Современные угрозы и новая военная доктрина

Геополитическая ситуация к. ХХ – н. ХХI вв. характеризуется взаимодействием различных, порой полярно противоположных, условий, факторов. С одной стороны, действуют заложенные в восьмидесятые годы предпосылки к смягчению международной напряженности, установлению отношений партнерства, доверия, экономического и гуманитарного сотрудничества между странами, регионами, которые прежде разделяли барьеры «холодной войны», идеологического противоборства.

С другой стороны, наряду с указанной интеграционной тенденцией, в 90-е гг. возникают предпосылки, условия, факторы для обратной тенденции – к дезинтеграции, а значит, для возможного в последующем нового витка международной напряженности. Они так или иначе характерны для всей архитектоники современного политического процесса.

Произошло заметное снижение активности и авторитета таких организаций, как ООН, СБСЕ, представляющих нормы международного права. Зато усилилась деятельность региональных и субрегиональных образований (НАТО, Евросоюз), активно использующих процессы глобализации, механизмы экономической интеграции и демократизации для вмешательства во внутренние политические процессы суверенных стран. Отчетливо обнаружилось стремление к однополюсному миру, где господствовала бы одна самая мощная в экономическом и политическом плане держава – США. Такая установка не только дискредитирует саму идею демократического ненасильственного мира, которая овладела общественным сознанием планеты в конце 80-х годов, но и провоцирует постоянные локальные войны и военные конфликты.

Реальную опасность для современного мира представляет расползание по планете ядерного оружия и ракетных технологий. Помимо известного ядерного «клуба пяти» (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай), ныне таким вооружением уже обладают Израиль, ЮАР, КНДР, Индия, Иран, Пакистан. Кроме того, существуют около двух десятков государств, которые имеют необходимые научно-технические возможности для производства оружия массового уничтожения.

Подлинную угрозу глобальной безопасности представляют разного рода националистические, экстремистские идеи, теории, действия.[152]

Сказанное имеет непосредственное отношение к России, которая после распада Союза ССР приняла на себя целый груз долгов и проблем исчезнувшего государства и по сути оказалась в центре радикальных геополитических изменений экономического, социально-политического и военного характера. Вопросы, которые встали перед Россией в указанный переломный момент истории:

Какую модель цивилизационного развития изберет Россия?

Каково содержание понятия национальная (военная) безопасность для российского государства на современном этапе?

Какие вызовы, опасности и угрозы для суверенного развития России возникают в современных условиях?

Каковы союзники, партнеры и противники России в новом многополярном мире?

В чем состоят задачи по обеспечению национальной (военной) безопасности и какую военную организацию Россия сможет и должна построить для этого?

Эти вопросы и обусловили появление такого основополагающего документа, как Военная доктрина. Военная доктрина Российской Федерации представляет собой совокупность взглядов (установок) государства, определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения национальной (военной) безопасности России, что подчеркивается и трехчастной структурой указанного документа, специально выделяющей названные аспекты военной политики в качестве своих особых разделов.[153]

В новом документе содержатся:

оценка состояния и прогноз развития современной военно-политической ситуации, исходя из расстановки глобальных политических сил, характера современных войн и военных конфликтов;

характеристика существующих и потенциальных военных угроз как глобального характера, так и тех, которые непосредственно адресованы России;

принципы и основные направления обеспечения военной безопасности Российской Федерации, в том числе – как в плане совершенствования военной организации государства, развития инфраструктуры вооружений и современной техники, так и в направлении подготовки экономики, территории и населения к возможным ситуациям военного характера;

задачи усиления боеготовности и право-нормативные условия применения Вооруженных Сил РФ в войнах и вооруженных конфликтах нашего времени.

Какие же вызовы выдвигает перед обороноспособностью России современный этап ее развития и внешняя геополитическая реальность? Таких «узких мест» и «зияющих дыр» в нашей обороноспособности, которые сложились после распада Союза и принятия курса на обвальную либерализацию, по крайней мере, три: состояние территориальных границ, демографического потенциала страны и сложившиеся экономические «ножницы» между объективными потребностями и реальными возможностями укрепления военной безопасности. Рассмотрим их коротко.

Общая протяженность государственных границ современной России примерно 61 тыс. км, из них 46,5 тыс. км проходят по морям, рекам, озерам, что составляет 76% общей ее длины. По сухопутной границе Россия соприкасается с 18 государствами; по морю она связана со 127 странами.

Другим столь же объективно существующим и постоянно действующим фактором нашей военно-политической нестабильности является демографическая проблема. За период либеральных реформ население страны сократилось почти на 10 млн. чел. Иначе говоря, наметилась отчетливая тенденция к вымиранию страны. Демографы утверждают: если она станет устойчивой, то через три – пять десятилетий население России сократится до 50 млн. чел. Между тем доля сегодняшнего населения (144 млн.) составляет 2% населения мира; доля нашей территории (160 млн. кв. км) – 14% мировой суши; доля природных богатств – 33% мировых запасов. Чтобы удержать за собой нашу территорию, нужно не сокращение, а увеличение (причем – резкое) численности российского населения, особенно – в регионах Сибири и Дальнего Востока, наименее населенных и наиболее привлекающих к себе взоры зарубежных стратегов в силу их особых природных богатств. Именно на это направлена современная демографическая политика.[154]

Наконец, своеобразным вызовом современной России выступает сложившийся в 90-е гг. резкий дисбаланс между объективными потребностями и реальными возможностями укрепления военной безопасности. В связи с системным и, в первую очередь, – экономическим, кризисом потребности армии и обороноспособности систематически недофинансировались, и к концу 90-х гг. эта тенденция только усилилась. Если в 1996 г. статья «Национальная оборона» была исполнена на 78,4%, в 1997 – на 73,1%, то в 1998 г. – всего на 69%. Выход из этого объективно сложившегося тупика может быть только один: стратегия «асимметричного ответа» и развитие принципиально новых технологий в военном деле, создание высококачественного оружия. Все указанные исторические «вызовы»: территориальные границы, демография, финансовые «ножницы», – составляют специфические объективные предпосылки и условия той военно-политической ситуации, в которой оказалась Россия.

Разработка концептуального ядра Военной доктрины представляет не только теоретический, но и важный практический интерес. Он обусловлен возможностью, во-первых, более точного вычленения опасностей и угроз национальной (военной) безопасности, а во-вторых, более адекватного определения политической и военной стратегии, а также методов и средств, направленных на их пресечение, нейтрализацию. В действующей ныне Военной доктрине указан широкий перечень внешних и внутренних угроз военной безопасности России и ее союзникам:

территориальные претензии и попытки вмешательства во внутренние дела;

ущемление интересов РФ на международной арене;

наличие очагов военных конфликтов на ее территории и вблизи ее границ;

создание военных группировок, незаконный ввод войск на сопредельные территории, нарушающий сложившийся баланс сил; в том числе – расширение известных военных блоков;

создание незаконных вооруженных формирований и засылка их на территорию России;

нарушение международных договоренностей, касающихся разоружения, сокращения СЯС и других средств массового уничтожения;

попытки насильственного свержения конституционного строя, дестабилизации внутриполитической обстановки;

деятельность на территории России формирований международного терроризма, экстремистских, националистических, религиозных, сепаратистских движений, организаций, структур;

организованная преступность, контрабанда и связанная с этим деятельность по распространению на территории России оружия, боеприпасов, наркотических средств и т.д.

Противодействуя этому новому типу внешних и внутренних угроз, Россия «оказалась лицом к лицу с силами, стремящимися к геополитической перестройке мира».[155] Реальной внутренней опасностью, которая может принять угрожающий характер, являются, на наш взгляд, попытки использовать механизмы демократии для дестабилизации положения в стране и создания угрозы конституционному строю России.

Отсюда цель применения ВС РФ – оперативная локализация очага напряженности, пресечение военных действий на ранней стадии с последующим мирным урегулированием конфликта

Наши рекомендации