Международные акты, регулирующие труд отдельных категорий работников
К международным актам, регулирующим труд моряков, рыбаков, докеров, младшего медицинского персонала относятся: Конвенция № 147 «О минимальных нормах на торговых судах»; Конвенция № 185 «Об удостоверениях личности моряков»; Конвенция № 73 «О медицинском обследовании моряков»; Конвенция № 16 «Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов»; Конвенция № 69 «О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации»; Конвенция № 92 «О помещениях для экипажа на борту судов»; Конвенция № 23 «О репатриации моряков»; Конвенция № 133 «О помещениях для экипажа на борту судов»; Конвенция № 27 «Об указании веса тяжёлых грузов, перевозимых на судах»; Конвенция № 134 «О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков»; Конвенция № 113 «О медицинском осмотре рыбаков»; Конвенция № 126 «О помещениях для экипажа на борту рыболовных судов»; Конвенция № 32 «О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке и разгрузке судов»; Конвенция № 149 «О занятости и об условиях труда и жизни сестринского персонала» и др.
В деятельности МОТ ни одной категории трудящихся не уделено столько внимания, сколько международно-правовой регламентации труда моряков. Это обусловлено тем, что особенности характера их работы требуют в большей степени международного регулирования труда, чем других категорий трудящихся. На судах ныне осуществляется 90 процентов всех перевозок в мировой торговле, число моряков составляет свыше 1,2 млн человек.
До настоящего времени МОТ принято 40 конвенций и 29 рекомендаций, относящихся к труду и быту моряков. Эти нормы принимались, как правило, на специальных морских сессиях Международной конференции труда.
7–23 февраля 2006 г. состоялась десятая (морская) сессия Международной конференции труда, в работе которой приняли участие делегаты из более чем 100 стран. Эта конференция имеет историческое значение, так как принятая на ней Конвенция № 186 является единой всеобъемлющей трудовой нормой для моряков во всём мире и отражает новые реалии и потребности морского судоходства – одного из ведущих секторов мировой экономики.
Сводная Конвенция о труде в морском судоходстве состоит из трёх различных, но взаимосвязанных частей-статей, Правил и Кодекса, нормы которых устанавливают основные права и принципы, а также базовые обязательства государств – членов МОТ, ратифицировавших Конвенцию.
Новая Конвенция объединяет и приводит в соответствие с современными требованиями положения 68 действующих конвенций и рекомендаций МОТ в области морского трудового права. Государства, не ратифицировавшие новую Конвенцию, должны будут по-прежнему выполнять положения более ранних Конвенций, к которым они присоединились.
Принятая Конвенция пересматривает положения всех действующих конвенций и рекомендаций МОТ в области международного морского трудового права, за исключением Конвенции № 185 «Об удостоверениях личности моряков», которая полностью сохраняет своё действие в современных условиях.
Новая Конвенция МОТ № 186 вступит в силу после её ратификации 30 государствами – членами МОТ.
Проявлением комплексного подхода к разработке международных трудовых норм являет работа по подготовке проектов новых норм о труде в рыболовном секторе, которая проводится уже более четырёх лет. Разработана и представлена на рассмотрение сессии MKT всеобъемлющая норма о труде в рыболовном секторе. Новая норма разработана на основе пересмотра семи действующих конвенций и приведения этих актов в соответствие с современными требованиям. Международная норма призвана содействовать обеспечению достойных условий труда рыбаков в отношении минимальных требований к труду на борту судов; условий службы; помещений для экипажа и довольствия; охраны здоровья, медицинского обслуживания и социального обеспечения [Труд в рыболовном секторе. MKT, 93 сессия 2005 г. Доклад V(I) МБТ. Женева, 2005. С. 141–176].