Наличие возможности оплатить страховые полисы – достаточный уровень дохода. 8 страница
Проблемное задание 1.
Ознакомьтесь с представленным материалом, дайте ответы на следующие вопросы:
1. Какие функции выполняет государство в смешанной экономике?
2. Близка ли вам концепция субсидиарного социального государства?
3. Есть ли необходимость развития социальной ответственности бизнеса? Как это может осуществляться?
Субсидиарное социальное государство.
Сегодня необходимо определять основные цели деятельности и положение фирмы в рамках социально ориентированной смешанной экономики. Этот тип экономики содержит в себе два начала: социальность и смешанность. В центре внимания социальной экономики находится человек с его потребностями и ценностями. Для социальной экономики характерна определяющая роль сферы услуг, особенно таких ее отраслей, как здравоохранение, образование, наука, искусство и культура. Страны с социально ориентированной экономикой характеризуются развитой системой социального страхования и социального обеспечения, стремлением к установлению в обществе социального партнерства. Смешанная экономика органически соединяет в себе преимущества рыночной, централизованное регулируемой и даже патриархальной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия. Экономическое равновесие в смешанной экономике достигается противоречивым единством частного, корпоративного и государственного регулирования. Соотношение между ними подвижно и в каждой стране свое. Баланс противоречивых частных, корпоративных и общественных интересов создается на основе взаимодействия различных социальных типов хозяйства и секторов экономики. В последние десятилетия двадцатого века произошла интеграция смешанных экономик и социально ориентированных типов хозяйствования. Интересы личности с ее многосторонними потребностями выдвигаются в центр социально-экономического развития. В рамках данной экономической системы происходит размывание четких ролей и традиционных функций экономических субъектов: домашних хозяйств, фирм, государства. Так, например, происходит перераспределение социальной функции между государством и производственной структурой.
В рамках теории социально ориентированной смешанной экономики, получила развитие концепция субсидиарного социального государства. Впервые о необходимости движения России к субсидиарному социальному государству было сказано в «Плане действий Правительства в области социальной политики и модернизации экономики » летом 2000 года. Основу этой теории составляет тезис о том, что государство обеспечивает перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. При такой модели, граждане, имеющие достаточно высокие доходы, должны самостоятельно оплачивать практически все расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, получению профессионального образования, а также значительную долю расходов на медицинское обслуживание, школьное образование, пенсионное страхование. Эта часть социальных благ должна предоставляться преимущественно через предприятия.
В последнее время все чаще ставится под сомнение роль прибыли в качестве основной цели деятельности фирмы. Смена социальных приоритетов приводит к пониманию негативных побочных эффектов гонки за прибылью: загрязнение окружающей среды, монополизация рынков, усиление дифференциации доходов населения. Сегодня считается, что фирма должна принять на себя «социальную ответственность».
Тема 6. Макроэкономические показатели. Экономический рост и цикличность экономического развития.
Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:
1. Почему общая совокупная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг не может рассматриваться как валовой внутренний продукт?
2. Как рассчитывается личный доход?
3. Какие существуют фазы экономического цикла? Что характерно для каждой из них?
4. Какую роль играет рост ВВП в развитии экономики и решении социальных задач?
5. Что представляют собой экстенсивные и интенсивные факторы роста ВВП?
Прокомментируйте представленные данные. Выполните необходимые расчеты.
Таблица 4-7. Производство ВВП и валовой добавленной стоимости в РФ
в разрезе видов экономической деятельности
I полугодие 2008 | ||
млрд. рублей | в % к итогу | |
Валовой внутренний продукт в рыночных ценах | 19084,3 | |
Валовая добавленная стоимость в основных ценах | 16679,2 | |
в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 446,1 | |
рыболовство, рыбоводство | 40,2 | |
добыча полезных ископаемых | 1752,7 | |
обрабатывающие производства | 3059,8 | |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 555,5 | |
строительство | 933,7 | |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 3471,3 | |
гостиницы и рестораны | 161,2 | |
транспорт и связь | 1536,0 | |
финансовая деятельность | 810,1 | |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 1752,6 | |
государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование | 875,1 | |
образование | 450,4 | |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 538,4 | |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 295,9 | |
Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества | -494,6 | |
Чистые налоги на продукты | 2899,7 | |
I полугодие 2009 | ||
млрд. рублей | млрд. рублей | |
Валовой внутренний продукт в рыночных ценах | 17809,2 | |
Валовая добавленная стоимость в основных ценах | 15829,1 | |
в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 417,5 | |
рыболовство, рыбоводство | 49,0 | |
добыча полезных ископаемых | 1336,2 | |
обрабатывающие производства | 2381,4 | |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 620,0 | |
строительство | 800,4 | |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 3280,5 | |
гостиницы и рестораны | 158,6 | |
транспорт и связь | 1578,6 | |
финансовая деятельность | 858,8 | |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 1864,9 | |
государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование | 1033,0 | |
образование | 530,1 | |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 615,0 | |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 305,2 | |
Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества | -578,6 | |
Чистые налоги на продукты | 2558,6 |
Тема 7. Мировое хозяйство: становление и направления развития.
Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:
1. Как соотносятся понятия «мировое хозяйство» и «международное разделение труда»?
2. Какие направления взаимодействия можно назвать основными форами международных экономических отношений?
3. По каким критериям происходит группировка стран в современном мировом хозяйстве?
4. Дайте развернутую характеристику группы развитых стран.
5. Какие операции находят отражение в платежном балансе?
6. Какие факторы оказывают влияние на валютный курс?
7. Как взаимосвязано падение валютного курса страны и возможности ее экспорта и импорта?
Раздел 2.
Тема 8. Предмет и метод экономики образования.
Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:
15. Что такое образование? В чем заключается его многозначность и многофункциональность?
16. Насколько актуален отраслевой подход к образованию в современный период?
17. Что составляет предмет изучения экономики образования?
18. Назовите отличительные особенности образовательных услуг.
19. Какое место занимает экономика образования в классификации наук?
20. Назовите ученых, внесших наиболее значительный вклад в развитие данной науки.
Темы для докладов.
1. Этапы развития отраслевой дисциплины «Экономика образования».
2. Основные проблемы развития образования в современных экономических условиях.
3. Вклад русских ученых в развитие дисциплины «Экономика образования».
4. Применение положений теории человеческого капитала в дисциплине «Экономика образования».
Тема 9. Характеристика экономики знаний.
Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:
1. Что считается формальным признаком перехода общества в постиндустриальную стадию развития?
2. Охарактеризуйте экономику знаний.
3. Раскройте суть теории опережающего развития.
4. Чем принцип фундаментализации в образовании отличается от компетентностного подхода?
5. Рассмотрите основные причины назревающего в мире кризиса образования.
6. Охарактеризуйте образовательную систему РФ, Финляндии, Германии, США.
Темы для докладов.
6. Место образования в современной экономике.
7. Сфера услуг и информационный сектор в экономике.
8. Общественные товары в социальной рыночной экономике.
9. Причины роста сферы услуг.
Примеры тестов по темам 8-9.
Возможно несколько верных ответов.
Вариант 1.
1. Исследование проблем экономики образования в нашей стране, осуществляется на базе двух подходов
А. Отраслевой экономической науки.
Б. Теории интеллектуального капитала.
В. Межотраслевой науки.
Г. Теории человеческого капитала.
2. Основным государственно-политическим документом, определявшим стратегию системы образования до 2010 года, является
А. Программа социально-экономического развития РФ до 2010 года.
Б. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
В. Консолидированный бюджет на период 2008-2011 гг.
Г. Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год.
3. Комплекс разнообразных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний можно определить как…
А. Концепцию.
Б. Позицию.
В. Метод.
Г. Способ.
4. Американский социолог А. Тоффлер выделил 3 стадии человеческого развития, какая указана неверно?
А. Аграрная.
Б. Индустриальная.
В. Первобытнообщинная.
Г. Информационная.
5. В основе экономики знаний лежат… Что из указанного неверно
А. Инвестиции в образование и науку.
Б. Инвестиции в развитие добывающего комплекса.
В. Внедрение передового опыта.
Г. Жесткие административные барьеры на пути инноваций в социальной сфере.
6.задачам экономики образования как науки, не может быть отнесено следующее
А. Систематизация знаний об образовании.
Б. Анализ факторов, способствующих снижению доли государственного финансирования соответствующей сферы деятельности.
В. Поиск факторов, способствующих эффективности деятельности образовательных учреждений.
Г. Исследование особенностей проявления экономических законов в соответствующей сфере деятельности.
7.Сфа образования выступает в качестве … изучения экономики образования
А. Предмета.
Б. Объекта.
В. Субъекта.
Г. Направления.
8.оцесс создания производственных способностей человека посредством инвестиций называется
А. Внутрифирменным обучением.
Б. Оборотом человеческого капитала.
В. Реализацией человеческого капитала.
Г. Производством человеческого капитала.
1. Термин «экономика знаний» был введен в научный оборот австроамериканским ученым…
А. А. Маршалом.
Б. А. Тоффлером.
В. Ф. Махлупом.
Г. Ф. Энгельсом.
2. Экономика знаний предъявляет следующие требования к образованию:
А. Ориентация на расширение теоретической базы.
Б. Непрерывность.
В. Четкое разграничение разных уровней образования.
Г. Практическая ориентированность программ.
Тема 10. Направления развития образовательной системы России.
Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:
1. Охарактеризуйте основные пункты Болонского процесса.
2. В чём заключается суть инновационного образования?3. Что является целью инновационного развития образования?
4. Какие изменения в образовательной системе происходят вследствие реализации концепции непрерывного обучения?
5. Определите основные ориентиры модернизации образования, согласно модели 2020.
Темы для докладов.
4. Принцип инновационности образовательной среды.
5. Нормативная база концепции инновационного развития образования.
6. Оценка системных вызовов для российского образования.
7. Переход от понятия «квалификации» к понятию «компетентности».
8. Результаты реализации положений Болонского процесса.
Проблемное задание 1. «Новое видение знаний и информации».
Внимательно прочтите предлагаемый материал, дайте развернутые ответы на следующие вопросы:
1. Какие изменения в образовательной системе должны произойти в условиях информационной экономики?
2. Можно ли говорить об экономической целесообразности подобных изменений?
3. Что сегодня уже реализуется при проведении реформирования образовательной системы РФ?
В своей работе «Эпоха разрыва» Питер Ф. Друкер следующим образом характеризует новое видение знаний: «Знание в таком виде, каким его представляет интеллектуал, несколько отличается от знания, на котором основаны информационная экономика и умственный труд. Для интеллектуала знание – это то, что написано в книге. Но все, что содержит книга, - не более чем информация или даже данные. Только после того, как человек начинает использовать эту информацию на практике, она становиться знанием. Знание, подобно электричеству – это форма энергии, которая может существовать только тогда, когда она выполняет работу. Иными словами, становление информационной экономики продолжает не «историю знаний», как принято считать, а «историю технологий», которая подробно излагает методы практического применения инструментов. Когда интеллектуал говорит «знание», он думает о чем-то новом. Но для информационной экономики, важна не новизна, а преемственность знаний…Первостепенную важность приобретают не новизна и изысканность информации, а гибкость ума и способность человека применить эту информацию на деле».
Тема 11. Государственные и рыночные механизмы регулирования в сфере образования и их сочетание.
Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:
1. Обоснуйте необходимость государственного участия в образовательной системе.
2. Можно ли говорить об ограничении действия рыночного регулятора в образовании?
3. Укажите, какие изменения произошли в системе применения экономических регуляторов в образовании?
4. Как соотносятся системы воздействия различных государственных регуляторов образовательной сферы?
5. В чем, на Ваш взгляд, заключается причина несовершенства и многочисленности нормативно-правовых документов об образовании?
6. Назовите основные изменения в законодательстве в отношении собственности образовательных учреждений.
7. Назовите основные различия между частным и автономным учреждением; между автономным учреждением и бюджетным учреждением.
Темы для докладов.
1. Правовое регулирование образовательных учреждений.
2. Новые организационно-правовые формы в системе образования.
3. Налоговые льготы образовательных учреждений.
4. Применение административных регуляторов в образовательной системе.
5. Сравнительная характеристика целевого финансирования и государственных заказов в образовательной сфере.
Проблемное задание 1.
Асимметричность распределения информации.
Ознакомьтесь с представленным текстом. Дайте обоснованные ответы на следующие вопросы:
1. Какие экономические потери несут участники рынка образовательных услуг вследствие неравномерного распределения информации?
2. Каким образом государство снижает асимметричность распределения информации в образовательной сфере?
3. Приведите конкретные примеры, характеризующие неравномерность распределения информации в системе образования.
Государственное участие в системе образования можно объяснить высокой значимостью преодоления асимметричности распределения информации между участниками производства и потребления образовательных услуг.
Экономические агенты (фирмы, потребители, инвесторы и государства) в ходе хозяйственного процесса делают тот или иной выбор. На поведение экономических агентов оказывают влияние не только рыночные цены и количество доступных благ, но и фактор времени. Важная особенность всех решений, зависящих от этого фактора, - их неопределенность, то есть неполное знание о чем-либо. Мы не располагаем достоверными данными о завтрашних ценах, о завтрашнем изменении спроса и предложения, хотя это очень важно для нашего производства и потребления. Мы можем их прогнозировать, но абсолютно точные прогноза все равно невозможны, и по мере приближения завтрашнего дня уменьшается их достоверность. Где существует неопределенность, имеется и возможность ее уменьшить, называемая информацией.
Разные индивиды располагают разной информацией, то есть, имеет место асимметрия информации. Информационное неравенство приводит к тому, что многие рыночные сделки не являются взаимовыгодными. Более того, низкая эффективность рыночных механизмов, обусловленная неблагоприятным выбором, приводит к тому, что повышение эффективности рынка осуществляется нерыночными методами.
Об асимметричности информации и ее влиянии на поведение экономических субъектов писали в последней трети 20 века такие известные западные специалисты, как К. Эрроу, Дж. Стиглиц.
Некоторое число видов государственной деятельности мотивировано несовершенной информацией потребителей и убеждением, что рынок сам по себе дает слишком мало информации. Роль государства в преодолении информационной недостаточн6ости, однако, выходит за рамки просто мер по защите потребителей. Эффективность требует, чтобы информация распространялась бесплатно или, более точно, единственной платой являлись бы реальные издержки на передачу информации. Частный рынок нередко обеспечивает недостаточное предложение информации.
Эти определения общего неравенства в распределении информации в экономике и, как следствия, неэффективности деятельности на основе рыночных механизмов в полной мере справедливы для рынка образовательных услуг. Отдельному потребителю на этом рынке сложно определить, какую отдачу принесут его затраты на обучение, как минимум из-за того, что:
- образование является результатом совместной деятельности учащегося и преподавателя, во многом качество обучения зависит от их личностных характеристик;
- результат обучения можно оценить только с помощью косвенных показателей (например, прирост заработной платы);
- период получения отдачи от обучения отдален во времени от периода оплаты обучения.
Трудности возникают и на уровне производителей образовательных услуг – образовательных учреждений. В условиях неполноты информации о потенциальных потребителях, о тенденциях развития экономики, сложно осуществлять ценообразование, планирование деятельности.
Перечисленные особенности рынка образовательных услуг усугубляют воздействие асимметрии распределения информации на участников и потому требуют государственного участия.
Упражнение 1.
Стимулировать инновационную деятельность вузов призван Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности"от 3 июля 2009 гг. Ознакомьтесь с данным документом, дайте ответы на следующие вопросы:
1. Что выступает в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ?
2. Может ли вуз привлечь других лиц в качестве участников хозяйственного общества?
3. Каким образом распределяются доходы, полученные данными хозяйственными обществами?
Тема 12. Проблемы финансирования образовательных учреждений.
Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:
13. Раскройте структуру и источники финансирования системы образования в РФ.
14. Охарактеризуйте основные количественные и качественные изменения в области финансирования образования за последнее пятилетие.
15. В чем состоит основное отличие программно-целевого бюджетного планирования от сметного планирования?
16. Раскройте принцип выделения средств в зависимости от получаемых результатов применительно к образованию.
17. Назовите основные источники внебюджетных средств государственного вуза.
18. При каких условиях образовательное учреждение может оказывать платные образовательные услуги?
19. Назовите условия предоставления образовательных кредитов.
Темы для докладов.
5. Структура и источники финансирования образования.
6. Применение программно-целевых методов в финансовом обеспечении образования.
7. Нормативы бюджетного финансирования основных образовательных программ.
8. Проблемы развития образовательного фандрайзинга.
Упражнение 1. «Возможности кредитования на образовательные цели».
Ознакомьтесь со следующим текстом и дайте ответы на вопросы:
4. В чем преимущества американской системы образовательного кредитования?
5. Что сдерживает развитие кредитование на образовательные цели в России?
6. Видите ли вы за подобным кредитованием будущее?
Сегодня программы образовательных кредитов существуют примерно в 60 странах, при этом они часто оказываются доступными лишь небольшой части нуждающихся в них студентов. Практика свидетельствует, что реализация соответствующих программ далеко не всегда оказывается успешной. В некоторых странах предоставление кредитов студентам осуществляется так неэффективно, что административные расходы покрывали четверть средств, отпущенных на кредиты. В других странах только небольшая часть сумм, предоставленных студентам в виде кредитов была возвращена. Это было связано либо с тем, что лишь немногие выпускники выплачивали задолженность, либо с тем, что были установлены слишком низкие процентные ставки по кредитам. В среднем уровень возврата кредитных средств по разным странам колеблется в пределах от 20 до 70%.В отличие от обычных кредитов, для получения студенческих не требуется ни залог, ни поручатель, поэтому перспективы возврата кредита целиком зависят от честности заемщиков и их финансовой возможности по выплате задолженности.
Трудности в реализации целей программ кредитования студентов отмечаются даже в США и Канаде, где подобные процедуры детально отработаны и кредитование осуществляется с 1958 и 1964 г. соответственно. В США существуют три основных типа образовательного кредита: студенческий заем (student loan), родительский заем (parent loan) и частный заем (private loan). Кроме того, имеется четвертый тип - объединенный заем (consolidation loan), который позволяет заемщику объединить все свои займы в один заем для упрощения выплаты. Все описанные программы кредитования предполагают совместное участие рыночных структур (банков, кредитных союзов) и государства. Рассмотрим подробнее студенческие займы.
Студенческие займы имеют низкую процентную ставку и не требуют дополнительного обеспечения. Федеральный заем для студентов называется кредитами Стаффорда и имеет две разновидности:
•Federal Family Education Loan Program (FFELP). Эти займы предоставляются частными кредиторами, такими как банки, кредитные союзы, ссудосберегательные ассоциации. Возврат этих кредитов обеспечивает федеральное правительство.
•Federal Direct Student Loan Program (FDSLP). Эти кредиты предоставляются правительством напрямую студентам и их родителям.
Кредиты Стаффорда могут быть субсидиарные и не субсидиарные. В первом случае проценты по кредиту во время обучения оплачиваются правительством, во втором, студент сам платит проценты, хотя имеется возможность отсрочить выплаты до окончания обучения. Для получения субсидированной формы, нужно продемонстрировать финансовую необходимость в ней. Не субсидированную форму кредита может получить любой студент, вне зависимости от финансового положения.
Студенты, находящиеся на иждивении могут заимствовать до $2625 на первом курсе, $3500 на втором курсе и $5500 на каждом последующем курсе. Студенты, имеющие самостоятельный доход могут заимствовать дополнительно $4000 на первых двух курсах и $5000 на последующих.
Кредиты имеют переменную процентную ставку (базирующуюся на 91 дневной ставке доходности по казначейским векселям, T-bill rate, + 1.7% во время обучения и увеличивающуюся на 0.6% после окончания учебного заведения), лежащую в пределах 8.25%, и которая устанавливается ежегодно. Процентная ставка одинакова у всех кредиторов, хотя некоторые предоставляют скидки на рассрочку и на выплаты по электронным системам.
Для студентов и аспирантов с особыми финансовыми трудностями существует кредит Перкинса (Perkins Loan). В качестве кредитора выступает учебное заведение, оперирующее средствами, которые ограниченно выделяются федеральным правительством. Данный кредит является субсидированным, процент выплачивается федеральным правительством во время обучения, имеется 9 месячная отсрочка по выплате, общий срок выплаты 10 лет, процентная ставка 5%.
Сумма кредита определяется отделом финансовой помощи учебного заведения. Ограничение составляет $3000 на курс для студентов и $5000 для аспирантов, общее ограничение составляет $15000 для студентов и $30000 для студентов и аспирантов. Организации, состоящие в программе расширенного кредитования (Expanded Lending Option - ELO) могут повышать ограничение по кредиту. Годовой заем увеличивается на $1000, а суммарный лимит на $5000 и $10000 соответственно. Кроме того, по кредиту Перкинса имеются более удобные условия аннулирования, чем для кредитов Стаффорда.
Условия для кредитования удобны потенциальным клиентам: как самим студентам, так и их родителям, но не устраивают кредиторов. Сегодня некоторые представители коммерческих банков открыто заявляют, что не будут кредитовать студентов, поскольку после завершения учебы выпускники сталкиваются с большими трудностями при трудоустройстве, что делает возврат задолженности проблематичным.
Альтернативой предоставления банковских ссуд на образовательные цели сегодня выступают средства кредитных союзов. Кредитный союз – финансовый институт, учреждаемый для собственных нужд членами какой либо группы граждан, например, государственными служащими или членами профсоюза. Кредитные союзы предоставляют кредиты людям, которые не имеют обеспечения по займам; строятся на доверии. Активы этих организаций – это то, что принадлежит создателям союзов. При этом каждому члену объединения принадлежит только один голос, независимо от его финансовой доли. Деятельность кредитных союзов в США регулирует Федеральный Резервный Банк.
В своей деятельности кредитные союзы соперничают с коммерческими банками в следующих областях: сберегательные счета, дебетовые карточки, чеки, ипотечные кредиты, потребительские кредиты. При обслуживании кредитов действуют два ключевых правила – кредит должен быть прибыльным, как для члена союза, так и для самого союза.