Заблуждения относительно монополии
1. Полагают, что монополисты ориентируются на самый высокий уровень цен.
Монополист не свободен от рыночных сил при установлении цены. Монополист будет избегать неэластичного отрезка кривой своего спроса, но, какую именно комбинацию цены и объемов производства он изберет, зависит от уровня его издержек.
2. Полагают, что монополисты всегда обеспечены прибыльным производством.
Высокие издержки и низкий спрос могут привести к убыткам.
Ценовая дискриминация –это установление разных цен на товары одного качества, произведенных с одинаковыми издержками.
Для осуществления ценовой дискриминации необходимы два условия:
· фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы устанавливать различные цены;
· должна отсутствовать возможность перепродажи товара (рынки должны быть надежно разделены).
Легче всего ценовой дискриминации поддаются услуги. Ценовая дискриминация применяется фирмами-монополистами там, где потенциальные рынки имеют различную эластичность спроса. При прочих равных условиях занимающийся ценовой дискриминацией монополист будет производить больший объем продукции, чем не занимающийся.
Показатели монопольной власти (индекс Лернера, индекс Херфиндаля-Хиршмана, степень концентрации).
Последствия монополизации.
Х-неэффективность –установление издержек фирмы выше необходимых (неспособность производить продукцию с наименее дорогой комбинацией ресурсов). Возникает когда: 1) работники недостаточно простимулированы; 2) цели менеджеров противостоят минимизации издержек (уклонение от риска, эмпирические методы принятия решений, стремление обеспечить работой родственников и друзей).
X-неэффективность более свойственна для монополистов, чем для конкурентных фирм.
Олигополия
Черты олигополии:
- крупные размеры фирм
- малочисленность фирм
- высокие барьеры вхождения
Олигополия
- чистая (гомогенная): производится однородный продукт по приблизительно одинаковым ценам;
- дифференцированная (гетерогенная): одно функциональное назначение продуктов, но товары неоднородны, различия в ценах по кластерам.
Уникальность олигополии как типа рыночной структуры заключается в том, что каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема производства. Осознание взаимозависимости олигополистов и возможность явной или неявной координации совместных действий является ключевым моментом в олигополистическом поведении.
Общей теории олигополии не существует. В теории разработан ряд моделей, объясняющих рыночное поведение олигополии в зависимости от того, какие предположения строят фирмы относительно реакции своих соперников.
Разновидности олигополии
- картель – организация нескольких производителей, совместно принимающих решения об уровне цен, объемах производства или о разделе рынка.
- картелеподобные структуры (фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов)
- нескоординированные олигополии (фирмы не вступают в контакт и не пытаются найти общие решения).
Олигополистической поведение при сговоре
Олигополии с доминирующей фирмой
Олигополистические ценовые войны
Особенности ценообразования на олигопольном рынке:
- негибкость цен в краткосрочном периоде;
- согласованное изменение цен, как правило, в сторону повышения, в долгосрочном периоде;
- распространенное правило ценообразования: «издержки + »: фирмы оценивают свои издержки на единицу продукции при некотором плановом объеме производства и добавляют накидку в определенном проценте к этим издержкам (как правило, 10-15%).