Типы товаров в зависимости от перекрестной эластичности

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Товары-заменители

Повышение цены на товар заменитель вызывает сокраще­ние производства рассматриваемого товара (и наоборот). Цена одного товара и предложение другого товара в этом случае изменяются в разных направле­ниях, и значение коэффициента перекрестной эластичности предложения будет отрицательным (Е5АВ<0).

Дополняющие товары

Если цена повышается на товар-дополнитель, производи­тели увеличивают производство рассматриваемого товара (и наоборот). В этом случае цена одного товара и предложение другого товара изменяются в разных направлениях, то есть ко­эффициент перекрестной эластичности предложения будет иметь положительное значение (Е8ДВ > 0).

Независимые товары

Как и в случае со спросом, изменение цены одного товара не вызывает изменение предложения другого товара. Коэффи­циент перекрестной эластичности предложения в этом случае будет равен нулю (Е5АВ = 0).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЭЛАСТИЧНОСТИ

Впервые понятие эластичности и его применения в эконо­мике исследовал английский эконо­мист Альфред Маршалл.

Основные области практического использования понятия эластичности следующие:

1. Анализ реакции потребителя на изменение цен.

2. Подготовка производства к изменению спроса.

3. Определение ценовой политики фирм.

4. Принятие решений о соответствующей маркетинговой политике фирмы.

5. Разработка структуры налогообложения.

6. Проведение различных операций на внешнем рынке (эк­спортно-импортные операции), на валютном рынке.

7. Выработка мероприятий государственного регулирова­ния экономики.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

НА РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

государство проводит разные мероприятия по регулированию цен на различных рынках.

Методы, инструменты и мероприятия, с помощью которых правительство воздействует на цены, состав­ляют государственную политику регулирования цен.

Существуют следующие формы вмешательства государства в экономику, относящиеся к политике регулирования цен:

1. Введение правительством потоварных налогов.

2. Установление потоварных дотаций.

3. Установление фиксированных цен.

Методы государственного регулирования цен можно раз­делить на прямые и косвенные.

К прямым методам относится установление фиксированных цен, так как в этом случае правительство ис­пользует командно-административные методы, т.е. непосред­ственно назначает цену на рынке.

К косвенным методам государственного регулирования цен относятся такие, когда правительство не прямо воздействует на цены, а корректирует их при помощи разнообразных эконо­мических рычагов (например, введения потоварных налогов и дотаций, представляющих собой своеобразные надбавки скидки к цене производителей). Последствия такого государствен­ного вмешательства можно также отразить в модели «спрос — предложение».

ВВЕДЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ПОТОВАРНЫХ НАЛОГОВ

Государство может устанавливать потоварные налоги сле­дующими способами:

1. Устанавливается ставка налога от цены товара в про­центах.

Например, ставка налога на товар составляет 15% от цены товара. Цена товара за единицу равна 100 тыс. руб. Сумма уп­лачиваемого налога за единицу товара будет равна 100 х 0,15 = =15 тыс. руб.

Поскольку потоварные налоги представляют собой свое­образную надбавку к цене, то цена на рассматриваемый товар после введения налога составит 100 + 15 = 115 тыс. руб. за еди­ницу товара. Такую сумму денег уплатит за товар покупатель, из них 100 тыс. руб. получит продавец за свой товар, а 15 тыс. руб. поступит в бюджет государства.

Государственный бюджет— это денежные сред­ства, которые поступают государству от уплаты нало­гов населением и организациями. Эти средства расхо­дуются на обеспечение жизнедеятельности государства и его граждан.

2. Ставка потоварного налога устанавливается в абсолют­ной величине (сумме денег) с каждой единицы товара.

Например, цена товара равна 3 тыс. руб. Ставка потовар­ного налога составляет 1 тыс. руб. за единицу товара. В этом случае цена товара за единицу после введения налога составит 3 + 1=4 тыс. руб. за единицу. Из них 3 тыс. руб. получит прода­вец товара, а 1 тыс. руб. поступит в бюджет государства.

Из этих примеров видно, что плательщиком потоварного налога является конечный потребитель товара (тот, кто купил товар последним). Это могут быть и покупатели в магазинах, и предприятия, приобретающие сырье и материалы для своего производства.

В большинстве случаев механизм уплаты потоварного на­лога следующий: покупатель уплачивает продавцу за товар сумму денег с учетом потоварного налога, а продавец пере­числяет в бюджет государства часть этой суммы, равную сум­ме налога.

Другое распространенное название потоварных налогов — косвенные налоги.

В Российской Федерации к косвенным налогам относятся прежде всего:

— налог на добавленную стоимость (НДС);

— акцизы на некоторые виды товаров (например, алкоголь­ную продукцию, табак, шоколад, бензин, некоторые предметы роскоши);

— таможенные пошлины, — ими облагаются товары, пе­ревозимые через границу государства (экспортируемые и им­портируемые товары).

Рис.10. Введение правительством потоварного налога.

а — налог уплачивается продавцом;

б— налог уплачивается покупателем.

 
  типы товаров в зависимости от перекрестной эластичности - student2.ru

Проанализировать последствия, которые вызовет введение государством потоварного налога можно с помощью следую­щего примера (рис. 10).

Представим, что до введения государством налога линия спроса на какой-либо товар занимала положение D1. Линия предложения— S1. Е1 — точка равновесия. Равновесная цена была равна РЕ1. Равновесный объем — QЕ1

Представим, что правительство ввело потоварный налог на рассматриваемый товар в сумме Т условных денеж­ных единиц за единицу товара. В нашем примере мы рассмат­риваем ситуацию, когда налог перечисляется в бюджет госу­дарства продавцом.

Введение налога приведет к тому, что про­давцы включат сумму налога в цену своей продукции, т.е. бу­дут предлагать на рынке то же количество товара, но уже по более высокой цене.

Например, если раньше производители были готовы про­дать Q единиц товара по цене Р денежных единиц за единицу товара, то теперь они продадут то же количество товара толь­ко по цене, равной (Р + Т) денежных единиц за единицу товара. Это приведет к тому, что линия предложения сместится парал­лельно вверх на величину Т, и после введения налога линия предложения займет положение S2.

Новую ситуацию на рынке будет характеризовать точка Равновесия Е2 (точка пересечения линий S2 и D1). Равновесная цена составит РЕ2 денежных единиц. Равновесный объем про­даж — QЕ2 единиц товара. Как видно из рисунка 10 новая рав­новесная цена будет выше предыдущей (РЕ2 > РE1), а равновес­ный объем продаж сократится (QЕ2 < QЕ1). Покупатели купят у продавцов количество товара, равное QЕ2 единиц по цене РЕ2 за единицу товара. Из этой цены, Т денежных единиц с каждой единицы товара продавец уплатит в бюджет государства, а сам получит цену Р3 = РЕ2 - Т.

Общая сумма денег, которую покупатели уплатят за QЕ2 еди­ниц товара равна (QЕ2хРЕ2) денежных единиц.

На графике эта сумма денег равна площади прямоугольника 0РЕ2Е2QЕ2.

Сумма денег, которую получит продавец товара равна (QЕ2хР3) денежных единиц. На графике это площадь прямоу­гольника ОР3АQЕ2.

Сумма денег, которая поступит в бюджет государства рав­на ((РЕ2 - Р3) х QЕ2) денежных единиц или (ТхОЕ2) денежных еди­ниц. На графике общая сумма налога равна площади прямоу­гольника Р3РE2Е2А.

На рисунке 10 .а была изображена ситуация, когда потоварный налог вносится в бюджет государства продавцом товара.

В некоторых случаях потоварный налог может уплачивать­ся государству непосредственно покупателем. Эту ситуацию от­ражает рис. 10 б.

Первоначальную ситуацию на рынке отражает линия спро­са D1, и линия предложения S1

Точка равновесия — точка Е1

QЕ1 — равновесный объем продаж.

РЕ1 — равновесная цена.

Теперь представим, что государство ввело потоварный на­лог в размере Т денежных единиц за единицу товара. В нашем случае налог уплачивается в госбюджет покупателем.

Если до введения потоварного налога покупатели были го­товы купить Q единиц товара по цене Р денежных единиц за еди­ницу товара, то после введения налога они согласятся купить то же количество товара, но уже по цене (Р-Т) денежных единиц за единицу товара, т.е. по цене, которая будет ниже предыдущей на величину, равную ставке налога. Поэтому в данном случае про­исходит сдвиг линии спроса параллельно вниз на величину Т

Новая линия спроса – D2

E 2 –новая точка равновесия.

Установятся новые равновесные цена и объём.

Цена которую получает продавец - РЕ2

На графике выручка продавца = площади прямоугольника 0 РЕ2 E2 QЕ2

Цена которую уплатит покупатель – Р3 = РЕ2 +Т

Общая сумма денег, уплаченная покупателем = Р3 х QЕ2

Или площади прямоугольника 0 Р3 АQЕ2

Общая сумма денег, которая поступит в бюджет гос-ва = Т х QЕ2

На графике эта сумма = площади прямоугольника РЕ2 Р3 А Е2

Если сравнить обе ситуации то видно, что в обоих случаях новый равновесный объем продаж, цены с учётом потоварного налога одинаковы. Следовательно одинаковы результаты вмешательства гос-ва в экономику в обоих случаях.

Введение государством потоварного налога приводит к сокращению равновесного объема продаж; к повышению цены, которую уплачивает покупатель, и снижению цены, которую получает продавец.

Наши рекомендации