Понятия мировой глобализации и международной интеграции. Характеристика современных интеграционных образований

МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ МИРОВОГО РЫНКА АГРАРНОЙ ПРОДУКЦИИ

Понятия мировой глобализации и международной интеграции. Характеристика современных интеграционных образований

Экономические интеграционные процессы стран Союза Независимых Государств

Интеграция аграрных рынков в торгово-экономических отношениях Республики Беларусь со странами Союза Независимых Государств

Понятия мировой глобализации и международной интеграции. Характеристика современных интеграционных образований

Интенсивное расширение глобальных экономических связей, при котором экономика каждой страны все больше втягивается в мировое хозяйство, является объективным процессом развития современной мировой экономики.

Глобализация экономической жизни – это процесс вхождения в рынок мирового хозяйства, понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, а также тесное переплетение национальных экономик, создание единых мировых рыночных структур и инфраструктуры.

Одним из условий глобализации является либерализация международной торговли, которая заключается в постепенном ослаблении и снятии межстрановых и межрегиональных торговых барьеров. Таким образом, глобализация, направленная прежде всего на реализацию принципа свободной торговли, имеет целью поиск лучших форм локализации экономической деятельности.

Бесспорно, политика открытости рынков товаров и услуг способствует экономическому росту непосредственно через экспорт и косвенно через импорт, иностранные инвестиции и освоение новых технологий и знаний. Однако необходимо отметить, что основную часть преимуществ от глобализации в современном мире получают богатые страны и их транснациональные корпорации (ТНК), так как процесс перемещения производств в более выгодные регионы еще более повышает их конкурентоспособность. Быстроразвивающиеся страны все более богатеют, а бедные страны сильнее отстают от них.

Что касается сельского хозяйства, то реализация принципа свободной торговли в данной отрасли может привести к локализации производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия в регионах с низкими для него издержками – определенных районах Западной Европы, Северной и Южной Америки, Австралии. Это, в свою очередь, ведет к монополизации сельскохозяйственного производства и, следовательно, дефициту продовольствия, еще большему повышению цен на него и т.д.

Подобные процессы противоречат целям аграрной политики большинства стран, которая направлена, в первую очередь, на гарантированную максимальную обеспеченность своего населения продовольствием, поддержку стабильной экономической ситуации в национальном сельском хозяйстве и конкурентоспособного участия его товаропроизводителей в международном разделении труда.

Процесс глобализации стал одним из факторов, объективно подталкивающих развивающиеся страны к экономической интеграции. Не все в мире согласны с наметившимся разделением населения планеты на «золотой миллиард», проживающий в развитых странах и живущих на «задворках» цивилизации. Пришло осознание того, что один из главных способов противодействия этой тенденции – создание экономически эффективных региональных объединений.

Интеграция стран позволяет получить конкурентные преимущества на международных рынках за счет использования региональных особенностей производства, скоординированных мер в отношениях с третьими странами, в том числе по защите общего рынка от недобросовестной конкуренции. Предпосылками объединения стран являются сопоставимость уровней их экономического развития, географическая близость и общность стоящих перед ними проблем.

Создание интеграционной группировки даже в самой простой форме, неизбежно оказывает определенное воздействие на параметры экономического развития стран, вступивших в нее, тогда как отдельно взятому государству все сложнее адаптироваться к условиям современной глобальной конкуренции.

В системе теоретико-методологических основ интеграционного развития важно определить сущность понятия экономической интеграции. Нельзя отождествлять понятия «экономическое сотрудничество» и «экономическая интеграция», потому что любая страна, как правило, имеет достаточно разветвленную систему сотрудничества со многими государствами. Экономическая интеграция – это качественно более высокая ступень сотрудничества, когда достигается органическая согласованность в осуществлении воспроизводственного процесса отдельных стран. При этом в условиях сохранения суверенитета и существования между ними рыночных отношений особую роль приобретает согласованное развитие сферы межстрановой кооперации и обмена.

Следует различать формальную и реальную интеграции. Формальная – это такое международное обобществление производства, когда экономические связи между странами устанавливаются на базе МРТ, но ее участники находятся в разных экономических условиях, влияющих на конечные результаты.

Реальнаяже экономическая интеграция представляет собой такой уровень международного обобществления производства, который предусматривает определенный паритет основных социально-экономических параметров стран-участниц.

Становление и развитие экономической интеграции проходит четыре этапа:

· первый этап – образование зоны свободной торговли с отменой таможенных тарифов и других ограничений между странами-участницами. На этой стадии страны участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но сохраняют полную свободу действия в экономических связях с третьими странами. Вследствие этого между странами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы, и, соответственно, препятствующие льготному ввозу товаров из третьих стран.

· второй этап – это образование таможенного союза. На этом уровне интеграции государства не только устраняют взаимные торговые барьеры, но и учреждают единую систему внешнеторговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. Возникает единое таможенное пространство, ограниченное пределами государств, в него входящих.

· третий этап, представляющий начальную фазу реальной экономической интеграции, - возникновение экономического союза. На этой ступени государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы не только товаров, но и всех факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии, информацию. В результате формируется общее рыночное пространство, общий рынок.

· четвертый этап – полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. Достижение этого уровня интеграции предполагает проведение совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к третьим странам, а также унификацию систем регулирования экономики и согласование внешней политики стран-участниц.

Большинство из существующих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, проходит первый и второй этапы интеграционного развития.

Свое более полное развитие экономическая интеграция получила в Западной Европе. История образования и развития Европейского Союза начинается с 1951 г. С середины 90-х гг., а затем с началом XXI века он вступил в четвертый этап интеграции.

Поступательное развитие ЕС отнюдь не означает отсутствия у него противоречий и трудностей. Например, значительные проблемы возникали и возникают в процессе осуществления единой аграрной политики, единых централизованных цен на основные виды сельхозпродукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках, сокращение доли ЕС в международной торговле, отставание от США в компьютеризации и т.д.

Вступление «восточных» членов и затраты на их адаптацию повлекли большие расходы, связанные с модернизацией их отсталого сельского хозяйства, развитием транспорта, полной перестройкой служб по охране окружающей среды, с обеспечением безопасности АЭС и финансированием других отраслей. В настоящее время в мире существует множество других региональных экономических группировок, находящихся на различных стадиях развития интеграционного процесса:

Таблица 1 – Основные мировые региональные группировки (кроме стран

постсоветского пространства)

Организация Год создания Страны-участницы
Зона свободной торговли
Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА) Канада, Мексика, США
Ассоциация государств Юго-восточной Азии (АСЕАН) Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам (1996), Лаос, Мьянма (1998), Камбоджа (1999)
Австралийско-новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей Австралия, Новая Зеландия
Таможенный союз
Арабский общий рынок Египет, Ирак, Иордания, Ливия, Мавритания, Сирия, Йемен
Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа
Общий рынок
Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ) Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Мексика, Перу, Уругвай, Венесуэла
Общий рынок Южного конуса (МЕРКОРУС) Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай
Карибское общество и Карибский общий рынок (КАРИКОМ) Антигуа, Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс, Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент, Гринадины, Тринидад, Тобаго
Экономический союз
Европейское экономическое сообщество, позже - Евросоюз 1957, 1993 Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Швеция, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Кипр, Мальта

Согласно информации Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в региональные торговые ассоциации (зоны свободной торговли), вовлечено около 120 государств. На долю внутрирегионального обмена в Западной Европе приходится более 75 % внешней торговли продовольствием, в Азии – почти 60 %.

Каждая из этих группировок создана для достижения определенных целей, имеет свои проблемы и осуществляет совершенно определенную политику, но каждая пытается подготовить свои экономики к грядущей глобализации и эре свободной конкуренции в мировом масштабе, где основными структурными элементами будут не национальные государства, а прежде всего – транснациональные и международные корпорации.

Наши рекомендации