Материальное обеспечение технического обслуживания и ремонта подвижного состава
ПЛАН ПЕРЕВОЗОК И ПЛАН ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
План перевозок грузов является одним из основных разделов бизнес-плана автотранспортного предприятия (АТП) и закладывает основу для разработки плана материально- технического обеспечения, плана по труду и заработной плате, производственной программе по ТО и ТР подвижного состава и финансового плана.
Исходные данные для расчета показателей эксплуатации подвижного состава сводятся в таблицу 1.1.
Таблица 1.1 - Исходные данные для расчета показателей эксплуатации подвижного состава
Показатель | Значение |
Наименование груза | |
Класс груза (табл. 1, [6]) | |
Годовой объём перевозок, тыс. тонн | |
Среднее расстояние перевозки, км | |
Категория условий эксплуатации ([7]; [6]) | |
Способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ | |
Распределение перевозок по дорогам: | |
В городе | |
За городом по группам дорог: | |
I | |
II | |
III | |
Средняя техническая скорость по дорогам: (табл. 14, [6]) | |
В городе | |
За городом по группам дорог, км/ч | |
I | |
II | |
III | |
Пробег автомобиля с начала эксплуатации в долях от пробега до капитального ремонта | |
Удельный вес автомобилей, хранящихся на открытых стоянках, % | |
Дни календарные [3], дни | |
Режим работы АТП годовой [3], дни | |
Режим работы АТП недельный, дни | |
Режим работы автомобилей | Односменный |
Для разработки плана эксплуатации необходимо использовать нормативно-справочные данные (таблица 1.2).
Таблица 1.2 – Нормативно-справочные данные
Показатели | Значение |
Грузоподъемность, т | |
Норма времени простоя под погрузкой-разгрузкой на тонну, мин ([6] ) | |
Норма пробега автомобиля до капитального ремонта, тыс. км ([7]) | |
Норма простоя в ТО и ТР, дни/1000км ([7]) | |
Коэффициенты корректирования пробега до КР в зависимости: | |
(К1) - от условий эксплуатации ( [7] ) | |
(К2) - от модификации ПС и организации его работы ( [7]) | |
(К3) - от природно-климатических условий ( [7]) | |
Коэффициент корректирования простоя в ТО и ТР в зависимости от пробега автомобиля с начала эксплуатации (К4) ( [7]) |
Расчет плана эксплуатации подвижного состава:
Количество рабочих дней в неделю ( ):
, (1.1)
где: nнед – число рабочих недель в году [3]; Дреж – режим работы, дней.
Продолжительность рабочей смены ( ) определяется в соответствии со статьей 113 Трудового Кодекса Республики Беларусь и п.2 Разъяснений о порядке определения расчетной нормы рабочего времени и часовой тарифной ставки в Республике Беларусь, который гласит: “При установлении расчетной нормы рабочего времени на год либо на иной учетный период (месяц, квартал) учитывается ежедневная продолжительность работы (смены), рассчитанная исходя из установленной законодательством 40-часовой рабочей недели: - при пятидневной рабочей неделе - ежедневно по 8 часов; - при шестидневной рабочей неделе - 5 дней недели (с понедельника по пятницу) по 7 часов, в субботу - 5 часов” [4].
, (1.2)
где: tраб. нед. – продолжительность рабочей недели [2], час.
В соответствии с п. 9 Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей [5], рабочее время водителя автомобиля состоит из следующих периодов:
- подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены продолжительностью 20 минут;
- времени проведения предрейсового медицинского осмотра продолжительностью 5 минут;
- времени управления автомобилем;
- времени присутствия на рабочем месте водителя автомобиля, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей автомобиля;
- времени стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
- времени простоев не по вине водителя автомобиля;
- времени специальных перерывов, предусмотренных графиком работ (сменности) для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах маршрута;
- времени проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
- времени охраны груза и автомобиля во время стоянки на промежуточных и конечных пунктах маршрута при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем автомобиля.
Таким образом, время пребывания автомобиля в наряде ( ) определяется следующим образом:
, (1.3)
где n – количество смен;
tп-з – подготовительно-заключительное время , час [5];
tмо – время на медицинский осмотр, час [5].
Время на погрузку-разгрузку автомобиля за ездку ( ):
, (1. 4)
где – время простоя под погрузкой-разгрузкой одной тонны груза, мин;
К – коэффициент, учитывающий класс груза, [6];
- номинальная грузоподъемность автомобиля, т.
Средняя техническая скорость автомобиля (VT):
, (1.5)
где VTi - скорость автомобиля на i-ом участке дороги, км/ч ;
mi – доля пробега по i-ой группе дорог в общем пробеге, %.
Время движения автомобиля за ездку (tдв):
, (1.6)
где b - коэффициент использования пробега; – длина груженой ездки, км.
Время ездки (tе):
, (1.7)
где – время движения автомобиля за ездку, ч.;
– время простоя в пунктах погрузки и разгрузки, ч.;
= 2,598 + 1,6 = 4,2 ч.
Количество ездок, осуществляемое одним автомобилем за день ( ):
, (1.8)
где Тн – время в наряде, ч.; tе – время ездки, ч.
Суточная производительность одного автомобиля ( ), т:
, (1.9)
где g – коэффициент использования грузоподъемности автомобиля (для грузов 3 класса g =0,6), [6];
Zдн – количество ездок, осуществляемое одним автомобилем за день, шт.
Cуточная производительность одного автомобиля ( ) ткм:
, (1.10)
Среднесуточный пробег автомобиля ( ):
, (1.11)
Коэффициент технической готовности ( ):
, (1.12)
где НТО, ТР – норма простоя в ТО и ТР, дн/1000 км (прил. Р, [7]);
- коэффициент корректирования простоя в ТО и ТР в зависимости от пробега автомобиля с начала эксплуатации (табл. П5, [7]).
Коэффициент выпуска автомобилей на линию:
aв=aт.г.· ·Кп, (1.13)
где aт.г. – коэффициент технической готовности автомобилей;
Дреж – режим работы АТП, дн;
Кп – коэффициент, учитывающий снижение пользования технически исправных автомобилей в рабочие дни по организационным причинам (принимаем Кп=0,95).
Годовая производительность одного автомобиля (Uгод), т:
, (1.14)
Годовая производительность одного автомобиля (Ргод), ткм:
, (1.15)
Cреднесписочное количество автомобилей (Асс):
, (1.16)
где Qгод – заданный годовой объем перевозок, т
Автомобиле-дни в хозяйстве (дни пребывания автомобилей на АТП) (АДХ):
, (1.17)
Автомобиле-дни работы (АДР):
, (1.18)
Автомобиле-часы в наряде (АЧН):
(1.19)
Общий пробег парка за год (Lобщ), км:
(1.20)
Груженый пробег парка (Lгр), км:
, (1.21)
Эксплуатационная скорость (Vэкс), км/ч:
, (1.22)
Годовой грузооборот по парку автомобилей (при полном использовании грузоподъемности) (Ргод), ткм:
, (1.23)
Выработка на среднесписочную автомобиле-тонну в тоннах и тонно-километрах соответственно:
, (1.24)
, (1.25)
Выработка на 1 автомобиле-час работы в тоннах и тонно-километрах:
, (1.26)
, (1.27)
Результаты расчета эксплуатационных показателей представлены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 - План эксплуатации подвижного состава
Показатель | Значение | |
Среднесписочное количество автомобилей | ||
Ходовое количество автомобилей | ||
Грузоподъемность автомобиля, т | ||
Коэффициент использования грузоподъемности | ||
Годовая выработка на среднесписочную тонну: | ||
в тоннах | ||
в тонно-километрах | ||
Время в наряде, ч | ||
Время на погрузку- разгрузку за ездку,ч | ||
Коэффициент технической готовности | ||
Коэффициент выпуска на линию | ||
Автомобиле – дни в хозяйстве | ||
Автомобиле- дни в работе | ||
Автомобиле- часы в наряде | ||
Годовая выработка на автомобиле-час работы: | ||
в тоннах | ||
в тонно-километрах | ||
Коэффициент использования пробега | ||
Техническая скорость, км/ч | ||
Эксплуатационная скорость, км/ч | ||
Среднее расстояние перевозки, км | ||
Среднесуточный пробег, км | ||
Число ездок за сутки | ||
Суточная производительность: | ||
в тоннах | ||
в тонно-километрах | ||
Общий годовой пробег автомобилей, км | ||
Годовой груженый пробег автомобилей, км | ||
Годовой объем перевозок, т | ||
Годовой грузооборот, ткм |
ПЛАН ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Целью технического обслуживания подвижного состава является поддержание его в работоспособном состоянии, уменьшение интенсивности изнашивания деталей, узлов и агрегатов автомобилей, предупреждение поломок, выявление возникших неисправностей, сохранение хорошего внешнего вида транспортных средств. Ремонт необходим для устранения возникших неисправностей подвижного состава путем своевременной замены или восстановления работоспособности отдельных деталей, узлов и агрегатов.
Техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
- ежедневное техническое обслуживание (ЕО),
- первое техническое обслуживание (ТО-1),
- второе техническое обслуживание (ТО-2),
- сезонное обслуживание (СО).
Необходимые для расчета данные приведены в таблицах 2.1 – 2.4.
Таблица 2.1 – Нормативно-справочные данные
Показатель | Значение | |
Норма пробега до капитального ремонта, тыс.км (прил. М, [7]) | ||
Периодичность технического обслуживания, тыс. км (прил. Г, [7]) | ||
ТО-2 | ||
ТО-1 | ||
Нормативы трудоемкости, чел.-ч / воздействие: (прил. Г, [7]) | ||
ТО-2 | ||
ТО-1 | ||
ЕО | ||
Норматив трудоемкости текущего ремонта, чел-ч /1000км (прил. Г, [7]) |
Таблица 2.2 - Коэффициенты корректирования нормативов (прил. П, [7])
Показатель | K1 | К2 | К3 | К4 | К5 | К6 |
Периодичность ТО | ||||||
Трудоемкость ТО | ||||||
Трудоемкость ТР | ||||||
Трудоемкость ЕО |
=
Таблица 2.3 – Исходные данные
Показатель | Значение |
Среднесписочное количество автомобилей, ед. | |
Коэффициент выпуска на линию | |
Среднесуточный пробег автомобилей, км | |
Годовой пробег всех автомобилей, км | |
Пробег автомобилей с начала эксплуатации, в долях от пробега до КР |
Для того чтобы учесть техническое состояние автомобилей на начало года при планировании технических обслуживаний и ремонтов подвижного состава, используют понятие запаса хода.
Запас хода – это разница между нормой пробега до капитального ремонта (списания) и пробегом с начала эксплуатации. Запас хода определяется по формуле:
Lз.х.= Lкр – Lс нач. экс.р (2.1)
где Lкр – пробег до КР, км;
Lс нач. экс. – пробег с начала эксплуатации, км.
Годовой пробег одного автомобиля определяется следующим образом:
(2.2)
Если запас хода превышает возможный годовой пробег, то постановка в капитальный ремонт автомобилей не планируется, т.е. NКР=0
Количество воздействий ЕО, ТО-2, ТО-1 определяется по методу суммарного годового пробега автомобилей соответственно по формулам:
, (2.3)
, (2.4)
где LТО-2 – периодичность ТО-2, тыс. км
, (2.5)
где LТО-1 – периодичность ТО-1, тыс. км
Далее произведем расчет трудоемкости работ ЕО, ТО-1, ТО-2, СО.
(2.6)
где tЕО – нормативная трудоемкость ЕО, чел-ч
, (2.7)
где tТО-1 – нормативная трудоемкость ТО-1, чел-ч
, (2.8)
где tТО-2 – нормативная трудоемкость ТО-2, чел-ч
СО проводится для подготовки ТС к работе в весенне-летний или осеннее - зимний период эксплуатации. СО проводится два раза в год. Как правило, СО совмещают с ТО-2 с соответствующим увеличением его плановой трудоемкости на 20 % от трудоемкости ТО-2 [7].
Т.о. трудоемкость СО можно определить следующим образом:
(2.9)
Трудоемкость работ по ТР находится по формуле:
, (2.10)
где tТР – нормативная трудоемкость ТР, чел-ч./1000 км
Суммарная годовая трудоемкость работ по ТО и ТР:
(2.11)
Трудоемкость вспомогательных работ принимается в размере не более 30 % от общей трудоемкости работ по ТО и ремонту [7]:
(2.12)
Общая трудоемкость работ по ТО и ТР (включая вспомогательные работы):
(2.13)
Удельная трудоемкость ТО и ТР на 1000 км пробега и удельная трудоемкость всех работ в зоне ТО и ТР на 1000 км пробега определяется соответственно по формулам:
(2.14)
(2.15)
Трудоемкость работ во вредных условиях для приблизительных расчетов можно принимать в размере до 30% от суммарной трудоемкости работ ТО и ТР.
(2.16)
Таблица 2.4 – План технического обслуживания и ремонта подвижного состава
Показатели | Значение |
Количество технических воздействий: | |
- ЕО | |
- ТО-1 | |
- ТО-2 | |
Трудоемкость работ, чел-ч.: | |
- ЕО | |
- ТО-1 | |
- ТО-2 | |
- ТР | |
-СО | |
Суммарная трудоемкость работ по ТО и ТР автомобилей, чел-ч. | |
Трудоемкость вспомогательных работ, чел.ч. | |
Общая трудоемкость работ в зоне ТО и ТР, чел.ч. | |
Удельная трудоемкость работ на 1000 км пробега, чел-ч/1000 км | |
Удельная трудоемкость всех работ в зоне ТО и ТР на 1000 км пробега, чел-ч/1000 км | |
Трудоемкость работ во вредных условиях, чел- ч |
ПЛАН МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Исходными данными для разработки плана материально-технического снабжения (МТС) являются:
- предполагаемый объем перевозок и грузооборот;
- показатели плана эксплуатации подвижного состава (среднесписочное количество автомобилей, общий годовой пробег всех автомобилей, грузоподъемность автомобиля или полуприцепа (прицепа));
- объемы работ по техническому обслуживанию, ремонту и капитальному строительству.
Планирование потребности в топливе
В настоящее время нормирование расхода топлива осуществляется в соответствии с линейными нормами расхода топлива, которые разрабатываются для каждой марки автомобиля и утверждаются приказами Минтранса Республики Беларусь.
Для грузовых автомобилей и автопоездов (кроме автомобилей-самосвалов), работа которых учитывается в тонно-километрах, нормы расхода автомобильного бензина, дизельного топлива и сжиженного газа слагаются из:
- нормы на 100 км пробега (без учета транспортной работы);
- нормы на каждые 100 ткм произведенной транспортной работы в количестве: бензина- 2 л; дизельного топлива - 1,3 л; сжиженного газа - 2,5 л.
Линейные нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки эксплуатируемых автомобилей и соответствуют расходу топлива в городах с населением до 300 тыс. человек в летнее время без учета всяких увеличений и снижений. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, приведенных в процентах к линейной норме расхода топлива.
Нормы расхода топлива рекомендуется повышать при следующих условиях:
- эксплуатация автомобилей, автотракторной техники, машин, механизмов и оборудования при отрицательных температурах окружающей среды в зимнее время - до 10% (зимнее время установлено продолжительностью не более 5-ти месяцев с 1 ноября по 31 марта при установившейся отрицательной среднесуточной температуре в течение первых пяти дней. Зимнее время устанавливается приказом руководителя предприятия);
- эксплуатация автомобилей в областных центрах и городах с населением от 300 тысяч до 1 млн человек - до 5%;
- эксплуатация автомобилей в городах с населением свыше 1 млн чел - до 10%;
- эксплуатация, требующая частых технологических остановок - до 10%;
- перевозка крупногабаритных, взрывоопасных и т.п. грузов, требующих пониженных скоростей движения автомобилей (до 20 км/час) - до 10%;
- при пробеге первой тысячи километров автомобилями (двигателями), вышедшими из капитального ремонта и новыми - до 10%;
- почасовая работа грузовых автомобилей (кроме самосвалов) или их постоянная работа в качестве технологического транспорта, или в качестве грузовых таксомоторов, а также в качестве грузопассажирских автомобилей - до 10%;
- движение на свежеотсыпанном дорожном полотне при строительстве дорог - до 10%;
- эксплуатация в карьерах, на полигонах твердых отходов - до 20%;
- испытания транспортных средств с установленным трафаретом "Испытания" - до 10%;
- эксплуатация транспортных средств в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы и обильных снежных заносов на срок не более одного месяца в году - до 35% (устанавливается приказом руководителя предприятия);
- учебная езда на улицах города и в населенных пунктах - до 20%;
- учебная езда на автодроме - 1 машино-час работы по отработке упражнений приравнивается к 20 км пробега (без корректирования величины линейной нормы);
- эксплуатация бортовых автомобилей (прицепов) с тентами, автомобилей-фургонов, автомобилей-рефрижераторов, автомобилей-контейнеровозов, а также седельных тягачей с полуприцепами-фургонами, полуприцепами-контейнеровозами, полуприцепами-рефрижераторами без обтекателя (спойлера) на кабине автомобиля - 3 - 6%;
- эксплуатация автомобилей с включенными кондиционерами - до 10%;
- эксплуатация автомобилей, оборудованных багажником, звуковой или световой сигнализацией, установленными на крыше - до 5%;
- эксплуатация автомобилей, оборудованных автоматической коробкой передач - до 6%;
- эксплуатация дорожно-строительной техники и автомобилей на строительных объектах по реконструкции зданий и сооружений в стесненных условиях - до 10%.
Нормы расхода топлива рекомендуется снижать при эксплуатации автомобилей на загородных маршрутах с усовершенствованным покрытием, находящимся в удовлетворительном состоянии - до 15%.
При необходимости применения одновременно нескольких надбавок нормируемый расход топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок. [8]
Таблица 3.1 - Линейные нормы расхода топлива и смазочных материалов и их цены на 01.04.2013 г.
Наименование | Линейная норма расхода [8] | Стоимость, руб. |
Дизельное топливо, л | ||
Моторное масло, л | ||
Трансмиссионное масло, л | ||
Пластичные смазки, кг | ||
Специальные масла, л | ||
Керосин, л | ||
Обтирочные материалы, кг |
Потребность в топливе для бортовых автомобилей (Б), работа которых учитывается в ткм, определяется по следующей формуле:
, (3.1)
где а – линейная норма расхода топлива на 100 км пробега [8];
b – норма расхода топлива на 100 ткм (для автомобилей с дизельными двигателями– 1,3 л на 100 ткм) [8].
При эксплуатации автомобилей с прицепами (полуприцепами) линейные нормы расхода топлива увеличиваются на каждую тонну собственного веса прицепа (полуприцепа): бензина - до 2,0 л; дизельного топлива до - 1,3 л; СПГ - до 2,0 куб.м; СУГ - до 2,5 л [8].
При определении потребности в топливе учитываются надбавки:
- за работу в зимнее время
, (3.2)
где Пзим – среднегодовой процент увеличения нормы расхода топлива в зимнее время [8];
Мзим – количество зимних месяцев;
Нзим – процент надбавки;
Мзим – количество месяцев в году.
- при работе автомобилей (прицепов) с тентом процент надбавки составляет Птент=3% [8].
На внутригаражные разъезды и технические надобности (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и автомобилей после ремонта и т.п.) нормативный расход топлива не должен превышать 0,5% ежемесячно от общего его количества, потребляемого автотранспортным предприятием при условии отсутствия реальной экономии [8].
Бвн.г. = Нвн.г.·Б, (3.3)
Общая потребность предприятия в топливе с учетом всех надбавок и уменьшений:
, (3.4)
Потребность в топливе, кг:
Побщ.,кг.=Побщ·r, (3.5)
где r – среднее значение плотности горючего (rдиз=0,825 кг/дм3).
В стоимостном выражении общая потребность в топливе:
Зт= Побщ·Цт , (3.6)
где Цт – цена 1 литра дизельного топлива, руб.
Планирование потребности в смазочных материалах
Потребность в смазочных материалах рассчитывается исходя из потребности в топливе и норм расхода моторных масел, трансмиссионных масел, специальной и пластичной смазки, приведенных в таблице 3.1
Расход моторного масла (Мм):
, (3.7)
где Нм.м. – норма расхода моторного масла на 100 л топлива, л.
Затраты в стоимостном выражении на моторное масло (Зм):
Зм=Мм*Цм , (3.8)
где Цм – цена 1 л. моторного масла, руб.
Расход трансмиссионного масла (Мтр):
, (3.9)
где Нтр – норма расхода трансмиссионного масла на 100 л топлива, л.
Затраты на трансмиссионное масло:
Зтр=Мтр· Цтр , (3.10)
где Цтр – цена 1 л трансмиссионного масла, руб.
Расход пластичной смазки(Мпс):
, (3.11)
где Нпс – норма расхода пластичной смазки на 100 л топлива, кг.
Затраты на пластичную смазку:
Зпс=Мсм · Цсм , (3.12)
где Цсм – цена 1 кг пластичной смазки, руб.
Расход специального масла (Мспец.м.):
, (3.13)
где Нспец.м. – норма расхода специального масла на 100 л топлива, л.
Затраты на специальное масло:
Зспец.м.= Мспец.м · Цспец.м, (3.14)
где Цспец.м. – цена 1 л специального масла, руб.
Расход керосина:
Мкер= Побщ.,кг · 0,005 , (3.15)
Затраты на керосин:
Зкер.= Мк · Цк, (3.16)
где Цк. – цена 1 л керосина, руб.
Расход обтирочных материалов:
Ом=Асс · Ном, (3.17)
где Ном – норма расхода обтирочных материалов, кг.
Затраты на обтирочный материал:
Зом.= Ом * Цом, (3.18)
где Цом. – цена 1 кг обтирочного материала, руб.
Планирование потребности в шинах
Потребность в автомобильных шинах определяют в комплектах на одно колесо (камера, ободная лента, покрышка).
При расчете потребности предприятия в шинах необходимо исходить из общей величины пробега автомобилей и норм пробега шин.
Потребность в шинах определяется по формуле:
, (3.19)
где nш – количество комплектов шин, смонтированных на автомобиле без учета запасного колеса;
lн.ш. – эксплуатационная норма пробега автомобильных шин, км
(прил. 33, [9]).
Таблица 3.2 – Информация о шинах
Обозначение шин | |
Рисунок протектора | |
Эксплуатационная норма пробега, тыс. км | |
Стоимость одного комплекта шин, руб |
= 840,99 шин
Затраты на автомобильные шины:
Зш=Аш · Цш , (3.20)
где Цш – стоимость одного комплекта шин, руб.
Материальное обеспечение технического обслуживания и ремонта подвижного состава
Для целей внутрихозяйственного планирования можно использовать дифференцированные укрупненные нормы затрат на ТО и ТР подвижного состава Укрупненные нормы затрат (УНЗ) на ТО и ТР в статье “материальные затраты” учитывают затраты на запасные части, узлы, агрегаты и эксплуатационные материалы. УНЗ установлены на 1000 км пробега и дифференцированы с учетом пробега автомобилей с начала эксплуатации.
Плановая сумма материальных затрат:
, (3.21)
где МЗ – норма материальных затрат на 1000 км пробега (табл. 15, [6]);
Марка (модель) автомобильных транспортных средств | Статьи затрат | Диапазоны пробегов с начала эксплуатации, тыс. км | |||||
0-100 | 101-300 | 301-500 | 501-700 | 701-900 | Свыше 900 | ||
МАЗ двухосный грузоподъемностью более 10 т, седельный тягач | МЗ | - |
Пробег с начала эксплуатации –
планируемый годовой пробег –
пробег с начала эксплуатации на конец планируемого года – .
ИЦ - индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения, рассчитанный нарастающим итогом к декабрю 2010 года (на 01.01.2013 г);
L - планируемый пробег, км;
Кт - корректирующий коэффициент к нормам в зависимости от типа ПС [6].
Все затраты по материально-техническому обеспечению приведены в таблице 3.3.
Таблица 3.3 - План материально-технического обеспечения предприятия
Показатели | Потребность | Затраты, руб |
Топливо, л. | ||
Моторное масло, л. | ||
Трансмиссионное масло, л | ||
Пластичные смазки, л | ||
Специальное масло, л | ||
Керосин | ||
Обтирочные материалы | ||
Шины | ||
Материальные затраты | ||
Итого: |
При расчете потребности АТП в материальных ресурсах должны быть определены размеры запасов их отдельных видов. Различают текущий и страховой запас.
Текущий запас создается для снабжения производства в период между двумя очередными партиями поставок. Его величина зависит от периодичности поставок, т.е. интервала поставок в днях и среднесуточного расхода материалов.
Сумма текущего и страхового запаса составляет производственный запас. Производственный запас и средства, вложенные в незавершенное производство, составляют производственные оборотные фонды предприятия.
Средства, функционирующие в сфере обращения, которая включает готовую продукцию и денежные средства, необходимые для закупки, составляют фонды обращения.
Норматив оборотных средств:
, (3.22)
где Нзап– норма запаса оборотных средств по соответствующей статье, дн;
Згод – годовые затраты по соответствующей статье.
Таблица 3.4 - Нормируемые оборотные средства
Наименование нормируемого оборотного средства | Затраты, руб | Норма запаса, дн [10] | Норматив оборотных средств , руб. |
Топливо | |||
Смазочные материалы | |||
Шины | |||
Материалы и зап. части | |||
Итого |
Эффективность использования оборотных средств характеризуется количеством оборотов (Nоб) средств и продолжительностью одного оборота (Vоб), которые рассчитываются:
, (3.23)
где Д – доходы от выполнения перевозок.
, (3.24)