Примечание: Контроль и оценка выполнения заданий СРС осуществляется на занятиях СРСП в соответствии с утвержденным расписанием
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И ЛОГИСТИКА»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по академическим вопросам
Дуйсенгулова Н.С.
Г.
Образовательная программа бакалавриата
Специальность 050507 «Менеджмент», 050511 «Маркетинг», 050509 «Финансы»
Форма обучения - дневная
СИЛЛАБУС
По дисциплине
«МАкроэкономика»
Курс: 2
Семестр: 3
Количество кредитов: 2
Преподаватель кафедры «Экономика и логистика»: Огай Д.В.
Телефон: 3022136, кабинет №115
Алматы, 2012
Составитель: ст. преподаватель ___________________ Огай Д.В.,
Силлабус составлен на основе рабочей программы курса «Макроэкономика» для студентов специальности 050507 «Менеджмент», 050511 «Маркетинг», 050509 «Финансы»
Силлаабусрассмотрен на заседании кафедры «Экономика и Логистика»
Протокол № 1 от «27» августа 2012 г.
И.о. зав. кафедрой «Экономика и логистика»
К.э.н., доц. _________________________ Тайкулакова Г.С.
Силлабусодобрен на заседании УМС НОУ «МАБ»
Протокол №_____ от «____»_______________2012 г.
ДИСЦИПЛИНА «МАКРОЭКОНОМИКА»
Преподаватель:Огай Дмитрий Валерьевич, МВА
Введение
Макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий поведение основных экономических субъектов - домашних хозяйств, фирм и государства в условиях открытости экономики и международных взаимосвязей, а также ситуации на отдельных рынках ресурсов. Макроэкономика – наука о рациональном принятии решений экономическими субъектами в условиях ограниченности ресурсов. Экономический анализ поведения домашних хозяйств, фирм и государства основывается на теории потребительского выбора. Анализ экономического поведения фирм базируется на применение двух основных экономических течений: неоклассическом и кейнсианском. При изучении макроэкономики особое внимание уделяется бюджетно-налоговой (фискальной) политике правительства и денежно-кредитной (монетарной) политике Национального банка в условиях мировой финансовой нестабильности.
Методика преподавания данной дисциплины предусматривает:
- чтение лекций;
- проведение практических занятий;
- проведение СРСП.
Целью преподавания дисциплины является систематизированное и логически последовательное изучение экономических принципов и закономерностей функционирования современного рыночного хозяйства в рамках домашних хозяйств, фирм и государства.
Задачи курса:
- сформировать у студентов основы экономического мышления в результате познания закономерностей функционирования современной рыночной экономики;
- вооружить студентов методологией изучения экономических процессов для самостоятельного использования способов и методов анализа применительно к любым явлениям и ситуациям;
- помочь студентам овладеть макроэкономическим инструментарием анализа хозяйственной деятельности;
- выработать умение проводить макроэкономический анализ ситуаций с использованием основных макроэкономических моделей;
- выработать умение соотносить производственную деятельность национальной экономики с тенденциями развития мировой экономики в целом.
Пререквизиты:Экономическая теория, Микроэкономика, История экономических учений, Деньги и банковское дело
Постреквизиты: Государственное регулирование экономики, Эконометрика, Финансы и кредит, Экономика предприятия, Налоги и налогообложение, Финансовый анализ, Государственное и муниципальное управление.
Студенты, изучившие данную дисциплину, должны освоить следующие компетенции согласно компетентностной модели бакалавра.
Общие компетенции:
- знать определенный набор экономических понятий, закономерностей развития рыночной экономики;
- уметь ориентироваться в современном мире экономических отношений;
- овладеть навыками экономического мышления: выбора из многих вариантов решения одного наиболее рационального и др.
Предметно специализированные:
знать:
-обширный понятийный аппарат (основные экономические принципы, агрегирование, спрос и предложение, основные макроэкономические показатели, );
- методологию и методы макроэкономического анализа;
- принципы, согласно которым индивиды принимают экономические решения;
- уметь:
- принимать решения с использованием макроэкономического инструментария по важнейшим проблемам развития фирмы;
- грамотно сконструировать поведение домашних хозяйств, фирм, государства, для того, чтобы с максимальной эффективностью достичь желаемых результатов;
- включать изучаемую проблему в систему функционирования различных составляющих экономики;
- рационально мыслить.
-овладеть навыками:
- макроэкономического анализа ситуаций на отдельных рынках;
- использования законов РК и других нормативных актов в области хозяйственного регулирования и международной торговли.
Студент должен быть компетентным в принятии решений по важнейшим проблемам развития национальной экономики, реагировать на быстро меняющиеся условия рынка, грамотно анализировать ситуацию в мировой экономике и понимать какие оперативные решения должно принимать правительство и Национальный банк в сфере развития национальной экономики.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование темы | Распределение по неделям | |||
лекции | Практические занятия | СРСП | СРС | ||
Введение в макроэкономику. Основные понятия макроэкономики. Исторический взгляд. | |||||
Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели. | |||||
Доходы и расходы. Потребление, сбережения и инвестиции. | |||||
Совокупный спрос и совокупное предложение | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | |
Деньги и процентные ставки | |||||
Рубежный контроль 1 | |||||
Равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM. | |||||
Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица | |||||
Совокупное предложение: заработная плата, цены и занятость. | |||||
Теория рациональных ожиданий. | |||||
Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политики. | |||||
Бюджетный дефицит и государственный долг. | |||||
Открытая экономика: платежный баланс и валютные курсы. Международные взаимосвязи. | |||||
Долгосрочный экономический рост и производительность | |||||
Рубежный контроль 2 | |||||
Экзаменационная сессия |
Содержание практических занятий, форма контроля и оценка
№ темы | Вопросы практических занятий | Литература | Форма контроля | Макс. балл |
Основы макроэкономической теории. Основные принципы экономической теории: ограниченность ресурсов, выбор, маржинальный подход | Основная: № 2 | Опрос, вопросы на обсуждение. | ||
Валовой внутренний продукт: методы подсчета. Задачи по расчету: ВНП и ВВП, ВВП по расходам. ВВП по доходам. Определение типа экономики в зависимости от соотношения инвестиций и амортизации (растущая, статичная и стагнирующая). Принципы исчисления ВВП. Метод подсчета ВВП по конечной стоимости продукта и по добавленной стоимости Чистый национальный продукт. Национальный доход. Личный доход. Личный располагаемый доход. | Основная: № 2, 3, 4 | Задачи, учебная ситуация | ||
ВВП и инфляция. Задачи на определение реального и номинального ВВП, индексов цен: дефлятора ВВП, индекса потребительских цен, индекса производственных цен. | Основная: № 3, 5 | Опрос, задачи, вопросы на обсуждение. | ||
Совокупный спрос и совокупное предложение. Доходы и расходы. Равновесный объем выпуска. Равновесный объем выпуска и совокупный спрос. Функция потребления. Потребление и накопление. Совокупное предложение. | Основная: № 2, 6 | Опрос, задачи, вопросы на обсуждение. | ||
Влияние бюджетно-налоговой политики на экономику в рамках кейнсианского креста. Задачи на определение изменения уровня равновесного национального дохода на товарном рынке в результате изменения налогов и государственных расходов, расчет мультипликатора налогов и гос. расходов | Основная: № 4, 5 | Опрос, задачи, вопросы на обсуждение. | ||
Модель IS – LM. Задачи на определение равновесного положения на товарном и денежном рынках. Анализ воздействия бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. Определение предельной склонности к потреблению. | Основная: № 2, 6 | Опрос, задачи, вопросы на обсуждение. | ||
Спрос на деньги. Денежные агрегаты. Функции денег. Трансакционный мотив спроса на деньги Модель Баумоля-Тобина. | Основная: № 6 | Опрос, задачи, вопросы на обсуждение. | ||
Модель предложения денег и денежный мультипликатор. Определение объема денежной массы. Отношение «резервы-депозиты». База денежного обращения. Контроль за величиной денежной базы. | Основная: № 2, 4 | Опрос, задачи, вопросы на обсуждение. | ||
Инструменты денежной базы. Политика открытого рынка. Норма резервных требований. Учетная ставка. | Основная: № 6 | Опрос, задачи, вопросы на обсуждение. | ||
Фискальная политика. Доходы и расходы государства. Налоги и субсидии. Автоматически встроенные стабилизаторы. Вытеснение частных инвестиций Ликвидная ловушка. Эффект вытеснения. Сочетание мер стабилизационной политики | Основная: № 3, 4 Дополн.№ 14 | Опрос, задачи, вопросы на обсуждение. | ||
Бюджетный дефицит и государственный. Проблема дефицита и уровень дефицита. Способы финансирования дефицита государственного бюджета. Эмиссионный доход. Сеньораж. Займ в банковском и небанковском секторе. Сокращение доходов и государственные доходы. Кривая Лаффера. Государственный долг. | Основная: № 2,5 Дополн.№ 14 | Опрос, задачи, вопросы на обсуждение. | ||
Теория экономического роста. Источники экономического роста. Производственная функция. Теория роста. Модель Солоу. Изменение уровня накопления. Рост населения и модель Солоу. | Основная: № 4, 5 | Опрос, задачи, вопросы на обсуждение. |
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ СРСП*
№ | Задания на СРС | Литература | Форма контроля | Сроки сдачи (неделя) | Макс. балл |
Тема: Введение в макроэкономику. Основные понятия макроэкономики. Исторический взгляд. Письменная работа. Дать краткую характеристику методам, используемым в макроэкономике, проанализировать возможности их применения. Рассмотреть основные течения в макроэкономическом анализе. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная: № 6-15 | Защита СРС | |||
Тема: Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели. Рассмотреть основные макроэкономические показатели и альтернативные измерители дохода. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная: №6-7 | Защита СРС | |||
Тема: Доходы и расходы. Потребление, сбережения и инвестиции. Исходя из представленных данных, определить ВВП доходным и затратным методами | Основная: №1-5 Дополнитель-ная:№ 9,12-15 | Защита СРС | |||
Тема: Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель AD-AS. Рассмотреть вывод кривых AD-AS и проанализировать как устанавливается равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная:№6-10 | Защита СРС | |||
Тема: Деньги и процентные ставки Рассмотреть как функционирует рынок денег, как формируется спрос и предложение на рынке денег. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная:№7,8 | Защита СРС | |||
Тема: Равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM. Вывести кривые IS и LM. Объяснить их наклон. Денежно-кредитная политика в рамках модели IS-LM. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная:№7,9 | Защита СРС | |||
Тема: Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица. Определить уровень инфляции используя ИПЦ. Рассчитать численность рабочей силы и уровень безработицы используя статистические данные. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная:№15,14 | Защита СРС | |||
Тема: Совокупное предложение: заработная плата, цены и занятость. Рассмотреть кривую совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах. Объяснить положительный наклон кривой AS в краткосрочном периоде. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная:№7,10 | Защита СРС | |||
Тема: Теория рациональных ожиданий. Рассмотреть неоклассическую модель рынка труда. Объяснить положение кривая совокупного предложения Лукаса. Вывести свойства кривой совокупного предложения. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная:№7 | Защита СРС | |||
Тема: Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политики. Рассмотреть сдвиги кривой совокупного спроса в результате изменения государственных расходов и налогов. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная:№7 | Защита СРС | |||
Тема: Бюджетный дефицит и государственный долг. Составить структуру государственно долга РК. Рассмотреть основные виды государственных ценных бумаг. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная№7-10 | Защита СРС | |||
Тема: Открытая экономика: платежный баланс и валютные курсы. Международные взаимосвязи. Составить платежный баланс используя статистические данные. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная:№7 | Защита СРС | |||
Тема: Долгосрочный экономический рост и производительность Рассмотреть основные теории экономического роста. Обосновать неоклассическую теорию экономического роста и модель Р.Солоу. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная:№7-9 | Защита СРС |
Примечание: Контроль и оценка выполнения заданий СРС осуществляется на занятиях СРСП в соответствии с утвержденным расписанием.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Назарбаев Н.А. «Послание Президента страны народу Казахстана. Казахстан 2030 процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» Алматы
2. ТарасевичЛ.С., ГребенщиковТ.И., ЛеусскийА.И., «Макроэкономика», М. «Юрист», 2003г.
3. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики /Пер с англ – Питер.СПб: 2003.*
4. Маконнел К., Брю С. Экономикс / Пер с англ – М.: 2002.*
5. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика / Пер с англ – М.: 2002.*
6. Мишкин Ф. «Экономическая теория денег и финансовых рынков» *
Дополнительная литература
13.Государство и бизнес. Государство, предпринимательство и общество:
Мамыров Н.К., Саханова А., Ахметова Ш.С., Брузати Л. - Алматы, Экономика, 2002г.
4т.*
14. Долан Э., Кемпбелл К., Кемпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная
политика / Пер с анг –М.Л.: 1991.
15. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика / Пер с анг –
М.Л.: 1996.
16. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. / Пер с анг –М.Л.: 1992.
17. Хейне П. Экономический образ мышления / Пер с анг –М.Л.: 1991.
18. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер с анг –М.Л.: 1993.
19. Сокс Дж. Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика глобальный подход / Пер с англ – СПб.
1994.
20. Эклунд К. Эффективная экономика / Пер с анг –М.Л.: 1991.
21. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасеевич Л.С. Макроэкономика
Спб. 1994.
22. Бункин И.К. Деньги. Банки. Валюта. Учебное пособие. М. 1994.
23. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика учебник МГУ им М.В. Ломоносова.*
* Примечание: Звездочкой отмечена литература, которая имеется в библиотечном фонде МАБ.
Интернет-источники: www. nationalbank. кz www. fedreserv. gov www. allinsurance. ru http: // www. mаcroeconomica.economicus.ru http: //www. k- lit. Agava. ru (библиотека и др.) |