Экономическая эффективность деятельности субъектов рынка полиграфических работ в 2014 году
Оценка и анализ эффективности работы полиграфических предприятий представляет определенные сложности. В настоящее время полиграфическая сфера деятельности не располагает индивидуальной сводной информацией, за исключением отдельных данных по выпуску печатной продукции в натуральных показателях в федеральной и отраслевой статистики. Результаты работы полиграфических предприятий входят в состав сводных показателей оборота организаций с основным видом деятельности: целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность. Отдельные показатели учитывают натуральный (экземпляры) выпуск книг и брошюр, журналов и газет.
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) в 2014 г. впервые за десять лет (с 2005 г.), за исключением 2009 г., этот показатель зафиксировал отрицательный результат – снижение объема производства на 1,5% (рис.6).
Рис.6
Источник: Росстат
Это подтверждается и результатами выпуска печатной продукции в натуральных показателях в 2014 г. (табл.5).
Таблица 5
Производство основных видов продукции в натуральном выражении | 2014г. | 2014г. в % к 2013г. |
Целлюлоза древесная и целлюлоза из прочих волокнистых материалов, млн.тонн | 7,5 | 104.1 |
Бумага, млн.тонн | 4,9 | 103.7 |
Картон, млн.тонн | 3,1 | 101.7 |
Бумага или картон двухслойные гофрированные, млн.м² | 32,4 | 96.9 |
Газеты (экземпляров; тираж условный/в 4-х полосном исчислении формата А2), млрд.штук | 15,8 | 90.3 |
Журналы (листов-оттисков), млрд.штук | 8,7 | 93.9 |
Книги (листов-оттисков), млрд. штук | 5,3 | 89,4 |
Источник: Росстат
Таким образом, можно констатировать, что после достаточно длительного периода (2010–2013 гг.) стагнации выпуска печатной продукции в стране, в 2014 г. произошло заметное ее снижение.
Получение более объективной информации об объемах производства полиграфических предприятий возможно на основании данных территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (форма П-1) по коду ОКВЭД 22.2 «Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области», которые предоставляются по индивидуальным запросам. Но формирование окончательных показателей отраслевой деятельности за прошедший год происходит не ранее второго квартала следующего года.
Более того, территориальные органы не располагают информацией обо всех полиграфических предприятиях в регионах и учитывают результаты только части типографий, как правило, крупных и средних, которые отчитываются в течение года по статистической форме П-1.
Многолетняя практика взаимодействия Роспечати с органами статистического учета показывают, что этот перечень охватывает не более 1,5 тысяч полиграфических предприятий из 7 тысяч, присутствующих на рынке полиграфических работ.
Но проблема оценки эффективности работы типографий заключается не только в этом. Дело в том, что целый ряд показателей при анализе уровня полиграфического производства, действующий в отрасли многие десятилетия, сегодня морально устарел и не отражает действительной эффективности ведения полиграфического бизнеса. Так, объем выпуска печатной продукции в натуральных показателях уже не является определяющим в бизнесе, главным становиться количество выполненных заказов, их стоимость и величина производственных затрат.
Представляется, что сегодня сложившаяся государственная статистика, публикуемая в составе сводных показателей оборота организаций с основным видом деятельности: целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность в полной мере не отражает реальных итоговых данных.
Решение вопросов совершенствования статистического учета выпуска печатной продукции и оценки результатов ее производства лежит в плоскости согласования предложений профессионального сообщества с Федеральной службой государственной статистики.