Теория потребительского поведения. Предположения в поведении потребителя

Предположения в поведении потребителя

· Предпочтения потребителей уже сформировались

· Потребители ведут себя рационально

· Потребители всегда предпочитают большее количество товара меньшему

· Любую экономическую ситуацию потребители оценивают субъективно

· Потребитель понимает, что полезность какого-либо блага зависит от его общего количества

Оценка полезности блага

1. Кардиналисткий (У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас) 70-ые гг. 19в.

2. Ординалистский (В. Парето, Дж. Хикс). 30-40-ые гг. 20в.

· Кардиналисты:

А) Допускают возможность количественного измерения полезности благ в некоторых единицах (ютиль)

Б) Показывают зависимость уровня полезности от потребления определенного количества благ

Кардиналистский подход к анализу поведения потребителя на рынке вводит следующие понятия:

§ Совокупная общая полезность (TU) – полезность всего объема потребляемых благ (вся сумма полученных ютилей)

§ Предельная полезность – полезность каждой дополнительной единицы (MU) MU= deltaTU/ deltaQ

§ Взвешенная предельная полезность блага (MU/P). Показывает предельную полезность блага в расчете на один затраченный рубль

Предельная полезность товара для покупателя есть полезность предельной покупки (покупать или не покупать)

Полезность, выраженная в денежных единицах, называется ценностью данного блага

o Закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого блага предельная полезность уменьшается, а общая полезность возрастает убывающими темпами (до MU = 0)

Комментарии

§ Общая полезносмть увеличивается, когда MU>0

§ Общая полезность максимальна, когда MU = 0. Наступает насыщение. В данный момент новое благо перестает приносить удовольствие

§ Общая полезность уменьшается, когда предельная полезность меньше 0 (MU<0). Увеличение потребления блага приносит вред (вызывает отвращение).

§ Максимизация полезности рационального потребителя достигается при условии потребления благ в количествах, при которых их взвешенные предельные полезности будут равны одной и той же величине (потребитель не будет изменять структуру потребления) – равновесие потребителя.

§ Теория потребительского поведения. Предположения в поведении потребителя - student2.ru

Теория потребительского поведения. Предположения в поведении потребителя - student2.ru – некоторая величина, характеризующая предельную полезность денег (показывает, на сколько ютилей увеличивается общая полезность при увеличении дохода потребителя на 1 единицу)

Обоснование перехода к ординалистскому подходу

1. Субъект не способен точно измерять предельные полезности и распределять спрос, не имея представления о ценах

2. Вырабатывая свою потребительскую стратегию, субъект оценивает полезность не определенных благ, а целых потребительских наборов.

Оценка полезности блага

· Ординалистский (В. Парето, Дж. Хикс). Заменяют возможность измерения полезности благ порядком потребительских предпочтений (насколько один потребительский набор полезнее другого)

Особенности поведения потребителя на рынке

Определяются:

· Предпочтение полезности определнного потребительского набора

· Ограниченным бюджетом (доходом) для приобретения товара

Ассортиментные наборы товаров Количество видов продуктов питания Количество видов одежды
А
B
C
D

Теория потребительского поведения. Предположения в поведении потребителя - student2.ru

Теория потребительского поведения. Предположения в поведении потребителя - student2.ru Кривая безразличия – совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей (потребитель безразличен к выбору наборов, представленных точками на кривой)

Карта безразличия

Совокупность кривых безразличия (описывают предпочтения человека по всем наборам продуктов питания и одежды)

Каждая кривая показывает набор потребительских товаров, к которым человек относится одинаково

Предельная норма замещения

· Максимальное количество одного товара, от которого готов отказаться потребитель для получения одной дополнительной удиницы другого товара

Теория потребительского поведения. Предположения в поведении потребителя - student2.ru

Бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов).

Показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.

Теория потребительского поведения. Предположения в поведении потребителя - student2.ru - уравнение бюджетного ограничения

Теория потребительского поведения. Предположения в поведении потребителя - student2.ru График бюджетной линии

Имеет отрицательный наклон

· Равновесие потребителя – точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением

Теория фирмы

Наши рекомендации