Перечень вопросов к зачету по дисциплине 10 страница
Например, во всем мире рыбное хозяйство квалифицируется как один из компонентов поддержания продовольственной безопасности государства, поскольку рыба относится к основным продуктам, содержащим белки животного происхождения. А в России эта отрасль еще и крупнейший внутренний поставщик кормовой продукции (рыбной муки и кормовой рыбы), необходимой для интенсификации птицеводства, животноводства, пушного звероводства, для развития аквакультуры.
За десять лет в рыбном хозяйстве России произошел резкий спад выпуска конечной продукции, предназначенной для удовлетворения спроса населения и профильных отраслей национального хозяйства. Общий объем производства пищевой рыбной продукции (включая консервы) сократился на 40%. Выпуск технической продукции уменьшился в 4,5 раза. В связи с ослаблением государственного контроля резко ухудшилось качество рыбной продукции.
Численность занятых в рыбном хозяйстве составляет менее 70% уровня 1990 г. Существенным фактором текучести персонала отрасли является неудовлетворенность оплатой труда. В 1990 г. среднемесячная заработная плата работника была в 1,8 раза больше, чем в среднем по промышленности. По итогам же 2000 г. она лишь на 20% превышала среднюю зарплату одного промышленного работника. А средняя зарплата в сельском хозяйстве в целом составляет 65% прожиточного минимума.
Институтом питания рассчитано, что из количества продуктов питания, необходимых для жизни, в России потребляют 53,1% мяса, 55,1 — молока, 77,1 — яиц, 40 — рыбы, 59,7% овощей в год.
Качество продукции и здоровье нации. Последние годы в России особую остроту приобрела проблема безопасности продуктов питания для потребителей, что связано с увеличением поступления на продовольственный рынок некачественных, фальсифицированных и опасных для здоровья продуктов. По оценкам Национального фонда защиты прав потребителей, на мелкооптовых и продовольственных рынках до 85% продуктов питания в той или иной степени фальсифицированы.
Было забраковано и снижено в сортности более 30% общего объема проинспектированных импортных продовольственных товаров: кондитерских изделий, продуктов детского питания, сыров, колбасных изделий и копченостей, рыбы и рыбопродуктов, масла животного происхождения. Такая ситуация может быть охарактеризирована как весьма существенная угроза здоровью нации.
В России осуществляется государственный контроль в области обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Для сравнения приведем данные по ситуации в США. Ключевую роль в контроле качества продовольствия в этой стране играют два ведомства: Администрация по продовольствию и медикаментам Министерства здравоохранения и социальных услуг, которая контролирует производство и реализацию почти 90 тыс. видов продукции на сумму свыше 1 трлн. долл. и проводит ежегодно проверки более 15 000 предприятий, и Управление продовольственной безопасности и инспекции Министерства сельского хозяйства, отвечающее исключительно за контроль мяса и мясопродуктов. Эти ведомства наделены полномочиями вплоть до полного запрета продажи продукции и ее конфискации в судебном порядке, правом аргументировать возбуждение уголовного дела в отношении физических и юридических лиц, входить в судебные органы с предложением о запрете в судебном порядке производства и реализации отдельных видов продукции. Максимально возможное наказание за неправильную маркировку продукции составляет до трех лет тюремного заключения со штрафом 100 тыс. долл., а за фальсификацию документации — до пяти лет и 250 тыс. долл.
В 2002 г. был принят Регламент 178/2002 Европейского парламента и Совета Европы, определяющий меры по обеспечению безопасности пищевых продуктов. В специально разрабатываемых технических регламентах на продукцию отраслей пищевой промышленности должны содержаться только минимально необходимые обязательные требования, а в национальных стандартах — расширенные.
В связи с этим в России необходимо провести комплексный анализ действующих моделей технического регулирования в странах ЕС и принять решение о целесообразности использования европейских принципов.
5.2. Продовольственная стратегия
Необходимость разработки продовольственной стратегии. Общие подходы к развитию сельской местности представлены в «Основных направлениях агропродовольственной политики на 2001—2010 годы». Политика развития сельских территорий направлена на повышение уровня и улучшение условий жизни сельского населения. Общая сумма расходов на реализацию программы оценивается почти в 180 млрд. руб.
Годы реформ ознаменовались резким падением сельскохозяйственного производства, разрушением его материально-технической базы. Эти преобразования нанесли аграрному сектору России больший урон, чем во время Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг.: 42% производственного спада против 40% (соответствующее сокращение поголовья крупного рогатого скота — 9 и 28%). За последние годы сокращается доля сельского хозяйства в ВВП.
Прогнозы на перспективу, если развитие продолжится по сегодняшним сценариям, внушают очень серьезные опасения. Вряд ли удастся избежать продолжения нерационального забоя скота и сокращения посевных площадей.
За масштабным упадком производства следует всеобщее расстройство экономико-финансового состояния отрасли. В настоящее время 82% всех ее предприятий убыточны, и следует ожидать дальнейшего
увеличения этого показателя. Сельское хозяйство (и АПК в целом) утратило управляемость как в административном, так и в экономическом аспекте. Государство фактически не располагает сколько-нибудь ощутимыми федеральными резервами продовольствия, и в целом положение можно признать критическим.
Государственный резерв входит в общую структуру обеспечения национальной безопасности. Его назначение — хранить материальные ценности для мобилизации на случай катастроф и чрезвычайных ситуаций, а также при непредвиденных ситуациях, когда необходимо стабилизирующее воздействие на экономику. Реальный объем запасов представляет собой государственную тайну, однако судя по официальным данным, если Россия будет изолирована от окружающего мира, объемов всех запасов для населения должно хватить на 90 сут. Между тем, по сведениям из зарубежных источников, государственные резервы сократились в разы.
Государственное регулирование сельскохозяйственного производства и продовольственного рынка. Необходимость государственного регулирования цен признана признана еще в 1930-х годах, после мирового экономического кризиса. В США и Западной Европе стали практиковаться «коридоры цен». Сегодня и то, и другое, и товарные интервенции, и прямые доплаты — неотъемлемые элементы практикуемой в развитых странах системы государственного регулирования продовольственного рынка.
В США, например, программы продовольственной помощи впервые были приняты в 1933 г., когда была создана Федеральная корпорация по устранению излишков сельскохозяйственной продукции. Одной из задач ее деятельности было ослабление кризиса в аграрном секторе путем расширения сбыта продовольствия и облегчения последствий экономического кризиса для безработных за счет распределения продуктов питания среди нуждающихся. В настоящее время в США осуществляется около 15 программ продовольственной помощи и на эти цели из бюджета направляется 35— 40 млрд. долл. в год.
Сельскохозяйственное производство и продовольственные рынки, не будучи в современных условиях ни саморегулируемыми, ни самодостаточными, не могут успешно функционировать без постоянного государственного вмешательства и поддержки.
В России с сельским хозяйством связано около 40 млн. человек. Подъем в этом секторе скажется на машиностроении, производстве удобрений, переработке, торговле и т.д. Необходимы четкая концепция развития отрасли и механизм перераспределения финансовых потоков, чтобы они стимулировали отечественного производителя.
По статистике каждый третий россиянин тратит на продукты питания почти все свои деньги, у каждого шестого продуктовая корзина «съедает» 3/4 семейного бюджета. Многие исконно аграрные регионы завозят до 1/4 импортного продовольствия. Закупки импортного продовольствия, по оценкам специалистов, обходятся почти в 300 млрд. руб.
России нужна новая модель развития аграрного сектора, где главной целью должны стать продовольственная безопасность страны и одновременное решение социальных проблем села. Аграрному сектору экономики необходима масштабная государственная поддержка. Сейчас общий долг АПК составляет 350 млрд. руб. Необходимо законодательно зафиксировать механизм финансовой поддержки и правила распределения бюджетных средств. Кроме того, необходим базовый закон о сельском хозяйстве. Он должен утвердить прозрачность и предсказуемость развития сельского хозяйства. Сейчас Россия на закупку импортной продукции затрачивает в 10 раз больше средств, чем на поддержку отечественного сельхозпроизводителя.
Особая проблема — это зерновой баланс страны. В основном Россия находится в зоне рискового земледелия, поэтому к экспорту зерна надо относиться крайне осторожно. С.Г. Струмилин в 1920-х годах рассчитал зерновой баланс, в котором уровень самодостаточности по зерну составлял примерно 1 т на душу населения. В России при производстве 70—85 млн. т зерна и населении 142 млн. человек приходится его экспортировать. Если 15 лет назад по производству продуктов питания Россия занимала 7-е место в мире, теперь — 70-е.
В Евросоюзе на поддержку фермеров тратится в 250 раз больше, чем в России. Довольно жесткие природные условия (биоклиматический потенциал сельскохозяйственных угодий в России в 2—3 раза ниже, чем в странах Западной Европы и США) диктуют необходимость стимулирования сельскохозяйственного производства государством.
Политика протекционизма. Государственная политика в области регулирования аграрного сектора экономики имеет два направления: внутреннее и внешнее.
Внутренняя политика должна включать финансовую поддержку АПК посредством системы компенсаций и дотаций, льготного налогообложения и кредитования, обеспечения инвестиционного процесса; ценовую и закупочную политику государства; усилия государственных органов по формированию многоукладной экономики.
Разумный протекционизм, поощрение экспорта, создание условий для привлечения иностранных инвестиций в сферу сельского хозяйства представляют собой элементы внешней политики государственного регулирования аграрной сферы.
Весьма показательна неэффективность усилий государства в рамках приватизации и создания частного аграрного сектора. Ориентации на фермерский сектор оказалась неоправданной. Мировой опыт свидетельствует, что с развитием методов и форм землепользования и в условиях современной конкурентной среды фермерство часто становится убыточным, а в итоге — неперспективным. Например, эксперты полагают, что в США в начале XXI в. удельный вес крупнейших хозяйств в выпуске сельскохозяйственной продукции достигнет 80%. Логичен вывод, что государственная стратегия формирования многоукладной экономики должна отдавать приоритет перспективным формам организации производства.
Также из мирового опыта полезен основной принцип аграрной политики — протекционизм, направленный на поддержку и развитие отечественного сельского хозяйства. В первую очередь это относится к политике ограничения импортной зависимости по основным продуктам продовольственной корзины. Уменьшение доли импорта на отечественном рынке производителей продовольствия целесообразно осуществлять введением квот и ужесточением тарифного регулирования, однако лишь в отношении определенных групп товаров, тех, что импортируются явно по демпинговым ценам (как, например, большая часть продукции с Украины) либо со значительной государственной поддержкой (в частности, мясо из некоторых стран Западной Европы). В целом необходим коренной пересмотр принципов аграрной политики в сторону обеспечения приоритета этой отрасли экономики и создания надлежащих предпосылок ее развития.
Сельское хозяйство и продовольственный рынок не являются саморегулируемыми отраслями экономики. Спрос на продовольствие характеризуется низкой эластичностью, которая свойственна в целом и сельскому хозяйству, как отрасли весьма консервативной. В то же время цены на рынке продовольствия чрезвычайно эластичны и подвержены большим колебаниям. Это давно и хорошо известно в теории рыночной экономики. Теория рекомендует государственное регулирование цен на агропродукцию, поскольку иначе цены из-за крайне высокой своей эластичности неизбежно начинают играть разрушительную роль и для потребителя, и для производителя. Сельское хозяйство имеет и другие особенности, также требующие государственного вмешательства. Сельскохозяйственное производство стало очень капиталоемким, органический состав капитала здесь уже выше, чем в обрабатывающей промышленности. Фондоотдача же в силу самой биологической природы производства, его территориальной разбросанности и зависимости от погодных условий относительно низка. Это противоречие снимается либо государственными дотациями, либо поддержанием цен.
Механизм государственной поддержки сельского хозяйства в США. В США общий размер трансфертов сельскому хозяйству (включая повышение цен вследствие мер государственного регулирования) составляет 94 млрд. долл., в том числе прямых выплат из бюджетов — 77 млрд., в Японии — соответственно 89 млрд. и 61 млрд. долл., в Европейском Союзе — 134 млрд. и 60 млрд. долл., в Финляндии — 3,9 млрд., в Норвегии, где нет крупномасштабного сельского хозяйства, — 3,4 млрд.
Значительное государственное финансирование программ по сельскому хозяйству в США позволило реализовать поддержку и регулирование производства сельскохозяйственной продукции, привести в соответствие спрос и предложение продовольствия, исключить возможность кризиса перепроизводства. Для этих целей вначале применялась политика квотирования посевных площадей по отдельным культурам, а позже осуществлялся контроль с помощью распределения всей суммы государственных инвестиций по отдельным культурам с последующим разделом между фермерами, участвующими в производстве этой культуры. Значительная химизация производства в 1960—1970-х годах привела к усилению государственного регулирования и субсидирования природоохранных мероприятий (включая борьбу с почвенной эрозией), активному внедрению в стране почвозащитных технологий, созданию резервного фонда земельных ресурсов.
Первой причиной создания резервного фонда в США было то, что в обработку были вовлечены все возможные земельные ресурсы — 53% общего их объема (в России в сельском хозяйстве используется всего 3,4%). Следовательно, дальнейшее расширение сельскохозяйственных угодий в США невозможно, требуется восстановление и сохранение плодородия на уже созданных посевных площадях. Второй причиной можно считать возникновение в середине 1980-х годов потенциальной угрозы продовольственной безопасности. Ряд американских ученых спрогнозировали ежегодное снижение производительности сельского хозяйства на 3—4% при сохранении сложившегося подхода к использованию естественных сельскохозяйственных ресурсов из-за усиленной интенсификации производства, стремительного расширения орошаемых земель при недостаточном их дренировании, ухудшения качества водных ресурсов в результате массового применения химических препаратов в сельском хозяйстве и ежегодных потерь до 0,5 млн. га лучших угодий из-за водной и ветровой эрозий.
Понадобилось принятие закона «О продовольственной безопасности США», который определил сельскохозяйственное производство как стратегически важную отрасль экономики США, а проблему рационального использования сельхозресурсов — как первоочередную при обеспечении продовольственной безопасности. В этом законе была впервые предложена конкретная программа борьбы с эрозией почв, в результате которой почвозащитными технологиями уже к 1985 г. обрабатывалось до 31% всех полей США, а к концу 1990-х 75%1. Также в США осуществляется значительная бюджетная поддержка производителей.
В последнее время в государственной аграрной политике США наблюдается содействие укреплению и развитию крупномасштабных производств. Субсидирование семейного фермерства осуществляется только для поддержания социальной стабильности в обществе. Укрепление производства является естественным шагом в условиях глобализации экономики.
Большое число проводимых в США социальных программ, направленных на обеспечение продовольствием малоимущего населения, детей, пенсионеров, а также программ рационального питания и здорового образа жизни осуществляется в рамках решения проблемы продовольственной безопасности.
Решением существовавшей долгое время проблемы перепроизводства сельского хозяйства в США было стремительное развитие экспортной ориентации аграрного сектора, включающее субсидирование экспорта сельскохозяйственной продукции. В то же время происходит замена ограничений импортных поставок прямыми субсидиями производителям сельскохозяйственной продукции, которые признаны более эффективной формой развития, так как они поддерживают доход и стимулируют производство.
В последнее время решение проблемы перепроизводства представляется как поиск новых рынков сбыта.
Из приведенных фактов следует вывод: осуществление аграрной политики с применением рыночных рычагов требует крупномасштабных государственных затрат. В полном объеме они для России невозможны. Но констатация их необходимости важна хотя бы для того, чтобы изменить общее отношение к финансированию сельского хозяйства, доля которого в бюджетных расходах имеет тенденцию к абсолютному и относительному уменьшению.
Особую тревогу вызывает сокращение государственной поддержки российской сельскохозяйственной науки, что сводит на нет действие важнейшего фактора роста производства (в США, например, научно-технический прогресс обеспечивает 2/3 всего прироста).
1 Шершнев Е. С. и др. Продовольственная безопасность США — приоритетная цель экономической стратегии страны // Пищевая промышленность. 1997. № 10. С. 14.
Так, ассигнования Российской академии сельскохозяйственных наук, где осуществляются основные научные исследования, в долларах составили 18 млн., тогда как в Канаде — 332 млн., во Франции — 432 млн., в Японии — 312 млн., в Германии — 236 млн. Сомнительным оказывается уже не только стимулирование научно-технического прогресса в АПК России, но и сама перспектива выживания служащей этому комплексу науки.
Уничтожены значимые для экономической безопасности страны производственные комплексы. Возобновление требует много денег. Например, построить один производственный птичник стоит около 50 тыс. долл., не самую производительную линию по убою бройлеров — 1 млн. долл., холодильник для заморозки тушек — 150— 250 тыс. долл.
Но наблюдаются и некоторые положительные моменты: если еще недавно из всего мяса птицы в России 65% были привозными, то в 2006 г. доля импорта мяса птицы снизилась до 47% объема рынка. Этого пока недостаточно, так как индикатор экономической безопасности в этой области составляет 25%.
5.3. Обеспечение продовольственной безопасности в отдельных зарубежных странах
Продовольственная безопасность в странах Западной Европы.
С 1950-х и до середины 1970-х годов политика государств Западной Европы в области сельского хозяйства была направлена на наращивание объемов производства в целях самообеспечения страны, включала прямые субсидии производителям на покупку техники, строительство, переоборудование и т.д.
Поставленные цели можно считать достигнутыми, и перед этими странами в настоящее время встала другая проблема: расширение рынка сбыта продовольственной продукции.
Перенасыщение рынка продовольственными товарами повлекло за собой и изменение государственной политики в направлении решения социальных проблем — поддержания уровня доходов сельскохозяйственных производителей, регулирования цен и объемов производимых товаров, поиска рынков сбыта.
С 1992 г. в странах ЕС последовательно снижался уровень поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию и наметился переход к прямым выплатам фермерам.
Проводимая с 1998 г. реформа сельскохозяйственной политики ЕС предусматривает снижение средств поддержки в бюджетных расходах (затраты на единую сельскохозяйственную политику в отдельные годы достигали 70%) и гарантированный минимальный уровень цен, увеличение компенсационных платежей фермерам и расходов на охрану окружающей среды, снятие ограничений на производство зерновых культур1.
Эти меры были направлены на снижение потребительских цен и улучшение качества сельскохозяйственных товаров, что способствовало бы экспорту товаров без субсидий и быстрому реагированию рынка на потребительский спрос.
Для экономики западных стран характерно проведение политики в области производства, распределения и потребления как продовольственных продуктов, так и средств производства.
Это обусловлено тем, что в странах Западной Европы формирование АПК происходило в рамках мирохозяйственных связей и в настоящее время продовольственный комплекс функционирует в рамках ЕС.
Сельскохозяйственная политика осуществляется в рамках Объединенного союза, поэтому продовольственная безопасность отдельной страны не рассматривается. Она, скорее всего, рассматривается в рамках другого определения, которое декларирует ООН: «обеспечение доступа населения к продовольственным товарам», — и исчисляется потреблением продуктов в среднем на человека.
Сельскохозяйственная политика стран ЕС не подходит для России, для которой больше характерны обособленность в международных связях с другими странами (включая страны СНГ), применение таможенных барьеров, ограничений при осуществлении внешней торговли.
Однако на данном этапе развития АПК в интересах России придерживаться политики протекционизма сельскохозяйственного производства, так как для равноправного участия в мировой торговле необходимо иметь развитое сельское хозяйство и конкурентоспособную продукцию.
Продовольственная безопасность в Японии. В Японии проблема продовольственной безопасности приобрела актуальность после кризиса в мировой экономике в 1974 г., связанного с резким скачком цен на сырье и энергоносители. Термин продовольственной безопасности был введен документом «Основной курс аграрной политики на 1980-е годы», что было обусловлено постоянным снижением уровня самообеспеченности продовольствием (с 93% в 1960 г. до 79 в 1975 г.) и усилением требований других стран и международных организаций (в первую очередь ГАТТ) по либерализации рынка продовольствия2.
Япония присоединилась к ГАТТ еще в 1955 г. и согласно условиям вступления должна была осуществлять постепенное открытие рынка для международных товаров, включая отмену количественных ограничений на ввоз, снижение уровня валютного контроля над внешней торговлей и т.д.
1 Ковалев С. Продовольственная проблема в современном мире // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 6. С. 33.
2 Маркарян С. Что такое продовольственная безопасность (к истории проблемы) // Экономика Японии: приложение к журналу «Япония сегодня». 2000. № 28.
Тем не менее отдельные отрасли японской экономики остаются защищенными от международной конкуренции тарифными и нетарифными барьерами1. Япония, в достаточной мере самообеспеченная рисом, фруктами, овощами, морепродуктами, сильно зависит от поставок кукурузы, зерновых, бобовых. В настоящее время основным экспортером в Японию являются США. На их долю приходится 23,9% японского импорта, основную часть которого составляют сельскохозяйственные товары, и усилия японского правительства направлены на снижение доминирующей роли США путем заключения долгосрочных соглашений со странами — экспортерами продовольствия. В Японии осуществляется политика повышения производительности сельского хозяйства, чтобы достичь наиболее полного самообеспечения основными продовольственными продуктами.
В «Основном курсе аграрной политики Японии на 1980-е годы» указывается, что гарантией обеспечения продовольствием за счет внутренних ресурсов является формирование такого потенциала сельского хозяйства (рабочей силы, семян сельскохозяйственных культур, обрабатываемых площадей), при котором в критической ситуации можно было бы достаточно легко и быстро увеличить производство риса, пшеницы, ячменя, других зерновых, картофеля и иной продукции.
Согласно докладу комиссии при Министерстве сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии (1982), обеспечение продовольственной безопасности требует создания запасов продовольствия на случай экстремальных обстоятельств (неурожая, прекращения поставок из других стран и т.п.) и повышения степени самообеспеченности продовольствием; снижения себестоимости продукции путем укрепления хозяйств; уменьшения цен на сельскохозяйственную продукцию в средне- и долгосрочной перспективе до уровня стран Западной Европы.
В правительственном документе «Политика обеспечения страны продовольствием» обозначены основные цели продовольственной безопасности:
1) сохранить уровень самообеспечения продовольствием, повышая производство продукции, и эффективно использовать доступные в Японии ресурсы;
2) заключить двухстороннее соглашение со странами-экспортерами, гарантируя стабильные поставки продовольствия;
3) создать резерв наиболее важной сельскохозяйственной продукции для предотвращения кризисной ситуации;
4) расширить помощь сельскому хозяйству развивающихся стран, чтобы диверсифицировать источники импорта.
Можно сделать вывод, что государственная политика Японии в области продовольственной безопасности импортно-ориентированна и направлена в первую очередь на расширение рынка поставщиком продовольствия и снижение доли основных импортеров в общем объеме поставок
1 Иванов О. Государственное регулирование импорта в Японии // Япония сегодня. 2000. № 25.
Продовольственная безопасность в Китае. С позиций достижения продовольственной безопасности по уровню производства зерновых и потребления населением необходимого объема продуктов питания интересен опыт Китая, который сумел в течение короткого периода (с 1995 г.) достичь высокого уровня самообеспеченности зерновыми и перейти от закрытой экономики к постоянному присутствию на мировых рынках.
По сравнению с началом 1980-х годов Китай удвоил объем производства кукурузы, что позволило удовлетворить стремительно растущее потребление при одновременном поддержании значительного и регулярного присутствия на экспортных рынках. В настоящее время Китай является крупнейшим в мире производителем пшеницы (на втором месте страны ЕС) и риса (следующим крупнейшим производителем является Индия). После США Китай является вторым по объему производства кукурузы.
Китай проводит политику высокого уровня самообеспеченности продовольствием и создания общей стабильности в этом секторе. Тем не менее достичь определенного успеха в этой области удалось лишь в последние десятилетия. В течение многих лет официальная политика поддержки была направлена на максимальное увеличение объема производств зерновых в целях удовлетворения потребностей растущего населения в продовольствии. Гарантированные цены для производителя, как правило, превышали уровень, превалирующий на международных рынках. Несмотря на высокие затраты, эти меры позволили внутреннему производству зерна в целом удовлетворить основные потребности страны в продовольствии. В ответ на применение количественных субсидий производители максимально повышали уровень производства, в то время как критерии качества считались относительно менее важными. Начиная с 1999 г. закупочные цены, однако, были понижены и введены стандарты качества.
В 1995 г. Китай осуществил стремительный рывок в области народнохозяйственного и социального развития и досрочно достиг
намеченной на 2000 г. цели — четырехкратного увеличения по сравнению с 1980 г. объема валовой и национальной продукции. Жизнь народа заметно улучшилась и в настоящее время продолжается продвижение к уровню средней зажиточности населения. Для подавляющего большинства сельских жителей Китая была разрешена проблема пропитания и обеспечения необходимыми средствами существования, причем структура потребления претерпела дальнейшее совершенствование. В 1994 г. удельный вес расходов на продовольствие у сельского населения снизился до 58,8%.
Успехи Китая в борьбе с голодом и бедностью (в частности, по сравнению с Индией) можно связать с тем, что руководство Китая выделяло огромные средства на образование и здравоохранение прежде всего в отсталых сельскохозяйственных районах страны1. При более здоровом и лучше образованном сельском населении китайская экономика на протяжении последних 20 лет оказалась в состоянии развиваться вдвое быстрее индийской.
1Маркарян С. Указ. соч.
Богатые урожаи зерновых позволили увеличить продовольственные запасы Китая до уровня, при котором в стране прекратился дефицит в снабжении продовольствием и предложение основных продуктов питания превысило спрос. После 1995 г. увеличение сбора зерновых стало превышать рост спроса на них. К настоящему времени производство зерна на душу населения достигло 0,4 т, и Китай вышел на первые позиции в мире по этому показателю.
Успехи в экономике в немалой степени были обусловлены значительной ролью государственного регулирования. Четкая цель в политике макрорегулирования в ходе китайской реформы появилась не сразу. Вначале она виделась в высоких темпах роста. Хотя в результате этой политики удалось достичь стремительного расширения масштабов экономики, она принесла с собой и много отрицательных последствий. В конце 1980-х годов постепенно определилась цель регулирования: поддержание экономической стабильности, чтобы сбалансировать валовые предложения и спрос, а также способствовать совершенствованию структуры хозяйств.