Тема 7. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Задача 1.
Допустим, что Россия производит 360 электровозов и 2400 вагонов, а Украина – 160 электровозов и 800 вагонов. Если бы Россия производила бы только электровозы, то их ежегодный выпуск составил бы 600 шт., а если бы только вагоны. То выпустила бы их 6000 шт. соответственно, Украина могла бы производить либо 200 электровозов, либо 400 вагонов.
Определите: 1) какая страна обладает абсолютным и сравнительным преимуществом в производстве этих видов продукции;
2) к каким выгодам приводит специализация.
Решение:
1) Россия имеет абсолютное преимущество в производстве обоих видов продукции, т.е. способна производить большее количество обоих видов изделий, чем Украина;
2) Россия может выпускать 1 электровоз вместо 10 вагонов, а Украина – вместо 20 вагонов. Россия имеет сравнительное преимущество в производстве электровозов.
Цена выбора(альтернативные издержки) при выпуске 10 вагонов у России равна 1 электровозу, а у - Украины 0,5 электровоза, т.е. Украина имеет сравнительное преимущество в производстве вагонов.
Если Россия и Украина решают специализироваться в производстве тех видов продукции, по которым они обладают сравнительным преимуществом, а недостающий товар – покупать друг у друга, то обе стороны выиграют, потому что совместно произведут (и потом потребят) 600 электровозов и 4000 вагонов, а не 520 (360+160) электровозов и 3200 (2400+800) вагонов. Следовательно, специализация на основе сравнительного преимущества расширяет производственные возможности государств.
Задача 2.
Допустим, курс доллара к немецкой марке составляет 1 : 3, следовательно, один и тот же товар в США стоит, например, 400 дол.,а в Берлине 1200 марок. Какой экспортер получит дополнительный доход (США или Германия), если курс доллара искусственно понизится до 1 : 2 . Определите величину дополнительного дохода.
Решение:
Производитель товара в Германии при экспорте данного товара в США продаст его за 400 дол., при курсе доллара 1 : 3 он возвращает себе 1200 марок – столько, сколько он выручил бы при продаже товара в Германии; при курса 1 : 2 он возвращает 800 марок, т.е. экспорт становится невыгодным.
Экспортер из США продает товар в Германии за 1200 марок, получая за них в банке при курсе 1 : 3 - 400 долларов, столько, сколько этот товар стоит в США; при курсе доллара 1:2 экспортер из США, продавая товар в Германии за 1200 марок, получит за них в банке 600 долларов. Это на 200 долларов больше, чем цена аналогичного товара в США. Следовательно, при курсе доллара 1:2 экспортер получит дополнительных доход в 200 долларов на каждую единицу проданного товара в Германии.
Задача 3.
На основании приведенных статей А) составьте платежный баланс страны «Дельта», классифицируя каждую из операций как кредит или дебет; Б) составьте платежный баланс страны «Дельта» выделяя основные его разделы – текущий баланс и баланс движения капиталов.
Статьи баланса | Млн. долл. |
Экспорт нефти | |
Импорт зерна | |
Доходы от туризма иностранцев в «Дельте» | |
Денежные переводы иностранцам из «Дельты» | |
Экспорт оружия | |
Покупка акций частных корпораций Франции | |
Покупка золота у иностранных граждан |
Решение:
А) Любая сделка имеет две стороны и поэтому в платежном балансе реализуется принцип двойной записи. Основными статьями платежного баланса являются кредит и дебет.
Кредит – отток стоимостей, за которым должен последовать их компенсирующий приток в данную страну, В кредите отражается отток ценностей из страны, за которые впоследствии ее резиденты получают платежи в иностранной валюте.
Дебет – приток стоимостей в данную страну, за который ее резиденты должны впоследствии платить, возможно, наличными деньгами, т.е расходовать иностранную валюту.
Общая сумма кредита должна быть равной общей сумме дебета.
КРЕДИТ | ДЕБЕТ | ||
Экспорт нефти | Импорт зерна | ||
Экспорт оружия | Покупка акций | ||
Доходы от туризма в «Дельте» | Денежные переводы из «Дельты» | ||
Покупка золота | |||
ИТОГО: | ИТОГО: |
Б) Баланс счета текущих операций: {экспорт оружия (2) + экспорт нефти (6) + доходы от туризма иностранцев в “Дельте» (6)} – {импорт зерна (5) + денежные переводы иностранцам из «Дельты» (2)} = 7 млн. долл.
Баланс счета движения капиталов: {покупка золота (1) + покупка акций (6)} = - 7. Знак минус, поскольку из кредита вычитаем дебет 0 – 7).
Платежный баланс: 7 + (-7) = 0
Задача 4. Ниже приведена карта спроса на фунты стерлингов:
Цена фунта (в долларах) | 2,0 | 2,1 | 2,2 | 2,3 | 2,4 | 2,5 |
Объем спроса на фунты (в млн. фунтов стерлингов) |
А) Правительство Великобритании устанавливает валютный курс на уровне: 1 фунт стерлингов = 2,40 доллара. Объем предложения фунтов стерлингов по этому курсу равен 180 млн. Должен ли центральный Банк Великобритании в этой ситуации покупать или продавать фунты? Если да, то какое количество?
Б) Что произойдет в этом случае с официальными валютными резервами британского Центрального Банка? Как отразить это изменение резервов в платежном балансе?
Решение:
А) При установленном курсе объем предложения фунтов в размере 180 млн. превышает спрос на них в объеме 160 млн. В этой ситуации Центральный Банк Великобритании должен скупить избыточные фунты в объеме 180 –160 = 20 (млн.) в обмен на доллары.
Б) Официальные резервы британского Центрального Банка уменьшатся, так как он покупает национальную валюту в обмен на иностранную. Уменьшение резервов отражается в платежном балансе как кредит со знаком плюс, так как это экспортоподобная операция.
Задача 5. Компания Германии экспортировала автомобили в США по цене $10000. Валютный курс составлял $1 = 1,5 DM. Издержки производства на один автомобиль 11000DM. Как изменилась прибыль экспортеров в немецких марках при повышении курса марки на 20%?
Решение:
До повышения курса немецкой марки компания за проданный в
США автомобиль получала 10000 х 1,5 = 15000 DM. При издержках производства в 11000 марок это приносило прибыль в размере 4000 марок с каждого автомобиля. При повышении курса марки на 20% ее соотношение с долларом составило $1 = 1,2DM {20% от 1,5 = 0,3. Повышение курса означает, что за $1 дают меньшее количество марок (1,5 – 0,3 = 1,2)}. Значит, за каждый проданный в США автомобиль компания получала лишь 12000 марок, а прибыль с каждого проданного автомобиля снизилась до 1000 марок
(12000 – 11000).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: Изд – во МГУ «ДИС», 1997.
2. Гайгер А., Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика / Пер. с англ. – М.:ИНФРА – М. 1996.
3. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика / Пер. с англ. – М.: Изд – во МГУ «ИНФРА – М»,1997.
4. Сакс Дж., Ларрен Ф. Мкроэкономика. Глобальный подход / Пер. с англ. – М.:Дело, 1996.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Хлопова А.В.Государственная экономическая политика. – М,: 1998.
2. Агапова Т.Г. Бюджетно-налоговое регулирование в переходной экономике: макроэкономический аспект. – М.: 1998.
3. Курс экономической теории /Под ред. Проф. Сидоровича А.В. – М.: 1997.
4. Луссе А. Макроэкономика: краткий курс /Уч. Пособие. – СПб: Издательство «Питер», 1999.
5. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика. Учебник для техн. вузов. – М.: Высшая школа, 2000.
6. Сафонова В.П. Показатели системы национальных счетов в отечественной статистике. Учебное пособие для вузов. – М.: 1996.
7. Сборник задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика. – Киров, ТОО Издательство «АСА», 1997.
8. Сборник задач по экономике: Учебное пособие /Отв. Ред. Ю.Е. Власьевич. М.: Издательство БЕК, 1996.