Теория потребительского поведения. Предположения в поведении потребителя
Предположения в поведении потребителя
· Предпочтения потребителей уже сформировались
· Потребители ведут себя рационально
· Потребители всегда предпочитают большее количество товара меньшему
· Любую экономическую ситуацию потребители оценивают субъективно
· Потребитель понимает, что полезность какого-либо блага зависит от его общего количества
Оценка полезности блага
1. Кардиналисткий (У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас) 70-ые гг. 19в.
2. Ординалистский (В. Парето, Дж. Хикс). 30-40-ые гг. 20в.
· Кардиналисты:
А) Допускают возможность количественного измерения полезности благ в некоторых единицах (ютиль)
Б) Показывают зависимость уровня полезности от потребления определенного количества благ
Кардиналистский подход к анализу поведения потребителя на рынке вводит следующие понятия:
§ Совокупная общая полезность (TU) – полезность всего объема потребляемых благ (вся сумма полученных ютилей)
§ Предельная полезность – полезность каждой дополнительной единицы (MU) MU= deltaTU/ deltaQ
§ Взвешенная предельная полезность блага (MU/P). Показывает предельную полезность блага в расчете на один затраченный рубль
Предельная полезность товара для покупателя есть полезность предельной покупки (покупать или не покупать)
Полезность, выраженная в денежных единицах, называется ценностью данного блага
o Закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого блага предельная полезность уменьшается, а общая полезность возрастает убывающими темпами (до MU = 0)
Комментарии
§ Общая полезносмть увеличивается, когда MU>0
§ Общая полезность максимальна, когда MU = 0. Наступает насыщение. В данный момент новое благо перестает приносить удовольствие
§ Общая полезность уменьшается, когда предельная полезность меньше 0 (MU<0). Увеличение потребления блага приносит вред (вызывает отвращение).
§ Максимизация полезности рационального потребителя достигается при условии потребления благ в количествах, при которых их взвешенные предельные полезности будут равны одной и той же величине (потребитель не будет изменять структуру потребления) – равновесие потребителя.
§
– некоторая величина, характеризующая предельную полезность денег (показывает, на сколько ютилей увеличивается общая полезность при увеличении дохода потребителя на 1 единицу)
Обоснование перехода к ординалистскому подходу
1. Субъект не способен точно измерять предельные полезности и распределять спрос, не имея представления о ценах
2. Вырабатывая свою потребительскую стратегию, субъект оценивает полезность не определенных благ, а целых потребительских наборов.
Оценка полезности блага
· Ординалистский (В. Парето, Дж. Хикс). Заменяют возможность измерения полезности благ порядком потребительских предпочтений (насколько один потребительский набор полезнее другого)
Особенности поведения потребителя на рынке
Определяются:
· Предпочтение полезности определнного потребительского набора
· Ограниченным бюджетом (доходом) для приобретения товара
Ассортиментные наборы товаров | Количество видов продуктов питания | Количество видов одежды |
А | ||
B | ||
C | ||
D |
Кривая безразличия – совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей (потребитель безразличен к выбору наборов, представленных точками на кривой)
Карта безразличия
Совокупность кривых безразличия (описывают предпочтения человека по всем наборам продуктов питания и одежды)
Каждая кривая показывает набор потребительских товаров, к которым человек относится одинаково
Предельная норма замещения
· Максимальное количество одного товара, от которого готов отказаться потребитель для получения одной дополнительной удиницы другого товара
Бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов).
Показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.
- уравнение бюджетного ограничения
График бюджетной линии
Имеет отрицательный наклон
· Равновесие потребителя – точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением
Теория фирмы