины, направления развития микроэкономики; основные этапы проведения исследования экономических явлений и процессов с помощью методов микроэкономического анализа, требования к оформлению результатов исследования; основные теоретические положения и ключевые концепции всех разделов дисциплины, направления развития микроэкономики; подходы к моделированию различных сфер экономики и структуру типичных моделей и их экономическое обоснование; требования к оформлению результатов исследования; этапы проведения исследования экономических явлений и процессов с помощью методов микроэкономического анализа, подходы к моделированию различных сфер экономики и структуру типичных моделей и их экономическое обоснование, уметь их модифицировать в соответствии с требованиями конкретной предметной области; требования к оформлению результатов исследования;
Уметь: в письменной и в устной форме логично оформлять результаты своих исследований, отстаивать свою точку зрения моделировать экономические процессы на микроуровне, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, в письменной и в устной форме логично оформлять результаты своих исследований, отстаивать свою точку зрения моделировать экономические процессы на микро уровне, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений, на микро-уровне; в письменной и в устной форме логично оформлять результаты своих исследований, отстаивать свою точку зрения
Владеть: навыками систематической работы с учебной и справочной литературой по экономической проблематике навыками систематической работы с учебной и справочной литературой по экономической проблематике; современными методами сбора, обработки и анализа экономических данных отечественной и зарубежной статистики навыками систематической работы с учебной и справочной литературой по экономической проблематике; современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных отечественной и зарубежной статистики; современной методикой построения моделей, используемых в микроэкономическом анализе;
ПК-7: обладать способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет
Знать: -основные источники информации для сбора данных, -основные методы обобщения результатов исследования, -требования, предъявляемые к научным исследованиям, обзорам, аналитическим отчетам; - виды и формы научно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов   - источники информации для сбора данных, -методы обобщения результатов исследования, -требования, предъявляемые к научным исследованиям, обзорам, аналитическим отчетам; -виды и формы научно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов (научные статьи, доклады и презентационные материалы) - источники информации для сбора данных, -методы обобщения результатов исследования, -требования, предъявляемые к научным исследованиям, обзорам, аналитическим отчетам; -виды и формы научно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов (научные статьи, доклады и презентационные материалы); -информацию о журналах и конференциях различного уровня
Уметь: -оценивать полученные данные, -осуществлять подготовку аналитического отчета, обзора   -оценивать полученные данные, -осуществлять подготовку аналитического отчета, обзора   -оценивать полученные данные, -осуществлять подготовку аналитического отчета, обзора в соответствии с требованиями
Владеть: -основными навыками подготовки и оформления научных материалов (отчетов, статей, докладов) и представления их заинтересованным лицам и организациям -навыками подготовки и оформления научных материалов (отчетов, статей, докладов) и представления их заинтересованным лицам и организациям -навыками подготовки и оформления научных материалов (отчетов, статей, докладов) в соответствии с требованиями и представления их заинтересованным лицам и организациям
ПК-8: обладать способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
Знать: Основные технические средства и информационные технологии для решения аналитических и исследовательских задач Технические средства и информационные технологии для решения аналитических и исследовательских задач Технические средства и информационные технологии для решения аналитических и исследовательских задач
Уметь: Использовать основные программные средства для решения аналитических и исследовательских задач Использовать программные средства для решения аналитических и исследовательских задач Использовать программные средства для решения аналитических и исследовательских задач, комбинировать различные ПО для решения более сложных задач
Владеть: информационными технологиями на базовом уровне в процессе моделирования и оптимизации управленческих решений информационными технологиями на высоком уровне в процессе моделирования и оптимизации управленческих решений информационными технологиями на продвинутом уровне в процессе моделирования и оптимизации управленческих решений

На основании решения Ученого совета университета от 27.02.2013 (протокол № 2) итоговые аттестационные испытания по направлению подготовки 38.03.01 – Экономика включают:

– государственный экзамен;

– защиты выпускной квалификационной работы.

К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по данной образовательной программе.

Программа и порядок проведения государственного экзамена

Согласно рабочему учебному плану государственный экзамен проводится в период с 13.04.2016 г. по 26.04.2016 г. Для проведения государственного экзамена составляется расписание экзамена и предэкзаменационной консультации (обзорных лекций по дисциплинам, выносимым на государственный экзамен).

Государственный экзамен проводится на открытых заседаниях экзаменационной комиссии в специально подготовленных аудиториях, выведенных на время экзамена из расписания. Присутствие на государственном экзамене посторонних лиц допускается только с разрешения председателя ГЭК.

Государственный экзамен включает 2 теоретических вопроса и 2 практических задания. Экзамен проводится в письменной форме. Продолжительность экзамена составляет 4 часа.

Во время государственного экзамена студент может пользоваться учебными программами, макетами, учебными картами и другими наглядными пособиями.

Результаты государственного экзамена определяются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день приема экзамена.

Критерии оценки государственного экзамена:

– на оценку «отлично» – студент должен показать высокий уровень сформированности компетенций, т.е. показать знания не только на уровне воспроизведения и объяснения информации, но и интеллектуальные навыки решения проблем и задач, нахождения уникальных ответов к проблемам, оценки и вынесения критических суждений, основанных на прочных знаниях;

– на оценку «хорошо» – студент должен показать продвинутый уровень сформированности компетенций, т.е. показать знания не только на уровне воспроизведения и объяснения информации, но и интеллектуальные навыки решения проблем и задач, нахождения уникальных ответов к проблемам;

– на оценку «удовлетворительно» – студент должен показать пороговый уровень сформированности компетенций, т.е. показать знания на уровне воспроизведения и объяснения информации, интеллектуальные навыки решения простых задач.

– на оценку «неудовлетворительно» – студент не может показать знания на уровне воспроизведения и объяснения информации, не может показать интеллектуальные навыки решения простых задач.

Результаты государственного экзамена объявляются на следующий рабочий день после проведения экзамена.

Студент, успешно сдавший государственный экзамен, допускается к выполнению и защите ВКР. Студент, получивший на государственном экзамене оценку «неудовлетворительно», отчисляется из университета, как не подтвердивший соответствие подготовки требованиям ГОС ВПО.

Содержание государственного экзамена

Наши рекомендации