Перечень вопросов к зачету по дисциплине 12 страница
Предполагается серьезная трансформация структуры оказания медицинской помощи в пользу менее ресурсоемких ее видов.
С начала 1990-х годов начался процесс сокращения числа больничных коек, обусловленный уменьшением государственного финансирования здравоохранения.
Программа ориентирует на дальнейшее сокращение больничных мест, использование которых имеет низкую затратную эффективность.
Так, предусматривалось уменьшить на 18,5% объем лечения в стационарных условиях и переместить его в сектор амбулаторно-поликлинического.
Однако в Программе не определены сроки достижения желаемых структурных изменений и отсутствуют финансовые нормативы и финансово-экономические механизмы обеспечения установленных гарантий. Первоначальные ее варианты, подготовленные Минздравом РФ, предусматривали введение подушевых нормативов затрат на обеспечение установленных объемов медицинской помощи.
Такие нормативы должны были использоваться в расчетах межбюджетных трансфертов. Но вследствие жесткой отрицательной позиции Минфина РФ по этому вопросу финансовые нормативы были исключены из проекта программы.
Экономические показатели содержатся лишь в методических рекомендациях по разработке территориальных программ государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, которые ежегодно утверждаются Минздравом РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Это показатели средней стоимости одного вызова скорой медицинской помощи, одного посещения врача в амбулаторно-поликлинических учреждениях, одного дня пребывания в дневном стационаре, одного койко-дня в стационаре.
С 1 января 2006 г. началась реализация проекта «Здоровье», разработанного в целях совершенствования медицинской помощи в России. Основная задача проекта — улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации.
На 2009 г. запланировано начало двух важных программ в сфере здравоохранения: совершенствования организации медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями и формирования здорового образа жизни. В России также разрабатывается государственная программа развития здравоохранения до 2020 г.
Долгосрочное сохранение дисбаланса между государственными обязательствами и реальными финансовыми потоками оказывает негативное влияние на функционирование системы здравоохранения.
Происходит сокращение масштабов профилактики заболеваний, ухудшение доступности качественной медицинской помощи для широких слоев населения. Значительное число больных вынуждены отказываться от лечения и приобретения нужных лекарств. Расширяется платность медицинской помощи и практика неформальных платежей.
6.2. Уровень и качество жизни населения
Уровень жизни: понятие и основные показатели. Как российские, так и западные ученые всегда придавали огромное значение развитию теоретических, методологических и практических подходов к изучению уровня жизни населения.
Понятие, оценка и прогноз народного благосостояния всегда вызывали споры ученых и практиков двух противостоящих систем.
В плановой экономике эту проблему активно разрабатывали такие ученые, как С.Г. Струмилин, Е.И. Капустин, В.Ф. Майер, С.Л. Ситорян и др. Среди западных ученых — Дж. М. Кейнс и его последователи, а также представители неоклассической школы.
Несмотря на различие подходов, практически всеми подчеркивалась связь между макроэкономическими показателями, характеризующими общеэкономическое развитие, и уровнем жизни как показателем социального благополучия.
Если советские ученые работали над совершенствованием плановых, директивных показателей роста благосостояния, то кейнсианцы и неоклассики стремились выделять экономические параметры, а также определять инструменты экономического регулирования, с помощью которых могло бы оказываться воздействие на реализацию той или иной социальной программы.
Об успехе или провале перехода к рынку в конечном счете можно судить по тому, что произойдет с уровнем жизни населения в результате реформ. Качество жизни должно определяться не только уровнем доходов, но и справедливостью их распределения.
В международных документах зафиксировано, что уровень жизни определяется как уровень удовлетворения потребности населения, обеспеченной массой товаров и услуг, используемых в единицу времени1. В рекомендациях Международной организации труда (МОТ) «Об основных целях и нормах социальной политики» сказано, что государству необходимо принимать все меры для обеспечения жизненного уровня, включая обеспечение продуктами питания, одеждой, жильем, медицинского обслуживания и социальное обеспечение, а также обеспечение образования, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния независимых производителей и наемных работников и их семей1.
С начала 1990-х годов основным показателем бедности в России стал показатель — численность населения с денежными доходами (расходами) ниже прожиточного минимума. Этот подход исходит из определения минимальных физиологических потребностей, основанного на абсолютном понимании бедности.
В мировой практике для оценки бедности обычно используется методика прожиточного минимума, основанная на относительном понимании бедности.
1 Социальные и экономические факторы развития UNRISD. Доклад № 3. Женева, 1996. С. 8.
В отличие от абсолютного понимания бедности, связанного с оценкой обеспечения удовлетворения основных биологических потребностей человека, относительное понимание связывает бедность с достигнутым в обществе благосостоянием.
Уровень жизни тесно связан с макроэкономическими показателями: социальная политика не может дать удовлетворительных результатов, если производительность труда невелика2.
Одним из показателей, характеризующих уровень материальной обеспеченности населения, является совокупный денежный доход семьи (рис. 6.1).
В структуре и объеме потребляемых товаров и услуг питание относится к наиболее важным потребностям. Затраты на питание могут служить показателем материального уровня жизни населения: чем ниже эта доля, тем выше уровень благосостояния. Доходы населения подразделяются на номинальные и реально располагаемые.
Номинальные доходы определяются как сумма денежных, натуральных и косвенных (бесплатные услуги) доходов. Особой частью номинальных доходов являются денежные.
Выделяют три источника денежных доходов: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии).
Реально располагаемые доходы определяются как разница между номинальными доходами и суммой налога и других обязательных выплат и рассчитываются с учетом уровня инфляции.
В прогнозных расчетах реальных доходов используется баланс денежных доходов и расходов населения. Он характеризует объем и источники формирования денежных доходов, а также объем и структуру расходов денежных средств и сбережений.
Показатели баланса используются для исчисления покупательной способности населения, обоснования розничного товарооборота и регулирования денежного обращения.
Развитие рыночных отношений в России сопровождалось существенными изменениями в структуре формирования доходов.
Данные табл. 6.5 позволяют сделать вывод о том, что наряду со снижением уровня доходов и оплаты труда появились новые источники доходов, к числу которых в первую очередь следует отнести предпринимательский доход и доходы от собственности. Несмотря на появление новых источников доходов, заработная плата продолжает оставаться основным источником, составляя более 60% общего объема. Проведенная количественная оценка скрытой заработной платы позволила существенно изменить структуру доходов в части доли оплаты труда в сторону ее значительного увеличения
1 Конвенции и рекомендации МОТ. 1957—1990 гг. Конвенция 117. Женева: Международное бюро труда. Т. 1—2. С. 1321—1329.
2 В. Ойкен «Основные принципы экономической политики». М.: Прогресс, 1995.
Рис. 6.1. Структура совокупного денежного дохода и направления его использования
.
Таблица 6.5. Структура денежных доходов, %
Показатель | |||||||
Денежн. доходы, всего | |||||||
В том числе: | |||||||
оплата труда (включая скрытую) | 64,6 | 65,7 | 66,8 | 65,0 | 63,6 | 65,0 | 70,4 |
доходы от предприним. деятельности | 12,6 | 11,9 | 11,4 | 11,7 | 11,4 | 11,1 | 10,0 |
социальные трансферт. | 15,2 | 15,3 | 14,3 | 12,8 | 12,7 | 12,0 | 10,9 |
доходы от собственнос. | 5,7 | 5,2 | 5,3 | 8,3 | 10,3 | 10,0 | 6,7 |
другие доходы | 1,9 | 1,9 | 2,2 | 2,2 | 2,0 | 1,9 | 2,0 |
Источник: Россия в цифрах. 2008. М., 2008. С. 121.
Сравнительный анализ структуры расходов низко- и высокообеспеченных слоев населения свидетельствует о существенных структурных различиях в потреблении. По мере роста уровня обеспеченности сокращается доля расходов на питание и увеличивается удельный вес расходов на непродовольственные товары; 10% самых обеспеченных тратят большую долю располагаемых ресурсов на покупку транспортных средств, дорогостоящих предметов долгосрочного пользования, питание вне дома. Услуги в общей структуре расходов низкообеспеченных слоев населения составляют большую долю, однако это обусловлено только расходами на минимально необходимые услуги.
В частности, оплата жилищно-коммунальных платежей, услуг пассажирского транспорта и учреждений дошкольного воспитания составляют гораздо больший удельный вес в расходах 10% самых бедных по сравнению с 10% самых богатых. Расходы на оплату медицинских и образовательных услуг, ремонт жилья и автотранспорта составляют существенно большую долю у высокообеспеченных семей. В целом платные услуги туристические, медицинские и образовательные практически недоступны низкодоходным слоям населения.
Среднемесячная начисленная заработная плата в мае 2008 г. составила 17034 руб. и по сравнению с маем 2007 г. выросла на 31,8%.
Средние заработки по отраслям составили: финансовая деятельность — 40272 руб., производство нефтепродуктов — 38097, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — 35078, операции с недвижимостью — 22104, металлургическое производство — 8256, здравоохранение, социальные услуги — 12190, образование — 10786, текстильное и швейное производство — 7989, сельское хозяйство, охота — 7520 руб.
В августе 2008 г. Минэкономразвития опубликовало «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года». Согласно этому документу размер прожиточного минимума в среднем в России в 2009 г. возрастет до 4330 руб. в месяц по сравнению с 3841 руб. по итогам 2007 г.
Минимальный уровень пенсий устанавливается с конца 2009 г. на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера.
С 2009 г. будет отменена единая тарифная сетка (ETC) для работников бюджетной сферы. Это сделано в связи с переходом на новую отраслевую систему оплаты труда.
Новая система предусматривает, в частности, что государство гарантирует только 70% зарплаты бюджетника, а остальные 30% остаются в распоряжении директора бюджетной организации.
Структура расходов домашних хозяйств на потребление в 2006 г. представлена в табл. 6.6. Анализ макроэкономических показателей уровня жизни свидетельствует о том, что одним из главных факторов, стимулирующих рост бедности, является ограничение доступа к доходам, а система социальных трансфертов не способствует выравниванию доходов в условиях высокой их дифференциации.
Методика расчета семейной потребительской корзины. По мнению экономистов, в рыночных условиях наряду с бюджетными исследованиями населения большое значение имеет методика расчета семейной потребительской корзины.
Для ее составления выбираются товары и услуги, характерные для нормального потребления той или иной социальной группы.
Чтобы узнать структуру расходов группы людей, необходимо:
1) ранжировать группы (слои) населения;
2) установить, какие именно товары и услуги находятся обычно в потреблении каждой выделенной группы;
3) определить процентный вклад в общий семейный расход каждого товара и услуги, находящихся в потреблении.
Далее для каждой группы устанавливается структура потребительской корзины.
Установив сумму расходов на каждое наименование потребительской корзины для выбранного слоя, необходимо рассчитать удельный вес товаров и услуг, относительную важность расходов по каждому товару или услуге.
Большое значение имеет временной лаг наблюдения за ценами. Нестабильность цен и их разброс на рынке определяют, сколько раз необходимо собирать информацию:
• товары с очень нестабильными ценами с большим разбросом регистрируются еженедельно;
• товары с более стабильными ценами (одежда, мебель) регистрируются ежемесячно;
• арендная плата за жилье, налоги и т.п. могут регистрироваться раз в квартал.
В связи со значительной дифференциацией доходов и инфляцией все большее значение приобретает основная система расчетов, определяющая необходимый минимум средств для обеспечения жизнедеятельности человека при данном уровне социально-экономического развития страны. Этот минимум должен определяться на основе потребительского бюджета, выраженного в натуральной и стоимостной форме, в зависимости от половозрастной структуры.
Минимальный потребительский бюджет, т.е. прожиточный минимум, известен на Западе как черта бедности.
Построение минимальных потребительских бюджетов. Можно выделить два основных метода построения минимальных потребительских бюджетов:
• нормативный метод основан на концепции физиологического потребления;
• статистический метод базируется на анализе реально складывающихся закономерностей потребления, отражающих особенности текущего потребления.
В России проводится работа по совершенствованию структуры и статей прожиточного минимума. Институтом питания РАМН разрабатываются нормативы потребления продовольственных продуктов, соответствующие физиологическим потребностям человека с учетом половозрастного состава населения, институтом ВНИИКС — нормативы минимального потребления непродовольственных товаров и услуг. Исследования проводятся по двум направлениям.
Первое опирается на показатели, используемые в оценке уровня жизни. Однако подход, определяющий уровень жизни только через спрос и предложение, неадекватно отражает реальную ситуацию. Отдельные компоненты уровня жизни — образование, здравоохранение и т.п. — не учитываются.
Второе направление заключается в учете всех компонентов и сведении их в обобщающий показатель. К числу недостатков здесь можно отнести излишнюю детализацию, использование средних показателей в условиях реформируемой экономики.
Некоторые экономисты не согласны с этим направлением. Например, немецкий ученый П. фон дер Липке считает, что разработка общепринятого и готового к практическому использованию определения благосостояния пока отсутствует и поиски такой концепции едва ли увенчаются успехом1.
Индексы развития человеческого потенциала и потребительских цен. Специалисты ООН с 1990 г. проводят работы по исчислению индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), единого показателя, отражающего изменение уровня благосостояния населения и позволяющего проводить его межстрановые сопоставления. Этот индекс включает три показателя, отражающих наиболее важные аспекты уровня жизни:
• ожидаемую на момент рождения продолжительность жизни; © достигнутый уровень образования;
• реальный объем ВВП на душу населения, рассчитанный с учетом паритета покупательной способности.
Индекс развития человеческого потенциала представляет собой простую среднюю арифметическую индексов трех указанных показателей. ИРЧП — важный индикатор экономической безопасности в области уровня жизни населения. Сравнивая его по разным странам, можно ответить, на каком месте находится страна. Его также необходимо использовать при разработке социально-экономической политики, а также в прогнозах, индикативном планировании и бюджетировании.
В плановой экономике для изучения уровня жизни проводились исследования динамики розничных цен, где индексы розничных цен отражали изменения уровня цен, проводимые в централизованном порядке органами ценообразования.
Липке П. Фон дер. Экономическая статистика. Берлин, 1995. С. 269—270.
Таблица 6.6. Структура расходов домашних хозяйств на конечное потребление в 2003 г., % | |||||||
Домашнее хозяйство | Расходы на конеч. Потребление,всего | Расходы на покупку прод.питан. | Стоимость натур. поступ прод.питания | Покупка непродов товаров | Покупка алкогольных напитков | Оплата услуг | Стоимость дотаций и льгот |
Все | 37,1 | 5,0 | 36,9 | 1,8 | 24,0 | 0,2 | |
Включающие: | |||||||
-одного человека | 45,0 | 5,7 | 27,6 | 2,1 | 23,2 | 0,1 | |
-двух человек | 38,6 | 5,3 | 36,4 | 2,0 | 22,9 | 0,1 | |
-трех человек | 33,4 | 3,8 | 39,7 | 1,9 | 24,8 | 0,2 | |
-четырех человек | 34,7 | 4,8 | 39,1 | 1,7 | 24,3 | 0,2 | |
-пять и более человек | 42,3 | 7,3 | 33,5 | 1,6 | 22,4 | 0,2 | |
Домохозяйства | |||||||
с детьми в возрасте | |||||||
до 16 лет: | |||||||
-один ребенок | 33,2 | 4,6 | 38,4 | 1,8 | 24,3 | 0,2 | |
-два ребенка | 36,9 | 6,5 | 40,4 | 1,5 | 21,0 | 0,2 | |
-три ребенка и более | 45,8 | 11,4 | 34,9 | 1,7 | 17,4 | 0,2 | |
По 20% групп* обследуемого населения | |||||||
-первая | 54,8 | 9,2 | 19,7 | 1,3 | 24,1 | 0,1 | |
-вторая | 50,2 | 7,9 | 23,6 | 1,6 | 24,5 | 0,1 | |
-третья | 44,5 | 6,7 | 29,4 | 1,8 | 24,1 | 0,2 | |
-четвертая | 36,3 | 4,6 | 36,7 | 1,9 | 24,9 | 0,2 | |
-пятая | 3,1 | 40,7 | 1,9 | 23,2 | 0,2 |
* 20% групп выделены по располагаемым ресурсам.
Источник: Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сборник. М, Росстат, 2007.
Индексы розничных цен выполняли функцию прогресса государственного планирования цен. В условиях рыночной экономики цены по большей части складываются на основе взаимодействия спроса и предложения, именно поэтому необходимо строить новую систему мониторинга потребительских цен и индексов потребительских цен (ИПЦ).
В США, например, регистрация цен на основе ИПЦ началась в 1917 г., а в 1951 г. Комиссия по образованию и труду палаты представителей Конгресса США констатировала, что ИПЦ — самый важный среди всех показателей, публикуемых правительством. В США ИПЦ публикуется ежемесячно. Перечень товаров и услуг, цены которых участвуют в построении ИПЦ, очень широк и не сводится к списку товаров первой необходимости.
Начиная с 1995 г. решением Правительства РФ введен всероссийский мониторинг как государственная система непрерывного наблюдения хода основных социально-трудовых процессов.
В нем определены следующие основные направления:
• доходы и уровень жизни населения;
• рынок рабочей силы;
• занятость и безработица;
• социально-трудовые процессы на предприятиях, в учреждениях и других организациях;
• условия и охрана труда;
• социально-демографические и миграционные процессы.
Основные задачи мониторинга сформулированы следующим образом: непрерывное наблюдение за состоянием социально-трудовой сферы,
получение оперативной информации,
своевременное выявление изменений, происходящих в социально-трудовой сфере, и вызывающих их факторов,
оценка эффективности и полноты реализации законов и других нормативно-правовых аспектов в этой области;
осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в социально-трудовой сфере.
Социальное расслоение населения России. Мониторинг доходов и уровня жизни необходим для разработки государственными органами той или иной социальной программы. Дезинтеграционные процессы в экономике России оказали негативное влияние на доходы населения, что не могло не сказаться на изменении структуры потребления, сокращении потребления мяса и мясопродуктов, молочных продуктов, рыбы, сахара, овощей и фруктов. Этому способствовала также и непомерно большая доля импорта производственных товаров.
Вместе с тем обращает на себя внимание и то, что мало меняется структура экспорта.
Если сырье и материалы в нем составляли в 2001 г. 89,8%, а в 2004 г. — предположительно 90,7%, то к 2008 г. их доля достигла 89%.
Соответственно доля в экспорте машиностроительной продукции изменилась с 10,2% в 2001 г. до 11% в 2008 г.
Такие данные косвенно свидетельствуют о сохранении прежней структуры российского производства. Вызывает вопросы и соотношение темпов роста экспорта и импорта.
Экспорт увеличился с 2001 до 2008 г. на 20—40%, импорт — примерно в 2 раза. Возможно, что быстрый рост импорта отражает плачевное состояние соответствующих отраслей отечественного производства. Отмечается особенно активный рост импорта продовольственных продуктов.
Первое полугодие 2008 г. дало прирост импорта:
по свежемороженому мясу — в 1,4 раза,
сливочному маслу — в 1,8 раза,
мясным консервам — в 1,5 раза,
по кожаной обуви — в 1,6 раза,
одежде — в 2,2 раза,
мебели — в 1,4 раза.
В 2007 г. реально располагаемые денежные доходы в процентах к предыдущему году выросли на 111%.
Средний размер назначенных месячных пенсий составил 3086 руб.
Размер прожиточного минимума (в среднем на душу населения) — 3847 руб.
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного уровня составила 18,9 млн. человек, или 13,4%.
ВВП в 2007 г. составил 32987 млрд. руб., доходы консолидированного бюджета — 13250 млрд. руб., профицит консолидированного бюджета — 2004,9 млрд., коэффициент Джини составил 0,410, а коэффициент фондов — 15,3!.
Если в США заработная плата составляла 70% ВВП, то в России — 33,7%.
Кроме того, неравенство углубляется также неравномерностью распределения доходов по регионам вследствие структурного фактора.
Социологические опросы показывают, что индекс социальных настроений ВЦИОМ (это интегральный показатель, отражающий удовлетворение населения своим положением и оптимизм ожиданий) не стабилен. Страна богатеет, а население этого не замечает. Хотя при этом население хорошо осведомлено о статистике экономического роста и признает эту статистику. Все это хорошо иллюстрирует известное: в классовом обществе экономический рост сам по себе не гарантирует улучшения социально-экономического положения населения страны.
По расчетам В.Д. Руднева, минимальная стоимость рабочей силы должна быть 19—21 тыс. руб. У специалистов со средним образованием не ниже 27 тыс., а у специалистов с высшим образованием — 37 тыс. руб. и выше. Однако заработную плату в размере 19 тыс. руб. и выше в России получало всего 2% работников, в том числе 0,5% на государственных и 3% на коммерческих предприятиях2.
1 Россия в цифрах. М., 2008.
2 Экономический рост и вектор развития современной России. С. 199.
По данным Роскомстата, разрыв в доходах между крайними 10%-ными группами в 2008 г. составил 16 раз, а по заработной плате — 20 раз (для сравнения: в западно-европейских странах этот показатель колеблется от 4,4 в Австралии до 10,4 в Великобритании)3.
Между тем отдельные исследователи ставят под сомнение эти данные, пишут о соотношении 30—39 раз и еще большей дифференциации между экономическими регионами и внутри них4.
В США прожиточный минимум в среднем по стране составил 800 долл. на человека, или 1600 на семью из трех человек. В странах ЕС к бедным относят тех, чей доход на душу населения составляет менее 40—50% среднего дохода по стране, т.е. около 1200—1300 евро.
6.3. Дефлятор и индекс потребительских цен. Валютныйкурс
Расчет по индексу потребительских цен. Чтобы устранить эффект роста цен, нужно использовать индексы потребительских цен (ИПЦ).
Рассмотрим конкретный механизм перевода номинальных расходов и доходов в реальные, важный для экономической безопасности страны. Может быть такая ситуация, когда ВВП растет, номинальная зарплата растет, а реально располагаемые доходы снижаются.
Рассмотрим статьи расходов бюджета (табл. 6.9, данные условные).
Для того чтобы исключить влияние цен, проводится перерасчет, преобразующий номинальные стоимости текущего года (например, 2003 г.) в цены предыдущего (например, 2002 г.). Столбцы 1 и 2 представляют собой известные данные. Столбец 3 идентичен столбцу 1. Оценка проведена в ценах 2002 г. Столбец 4 получается следующим образом:
Реальный расход
в 2003 г. = (Номинальный расход 2003 г./ИПЦ03/ИПЦ02) х 100%.
Расчет в рублях на 2002 г.
ИПЦ03/ИПЦ02 = Ср. (ИПЦ) 2003/Ср. (ИПЦ) 2002.
Предположим, что в 2002 г. средний ИПЦ составил 159,2; базис 2002 г. = 100%, а в 2003 г. этот индекс составил 279,2.
Тогда
Индекс цен = 279,2/159,2 = 1,754.
Текущий реальный расход в 2003 г. в рублях 2002 г. составит 2276/1,754 = 1298 руб.
Кроме того, на основе индекса потребительских цен необходимо рассчитывать заработную плату. В настоящих условиях номинальная заработная плата постоянно повышается, однако это не означает, что увеличивается покупательная способность населения.
3 Российский экономический журнал. 2005. № 1. С. 7.
4 Экономический рост и вектор развития современной России. С. 182.
Таблица 6.9. Статьи расходов
Классификация | Номинальные расходы | Реальные расходы | ||
расходов | ||||
Текущие расходы | ||||
А. Потребление ….. | ||||
Общий расход |
Для понимания реальной ситуации необходимо пересчитать номинальную заработную плату в реальную: