Военная и террористическая угрозы

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие угрозы и вызова………………………………………………………4

2. Виды основных угроз и вызовов………………………………………………5

2.1 Демографическая угроза……………………………………………………..5

2.2 Военная и террористическая угрозы……………………………………….6

2.3 Экологическая угроза…………………………………………………….…7

2.4 Социальные вызовы общественному порядку…………………………....8

2.5 Экономические и технологические вызовы……………………………...10

Заключение……………………………………………………………………….12

Источники………………………………………………………………………..13

Введение

Будущее нашей страны в XXI в. определяется множеством разнообразных факторов. Перечислим некоторые из них. Прежде всего это общая ситуация в мире и положение России в нем, ее отношения с крупнейшими мировыми державами и нашими соседями. Тенденции развития мирового рынка, способность нашей страны найти перспективное, устраивающее нас место в международном разделении труда. Соотношение военных сил, способность России дать отпор любой внешней агрессии или исходящим изнутри попыткам дезинтеграции, расчленения страны. Демографическая ситуация, устойчивость нашего общества к растущим внешним иммиграционным потокам, размыванию традиционного языкового и этнического состава российской нации. Эффективность государственных и гражданских институтов, их способность реализовать право народа на достойную жизнь и участие в управлении страной. Этот список можно продолжить. Спектр факторов и ситуаций, от которых зависит успех или поражение страны на мировой арене, ее выживание и развитие, постоянно расширяется. Это происходит благодаря такой особенности мирового исторического процесса, как его постоянное ускорение и усложнение. Так, за последние двести лет человеческая наука и технология прошли больший путь, чем за предшествующие два тысячелетия. В результате произошло такое усложнение жизни человеческого общества, которое лишило нас возможности устойчивого прогнозирования даже ближайшего будущего. Не случайно все научные прогнозы, касающиеся этой темы, имеют временной горизонт 20—25, максимум 30 лет. И нет никаких гарантий, что хотя бы один из этих прогнозов сбудется.

Понятие угрозы и вызова

Угроза — это опасность, которая при определенных условиях может реализоваться и нанести нашей стране существенный ущерб, вплоть до катастрофического. В случае своевременного принятия нейтрализующих ее мер угроза может быть существенно ослаблена или даже полностью устранена.

Вызов есть решительный стимул для развития или падения цивилизации: если ответ на него по силам данной цивилизации, тогда она, качественно изменившись, делает шаг вперед; если такой ответ цивилизация дать не способна, она приходит в упадок и со временем уступает свое место другой цивилизации.

Виды основных угроз и вызовов

Демографическая угроза

Даже после распада СССР Россия остается крупнейшей страной планеты, занимая одну седьмую часть мировой суши. Громадность нашей территории и суровость климата объясняют, почему Россия, за исключением своей европейской части, так слабо заселена. Плотность ее населения в десятки раз меньше, чем в Европе, Америке или Китае. Тем не менее до последнего времени это никогда не считалось серьезной проблемой, угрожающей будущему России.

Возникло явление, известное демографам как «русский крест»: пересеклись две кривые — падения рождаемости и роста смертности. И это происходит в ситуации, когда численность населения стран — наших соседей на Юге и Востоке постоянно растет.

Депопуляция свойственна ряду развитых государств. Однако там она, в отличие от России, является следствием снижения рождаемости. У нас же имеет место еще и катастрофически высокая смертность взрослого населения. Аналоги российским показателям смертности населения можно найти лишь среди слаборазвитых стран. В большинстве же европейских государств средняя продолжительность жизни на 12—15 лет больше, чем в России. Почему демографическая ситуация вызывает такое опасение, что ее можно считать угрозой будущему страны? Назовем несколько причин, придающих демографии столь важное значение.

Все развитые страны, пытаясь справиться с демографическим кризисом, привлекают переселенцев из-за рубежа. По этому пути идет и Россия. Однако иммигранты, решая отдельные экономические проблемы своей новой родины, в свою очередь создают новые проблемы. Наблюдается повышенная конкуренция за рабочие места между «старожилами» и «новичками» и неспособность государства обеспечить языковую и культурную адаптацию новоприбывших. Как результат, они образуют закрытые и непрозрачные сообщества по кровнородственному признаку, где процветает этническая преступность, теневая экономика. Такие сообщества подпитывают коррупцию в правоохранительных органах, которые зачастую играют роль «крыши», прикрывающей разнообразную нелегальную активность иммигрантов. Имеет значение также «качество» иммиграционного потока.

Россия заинтересована в том, чтобы к нам приезжали на постоянное место жительства квалифицированные, образованные и трудоспособные носители русского языка и культуры, рассчитывающие найти здесь свою новую родину и готовые интегрироваться в наше общество.

Иммиграционная политика имеет и временное измерение. Как показывает опыт Франции и Германии, во втором и третьем поколениях иноэтнические анклавы плохо адаптированных переселенцев могут превратиться в очаги социального неблагополучия и источники криминальной угрозы. Это, в свою очередь, грозит превращением иммиграции в политическую проблему, вспышками межнациональной и межконфессиональной напряженности, распространением ксенофобских (ксенофобия — боязнь чужих) и даже фашистских настроений. Уже сейчас такие настроения начинают распространяться в России, хотя иноязычных и инокультурных иммигрантов у нас пока не так много.

Нейтрализовать демографическую угрозу своему будущему Россия может, если остановит падение рождаемости и рост смертности населения; создаст возможности для комфортной и безопасной жизни своих граждан; так организует иммиграционную политику, что она будет способствовать усилению экономики, а не образованию новых кризисных ситуаций в социальной и политической сферах.

Военная и террористическая угрозы

После прекращения в 1989—1991 гг. «холодной войны» было покончено с разделом мира на два противостоящих лагеря, и, казалось, угроза уничтожения всей планеты в огне ядерной войны исчезла. Однако определенные военные угрозы существованию России все-таки сохраняются. Они связаны не только с возможностью открытых враждебных действий одной или нескольких стран. Такая вероятность сегодня невелика, но она может возрасти, если Россия будет слабеть и покажется кому-то за ее границами удобной целью и потенциальной жертвой военного нападения.

Другая возможная военная угроза — это угроза вооруженного сепаратизма, ставящего целью территориальное расчленение страны, возможно, при поддержке внешних сил. Реальность этой угрозы наша страна почувствовала на себе в последние 15 лет.

Маловероятен, но тоже возможен сценарий, когда России придется задействовать Вооруженные силы для защиты своих национальных интересов вне своей территории — например, в Центральной Азии или на Дальнем Востоке.

Наконец, еще один источник угрозы — это международные террористические сети, войну против которых Россия ведет уже много лет. Эта угроза периодически то обостряется, то ослабевает, но не исчезает полностью.

Непопулярность военной службы у молодежи, низкий социальный статус офицерского корпуса, отсутствие системы гражданского контроля над армией привели к тому, что военное строительство происходило, по сути, без поддержки российского общества. Долгое время армия, которую строил и уважал народ, была непопулярна.

Чтобы надежно защитить такую огромную территорию, как у России, нужно либо иметь многомиллионную армию, либо уметь очень быстро передвигаться, опережать врага, где бы он ни вознамерился нас атаковать. Советское руководство пошло по первому пути: была создана самая большая в мире по численности армия. Она была совсем не мобильна, но от нее этого и не требовалось. Зато она очень дорого обходилась стране — на оборону тратилось больше половины государственного бюджета. В конечном счете перенапряжение народного хозяйства, отвлечение слишком больших производительных сил на военные нужды подорвало советскую экономику.

Экологические угрозы

Уникальное биологическое разнообразие, обилие природных ресурсов России, громадность и слабая заселенность территории дают нашей стране отличные возможности для создания экологически безопасной модели хозяйствования. Идеальным представляется такое устройство общественной жизни, при котором человечество не входило бы в противоречие с природой, а мирно сосуществовало бы с ней как ее нераздельная часть.

Существенное оздоровление экологической обстановки произошло в 1990-х гг. благодаря глубокому спаду в отечественной экономике. Многие новые индустриальные проекты (в частности строительство нескольких новых атомных электростанций) были заморожены ввиду недостатка средств или противодействия общественности, выступающей за охрану экологии. Значительная же часть старых производств, причинявших огромный ущерб окружающей среде, остановилась или резко сократила производство из-за распада хозяйственных связей, кризиса прежней, административной экономической системы и трудностей с созданием новой, рыночной.

А ведь на территории России находится Байкал — крупнейший в мире резервуар пресной воды. Кто бы мог подумать, что через несколько десятилетий важнейшим природным ресурсом России могут оказаться вовсе не нефть и газ, а запасы пресной воды? Но, скорее всего, все будет именно так. Еще большую ценность представляют собой гигантские лесные массивы Сибири — это «правое легкое» планеты («левое легкое» образуют амазонские леса в Бразилии).

Чтобы эта угроза не стала реальностью, чтобы Россия сохранила суверенитет над собственными природными богатствами, она должна разработать дальновидную и ответственную экологическую политику и неуклонно ей следовать. Иначе уже в XXI в. мы можем из экологического донора мира превратиться в страну, лишенную ключевых природных ресурсов и вынужденную по монопольно высоким ценам приобретать их у других.

Наши рекомендации