Параметры и основные типы корпоративной культуры
Под параметрами организационной культуры понимаются общие признаки, на основе которых разные культуры можно классифицировать и сопоставлять друг с другом, для чего обычно используется одна или две их пары.
Основными признаками организационной культуры являются:
1. отношение членов организации к новому, к переменам;
2. степень приятия делового риска;
3. ориентированность на решение личных поблеем или инструментальных задач;
4. степень централизации принятия решений;
5. социально допустимая дистанция между руководителями и подчинёнными
6. степень формализации и регламентированности деятельности, подчинения планам, правилам и процедурам;
7. соотношение коллективизма и индивидуализма;
8. отношение к женщинам и слабым вообще;
9. характер отношений между работниками и организацией (ориентация на самостоятельность, независимость или конформизм, лояльность);
10. стиль управления
11. ориентация людей на сотрудничество или соперничество;
12. источник власти;
13. принципы оценки и проч.
Рассмотрим для примера классификации, основанные на некоторых из этих параметров.
Известная типология управленческих культур дана С. Хонди. Каждому из их типов он присвоил имя олимпийского бога.
Культура личной власти, или Зевса, основывается на владении ресурсами. Организации с такой культурой имеют жёсткую структуру, высокую степень централизации, немногочисленные правила и процедуры. Они авторитарны, подавляют инициативу и жёстко контролируют работников. Успех предопределяется своевременным выявлением проблем и высокой квалификацией руководителей, позволяющими быстро принимать и реализовывать решения. Такая культура характерна для молодых коммерческих фирм, действующих в условиях жёсткой конкуренции.
Ролевая культура, или культура Аполлона, основывается на системе правил и инструкций. Ей присущи чёткая специализация участников и распределение их ролей, прав, обязанностей, ответственности, обеспечивающие административный успех. Но она не гибка, препятствует инновациям. Источником власти в ней является должность. Такая культура свойственна крупным корпорациям и государственным учреждениям.
Культура задачи, или Афины, приспособлена к управлению в экстремальных или постоянно меняющихся ситуациях и обеспечивает быстрое решение проблем на основе сотрудничества, коллективного творчества. Основой власти в условиях такой культуры служат профессионализм и обладание информацией. Культура Афины, свойственная проектным или венчурным организациям, относится к переходной и может перерасти в один из предыдущих типов.
Культура личности, или Диониса, связана с эмоциональным началом. Она основывается на творческих ценностях и объединяет людей для достижения их личных целей. Решения здесь принимаются на основе согласия участников, поэтому задачей власти является их координация.
Считается, что на стадии зарождения организации в управлении ею преобладает культура власти; стадию роста характеризует ролевая культура, стадию стабильного развития – культура задачи или культура личности; в кризисе предпочтительна культура власти.
Выделяют культуры стратегической деятельности.
Стабильная ориентирована на действия по аналогии с прошлым, избежание риска и допущение перемен лишь в кризисных ситуациях. В рамках фирмы она свойственна бухгалтерии, плановому отделу.
Реактивная использует современный опыт для решения текущих внутренних проблем. Она также минимизирует риск и допускает перемены лишь при неудовлетворительном уровне эффективности. Это культура производственного отдела.
Оптиципационная нацелена на ближайшее будущее и решает проблемы на основе экстраполяции возможностей. Она ориентирована уже не только на внутренние, но и на внешние проблемы организации, допускает риск и частичные изменения. Такая культура свойственна плановому и маркетинговому подразделениям.
Исследовательская ориентирована на отдалённое будущее, поиск вариантов решений на основе новых возможностей, постоянно балансирует между риском и выгодой. Характерна для службы стратегического планирования.
Креативная культура ориентирована на создание и внедрение новшеств, поэтому ей присущи постоянный поиск, неопределённость и риск. Она свойственна действующим в рамках современных фирм венчурным подразделениям.
Но, пожалуй, наиболее краткую и точную классификацию организационных культур американский исследователь У. Оучи, выделивший три их основных вида:
· рыночную культуру, которая характеризуется господством стоимостных отношений и ориентацией на прибыль. Источником власти в рамках такой культуры является собственность на ресурсы;
· бюрократическую культуру, основанную на господстве регламентов, правил и процедур. Источником власти здесь служит компетентность членов организации;
· клановую культуру, дополняющую предыдущие. Её основу составляют внутренние ценности.
Культура организации находится под мощным воздействием национальной, опирается на неё, воспринимает мир сквозь её призму.
Любая же национальная культура уникальна, ибо складывается под влиянием огромного количества исторических, социальных, этнических, географических и иных факторов. Из-за этого методы управления не могут автоматически переноситься из страны в страну. Г. Хофстид (Хофштеде) предложил пять параметров, по которым можно идентифицировать национальные культуры. К ним относятся:
индивидуализм (ИН), характеризующийся степенью независимости индивида от общества, готовностью людей действовать в одиночку;
дистанция власти (ДВ), определяемая отношением людей к проблеме неравенства, его допустимой степенью (на Западе психологически допустимым сегодня считается десятикратный разрыв в средних доходах самых богатых и самых бедных групп населения; в России этот разрыв составляет фактически 20-25 раз, а в Москве – более 50 раз);
степень неприятия неопределённости (НН), характеризуемая порогом ощущения опасности. Её стремятся избежать с помощью правил, традиций, законов, религии (любая религия способствует терпимости к неопределённости) и проч.;
степень ориентированности на будущее (ОБ), т.е. выживаемость в перспективе, обеспечиваемая сбережениями, накоплением богатств и проч.;
уровень мужественности (МУ), выражающийся в типе распределения социальных ролей между полами.
Культура с жёстким закреплением ролей – мужественная, со слабым – женственная. В мужественных культурах абсолютно доминируют социальные ценности, традиционные для мужчин, определяя даже образ мышления (ориентация на успех, осязаемые результаты, эффект). В женственных культурах приоритеты отдаются человеческим отношениям, заботе о коллективе, симпатии к слабым.
Приведём пример экспертных оценок национальных культур некоторых стран по степени проявления перечисленных параметров (В – высокая, С – средняя, Н – низкая) (табл. 1).
Таблица 1