Типы товаров в зависимости от перекрестной эластичности
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Товары-заменители
Повышение цены на товар заменитель вызывает сокращение производства рассматриваемого товара (и наоборот). Цена одного товара и предложение другого товара в этом случае изменяются в разных направлениях, и значение коэффициента перекрестной эластичности предложения будет отрицательным (Е5АВ<0).
Дополняющие товары
Если цена повышается на товар-дополнитель, производители увеличивают производство рассматриваемого товара (и наоборот). В этом случае цена одного товара и предложение другого товара изменяются в разных направлениях, то есть коэффициент перекрестной эластичности предложения будет иметь положительное значение (Е8ДВ > 0).
Независимые товары
Как и в случае со спросом, изменение цены одного товара не вызывает изменение предложения другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности предложения в этом случае будет равен нулю (Е5АВ = 0).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЭЛАСТИЧНОСТИ
Впервые понятие эластичности и его применения в экономике исследовал английский экономист Альфред Маршалл.
Основные области практического использования понятия эластичности следующие:
1. Анализ реакции потребителя на изменение цен.
2. Подготовка производства к изменению спроса.
3. Определение ценовой политики фирм.
4. Принятие решений о соответствующей маркетинговой политике фирмы.
5. Разработка структуры налогообложения.
6. Проведение различных операций на внешнем рынке (экспортно-импортные операции), на валютном рынке.
7. Выработка мероприятий государственного регулирования экономики.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
НА РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
государство проводит разные мероприятия по регулированию цен на различных рынках.
Методы, инструменты и мероприятия, с помощью которых правительство воздействует на цены, составляют государственную политику регулирования цен.
Существуют следующие формы вмешательства государства в экономику, относящиеся к политике регулирования цен:
1. Введение правительством потоварных налогов.
2. Установление потоварных дотаций.
3. Установление фиксированных цен.
Методы государственного регулирования цен можно разделить на прямые и косвенные.
К прямым методам относится установление фиксированных цен, так как в этом случае правительство использует командно-административные методы, т.е. непосредственно назначает цену на рынке.
К косвенным методам государственного регулирования цен относятся такие, когда правительство не прямо воздействует на цены, а корректирует их при помощи разнообразных экономических рычагов (например, введения потоварных налогов и дотаций, представляющих собой своеобразные надбавки скидки к цене производителей). Последствия такого государственного вмешательства можно также отразить в модели «спрос — предложение».
ВВЕДЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ПОТОВАРНЫХ НАЛОГОВ
Государство может устанавливать потоварные налоги следующими способами:
1. Устанавливается ставка налога от цены товара в процентах.
Например, ставка налога на товар составляет 15% от цены товара. Цена товара за единицу равна 100 тыс. руб. Сумма уплачиваемого налога за единицу товара будет равна 100 х 0,15 = =15 тыс. руб.
Поскольку потоварные налоги представляют собой своеобразную надбавку к цене, то цена на рассматриваемый товар после введения налога составит 100 + 15 = 115 тыс. руб. за единицу товара. Такую сумму денег уплатит за товар покупатель, из них 100 тыс. руб. получит продавец за свой товар, а 15 тыс. руб. поступит в бюджет государства.
Государственный бюджет— это денежные средства, которые поступают государству от уплаты налогов населением и организациями. Эти средства расходуются на обеспечение жизнедеятельности государства и его граждан.
2. Ставка потоварного налога устанавливается в абсолютной величине (сумме денег) с каждой единицы товара.
Например, цена товара равна 3 тыс. руб. Ставка потоварного налога составляет 1 тыс. руб. за единицу товара. В этом случае цена товара за единицу после введения налога составит 3 + 1=4 тыс. руб. за единицу. Из них 3 тыс. руб. получит продавец товара, а 1 тыс. руб. поступит в бюджет государства.
Из этих примеров видно, что плательщиком потоварного налога является конечный потребитель товара (тот, кто купил товар последним). Это могут быть и покупатели в магазинах, и предприятия, приобретающие сырье и материалы для своего производства.
В большинстве случаев механизм уплаты потоварного налога следующий: покупатель уплачивает продавцу за товар сумму денег с учетом потоварного налога, а продавец перечисляет в бюджет государства часть этой суммы, равную сумме налога.
Другое распространенное название потоварных налогов — косвенные налоги.
В Российской Федерации к косвенным налогам относятся прежде всего:
— налог на добавленную стоимость (НДС);
— акцизы на некоторые виды товаров (например, алкогольную продукцию, табак, шоколад, бензин, некоторые предметы роскоши);
— таможенные пошлины, — ими облагаются товары, перевозимые через границу государства (экспортируемые и импортируемые товары).
Рис.10. Введение правительством потоварного налога.
а — налог уплачивается продавцом;
б— налог уплачивается покупателем.
Проанализировать последствия, которые вызовет введение государством потоварного налога можно с помощью следующего примера (рис. 10).
Представим, что до введения государством налога линия спроса на какой-либо товар занимала положение D1. Линия предложения— S1. Е1 — точка равновесия. Равновесная цена была равна РЕ1. Равновесный объем — QЕ1
Представим, что правительство ввело потоварный налог на рассматриваемый товар в сумме Т условных денежных единиц за единицу товара. В нашем примере мы рассматриваем ситуацию, когда налог перечисляется в бюджет государства продавцом.
Введение налога приведет к тому, что продавцы включат сумму налога в цену своей продукции, т.е. будут предлагать на рынке то же количество товара, но уже по более высокой цене.
Например, если раньше производители были готовы продать Q единиц товара по цене Р денежных единиц за единицу товара, то теперь они продадут то же количество товара только по цене, равной (Р + Т) денежных единиц за единицу товара. Это приведет к тому, что линия предложения сместится параллельно вверх на величину Т, и после введения налога линия предложения займет положение S2.
Новую ситуацию на рынке будет характеризовать точка Равновесия Е2 (точка пересечения линий S2 и D1). Равновесная цена составит РЕ2 денежных единиц. Равновесный объем продаж — QЕ2 единиц товара. Как видно из рисунка 10 новая равновесная цена будет выше предыдущей (РЕ2 > РE1), а равновесный объем продаж сократится (QЕ2 < QЕ1). Покупатели купят у продавцов количество товара, равное QЕ2 единиц по цене РЕ2 за единицу товара. Из этой цены, Т денежных единиц с каждой единицы товара продавец уплатит в бюджет государства, а сам получит цену Р3 = РЕ2 - Т.
Общая сумма денег, которую покупатели уплатят за QЕ2 единиц товара равна (QЕ2хРЕ2) денежных единиц.
На графике эта сумма денег равна площади прямоугольника 0РЕ2Е2QЕ2.
Сумма денег, которую получит продавец товара равна (QЕ2хР3) денежных единиц. На графике это площадь прямоугольника ОР3АQЕ2.
Сумма денег, которая поступит в бюджет государства равна ((РЕ2 - Р3) х QЕ2) денежных единиц или (ТхОЕ2) денежных единиц. На графике общая сумма налога равна площади прямоугольника Р3РE2Е2А.
На рисунке 10 .а была изображена ситуация, когда потоварный налог вносится в бюджет государства продавцом товара.
В некоторых случаях потоварный налог может уплачиваться государству непосредственно покупателем. Эту ситуацию отражает рис. 10 б.
Первоначальную ситуацию на рынке отражает линия спроса D1, и линия предложения S1
Точка равновесия — точка Е1
QЕ1 — равновесный объем продаж.
РЕ1 — равновесная цена.
Теперь представим, что государство ввело потоварный налог в размере Т денежных единиц за единицу товара. В нашем случае налог уплачивается в госбюджет покупателем.
Если до введения потоварного налога покупатели были готовы купить Q единиц товара по цене Р денежных единиц за единицу товара, то после введения налога они согласятся купить то же количество товара, но уже по цене (Р-Т) денежных единиц за единицу товара, т.е. по цене, которая будет ниже предыдущей на величину, равную ставке налога. Поэтому в данном случае происходит сдвиг линии спроса параллельно вниз на величину Т
Новая линия спроса – D2
E 2 –новая точка равновесия.
Установятся новые равновесные цена и объём.
Цена которую получает продавец - РЕ2
На графике выручка продавца = площади прямоугольника 0 РЕ2 E2 QЕ2
Цена которую уплатит покупатель – Р3 = РЕ2 +Т
Общая сумма денег, уплаченная покупателем = Р3 х QЕ2
Или площади прямоугольника 0 Р3 АQЕ2
Общая сумма денег, которая поступит в бюджет гос-ва = Т х QЕ2
На графике эта сумма = площади прямоугольника РЕ2 Р3 А Е2
Если сравнить обе ситуации то видно, что в обоих случаях новый равновесный объем продаж, цены с учётом потоварного налога одинаковы. Следовательно одинаковы результаты вмешательства гос-ва в экономику в обоих случаях.
Введение государством потоварного налога приводит к сокращению равновесного объема продаж; к повышению цены, которую уплачивает покупатель, и снижению цены, которую получает продавец.