Контрольные задания и задачи для самопроверки

1. Проанализируйте имеющиеся в литературе определения экономики труда. Какой вариант в большей мере соответствует Вашей точке зрения'' В чем особенности и смысл воспроизводственного подхода к пониманию экономики труда?

2. Каким фазам воспроизводства рабочей и силы и почему в большей степени соответствует функциональная роль отраслей социально-культурного комплекса (образования, здравоохранения, культуры и т.д.) как составной части СТО

а) фазе подготовки рабочей силы (PC);

б) фазе распределения PC;

в) фазе обмена PC;

г) фазе использования PC.

3. Обоснуйте, какое понятие, с Вашей точки зрения, шире — «социально-трудовая сфера» или «социальная сфера». Предложите критерии их содержатель ной близости и сущностные отличия.

4. Приведите конкретные примеры из области теории и практики, подтвер ждающие — единство социальной и трудовой составляющей в социально-трудовых отношениях.

5. Аргументируйте ключевые цели, задачи, принципы и критерии:

а) социального государства;

б) государства, использующего принципы субсидиарное™;

в) социально ориентированной рыночной экономики;

г) социальной рыночной экономики;

д) рыночной экономики.

6. Докажите с помощью формулы Фишера активное воздействие социальной политики и СТС на развитие экономики и общества в целом.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. — М., 1993.

2. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А. — М.: ОАО НПО «Экономика», 2000. — с. 735.

Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х. — М.: Гелиос АРВ, 2000. — с. 336.

3. Социальная политика и рынок труда: вопросы теории и практики (учебно-методические разработки); научн. ред. и состав. Волгин Н.А., Щербаков А.И. — М.: Изд-во РАГС, 1996. — с. 180.

4. Экономика труда и социальные отношения: (Курс ключевых лекций) / Под ред. Волгина Н.А., Ракитского Б.В. — М.: Изд-во РАГС, 1998. — с. 210.

5. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы / Волгин Н.А., Катульский Е.Д., Костин Л.А., Ракитский Б.В. и др. — М.: Молодая гвардия, 1996. — с. 835.

6. Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. — М.: Экономика, 1998. — с. 260.

7. Рынок труда. Учебник / Под ред. проф. B.C. Буланова и проф. Н.А. Волгина. — М.: «Экзамен», 2000. — с. 448.

Глава 1.2. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ

СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

План:

1. Социальная политика: Сущность и общие положения

2. Содержание социальной политики (субъекты и цели)

3. Содержание социальной политики (типы и тенденции социального развития)

4. Содержание социальной политики (функции и основные задачи социальной политики)

5. Содержание социальной политики (основные сферы осуществления социальной политики)

6. Контрольные задания и задачи для самопроверки

7. Литература

1. Социальная политика: Сущность, и общие

Положения

Общество и его структура

Общество — целостная, исторически устойчивая форма (система) совместной жизнедеятельности людей. Целостность и историческая устойчивость (воспроизводимость, возобновляемость) общества обеспечивается наличием и функционированием его внутреннего строения, структуры.

Слова с русскими корнями (общество, общественный) и слова с латинскими корнями (социальный, социум) обозначают абсолютно одно и то же. Поэтому прилагательные «общественный» и «социальный» применительно к любым явлениям, о которых будет говориться ниже, — совершенно равноценны и равно содержательны по смыслу.

Структура общества (общественная структура, социальная структура) — его строение, устройство, расчленённое и качественно воспроизводимое единство взаимодействующих частей общества. Структура общества удерживает (возобновляет), во-первых, организованность общества как целостности (системы) и, во-вторых, по рядок действия частей в обществе, не разрушающий его жизнеспособность.

Говорить и думать об обществе и его структуре можно по-разному. Можно наблюдать (созерцать), что в обществе имеется, встречается, улавливать явную связанность событий, явлений, фактов, отмечать их сходства и различия, наталкиваться на чьи-то проблемы и интересы. А можно задаться целью понять причины событий, вероятность их возобновления, определить вероятное время актуальности (злободневности, значимости) той или иной проблемы, уяснить внутреннюю (закономерную) связанность интересов, проблем, действий, событий.

Дойти в познании общества до причин, до закономерных связей, до предвидения вероятных действий, событий и следствий — это по силам только научному знанию, нацеленному на обслуживание активных действий в обществе.

Активные действия в обществе называются общественной практикой (т.е. преобразовательной деятельностью). Общественная наука есть познавательная сторона общественной практики.

Стремясь выполнить своё предназначение и обслужить общественную практику, наука сосредоточивается на познании причин, сущностных связей, на всём том, что составляет основу устойчивой повторяемости, воспроизводимости общественных явлений и процессов. Именно с этих позиций наука подходит и к изучению социальной структуры.

Из всего бесконечного разнообразия общественных реалий наука выделяет то, что составляет именно структуру общественной жизни. Не будет натяжкой сказать, что структура общественной жизни — это устойчивые (длящиеся) проблемы людей. Выделите самые основные современные проблемы населения -и вот вам и структура общества, его проблемная структура. А если обратить внимание, что проблемы охватывают обычно не всё население в равной мере, что одна часть на селения озабочена по преимуществу одними проблемами, другая — другими, третья — третьими, то можно выделить группы населения с разными типами устойчивых жизненных проблем.

Наши рекомендации