Этап 4. Стратегический анализ рыночных сегментов (ниш). 4 страница

Кластер (в экономике) (англ. cluster) — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Общепризнанным «отцом» кластерной теории является американский экономист и звезда бизнес-консультирования Майкл Портер (Гарвардская школа бизнеса). М. Портер обратил внимание на то, что наиболее конкурентоспособные фирмы одной отрасли обычно не бессистемно разбросаны по разным государствам, а имеют свойство концентрироваться, «слипаться в сгустки». Часто сразу несколько крупнейших компаний (или даже все они) базируются в одной и той же стране, а порой и в одном единственном ее регионе. По М. Портеру кластер, или промышленная группа, — это группа географически со­седствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организа­ций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.[67]

Территориальный охват кластера может варьироваться от одного го­рода или региона до страны или даже нескольких соседствующих стран. Кластеры имеют различную форму в зависимости от своей глу­бины и сложности, но большинство включают в себя: компании "готового продукта" или сервиса; поставщиков специализированных факторов про­изводства, комплектующих изделий, механизмов, сервисных услуг; фи­нансовые институты; фирмы в сопутствующих отраслях.

В кластеры час­то входят также фирмы, работающие в низовых отраслях (с каналами сбыта или потребителями); производители побочных продуктов; специа­лизированные провайдеры инфраструктуры; правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение, образование, по­ступление информации, проведение исследований и предоставляющие техническую поддержку (такие как университеты, структуры повышения квалификации в свободное время); а также агентства, устанавливающие стандарты. Правительственные структуры, оказывающие существенное влияние на кластер, могут рассматриваться как его часть. И, наконец, многие кластеры включают предпринимательские объединения и другие совместные структуры частного сектора, организации по сотрудничеству, поддерживающие членов кластера.

Например, знаменитые компьютерные фирмы, преимущественно, происходят из США, а гиганты аудио- и видеотехники – из Японии и Юго-восточной Азии. Швеция породила несколько очень мощных машиностроительных компаний, но ни одной химической. В Германии расположены три крупнейшие химические фирмы и оба мировых лидера массового производства дорогих автомобилей, а вот сильных немецких компьютерных фирм нет.

Рост конкурентоспособности лидера для его соперников в первую очередь, действительно, означает угрозу потери рынка и банкротства. Однако, в этом есть не только разрушительная, но и созидательная сторона. М. Портер обратил внимание на то, что, если хотя бы части фирм удается справиться с ситуацией (а тотальное вытеснение всех конкурентов обычно невозможно), то это означает, что они приобрели опыт успешного противостояния сильнейшей фирме, создали продукты конкурентоспособные даже в сравнении с ее совершенными изделиями. Тем самым закладывается фундамент успехов целого куста тесно взаимодействующих компаний. Ведь тому, кто нейтрализовал конкурентные преимущества сильного соперника (скопировал, нашел асимметричный ответ и т.п.), легко затем теснить соперников слабых.

Благодаря обмену конкурентными ударами, фирмы проходят внутри кластера процесс взаимной закалки и, одновременно, притирки. В конечном итоге они становятся носителями одной и той же «коммерческой идеологии». Опираясь на нее, участники кластера на новых рынках легко побеждают «аборигенов», непривычных к соответствующим приемам конкуренции. Поэтому-то ожесточенная конкуренция фирм кластера на «родном» рынке затем обычно выливается в их совместную экспансию вовне: на общенациональный уровень, если кластер возник в одном регионе, или даже за пределы страны, когда взращенные внутри кластера конкурентные преимущества оказались значимыми в международных масштабах.

Так, успех любой из японских автомобильных фирм на мировом рынке в годы их наивысшего расцвета строился по одной и той же формуле: «дешевизна + безотказность автомобиля». Собственно говоря, никакого чуда не было: дешевизна являлась вынужденным условием, соответствовавшим низкой платежеспособности японского населения того периода, когда в этой стране формировался автомобилестроительный кластер (50-60-ые годы ХХ века). Японский автомобиль должен был иметь низкую цену, чтобы у него были хоть какие-то шансы на реализацию внутри страны. А высокая квалификация и непревзойденная трудовая мораль японских рабочих задали другой вектор конкуренции: одинаково дешевые автомобили разных производителей наперегонки становились все более и более качественными, в первую очередь по параметрам точности сборки.

После окончательного вызревания кластера (в 70-80-ые годы ХХ века) машины, обладающие такими свойствами, массово пошли на экспорт. Для иностранных, в первую очередь для американских конкурентов появление японских автомобилей стало подлинным шоком. Никто не был готов предложить хотя бы примерно столь же надежные машины по баснословно низким ценам.

Определение составных частей кластера лучше начать с рассмотре­ния крупной фирмы или концентрации сходных фирм, а затем выявить цепочку связанных с ними по вертикали ниже- и вышестоящих фирм и организаций. Далее надо найти по горизонтали отрасли, проходящие через общие каналы или производящие побочные продукты и услуги. Дополнительные горизонтальные цепочки отраслей устанавливаются на базе использования похожих факторов производства или же связаны между собой через поставки. Следующий шаг состоит в выделении организаций, обеспечивающих кластер специалистами, технологиями, информацией, капиталом или инфраструктурой, и иных групповых образований (организаций по сотрудничеству и т.п.), в которые входят участники кластера. Завершающий шаг – выявить правительственные или другие регулирующие структуры, оказывающие существенное влияние на членов кластера.

На рис. 8.1. приведена схематическая диаграмма кластера итальянских производителей и дизайнеров обуви.[67]

Кожаные пояса
Кожаная одежда
Кожаные перчатки
Кожаные сумки
Кластер модельеров текстильной промышленности
Спортивная обувь
Обувь из искусственных материалов
Кожаная обувь
Туристские ботинки
Лыжные ботинки
Специальные лыжные ботинки
Обувные машины
Выделанная кожа
Колодки
Дизайн-сервис
Машины для формовки под давлением
Формы
Модели
Дубильное оборудовние
Машины для выделки кож
Оборудование для работы с пластиком
Системы разработки дизайна обуви
Специальные механические средства
Деревообраты-вающее оборудование
Кожевенные заводы

Рис. 8.1. Кластер итальянских производителей и дизайнеров обуви.

Рис 8.1. ясно показывает несколько цепочек связанных (родственных) отраслей промышленности, вовлеченных в кластер итальянских производителей и дизайнеров обуви. Сюда, в частности, входят отрасли, связанные с производством различных видов кожаных изделий (побочные продукты, общие факторы производства, схожие технологии), обуви (дублирование каналов, подобные факторы производства и технологии), а также различных видов модных товаров (побочные продукты). Кроме того, эти отрасли задействованы в общем рыночном пространстве и конкурируют внутри тех же потребительских сегментов, используя схожий имидж торговой марки. Необычайную силу итальянского кластера отчасти можно связать с множественными поперечными связями между фирмами и общностью процессов развития.

Следует отметить, что использование теории кластеров, создает возможность выделение определенных ресурсных контуров в масштабах государства, что позволит рационально концентрировать инвестиции в рамках замкнутых систем и направлять их на создание эффекта синергии, либо для поддержки уже устоявшихся взаимодействий.

Основная тенденция в отношении ресурсов на сегодняшний день – это формирование контура «сырье-инвестиции». За последние годы именно сырьевой сектор стал предъявлять повышенный и осмысленный спрос на научно-технические инновации. Таким образом, развивая и поддерживая сырьевой сектор с огромным платежеспособным спросом, одновременно будет формироваться рынок инвестиций, прежде всего инновационного характера.

Отсутствие на сегодняшний день законодательного закрепления понятия кластер как в РФ, так и в Республике Беларусь, порождает следующие тенденции: инвестиции в настоящий момент ограничены не только со стороны предложения, но и со стороны спроса. То есть, причина недостаточности инвестиций, необходимых для реструктуризации экономики страны, заключена не только в дефиците ресурсов, отсутствии институтов инвестирования или низкой степени развития знаний в данной области. Развитие инвестиций сдерживается слабым спросом со стороны предпринимателей – их прямых потребителей в реальном секторе экономики.

Спрос на инвестиции, в свою очередь, достаточно низкий потому, что предприниматели считают, что прибыльность новых видов деятельности не окупит соответствующих капитальных вложений.

Именно с учетом данных ограничений, на наш взгляд, целесообразно обратиться к возможности формирования кластеров и не только региональных, но и геополитических и межотраслевых.

Кластер должен обладать следующими признаками:

- наличие предприятия-лидера, определяющего долговременную совместную стратегию региональной экономической системы;

- территориальная локализация основной массы хозяйствующих субъектов-участников кластерной системы;

- устойчивость стратегических международных хозяйственных связей в рамках кластерной системы, включая ее межрегиональные и международные связи;

- наличие совместных корпоративных систем управления, бизнес- процессов, централизованного контроля и анализа.

При этом деятельность кластера нацелена, прежде всего, на генерацию новых инвестиций, то есть создание «добавочных инвестиций», что является основной стратегией развития кластера.

Сдерживающими факторами для формирования и развития кластеров в России и Белоруссии в настоящее время являются: низкое качество управления бизнесом, отсутствие ориентации многих предприятий на международный рынок; слабый уровень развития территориальных кооперационных структур, которые, как правило, самостоятельно не справляются с задачей разработки и реализации приоритетов для продвижения интересов регионального бизнеса; недостаточный уровень плановых решений по территориальному хозяйственному развитию; большие горизонты достижения ожидаемых результатов, так как реальные выгоды от создания кластеров проявляются только через 5-10 лет.

Все вышеуказанное требует усиления внимания правительства, так как успешная реализация программ по формированию и специальному стимулированию кластерных структур возможна исключительно при наличии общерегиональной стратегии развития. Как показывает мировой опыт формировать международный кластер в отрыве от общерегионального развития в целом малоэффективно, а часто и невозможно. Поэтому в современных условиях развития межрегиональной экономики на базе кластеров должно достигаться оптимальное равновесие между национальным и зарубежным бизнесом, а также региональным стимулированием кластеров.

В настоящее время для этого уже сформировались вполне логичные предпосылки и условия:

- в рамках жесткой международной конкуренции лидерство может быть достигнуто только с помощью концентрации усилий и механизмов повышения стратегической эффективности развития территорий. Кластеры и являются комплексной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ. И только это позволит играть значимую роль в глобальных экономических процессах;

- органы власти и предпринимательские структуры сегодня заинтересованы в активном внедрении мировых инициатив по созданию кластеров, так как намечаемая хозяйственная стратегия развития российских и белорусских регионов может быть реализована только при компромиссе интересов и действий власти и бизнеса, возможной формой которого являются кластеры на базе крупных (в том числе государственных) корпораций.

В этих аспектах стоит заметить, что использование кластерного подхода подразумевает длительный горизонт планирования совместных бизнес-действий и осуществление стратегического прогнозирования.

Объединение заинтересованных участников в международный территориальный кластер позволяет во многом рационализировать данные издержки и повысить результативность их бизнес-деятельности. Внедрение кластерного подхода позволяет во многом деполитизировать внешнеэкономическое сотрудничество, то есть позволяет действовать скорее в терминах геоэкономики, чем в понятиях геополитики.

В настоящее время крупные международные компании, как правило, предпочитают инвестировать в те регионы и страны, где уже имеются сложившиеся кластеры в необходимых отраслях, или хотя бы есть предпосылки для их формирования. Это означает, что образование в России и Белоруссии кластеров повлечет за собой и активное привлечение иностранных инвестиций.

Майкл Портер в работе «Конкурентное преимущество наций» приходит к следующему выводу «… при разработке инвестиционной политики переходные экономики должны стремиться развивать взаимозависимые промышленные кластеры на основе базовых и поддерживающих отраслей».

В Республике Беларусь планируется создание кондитерского кластера на базе предприятий концерна «Белгоспищепром». Создание кондитерского кластера в Республике Беларусь на базе предприятий концерна «Белгоспищепром» предполагает:

- проведение анализа и оценки условий создания кластера;

- определение «ядра» кластера и его основных структурных элементов (производственного, научно-исследовательского, образовательного, информационно-инфраструктурного, сбытового);

- разработку комплекса мер по обеспечению функционирования кластера, включающего организационное, финансово-экономическое и информационное обеспечение функционирования кластера.

Организационное обеспечение кластера заключается в разработке организационной структуры управления кластером, определении направлений взаимодействия его участников.

Финансово-экономическое обеспечение предполагает определение источников финансирования проекта кластеризации, инновационных проектов кластера и его инфраструктуры.

Разработка информационного обеспечения кластера позволит наладить информационные потоки между субъектами кластера, т.е. определить, как будет производиться обмен данными и информацией.

Предполагаемые результаты: снижение себестоимости продукции за счет оптимизации цепочки добавленной стоимости, снижения затрат на поиск поставщиков, сокращения затрат на хранение товарно-материальных ценностей, путем разработки точечных взаимосвязанных решений (нормирование запасов, увязка планов закупки с планом продаж), сокращения затрат по доставке сырья и материалов путем организации совместных закупок-продаж через логистическую цепь, перераспределения расходов между участниками.

Таким образом, развитие кластеров в целом и его отдельных региональных элементов подчиняется общей организации экономических систем и развивается не по интуиции и не по инерции, а согласно международным кооперационным стратегиям с учетом общегосударственных интересов. В стратегическом плане это означает, что необходимо использовать совместные ресурсы для более быстрого и эффективного внедрения мировых технологий, а, следовательно, и реализации инвестиций.

Вопросы для контроля

1. Каковы причины международной конкуренции?

2. Кто является главными субъектами международной конкуренции?

3. Что является основными факторами для определения конкурентоспособности страны?

4. Какова роль поддерживаемого инвестирования в поддержании международной конкурентоспособности?

5. В чем заключается роль правительства для поддержания конкурентоспособности своей страны?

6. Что понимается под международным разделением труда?

7. Что означает международную миграцию рабочей силы?

8. В чем суть концепции международной конкуренции М.Портера?

9. На чем основана теория кластеров?

10. Какими признаками должен обладать кластер?

9. Банкротство и организационный механизм ликвидации предприятия.

9.1. Финансовые затруднения (несостоятельность) предприятия и их последствия.

Пред­приятия испытывают финансовые затруднения различной

природы.В самом общем виде мы можем описать финансовое состояние орга­низации в нормальных и неблагоприятных условиях.

Финансовое состояние организации в нормальных условиях. Предприятие находится выше точки безубыточности. Колебания вы­ручки и соответствующие им колебания прибыли невелики и не слишком сказываются на возможности предприятия рассчиты­ваться по своим обязательствам, в частности выплачиваемым из чистой прибыли.

В крайнем случае предприятие легко покрывает свои расходы дополнительными кредитами и займами, сохраняя свою инвестици­онную привлекательность. Риски предприятия вполне уравновеши­ваются его резервами и потенциальными возможностями. Предпри­ятие разрабатывает и осуществляет планы развития, которые, впро­чем, несут в себе известные опасности, например затоваривания или перекредитования.

Финансовое состояние организации в неблагоприятных условиях. Предприятие теряет объемы производства и оказывается ниже точ­ки безубыточности.

Доступные предприятию возможности в изменении выручки от реализации и себестоимости не могут вывести предприятие из зоны безубыточности, дать ему средства для покрытия своих затрат и развития. Предприятие начинает накапливать пени и штрафы, его положение ухудшается. Предприятие начинает избавляться от лиш­них мощностей.

Всегда нужно помнить, что неблагоприятные условия создают новые возможности, которые нужно правильно использовать.

Диагностика организации всегда означает проведение внешнего и внутреннего анализа.

Внешний анализ может проводиться органами власти, оценщи­ками, инвесторами, кредиторами, поставщиками и покупателями, иными участниками рынка. Он основывается на официальной бух­галтерской и статистической отчетности. Цель внешнего анализа - определение причин возможного возникновения кризисной ситуа­ции (неплатежеспособности) и выбор антикризисных мер.

Внутренний анализ базируется на данных оперативного учета (главных книг, ведомостей, сводных таблиц). Такая информация носит конфиденциальный характер. Цель внутреннего анализа – оценка внутренних резервов предотвращения неплатежеспособности предприятия или восстановления его платежеспособности.

Наилучшие результаты анализа достигаются, когда внутренние и внешние аналитики работают согласованно.

Выделяют три основные стадии неплатежеспособности пред­приятия:

1. скрытая неплатежеспособность;

2. финансовая неустойчивость;

3. явное банкротство.

Скрытая неплатежеспособность характеризуется снижением це­ны предприятия из-за неблагоприятных тенденций как внутри предприятия, так и во внешней среде.

Скрытая неплатежеспособность проявляется и в снижении дело­вой активности: снижение коэффициента оборачиваемости оборот­ных средств, собственного капитала и показателей рентабельности.

Эта стадия неплатежеспособности не затрагивает показателей ликвидности и финансовой устойчивости предприятия. Они мо­гут находиться в допустимых пределах, но показатели деловой активности имеют тенденцию к ухудшению и приближению к границам «коридора нормативных значений» для предприятий данной отрасли.

Одновременно с приближением показателей деловой активно­сти к значениям «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» по­степенно ухудшаются показатели рентабельности, что свидетельст­вует о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за издержками. Предприятие пока само может справиться с неплате­жеспособностью .

Финансовая неустойчивость характеризуется отсутствием воз­можностей у предприятия справиться своими силами с предпола­гаемой неплатежеспособностью. Предприятие на этой стадии стара­ется привлечь дополнительный капитал извне (инвестиционные вливания) или распродать часть своего имущества. Все больше про­являются признаки неплатежеспособности, отражающиеся в резком изменении структуры баланса и отчета о прибылях и убытках:

- резкое уменьшение денежных средств на счетах предприятия;

- увеличение дебиторской задолженности;

- увеличение заемных средств предприятия;

- уменьшение собственных оборотных средств.

Резко ухудшаются показатели финансовой устойчивости предпри­ятия, их значения будут колебаться у самых границ допустимых значе­ний, приближаясь к оценке «удовлетворительно». Продолжают сни­жаться показатели деловой активности и рентабельности предприятия.

Финансовые проблемы (ситуации) делятся на кратковременные, временные и долговременные.

Кратковременная стадия неплатежеспособности — это ситуация, когда предприятие не в состоянии в нормативный срок погасить просроченную задолженность, но имеет достаточно интенсивный приток прибыли, позволяющий погасить ее вместе с привлеченны­ми средствами в нормативно установленный период.

Временная неплатежеспособность — это ситуация, когда пред­приятие не имеет достаточных средств для своевременного погаше­ния внешней задолженности, но за счет мобилизации части обо­ротных средств и привлечения заемных средств в состоянии рас­считаться со всей внешней задолженностью.

Долговременная неплатежеспособность складывается, когда пред­приятие не может погасить свои долги за счет мобилизации обо­ротных средств, необоротных активов.

Явное банкротство предприятия. Предприятие не может своевре­менно оплачивать долги, и банкротство становится юридически оче­видным. Оно проявляется в несогласованности денежных потоков, ухудшении показателей финансовой устойчивости, рентабельности и деловой активности, а также показателей ликвидности (платежеспо­собности) предприятия, которые выходят за рамки допустимых зна­чений. Предприятие попадает в процедуру банкротства.

9.2. Общие и специфические причины неплатежеспособности.

Абсолютно пла­тежеспособным является предприятие, капитал которого полностью является собственным, а обязательства отсутствуют. Так как обяза­тельства возникают всегда (например, по налогам), это означает, что данное предприятие с опережением (авансом) исполняет свои обязательства. Оно никому не должно, и вопрос о его платежеспо­собности не возникает.

В то же время предприятие может абсолютно не иметь собст­венного капитала, работать целиком на заемных средствах и оста­ваться платежеспособным. Все зависит от выручки.

Как видим, неплатежеспособность предприятия как тенденция прямо пропорциональна объему обязательств и обратно пропорцио­нальна величине среднедневной выручки. Чем меньше выручка, тем выше платежеспособность.

Если за определенный период темпы роста обязательств были выше темпов роста выручки, то предприятие переместилось в направлении роста неплатежеспособности.

В самом общем случае причинами неплатежеспособности явля­ются факторы, влияющие:

- на снижение или недостаточный рост выручки;

- опережающий рост обязательств.
Наиболее частые причины снижения выручки:

- затоваривание;

- невозврат платежей за отгруженную продукцию;

- ограничение доступа на рынок путем вводазапретов, квот,таможенных барьеров и т.п.

Причины опережающего роста обязательств:

- предприятие осуществляет неэффективные долгосрочные финансовые вложения (капиталовложения), которые не сопро­вождаются соответствующим ростом выручки;

- предприятие загружает производство избыточными (неработающими) запасами, которые не увеличивают объемы производства и выручки;

- предприятие наращивает средства в расчетах (сумма раздела
III активов баланса), которые практически не имеют отноше­ния к выручке;

- предприятие несет убытки.

Такой набор общих причин неплатежеспособности характерен для всех предприятий, испытывающих трудности своевременного расчета по своим обязательствам, независимо от страны производ­ства и рынка.

Указанные причины могут быть сведены в самом общем виде к двум основным:

- отставание от запросов рынка (по ассортименту, цене, качеству ит.д.), что негативно отражается на выручке;

- неудовлетворительное финансовое руководство предприятием, когда оно избыточно отягощается обязательствами, что
негативно отражается на приросте массы обязательств.

В 90-е гг. прошлого века в условиях переходного пе­риода существовали и специфические причины неплатежеспособно­сти и банкротства предприятий. Если говорить об этапах и скорости преобразований в условиях Республики Беларусь, то первое, что требовалось с момента начала глубо­кого экономического кризиса, — это остановить падение и разрабо­тать программу возвращения предприятий к жизни.

Такая программа включает в себя меры по восстановлению при­быльности и нормализации движения денежных средств, сокраще­нию затрат, избавлению от ненужных активов. Этот этап, иногда называемый консолидацией, по сути своей является жесткой сана­цией, в результате чего нормализуется финансовое состояние пред­приятия. Принимаемые решения носят оперативный характер. Этап консолидации обычно занимает от нескольких месяцев до двух лет, но в Беларуси, в условиях глубокого экономического и политического кризиса, он затянулся. Лишь во второй половине 90-х гг. XX в. обо­значились признаки оздоровления ситуации на предприятиях, а в конце 90-х гг. начался экономический рост.

Об этом свидетельствуют, в частности, результаты опроса, про­веденного летом 1999 г. в Минской области. На вопрос о том, как работники оценивают экономическое состояние своих предприятий, ответы распределились следующим образом:

Работает нормально 58,8%

С трудом держится на плаву 23,8

Находится в тяжелейшем состоянии 13,8%

Процветает 3,6%

Эти данные (как и статистические показатели) говорят о том, что в середине 90-х гг. большинство предприятий находилось в со­стоянии «стратегического дрейфа», т.е. их товары, системы управ­ления, каналы распределения были не в состоянии обеспечить эко­номический рост и высокую рентабельность.

Одни предприятия в быстро меняющейся среде не меняли стра­тегии развития, создавался большой разрыв между стратегией пред­приятия и внешней средой, экономическая ситуация на таких пред­приятиях осталась тяжелой и продолжала ухудшаться. Руководители предприятий, вероятно, считали возможным возврат внешней среды к докризисной ситуации или надеялись на помощь извне.

Другие проводили бессистемные изменения, не видя реальных путей преодоления стратегического разрыва и не определив направ­ление своего развития. Их реакцию на изменения во внешней среде можно охарактеризовать как слабую и запоздалую, хотя они могут проводить при этом крупные, но непродуманные капитальные вложения. Ситуация на таких предприятиях колеблется, они могут какое-то время держаться на плаву.

Третьи предпочли менять свои стратегии незначительно и постепенно; накапливаясь, постепенные изменения приводят к значительному изменению стратегии предприятия. В этом случае низки риски и сопротивление персонала переменам, теоретически это наиболее предпочтительный способ поведения. Но выход из кризиса затягивается, если во внешней среде продолжают происходить изменения, ухудшающие положение предприятия.

В результате консолидации развитие кризиса приостанавливается, предприятие получает передышку, которая дает возможность разработать

Но также с момента начала экономического кризиса в стране перед руководителями предприятий встала долгосрочная стратеги­ческая задача, которую можно назвать трансформациейпредпри­ятия, решение которой означало бы восстановление позиций пред­приятия, т.е. занятие им пусть иного (восстановление ситуации в прежнем ее виде невозможно), но выгодного положения на форми­рующихся рынках.

Наши рекомендации