Виды договоров, заключаемых субъектами
Экономика
Сфера натурального хозяйства (семья, община, предприятие) |
Производители = потребители |
Рис.2 Структура экономики
Как видно из схемы, в смешанной экономике взаимодействуют три сферы (части): рыночная, государственная, натуральная. Каждая из них функционирует автономно, но одновременно вступает в экономическое взаимодействие с другими. Например, часть продукции, произведенной в натуральном хозяйстве может быть направлена на рынок для обмена. Часть жизненных благ государственного сектора, в свою очередь, может поступить в натуральное хозяйство семьи в виде социальных траншей.
Поскольку смешанная экономика за длительный период своего развития постоянно совершенствуется и видоизменяется, то есть необходимость коротко охарактеризовать современную экономику.
Некоторые особенности Современной рыночной экономики.
- образование единого рыночного пространства, сформированного устойчивыми, долговременными межотраслевыми и межрегиональными связями и неограниченным распространением диверсификационных процессов;
- взаимная обусловленность «возвышения потребностей», с одной стороны, и расширения предложения – с другой;
- преобладание неценовых методов конкуренции над ценовыми; это отражает такое положение на рынке продавцов, при котором соперничество «за издержки» оказывается стратегически подчинено задачам опережения, конкурентов в разработке, создании и реализации потребительных ценностей, соответствующих запросам потребителей;
- социальная ориентация регуляторов экономики, позволяющая амортизировать социальные противоречия конкурирующих социальных групп (прежде всего предпринимателей и наемных работников);
- законодательное и экономическое централизованное регулирование конкурентных отношений на товарных рынках, направленное на противодействие недобросовестной конкуренции, монополизации экономики и монополистической практике;
- широкие возможности включения любого гражданина в конкурентные отношения на рынках товаров посредством развития акционерской и другой коллективных форм собственности.
1.2. Рынок потребительских товаров
Структура национального рынка представляет собой способ связи или отношений между производителями и потребителями, при котором обмен товаров происходит с помощью денег.
Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой, описание которой зависит от выбранных критериев классификации.
Существует несколько видов рынков, имеющих особое значение в национальной экономике и выделенных по экономическому назначению объектов купли – продажи (рис.3)
По экономическому назначению объектов купли-продажи | Рынок потребительский Рынок средств производства Рынок рабочей силы Финансовый рынок Рынок интеллектуальной продукции | ||||
По географическому положению | Местный рынок Региональный рынок Национальный рынок Мировой рынок | ||||
По степени развития конкуренции | Монополистический рынок Олиголиполистический рынок Свободный рынок Смешанный рынок | ||||
По характеру продаж | Оптовый рынок Розничный рынок | ||||
По отраслям экономики | Рынок швейных товаров Рынок пищевой продукции Рынок молочной продукции |
Рис.3 Классификация структуры рынка
Рынок товаров и услуг включает в себя несколько подвидов:
рынок продовольственных и промышленных товаров потребительского назначения, в который включаются конкретные товарные рынки;
рынок услуг, объединяющие рынки коммунальных, бытовых, транспортных, культурных, образовательных, посреднических, консультаций очных и производственных услуг (некоторые из них одновременно являются факторами производства.)
Рынок недвижимости включающий:
рынок жилья, дач, гаражей, земельных участков для физических лиц;
рынок недвижимости для юридических лиц (объекты социально-бытового назначения).
Рынок средств производства, объединяющий:
рынок орудий труда в виде производственных сооружений, оборудования, машин, приборов, аппаратуры;
рынок производственных зданий, помещений и сооружений;
рынок предметов труда в виде сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов и т.п.
Рынок инвестиций или рынок капитала сочетающий:
рынок государственных инвестиций в виде государственных кредитов и дотаций;
рынок собственных фондов развития предприятия;
рынок иностранных инвестиций.
Границы между этими рынками условны. Например, привлечение капитала осуществляется зачастую путем выпуска ценных бумаг (акций и облигаций) и использования части рынка инвестиций и рынка ценных бумаг (финансового рынка)
Финансовый рынок включает три самостоятельных, но взаимосвязанных рынков:
валютный рынок, включающий в себя рынок наличной и безналичной валюты, подразделяющийся на рынки для юридических и физических лиц;
рынок государственных ценных бумаг (государственные облигации, казначейские векселя и облигации – ЧКО);
рынок частных ценных бумаг (акции, облигации, векселя, фьючерсы, и другие производственные рыночные инструменты).
Рынок рабочей силы образует систему рынков, формирующуюся по двум основным признакам – территориальному и профессиональному.
Рынок интеллектуального продукта объединяет две ветви:
рынок технических инноваций (изобретения, патенты, технологии, чертежи, ноу-хау);
рынок социально-культурного продукта (базы данных, изобретения, модели, образцы, предметы искусства, литературные произведения и т.п.).
Наиболее организованными являются рынки товаров, пользующихся массовым, всеобщим спросом. Товары, являющиеся объектом купли-продажи на этих рынках, поддаются точной спецификации и способны к перевозке на далекие расстояния и т.п. Например, высокоорганизован мировой рынок драгоценных металлов. Благодаря своим природным качествам золото, серебро, платина с давних пор выступают в роли всеобщего эквивалента при обмене. И теперь они могут служить деньгами, хотя непосредственно в торговых операциях не используются.
К менее организованным относятся рынки товаров, пользующихся спросом узкой группы лиц (например, рынок одежды от кутюр, рынок художественных ремесел и произведений искусств и т.д.). То же следует сказать о местных рынках где реализуются скоропортящиеся товары, громоздкие объемные предметы потребления и всего, что с затруднениями поддается перевозкам на дальние расстояния. Это узколокальные рынки, подверженные особому воздействию специфических факторов.
Рынок потребительских товаров – сфера товарного обращения, совокупность условий характеризующих куплю-продажу потребительских товаров по их вещественному составу и стоимости.
Объектом купли-продажи на потребительском рынке выступают продукты, предметы, блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей людей как индивидов или как представителей коллективов. Рынок потребительских товаров и услуг для населения (потребительский рынок) является многоотраслевым и многономенклатурным. Он классифицирован по товара, объединяя рынки хлебобулочных изделий, мяса, кондитерских товаров, напитков, одежды и обуви, культурно-бытовых товаров, строительных материалов и т.п.; и по услугам - выделяя рынки связи, транспорта, бытовых услуг и т.п. В рамках каждого общего рынка взаимосвязано функционируют отдельные товарные рынки (сливочного масла, водки, хлопчатобумажных тканей, автомобилей ВАЗ и т.п.)
Потребительский рынок существует как неразрывное единство рынка потребительских товаров и услуг. Развитие рынка потребительских товаров характеризуется не только соблюдением принципов рыночных отношений, но и развитием товарных услуг как неотъемлемой части этого рынка. Развитие рынка сопровождается укреплением взаимосвязей между секторами и отраслями экономики, что определяет его центральное место как жизнеобеспечивающей системы всего рыночного механизма страны.
Потребительский рынок как экономическая категория имеет общие черты в разных странах и в разные времена. Эта общность состоит в том, что:
- рынок есть там, где экономически свободные и экономически ответственные потребитель и производитель;
- рынок есть там, где не имеет места монополия единственного производителя какой-либо продукции потребительского назначения;
- рынок есть там, где есть развитая конкуренция в производстве и обращении;
- рынок есть там, где есть предприниматели и предпринимательство;
- рынок есть там, где наблюдается расслоение населения на различные социальные группы.
Рынок потребительских товаров (как и любой другой) представляет триединство товарного предложения, покупательского спроса и цены. Каждый из этих элементов развивается во взаимосвязи и взаимозависимости с другими. Оптимальное развитие рынка характеризуется сбалансированностью его элементов.
Потребительский рынок страны находит свою реализацию посредством эффективного функционирования и развития региональных рынков.
Объективной предпосылкой создания региональных рынков является территориальное разделение труда между регионами. Место каждого региона на российском рынке характеризуется его рыночным потенциалом, а роль региона в рыночном пространстве – объемом товарных ресурсов, используемых внутри региона и для межрегионального и межгосударственного товарообмена.
Региональный потребительский рынок представляет собой открытую территориальную систему, проникающую в социально-экономические процессы как страны в целом, так и отдельных регионов, объединенную сетью прямых и хозяйственных связей и развивающуюся в соответствии с экономическими и социальными задачами территорий.
Потребительский рынок – ключевое звено рыночной экономики, ибо экономические интересы общества и каждого индивида направлены на удовлетворение потребностей людей в товарах и услугах.
Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики происходит в сфере отдельных товарных и региональных рынков, формируя их элементы, определяя их параметры и конъюнктуру. Схематически рынок потребительских товаров представлен на рис. 4.
Рынок Потребительских товаров |
Обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. Совокупность отношений товарного и денежного обмена. | Хозяйственная деятельность, система экономических, организационных и правовых действий, связанных с продвижением товара от производителя к потребителю. |
Потребительский спрос – платежеспособная потребность, представленная на рынке | Товарное предложение – масса товаров предназначенная для продажи потребителям | Цена – денежный эквивалент стоимости товарной единицы | Емкость рынка – максимально возможный объем реализации товара при данных условиях | Сбалансированность рынка – оптимальное ценовое и натуральное соотношение спроса и предложения | Конъюнктура рынка – совокупность условий определяющих в каждый данный момент состояние рынка |
Рис.4 Основные элементы и характеристики рынка.
Региональный потребительский рынок выступает в системе народнохозяйственного комплекса как территориальная организация сферы обращения, задача которой состоит в удовлетворении спроса населения на товары и услуги при реализации интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Природно-ресурсные и экономические особенности районов обуславливают различия в структуре и специализации производства и являются ключевыми при формировании регионального потребительского рынка.
Региональные и потребительские рынки и организация товарного обращения находятся в зависимости от общенациональных и территориальных факторов, поэтому развиваются по-разному, однако определяющими принципами развития любого из них являются:
1) свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности субъектов рынка;
2) государственное регулирование рынка и рыночных отношений;
3) главенство интересов потребителей, их защита;
4) рыночное, свободное ценообразование;
5) договорная, контрактная форма рыночных отношений;
6) открытый, интегрированных характер развития рынков;
7) развитая конкуренция в сфере производства и обращения;
8) тесная взаимосвязь денежного обращения и финансовой системы с национальным и региональными рынками.
Принципы, функции и социально-экономическую роль рынок реализует посредством эффективного действия рыночного механизма и его составляющих.
1.3. Рыночный механизм в сфере обращения товаров потребительского назначения
Потребительский рынок представляет собой специфический механизм, являясь базовым элементом хозяйственного механизма современного общества.
Главные задачи потребительского рынка: обеспечение организационно-экономических связей между производителями и потребителями продукции на основе учета спроса и предложения; определение полезности продукции и ее цены; стимулирование использования достижений научно-технического прогресса, повышения качества товаров и услуг – определяют содержание и структуру механизма его формирования и действия. Он состоит их трех самостоятельных, но взаимосвязанных механизмов:
- механизма осуществления взаимосвязей субъектов хозяйствования, основанного на товарно-денежных отношениях;
- механизма рыночного ценообразования;
- механизма конкуренции.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Для рынка потребительских товаров как системы товарно-денежных отношений характерны: во-первых, экономическая обособленность производителей; во-вторых, независимость субъектов рыночных отношений, возможность самостоятельного принятия решений; в третьих, преимущество прямых связей между товаропроизводителями, их экономичность; в-четвертых, реальная возможность выбора партнеров и добровольный характер выбора; в-пятых, конкуренция и связанный с ней предпринимательский риск в принятии решений, непредсказуемость хозяйственных отношений.
Механизм осуществления взаимосвязи субъектов хозяйствования состоит во взаимовыгодном взаимодействии независимых субъектов, обеспечивающих индивидуальное и общественное воспроизводство. Характер хозяйственных отношений и формы их осуществления зависят от того какие субъекты выступают на данном рынке.
Главными субъектами рынка выступают продавцы и покупатели, при этом они могут быть представлены физическими, юридическими лицами, а также государством. В рыночной экономике действуют представители каких-либо объединений людей – семьи, коллектива, общества. По этой причине в экономической теории выделяют следующие основные хозяйствующие субъекты: домохозяйства, фирмы, банки, государство.
Домохозяйство – экономическая ячейка состоящая из одного или более лиц, которая снабжает экономическими ресурсами экономику и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, обеспечивающих жизнедеятельность членов семьи, хозяйства. Отличительные признаки домохозяйства определяют его как экономическую единицу, которая:
1. производит и воспроизводит человеческий капитал;
2. обладает одним или несколькими видами ресурсов (труд, земля, капитал) для продажи на рынке;
3. самостоятельно принимает хозяйственные и рыночные решения;
4. стремиться к максимальному удовлетворению потребностей членов домохозяйства в рамках имеющихся ресурсов.
К категории домохозяйств относятся не только семьи, как социально-экономические ячейки общества, но также и организации, не занимающиеся производительной деятельностью: церковь, партии, профсоюзы и т.д.
Домохозяйства самая многочисленная категория хозяйствующих субъектов на рынке. Именно в домохозяйствах потребляется основное количество жизненных благ, создаваемых в сфере производства. Именно в домохозяйствах формируется движущая сила общества и предпринимательских структур – рабочая сила.
Предпринимательские структуры осуществляют производство или реализация потребительских товаров и одновременно выступают как продавцы и покупатели на одних рынках.
Наиболее распространенной формой существования предпринимательских хозяйствующих структур является ПРЕДПРИЯТИЕ (фирма). Это экономическая единица, которая:
1. Создана для производства и реализации потребительского товара или услуги.
2. Обладает необходимыми ресурсами, которые можно использовать как факторы производства.
3. Самостоятельно принимает решения.
4. Стремиться к получению прибыли от хозяйственной и рыночной деятельности.
Предприятие – организационно-правовая форма предпринимательской деятельности граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц). В рыночной экономике они различаются между собой по количественным параметрам (численностью работников, объему производства и реализации, годовому обороту капитала) и качественным признакам (типу собственности, ассортименту выпускаемой продукции, методам и формам рыночного управления).
Наибольшее применение получил принцип классификации предприятий – хозяйствующих субъектов по типу собственности. При этом принято выделять:
- единоличные владения (частные предприятия);
- коллективные предприятия (партнерства, товарищества, общества с неограниченной или ограниченной ответственностью);
- корпорации (акционерные общества);
- государственные и муниципальные предприятия;
- филиалы и представительства предприятий.
Каждая из форм существования предприятия как хозяйствующего субъекта имеет свои сильные и слабые стороны. Хозяйствующие субъекты, руководствуясь своими интересами выбирают ту или иную форму. Главная и отличительная черта всех их в рыночной экономике – добровольность.
Особой группой предприятий на рынке выступают БАНКИ.
Банки – это учреждения (организации), которые, собирают, хранят и накапливают денежные средства, производят взаиморасчеты с клиентами, предоставляют займы (кредиты); выпускают ценные бумаг и деньги.
На рынке БАНК выступает как экономическая единица, которая:
1) Организует и непосредственно осуществляет движение денежных потоков;
2) Обладает необходимыми ресурсами для осуществления финансовой деятельности;
3) Самостоятельно принимает хозяйственные и рыночные решения;
4) Стремиться к максимизации получаемой прибыли.
В большинстве стран рыночной экономики (в том числе и в России) действует двухуровневая система банков.
Первый уровень банковской системы образует центральный банк. Он является, как правило, государственным или акционерным, при условии владения государством контрольным пакетом акций.
Центральный банк обычно подчиняется непосредственно парламенту или его специальной комиссии (комитету).
Центральный банк осуществляет управление всей кредитной системой страны, ведут финансовые операции производства, временно хранят свободные средства других банков. Центральный банк обладает монопольным правом эмиссии (выпуска) банкнот и является главным проводником денежно-кредитной политики государства.
Второй уровень банковской системы составляют государственные и частные банки, которые функционируют как коммерческие предприятия.
Основными видами банков второго уровня являются депозитные, инвестиционные, ипотечные, инновационные, сберегательные банки, страховые и пенсионные фонды.
Главную роль на рынке потребительских товаров играют депозитные (коммерческие) банки. Все они различаются.
Важным субъектом рынка потребительских товаров является государство.
Государство – сложный участник рынка представленный неоднородными частями. Первая часть представлена домохозяйствами, предприятиями и банками, основанными на государственной собственности и образующими государственный сектор экономики. Вторая часть – императивный субъект рынка, решения которого обязательны для всех других. Эта часть субъекта государства образуется органами федерального и регионального управления, регулирующими элементы рынка и рыночные процессы в интересах общества в целом с учетом общегосударственных ресурсов и задач.
Механизм рынка потребительских товаров – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу установления цен, объемов и структуры их производства, определения критериев качества. Формой установления рыночных отношений является заключение договоров, виды, предметы и содержание которых различается большим разнообразием.
Табл. 1
Виды договоров, заключаемых субъектами
Рыночной деятельности
Вид договора | Партнеры по договору | Содержание договора |
Договор купли-продажи | Продавец и покупатель | Продажа предметов и прав. |
Дарственный договор | Даритель и получатель дара | Бесплатная передача предметов, принадлежащих дарителю |
Договор о найме | Сдатчик внаем и наниматель | Передача предметов в пользование за плату |
Договор об аренде | Предоставляющий аренду и арендатор | Передача предметов и прав в пользование и/или для расширенного развития за плату |
Договор проката | Дающий на прокат и пользователь проката. | Передача предметов во временное пользование без оплаты. |
Договор о ссуде | Дающий ссуду и получающий ссуду. | Бесплатная или платная передача денег с последующим взаимным расчетом. |
Трудовой договор | Наемный работник и наниматель | Служба за плату |
Договор подряда | Подрядчик и заказчик | Выполнение работ за оплату из материалов заказчика |
Договор на поставку | Поставщик и заказчик | Выполнение из материалов заказчика работ за оплату |
Договор о создании товарищества | Члены товарищества | Взаимные обязательства членов товарищества с целью достижения общей цели. |
Договор страхования | Страховщик и страхователь | Борьба с последствиями риска за оплату. |
Другие: Договор о лизинге
Договор комиссии, Товарообменный договор и т.п.
Центральным моментом в рыночном механизме являются отношения между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями).
Сделка купли-продажи между продавцами и покупателями невозможна без других участников. В рыночные отношения вступают многие службы, организации и структуры, которые обеспечивают нормальное протекание сделок.
Государство регламентирует рыночные отношения через свою политику и органы надзора по санитарному, экологическому, эпидемическому контролю, налоговую систему, кредитно-финансовую политику, местные органы власти.
Различные субъекты рынка объединяются с целью защиты своих интересов в различные союзы (ассоциации) (профсоюзы, союз потребителей и т.д.).
Цивилизованный рынок требует включения в свою систему единых норм, правил, законов. За их соблюдением следят органы права – прокуратуры и суда. Для решения конфликтов между рыночными партнерами создается арбитражный суд. Нотариальные конторы – осуществляют регистрацию имущественных отношений и т.д. и т.п. для обеспечения денежных операций создаются банковские и прочие финансовые структуры, играющие активную роль в рыночном механизме.
Существенное место занимают на рынке средства массовой информации, пресса, радио, телевидение. Они передают потребителям сведения о новых товарах, ценах, рыночном поведении предприятий.
Таким образом, действие объективных законов рыночной экономики обуславливает теснейшую взаимосвязь всех субъектов рынка.
Рыночный механизм обеспечивает как доведение решений отдельных рыночных субъектов друг другу, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию.
Рынок и цена – категории, обусловленные товарным производством. Причем первичным является рынок. Это объясняется тем, что при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образов не в самом процессе производства, а через рынок. Именно рынок выступает основной формой проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.
В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он служит одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов. В связи с этим возникает функция цены как категория рационального размещения производства.
Главная черта рыночного ценообразования состоит в ом, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, поскольку и стоимость их получает общественное признание через механизм цен также на рынке.
Механизм рыночного ценообразования базируется на увязке важнейших понятий – товар, деньги, стоимость, обмен, цена.
Товар – это продукт или услуга, удовлетворяющий какую-либо человеческую потребность через куплю продаж.
Товарный вид любого предмета и явления – это особое свойство, суть которого и способности быть проданным.
Проблемы товара связаны с его свойствами: потребительной стоимостью, меновой стоимостью и стоимостью.
Потребительная стоимость – это полезность или способность продукта, вещи, услуги удовлетворять какую-либо потребность людей.
Потребительная стоимость товара находиться в прямой зависимости от его естественных свойств. Потребительская стоимость любого потребительского товара подвержены историческим и социальным условиям. Развитие производства, общества, общественных и индивидуальных потребностей приводит к тому, что один и тот же вид блага в разное время приобретает разную способность удовлетворять потребности людей.
Наличие у продукта (вещи, услуги) потребительной стоимости еще не делает ее товаром. Вторым свойством, обязательным для товара, является меновая стоимость, которая проявляется, как способность товара в определенных количественных соотношениях обмениваться на другие товары.
Меновая стоимость – это способность вещи (услуги) обмениваться в определенных количествах на другие вещи (услуги).
Меновые пропорции товаров на первый взгляд выступают чем-то случайным, зависящим от субъективных решений рыночных субъектов. Однако, при многократном повторении сделок обмена устанавливаются вполне определенные соотношения. Оно меняется во времени и пространстве. Но в каждый исторический момент и на каждом региональном рынке эта пропорция однозначна.
Потребительные стоимости разных товаров разнородны, а меновые – равнозначны. Потребительные стоимости чаще всего не имеют количественного выражения, в то же время меновая стоимость выражается в определенном количестве другого товара или денег.
Общим и равным, содержащимся во всех товарах, является труд, затраченный на их производство и реализацию. Такой труд лежит в основе стоимости товара.
Стоимость тесно связана с меновой стоимостью, но не является тождественной категорией, ибо стоимость есть внутреннее свойство товара, а меновая стоимость – это его внешнее свойство, проявляющееся лишь в процессе обмена на рынке.
Стоимость – не природное свойство продукта (вещи, услуги), а общественное отношение между производителями и потребителями товаров, скрытое вещной оболочкой. В условиях рыночной экономики составные части стоимости обособляются (стоимость израсходованных материальных ресурсов, стоимость рабочей силы, прибавочная стоимость) приобретают денежные выражения и преобразуются в издержки, заработную плату и прибыль.
Наглядно этот процесс изображен на рис.5
Стоимость товара | = | Стоимость израсходованных средств производства | + | Вновь созданная стоимость | ||||||||||||||||
Стоимость рабочей + силы | Прибавочная стоимость |
Д Е Н Ь Г И |
Цена товара | = | амортизация + цена сырья, материалов | + + | Заработная плата | + + | Чистый доход | |
себестоимость | Прибыль |
Рис.5 Структура стоимости и цены товара.
В рыночном хозяйстве все имеет свою цену. Продавая продукт своего труда производитель получает за него деньги, на которые покупает нужные товары. При этом цены на рынке устанавливаются в зависимости от спроса и предложения.
Механизм ценообразования лежит в основе формирования и распределения ресурсов потребительских товаров. Когда спрос на товары возрастает, рынок немедленно на это реагирует повышением цен. Таким образом, своими деньгами потребитель стимулирует увеличение производства нужного ему товара. Производитель, получая этот сигнал на рынке, стремиться удовлетворить возросший спрос, т.к. это принесет ему дополнительный доход. Если товара на рынке оказывается слишком много, то цены на него падают, что заставляет производителя уменьшить его выпуск. Таким образом, механизм свободного рыночного ценообразования координирует поведение производителей и потребителей, не прибегая к разрешениям и директивам каких-либо руководящих Центров.
Механизм хозяйственных взаимоотношений и ценообразования увязаны с механизмом конкуренции.
Конкуренция (дословный перевод с латинского – соперничество) – форма соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция обуславливается суверенным правом каждого субъекта деловых отношений на реализацию всего экономического потенциала, а это приводит к столкновению между ними, к достижению целей за счет ущемления интересов противника. Конкуренция представляет собой форму столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их экономических интересов. Развитие конкуренции создает своеобразный механизм рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты, внедряются технические новшества.
В зависимости от рыночной ситуации конкуренция выступает как соперничество продавцов или соперничество покупателей.
За редким исключением рыночная экономика характеризуется конкуренцией продавцов (производителей). Экономическая теория выделяется по степени развития конкуренции Четыре модели рынка.
Чистая (совершенная) конкуренция – тип немонополизированного рынка, где продавцы и покупатели свободно совершают акты купли-продажи. Конкуренция на данном рынке характеризуется следующими условиями:
1) количество действующих субъектов (как продавцов, так и покупателей) настолько велико, что ни один из них и ни одна группа из них не имеет возможности существенно повлиять на рыночные процессы, прежде всего на цены;
2) товар, реализуемый на рынке всеми продавцами, однороден, а оказываемые услуги идентичны;
3) информация о состоянии рынка общедоступна, т.е. все продавцы и покупатели в равной степени располагают сведениями о ценах, товарах, спросе, предложении и ни у кого не имеется в этой сфере каких-либо преимуществ;
4) рынок является свободный, покупатели и продавцы не встречают каких-либо препятствий для входа и выхода на нем.
Указанные условия действительно обеспечивают равноправное положение для всех участников рынка. В силу большого количества продавцов и вытекающей отсюда ограниченности масштабов продаж каждого из них ни один не способен существенно влиять на рыночный процесс и диктовать свои условия. Продавец и стоящий за ним производитель товара могут усилить свои позиции на потребительском рынке данного типа лишь путем уменьшения затрат на производство товаров или повышения их качества, что равносильно продаже другого товара, переводу его в иной вид.
Производитель, снижающий издержки производства, обладает возможность снизить цену, сохранив прибыль, получаемую при продаже каждой единицы товара. Это приводит к увеличению объема продаж и получаемой прибыли до тех пор, пока другие субъекты данного рынка также не снизят цены (при условии однородности товара). Таким образом, благодаря чистой конкуренции на рынке достигается одновременный выигрыш производителя (продавца) и покупателя (потребителя), приобретающего товар по более низким ценам. В результате действия механизма конкуренции в этом варианте на высокоразвитом рынке объективно происходит перераспределение общественных ресурсов в пользу наиболее эффективно работающего.
Поскольку идеальный рынок только теоретическая абстракция, на практике возможно лишь определенное приближение к нему. Примером такого приближения является рынок сельхозпродуктов потребительского назначения.
Поскольку в реальной рыночной экономике любой рынок в той или иной степени монополизирован, то существенную роль на потребительском рынке играет монополистическая конкуренция.
Данный тип конкурентного рынка представляет рыночную структуру, в которой сравнительно большое число продавцов (несколько десятков фирм), предлагающих потребителям сложную, но не идентичную продукцию. Дифференциация продаваемого продукта на данном рынке является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции.
На рынке монополистической конкуренции в значительной степени соблюдается принцип разнообразия товаров, произведенными разными субъектами. Если эти товары способны к взаимозаменяемости и удовлетворению одних и тех же потребностей, то рыночная конкуренция возникает и при ограниченном количестве продавцов (производителей) и как бы переходит из сферы соперничества рыночных субъектов, в сферу соперничества рыночных товаров и услуг. Каждый субъект на рынке монополистической конкуренции чувствует себя относительно независимо, не опасаясь серьезного противодействия со стороны других. При этом рычагом конкуренции становятся не только цены, но и в той же степени качество товара и другие факторы, способные привлечь потребителя. В связи с этим на рынках данного конкурентного типа разными товарами потребитель считает не только товары, отличающиеся по виду и назначению, но и качеством, известностью, степенью рекламирования, организацией торговли, способами привлечения к ним потребителей. В рынок потребительских товаров входят множество товарных рынков данного конкурентного вида. Примером могут быть рынки напитков, аудио-видео техники, парфюмерии и т.п.
В современной рыночной экономике наиболее типичным признан конкурентный рынок ОЛИГОПОЛИЯ (от греческих слов – «немногие» и «продаю»). Такой рынок обычно представлен несколькими относительно крупными и близкими по масштабу продаж и степени влияния участниками. Главный отличительный признак олигополии – не многочисленность, ограниченность господствующих на рынке продавцов (производителей, хозяйствующих субъектов). Четкого количественного критерия олигополии не выработано, но обычно на таких рынках число действующих предприятий колеблется от 3 до 10.
На данном конкурентном рынке решения об определении цен и объемов производства являются взаимосвязанными. Каждая фирма товаропроизводитель испытывает на себе влияний от решений, принимаемых его конкурентами и должен учитывать их в собственном поведении в данной сфере. Продукт, реализуемый на данном рынке, может быть как однородным, так и дифференцированным.
Частным случаем Олигополии является дуполия, при которой количество товаропроизводителей сокращается до двух. Ее распространение в России практически не встречается.
Даже если на олигополистическом рынке имеется субъект занимающих весомое положение, т.к. на его долю приходится значительная часть продаж, то другая часть, приходящаяся на других олигополистов, делает его влияние на рынок ограниченным и вынуждает учитывать интересы конкурентов. Взаимосвязь рыночных решений исключает ценовой или иной диктат или существенно его ограничивает. Это делает подобный рынок привлекательным, пользующемся популярностью в странах с развитой рыночной экономикой.
На рынках товаров потребительского назначения олигополия не имеет широкого распространения, что обусловлено как чрезвычайно широким диапазоном требований к товарам со стороны потребителей так и весьма разнообразными вариантами организации производства потребительской продукции. Примером таких рынков является рынок автомобилей индивидуального пользования и бензина.
Абсолютная или чистая монополия представляет рынок целиком монополизированный одним продавцом. Он характеризуется следующими признаками:
1) продажу товара осуществляет единственный продавец;
2) товар является уникальным в том смысле, что не имеет близких заменителей в сфере удовлетворения потребности;
3) продавец торгует только своим товаром.
Рынок подобного типа подобно рынку Чистой конкуренции практически в жизни не встречается и является лишь теоретическим понятием. На рынке потребительских товаров такой вариант конкуренции не возможен по определению.
Таблица 2