Список основной и дополнительной литературы. 1 .Богучарский Е.М. Этнокультура и дипломатия

Основная литература:

1 .Богучарский Е.М. Этнокультура и дипломатия. М:МГИМО Университет, 2011. – 180 с.

2 . Льюис Р. Столкновение культур: путеводитель для всех, кто делает бизнес за границей.-М., 2013.

3 . Асадов А.Н., Покровская Н.Н., Косалимова О.А. Культура делового

общения. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.-156с.

4. Байсұлтанова К.Ш. Шығыс елдерінің экономикалық. – Алматы.: Полилингва баспасы, 2016. – 136 б.

5. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / Учебник под ред. Д-ра экон. Наук, проф. В.П. Колесова и д-ра экон. Наук, проф. М.Н. Осьмовой. – М. : Флинта: Московский писхолого-социальный институт, 2009. – 408 с.

Дополнительная литература:

1. Буяров Д.В. Современный Китай: Социально-экономическое развитие, национальная политика, этнопсихология. М.:КРАСАНД, 2011. – 294 с.

2. Девятов А. Бизнес с китайцами. М.: «Книга по требованию», 2013. –

3. Государство в условиях формирования смешанной экономики / Науч. Ред. Х\Зельднер А.Г., Ваславская И.Ю. – М., 2011. – 146 с.

4. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к взаимопониманию. Пер. с англ. М.: Дело, 1999. – с. 188-200

5. Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2003. – 256 с.

6. Ханников А.В. Деловой этикет и ведение переговоров: Правила хорошего тона с комментариями психолога. – М.: Изд-во Книжный Дом, Изд-во ЭКСМО, 2005. – 384 с.

7. Дэн Сяопин. Строительство социализма м китайской спецификой: Сб. статей. – М., 2012. – 251 с.

8. «Тайна китайского экономического чуда» // Бюллетень по проблемам экономической и социальной политики. 25.01.2012. – СС. 48-52.

9. Буяров Д.В. Современный Китай: Социально-экономическое развитие, национальная политика, этнопсихология.- М.,2011.-197 с.

10. Маслов А.А. Китай и китайцы. О чем молчат путеводители. - М.2013.- 155 с.

11. Даулет Ф.Н. 13 глав о Китае. История, культура, быт. – А., 2015. – 266 с.

12. Алдабек Н.А. и др. Модернизация Китая и Казахстан. – А., 2014. – 348 с.

13. Алимбаева Ж.Н. История массовой культуры Южной кореи. – А., 2012. – 152 с.

14. Абдырақын Н. Қытай мифтері. - А.,2012. – 208 с.

15. Алдабек Н., Тургенбай А. Қытай мәдениетінің тарихы. - А.,2011. – 314 с. 6. Холл Э. Как понять иностранца без слов. М.1995.

Интернет ресурсы:

1.Китай на мировом рынке [Электронный ресурс] // South China Service

Group URL: http://scsgroup-consult.com/ru/articles/kitai_na_mirovom_rinke_

chast

2. Международное радио Китая [Электронный ресурс] URL:

http://russian.cri.cn/

3. Центральное телевидение Китая CNTV Россия [Электронный ресурс]

URL: http://www.cntv.ru/

4. China becomes world’s No.1 Exporter, Passing Germany [Электронный

ресурс] //The New York Times. 10.01.2010 URL: http://www.nytimes.com/2010/01/11/business/global/11chinatrade.html?_

5. China Overview // The World bank URL: http://www.worldbank.org/en/country/china/overview

6.The World population – top 100+ URL: http://www.geoba.se/population.php?pc=world&type=28

7. Китай на мировом рынке.Часть 1. // South China Service Group URL: http://scsgroupconsult. com/ru/articles/kitai_na_mirovom_rinke_chast_

8. 2011 最佳中国品牌 // Interbrand. URL: http://issuu.com/interbrand/docs/2011_bcb_cnsingle_0914/1?e=1175374/5679499

«Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана»

Факультет «Востоковедения»

Кафедра «языков и перевода региона Китая и АТР»

Тел. __________ (вн.______)

е.mail:_______________

SYLLABUS

по дисциплине «Бизнес модели и деловая культура изучаемого региона»

для специальности 5В020900-Востоковедение

Алматы, 2016

1. Сведения о преподавателях Кагазбаева Эльмира Маратовна, к. пол.н., доцент
2. Контактная информация: [email protected]
3. Пререквизиты дисциплины Теория и практика межкультурной коммуникации, Современные модернизационные процессы на Востоке.
4. Постреквизиты дисциплины Политический менеджмент и политические процессы в странах Востока, Политический менеджмент и политические технологии в странах Востока, Политические риски в странах Востока
5. Описание дисциплины Дисциплина «Бизнес модели и деловая культура изучаемого региона» проводится в 7 семестре и является профилирующей дисциплиной в цикле КВ (компонент по выбору).
6. Цель изучения дисциплины формирование целостного представления о современной цивилизации как совокупности межкультурных взаимоотношений, освоение будущими специалистами суммы знаний об истоках и путях формирования бизнес-модели и деловой культуры региона Китая и АТР.
7. Задачи изучения дисциплины - изучение специфики бизнес моделей и деловой культуры Китая и ряд стран АТР; - исследование взаимосвязи общих, единых подходов в управлении изучаемого региона; - показать объективную зависимость бизнес модели от национальной культуры; - - раскрыть зависимость формирования и развития школ управления от процессов глобализации бизнеса и характерных черт национальной культуры и традиций во взаимоотношениях между людьми.
8.Формируемые компетенции при изучении дисциплины Знать: особенности национальных бизнес-культур Китая и ряд стран АТР, основные характеристики национальных бизнес моделей и деловых культур; осознавать роль и влияние, которое национальная культура оказывает на существующие в странах изучаемого региона модели менеджмента. Уметь: классифицировать межкультурные параметры; сравнивать бизнес модели и деловые культуры изучаемого региона и применять на практике теоретические методы и стратегии современного управления с учетом мирового опыта; использовать межкультурные особенности управления для принятия оптимальных решений в конкретных условиях; при выработке и принятии решения использовать поведенческие закономерности и национально-культурные особенности, присущие национальным культурам стран изучаемого региона; выявлять причины межкультурных конфликтов и выбирать способы и методы их регулирования, с учѐтом национальных и межкультурных особенностей. Владеть: навыками межкультурных коммуникаций; методами организации, координации и контроля процессов управления в организации с учетом бизнес моделей и моделей национального менеджмента; методами руководства и лидерства в рабочих группах и командах с учетом национально-культурных особенностей персонала; навыками моделирования ситуаций и принятия решений на основе национальных деловых культур и моделей менеджмента.

Календарно-тематический план дисциплины

«Бизнес модели и деловая культура изучаемого региона»

№ п/п Название темы Количество часов
Всего Лекции Прак. зан.   СРОП СРО
Ключевые понятия и теоретические основы бизнес моделей и деловых культур -
Экономические модели в современном мире -
Классификация деловых культур народов мира -
Национальная культура: ее влияние на процессы управления -
Место современного Китая на мировой бизнес-арене
Этнопсихологические особенности китайцев в контексте делового сотрудничества - -
Деловой этикет в Китае - -
Отношение китайских деловых партнеров к ведению бизнеса - -
Стратагемность как специфика китайской деловой культуры - -
Сравнение менталитета иностранцев и китайцев
Японская и американская бизнес модели - -
Культурные особенности Японии в процессе принятия решений -
Особенности американской деловой культуры -
Бизнес модель и деловая культура Республики Корея -
Управление мотивацией в изучаемом регионе
Итого:

План лекций и семинарских занятий

№ темы План лекций План семинарских занятий
1. Концептуализация понятия «бизнес-культура», «деловая этика» и «деловое общение». 2. Параметры кросс - культурного сравнения. 3. Модели исследования деловых культур. 1. 1. Модель Ричарда Льюиса. 2. 2. Модель Герта Хофстеда. 3. 3. Модель Эдварда Холла. 4. 4. Модель Тромпенаарса. 5. 5. Модель Тромпенаарса.
1. Экономическая система. Типы экономических систем: государственный социализм, рыночный социализм, предпринимательский капитализм, социальный капитализм, коллективный капитализм. 2. Модель экономического развития американской экономики. 3. Японская экономическая модель 1. 1.Факторы формирования экономических моделей. 2. 2.Теоретические основы бизнес-моделей. 3. 3.Исторические периоды формирования бизнес-моделей. 4. 4.Политико-экономические аспекты бизнес-моделей. 5. 5.Национально-культурные особенности экономических моделей.
1. Моноактивные, полиактивные и интровентные культуры мира. 2. Дистанция власти. Соотношение мужественности и женственности. Высоко контекстуальные и низко контекстуальные культуры. Теория высоко- и низкоконтекстуальных культур Э. Холла. 3.Теория культурной грамотности Э. Хирша. Уровни межкультурной компетенции по Э. Хиршу. 1. 1.Моноактивные, полиактивные и интровентные культуры мира 2. 2.Дистанция власти.Соотношение мужественности и женственности. 3. 3.Высоко контекстуальные и низко контекстуальные культуры.
1 Понятие, составляющие и функции национальной культуры (языковая, ценностная, нормативная), основные элементы культуры 2 Основные теории культуры, используемые в сравнительном менеджменте 3 Системный подход к содержанию культуры 1.Культуры универсальных и конкретных истин 2. Действие и статус в контексте деловой культуры 3 Эмоционально вовлеченные и эмоционально нейтральные культуры
1. Ведущая роль Китая на мировом рынке. 2. Передовые китайские компании: мировые бренды 3. Интернет-бизнес Китая 4. Китай – мировой лидер по экспорту товаров.     1. 1.Как вы оцениваете потенциал китайской экономики? 2. 2.Какие экономические изменения имели место в 70-80-х годах в Китае. 3. 3.Специфика и особенности сельского хозяйства в Китае. 4. 4.Основные противоречия (недостатки) в бизнес-модели Китая. 5. 5.Основные преимущества бизнес-модели Китая.
1. Историческая память Китая 2. Культ семьи в китайской культуре. 3. Отношение к пространству и времени. 1.Роль подарка в деловой культуре Китая. Символика и значение цвета в Китае. 2. «Магия чисел» в деловой культуре и бизнес модели Китая
1. «Этика лица» - культурно исторический феномен. 2. «Гуаньси» - социальные связи и знакомства 3. Организация международного бизнеса в Китае 1. Управление «по - китайский». 2. Правила ведения переговоров. 3. Рекомендации при проведении переговоров с китайцами.
1. Влияние конфуцианства на китайское общество. 2. Влияние фэн-шуй, даосизма, буддизма и других факторов на деловую культуру Китая. 3. Коллективизм в Китае и деловая культура 1. Национальные особенности поведения руководителя предприятия (компании) в Китае. 2. Различия в льготах и привилегиях.
1. Основные принципы стратагемности Китая 2. Эволюция стратагемности 1. Военный трактат Сунь-цзы, 2. Трактат «Тридцать шести стратагем». 3. Трактаты «Троецарствие», «Хань Фэй-цзы».
1. Ян Лиу - профессор и руководитель отдела коммуникаций дизайна в Берлинском техническом университете искусств. 2. Выражение собственного мнения. Образ жизни. Пунктуальность 3. Выражение гнева. Очередь. Самооценка. В ресторане. Способ решения проблемы. Начальство. 1. Понятие организационной культуры, функции и уровни 2. «Семейная культура» 3 «Эйфелева башня» 4 «Управляемая ракета» 5 «Инкубатор»
1. Специфика японского бизнеса. 2. Бизнес модель США. 1.Роль государства в развитии японской экономики. 2.Охарактеризуйте особенности бизнес-модели Японии. 3. Роль ТНК в развитии США и влияние на глобальную экономику.
1. Отношение ко времени и пространтству. 2. Японцы глазами иммигрантов. 1. Особенности национального менеджмента Японии. 2. Основные отличия менеджмента ТНК.
1. Национальные стили и особенности делового общения в США. 2. Визитная карточка, подарки и сувениры в деловой культуре США 1.Дайте сравнительную характеристику систем управления Японии и США 2. Принципиальные отличия западной и восточной культуры.
1. Особенности бизнес-модели РК. 2. Специфика и отличительные особенности деловой культуры корейцев. 3. Роль статуса и общественного положения. 1.Отношение к пространству и времени у корейцев 2. Особенности введения переговорного процесса в Республике Корея.
1. Мотивационная дифференциация в мультинациональном коллективе 2. Влияние культурно-странового контекста на мотивационные изменения 3. Практика стимулирования труда в различных странах 1. Факторы, влияющие на отношение к труду, национальные особенности в Китае и странах АТР. 2. Межкультурные сопоставления моделей мотивации в Китае и в странах АТР. 3. Национальные модели лидерства изучаемого региона. 4. Различия в представлениях о статусе и лидерстве.  

План проведения СРОП

Наши рекомендации