Тема 4. Научно-техническое прогнозирование.
Основные вопросы:
1. Научно-техническое прогнозирование на макроуровне.
1.1. Стратегические цели комплексного прогноза.
1.2. Базовые принципы разработки научно-технического прогноза.
1.3. Структура комплексного прогноза научно-технического прогресса.
2. Научно-техническое прогнозирование на микроуровне.
1. Научно-техническое прогнозирование на макроуровне носит комплексный характер и имеет свои стратегические цели, базовые принципы, методологию и структуру, регламентирующие порядок и последовательность его проведения.
1.1. Стратегические цели комплексного прогноза включают в себя:
· оценку вероятности появления в стране в прогнозном периоде новых технологий и техники, способных оказать решающее влияние на повышение конкурентоспособности продукции национальных производств и укладности экономики, увеличение темпов экономического роста и удовлетворение растущих потребностей населения в количестве и качестве предлагаемых ему товаров и услуг;
· определение основных направлений развития науки и их корреляция с потребностями производства;
· формирование совокупной системы регулятивных механизмов и институциональных субъектов, предназначенных для стимулирования инновационной деятельности в стране;
· определение региональных задач инновационного развития;
· выявление социальных и экологических последствий научно-технического прогресса и путей их гармонизации с развитием природы, человека и общества;
· определение путей реструктуризации народнохозяйственного комплекса в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики;
· оценку объемов инвестиционных ресурсов, требуемых для модернизации национальных производств и реструктуризации отраслей народного хозяйства.
Конечной целью прогнозирования, как механизма регулирования инновационного развития является выбор приоритетов научно-технической деятельности, а также формирование научных основ для разработки стратегических детерминант государственной структурно-инвестиционной политики.
1.2.Базовые принципыразработки научно-технического прогноза основываются на таких понятиях как: объективность и адекватность; системность и комплексность; альтернативность и непротиворечивость; непрерывность.
Объективность и адекватность прогнозирования означают необходимость максимального приближения реализуемой на практике теоретической модели прогноза к реально существующим закономерностям и тенденциям общественного развития, что предполагает выявление и измерение устойчивых взаимосвязей научно-технического прогресса с экологическими и социально-экономическими процессами.
Системность и комплексность детерминируют разработку комплексного прогноза, которая должна строиться на основе всего спектра имеющих одинаковую степень детализации и достоверности отраслевых прогнозов развития науки и технологий, а также программах смежных отраслей человеческой деятельности – политических, социальных, экономических и др. В исследовании должны быть учтены региональные изменения с рассмотрением всего комплекса эколого-демографических проблем и задач построения в областях инновационной, информационной и коммуникационной инфраструктур.
Альтернативность и непротиворечивость прогнозирования предполагают рассмотрение возможностей развития народного хозяйства на базе разных вариантов (траекторий) изменения направлений научно-технического прогресса. Каждый из этих вариантов должен быть внутренне непротиворечив. Его составные части по своей исходной базе, используемым ресурсам, взаимозависимостям и целям должны иметь одинаковые посылки. При этом, альтернативность исходит из предположения о возможности качественно различных вариантов инновационного развития и, как следствие, качественно различных вариантов развития всего народнохозяйственного комплекса страны.
Непрерывность прогнозирования означает, что подготовка прогноза не является, как это можно было бы предположить, периодически проводимой разовой акцией. Головная организация-разработчик должна функционировать в постоянном режиме, проводя ежегодный мониторинг показателей научно-технического прогресса, отслеживая мировые тенденции в области науки и инноваций, совершенствуя методику исследования. Такой подход обусловлен характером протекания инновационных процессов в современных условиях, которые требуют их глубокого изучения и своевременной адекватной корректировки отдельных направлений государственной инновационной политики [1].
Методологическую основу прогнозирования инновационного развития составляют такие методы как: экстраполяция, экспертные оценки и моделирование. Они могут использоваться в нем как по отдельности, так и в совокупности. Так метод экстраполяции может использоваться в сочетании с ретроспективной экспертной оценкой данных мониторинга НТП (научно-технического прогресса). С помощью же математических моделей разрабатываются вариантные сценарии инновационного развития экономики, основанные на количественном изменении показателей, отражающих влияние на него базовых факторов производства.
1.3. Наибольший практический и методологический опыт в научно-тех-ническом прогнозировании накоплен в Республике Беларусь, где комплексный прогноз НТП разрабатывается, начиная с 2000г., каждые пять лет. Структура последнего состоит из пяти основных блоков (рисунок 2.).
Блок № 1состоит из прогнозов НТП отраслей и регионов, в основе которых лежит системная оценка возможностей развития их инновационных потенциалов, а также анализ экономической конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков. Его важнейшей, и в определенной мере самодостаточной, составляющей является проводимый в рамках этого исследования анализ мировых тенденций инновационного развития.
Отраслевой прогноз включает в себя три взаимосвязанные и взаимообусловленные части:
· определение направлений развития отраслевой науки и ее задач по обеспечению инновационного развития отраслеобразующих производств;
· выявление путей совершенствования используемых в отрасли внедренческих механизмов;
· концепцию технологической модернизации производств, этапов появления новых видов техники и технологий, путей повышения конкурентоспособности продукции.
Региональный прогноз научно-технического прогресса, также как и региональная инновационная политика, не должен дублировать отраслевой прогноз. Его задача состоит в том, чтобы выделить те проблемные аспекты инновационного развития, которые не присущи отраслевой структуре экономики и по определению не могут быть ей инициированы. Он должен строиться на следующих исходных посылках:
· определении приоритетов развития региональной науки и образования, их ориентации на развитие регионообразующих производств;
Рисунок 2. Структурна схема комплексного прогноза научно-технического прогресса.
· оценке перспектив повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий местной промышленности и коммунальной собственности;
· разработке механизмов формирования инновационной инфраструктуры;
· систематизации условий технологической модернизации транспортной и инженерной инфраструктуры, требований к градо- и домостроению.
· выявлении путей устойчивого развития региона, оценке социальных последствий НТП и их гармонизации с процессами эволюции индивидуума и социума.
Целью анализа мировых тенденций инновационного развития является определение на макроуровне подходов к повышению укладности экономики, выявлении наиболее перспективных направлений ее развития с точки зрения обеспечения максимальной конкурентоспособности производств и формирования инвестиционной стратегии государства. Таким образом, данный раздел прогноза предназначен для того, чтобы:
· раскрыть содержание глобальных процессов, происходящих в экономике;
· выявить характерные особенности построения и развития национальных инновационных систем;
· систематизировать основные подходы к формированию государственной инновационной политики и механизмов ее реализации;
· определить основные направления развития науки;
· классифицировать структуры и перечни технологических приоритетов;
· определить эффективные формы международного научно-технического сотрудничества.
Полученные в общем итоге прогнозные показатели агрегируются, ранжируются, сравниваются, систематизируются, структурируются и в качестве синтезированной аналитической информации встраиваются в основную часть комплексного прогноза научно-технического прогресса.
Блок № 2относится к системе ограничений, связанных с действующими в стране программами, концепциями, стратегиями и иными основополагающими документами, определяющими основные направления государственной политики в прогнозном периоде. Намеченные в них социальные, экономические, технические, военно-политические, внешнеэкономические и финансовые детерминанты, определенные государством в качестве стратегических, не должны входить в противоречие, а напротив гармонизироваться с задачами комплексного прогноза научно-технического прогресса. В то же время, учитывая значимость последнего для развития страны, он сам может вносить существенные коррективы в устоявшуюся систему взглядов на обустройство народного хозяйства, основанные на современных тенденциях развития мировой экономики.
Блок № 3представляет собой совокупность системных требований, обеспечивающих формирование в экономике благоприятного инновационного климата, способного создать такие условия для разработки, внедрения и использования инноваций, которые в наибольшей степени стимулировали бы естественный ход инновационного процесса, ускоренную диффузию знаний из области их генерации в область практического применения. К условиям, создающим объективные предпосылки для формирования такого климата, относятся:
· реструктуризация науки, основанная на требованиях, предъявляемых к ней растущей экономикой знаний;
· концентрация НИОКР на приоритетных направлениях научно-технической деятельности;
· приоритетное (опережающее) государственное финансирование исследований и разработок;
· стимулируемый спрос на инновации;
· развитый рынок научно-технической продукции и действенность его инфраструктуры;
· международное научно-техническое сотрудничество.
Блок № 4дает прогнозную оценку уровня влияния научно-техничес-кого прогресса на устойчивое, гармоничное развитие триединой системы "природа-человек-экономика".
Очевидно, что обратной стороной индустриализации является ухудшение состояния природной среды, вызываемое возрастающим техногенным воздействием на нее со стороны человеческой цивилизации. Поэтому перспективное планирование инновационного развития в данном контексте должно вестись по трем параллельным направлениям:
· разработка и внедрение в народное хозяйство ресурсо- и энергосберегающих технологий;
· переориентация национальных производств с выпуска материалоемкой продукции на наукоемкую;
· расширение в экономике сферы услуг, в том числе интеллектуальных.
В результате комплексный прогноз должен научно обосновывать полную компенсацию, а если это теоретически возможно, то и снижение совокупного объема вредных выбросов за счет реализации системы организационных мероприятий, планируемых по вышеназванным направлениям.
Особого внимания в прогнозе заслуживает его центральная фигура – человек. Глобальные изменения, происходящие в экономике предопределяют развитие личности, обусловленные воздействием научно-технического прогресса, где последний выступает внешним формирующим фактором. Его влияние может быть определено путем экспертной оценки характера изменений, которые произойдут в развитии личности в прогнозной перспективе. К ним следует отнести:
· появление новых поведенческих форм и образа мышления индивидуума, связанных с изменениями характера межличностного информационного обмена, увеличением объемов и скорости восприятия информации, необходимостью креативного поведения в расширяющихся для него сферах деятельности;
· возникновение инновационного образования, как реакции на необходимость расширенного воспроизводства специалистов, обладающих креативным, творческим мышлением; обеспечения непрерывности образовательного процесса, его ориентации на задачи инновационного развития экономики;
· формирование инновационной культуры – стратегического ресурса нового века, который формирует отношение общества к нововведениям как к особо значимой социальной ценности, способствует ускорению и повышению эффективности внедрения новых технологий и изобретений, противодействует бюрократизму, содействует раскрытию творческого потенциала личности, оптимизирует соотношение между традициями и обновлением, формирует благоприятный инновационный климат в социально-экономической среде;
· изменение характера труда, уровня его сложности и автоматизированности, творческой насыщенности, продолжительности, соотношения между материальными и моральными стимулами;
· изменение уровня и качества жизни, которое в научно-техническом прогнозе следует рассматривать в контекстестремления к созданию благоприятных условий для жизнедеятельности и творческой самореализации личности, роста ее благосостояния,трансформации потребительского спроса.
Не менее значимым является прогноз воздействия научно-технического прогресса на развитие общества. В нем должны быть отражены результаты воздействия новой экономики на эволюцию социума. Обозначены изменения, которые произойдут в структуре социальных страт и профессиональных групп – исчезновению одних из них (доиндустриальных) и появлению новых (постиндустриальных), сокращению различий между ними, связанными со стиранием границ между умственным и физическим, аграрным и индустриальным трудом, системной трансформацией трудовых отношений.
Блок № 5должен содержать в себе те граничные экономические условия, без реализации которых цели, сформулированные в комплексном прогнозе НТП, не будут, или будут не полностью достигнуты в силу их фактической декларативности. К ним относятся:
· формирование открытой экономики;
· либерализация экономической деятельности;
· институциональная адекватность экономики;
· экономическое стимулирование научно-технического прогресса;
· создание рынка научно-технической продукции.
Открытость экономики процессам глобализации является базовым условиям обеспечения эффективности инновационного развития. Она является своего рода обратной стороной протекционизма и в пределе ведет к полной интеграции национального производства в мировое экономическое пространство с получением всех преимуществ, вытекающих в результате международного разделения труда. Протекционизм, в отличие от нее, в случае гипертрофированной "заботы" о национальном производителе исключает международную конкуренцию и максимально натурализует народное хозяйство, ведя его к застою и последующему упадку. Оптимальное соотношение между ними создает наиболее благоприятные условия для процессов инновационного развития. Обусловленность последних открытостью экономики выражается в следующем:
А) Высокий внешнеторговый оборот, характерный для открытой экономики, объективно предопределяет необходимость развития народного хозяйства по приоритетным направлениям, выражающим содержание его производственной специализации в мировом разделении труда. В результате выбора приоритетов научно-технической деятельности государство формирует стратегию своей инновационной, структурной и инвестиционной политики, оптимизирует отношения собственности.
Б) Свободное движение капитала в открытой экономике способствует притоку в нее иностранных инвестиций, международному трансферу инноваций, созданию межстрановых наукоемких корпоративных альянсов и научно-технической кооперации.
В) Стирание таможенных и лицензионных барьеров не только ужесточает макроэкономическую конкуренцию, но и одновременно стимулирует предприятия к повышению их инновационной активности рыночными методами, ускоряя темпы технологической модернизации производств и мотивируя последние к более широкому финансированию НИОКР.
Формирование открытой экономики невозможно без ее либерализации, которая предполагает ослабление контроля государства над различными видами хозяйственной деятельности, включая внешнеэкономическую, а также общее снижение его разрешительных полномочий. Экономическая либерализация расширяет свободу действий субъектов хозяйствования, снимает тормозящие их развитие ограничения, раскрепощает творческую и предпринимательскую инициативу.
Либеральный подход в экономической политике строится на трех базовых принципах[2]:
· частной собственности, как правовой основе рыночных отношений;
· свободном предпринимательстве, как генераторе экономического прогресса;
· свободной конкуренции, как регулятивном рыночном механизме.
Безусловно, в рассматриваемом контексте либерализм в чистом виде не может быть принят в качестве основополагающей или предпочтительной экономической теории, а его исходные положения – в виде руководящих постулатов. Известно, что именно в инновационной сфере регулирующая роль государства на современном этапе постоянно возрастает. Однако недостаточная развитость либеральной составляющей экономики не создает условий, необходимых для прогресса в инновационном развитии страны.
Таким образом, задача прогноза в данном контексте сводится к тому, чтобы определить степень открытости и либерализации экономики, уровень которых в своем оптимальном соотношении с механизмом государственного регулирования сможет обеспечить максимальную эффективность процесса инновационного развития.
Здесь следует заметить, что весьма характерной особенностью экономики некоторых постсоветских стран, является низкая инновационная активность (незаинтересованность субъектов хозяйствования в техническом перевооружении), связанная с неэффективной (государственной) формой собственности. Это вынуждает менеджмент предприятия руководствоваться в своей практической деятельности не принципами экономической целесообразности и делового прагматизма, а ориентироваться на сложившиеся административные стереотипы поведения и личную выгоду, не допускающие проявления инициативы, в особенности, когда это связано с риском, который, в свою очередь, присущ инновационной деятельности.
Инновационное развитие требует также институциональной адекватности экономики, позволяющей производить продукцию с наименьшими трансакционными издержками и открытой для нововведений. Поэтому важнейшим условием повышения ее инновационной восприимчивости является снижение разрешительных полномочий государства при одновременном формировании выраженного креативного вектора общественного сознания во всех сферах хозяйственной и политической деятельности, для чего необходима качественная перестройка как формальных (когда управленческие и контрольные функции реализуются на основе строго установленных законов, нормативных и правовых актов, распоряжений, правил, регламентов и др.), так и неформальных (когда управленческие и контрольные функции реализуются на основе норм и правил, зафиксированных в общественном сознании, а также традиций и обычаев) институтов.
Очевидно, что обязательными условием эффективного инновационного развития является экономическое стимулирование научно-технического прогресса, развитие рынка научно-технической продукции и его инфраструктуры, интеграция в мировую систему разделения труда, которые были подробно рассмотрены выше.
2.Научно-техническое прогнозирование на микроуровнеимеет свои отличия, относящиеся к целям и структуре исследования. Планирование инновационного развития предприятия – это планирование его экономического роста на основе интенсивных факторов производства. Исходя из этих особенностей его предметом являются:
Рост производительности труда. Предмет анализа: использование передовых достижений науки и техники, увеличение доли инвестиций в основной капитал к выпуску продукции, планомерная модернизация производства, оптимизация структуры затрат на технологические инновации, внедрение производственных и функциональных инноваций, использование высокопроизводительного оборудования, снижение доли ручного труда, компьютеризация производственных процессов, использование механизмов аутсорсинга в подходе к производственной кооперации.
Рост конкурентоспособности выпускаемой продукции. Предмет анализа: увеличение доли добавленной стоимости в выпуске продукции, сокращение объемов промежуточного потребления, снижение материальных, в первую очередь, энергетических затрат, рост уровня инновационной активности предприятия, доли инновационной, высокотехнологичной и наукоемкой продукции в выпуске и экспорте, сертификация продукции, специализация производства, производственная кооперация, интеграция в ТНК и кластеры, организация и проведение научных исследований и разработок, расширение патентной деятельности, коммерциализация объектов интеллектуальной собственности, формирование научно-образовательных кластеров, использование инфраструктуры технопарков (инкубирования, консалтинга, контроллинга и др.) для ускоренного трансфера технологий, создание научно-технологичес-ких альянсов и научно-производственных клатеров, применение механизмов франчайзинга, участие в выставках и ярмарках.
Модернизация производственных мощностей. Предмет анализа: реструктуризация производства на основе использования продуктовых и процессных инноваций, рост его укладности и технологичности, уровня прогрессивности (наукоемкости) используемого оборудования, снижение удельного веса накопленной амортизации в первоначальной стоимости машин и оборудования.
Финансирование инновационного развития производства. Предмет анализа: увеличение размеров инвестиций в основной капитал и затрат на технологические инновации, инвестиции в исследования и разработки, акционирование и капитализация предприятия, использование венчурного капитала, средств бизнес-ангелов и паевых инвестиционных фондов, рост реинвестируемой доли прибыли, привлечение прямых иностранных инвестиций, использование механизмов государственно-частного партнерства, ускоренная амортизация основных средств, снижение издержек производства использование механизмов государственного льготирования при реализации инновационных и инвестиционных проектов.
Повышение образовательного уровня работающих. Предмет анализа: рост производственной, академической и социально-личностной компетентности персонала, стимулирование роста человеческого капитала, повышение уровня квалификации работников, обеспечение непрерывности образования, переподготовка и повышение квалификации, создание производственно-образовательных кластеров, участие в открытии новых, перспективных специальностей, разработке учебных программ, кадровой селекции, бизнес-образование менеджмента, корпоративные курсы и целевые образовательные программы, транспарентная дифференциация оплаты труда в зависимости от квалификационного уровня.