X. Основы управления персоналом в высокотехнологичных организациях
- Основные принципы управления персоналом.
- Методы управления персоналом.
- Кадровая политика в организации.
- Функции кадровой службы в организации.
Вопросы для самопроверки:
- Перечислите основные принципы управления персоналом.
- Как классифицируются методы управления персоналом?
- Дайте определение понятию ««кадровая политика организации».
- Каковы основные принципы и методы подбора, обучения и оценки персонала организации?
- В чем заключаются цели, задачи и основные функции деятельности кадровой службы организации?
- Каковы принципы построения организационной структуры системы управления персоналом организации?
- Каким образом осуществляется проектирование перечня функциональных обязанностей специалистов кадровой службы организации?
Рекомендуемая литература:
Основная учебная литература:
- Беликова, И.П. Инновационный менеджмент: краткий курс лекций / И.П. Беликова; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет, Кафедра менеджмента. - Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2014. - 76 с. : схем. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277471 (21.12.2015).
- Инновационный менеджмент : учебник / под ред. В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 392 с. - (Magister). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-02359-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119436 (23.12.2015).
- Сергеева, Е.А. Инновационный и производственный менеджмент в условиях глобализации экономики : учебное пособие / Е.А. Сергеева, А.С. Брысаев ; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань : Издательство КНИТУ, 2013. - 215 с. : ил. - Библиогр.: с. 204-206. - ISBN 978-5-7882-1405-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270287 (21.12.2015)
Дополнительная учебная литература:
- Беляев, Ю.М. Инновационный менеджмент : учебник / Ю.М. Беляев ; под ред. А.Е. Илларионова. - М. : Дашков и Ко, 2016. - 220 с. - («Учебные издания для бакалавров»). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02070-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135036 (23.12.2015).
- Красностанова, М.В. От изобретательской команды до хайтек-корпорации: человеческий фактор и динамика инновационного проекта : учебное пособие / М.В. Красностанова. - М. : РГ-Пресс, 2014. - 88 с. : схем. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9988-0270-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276547 (21.12.2015).
- Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент : учеб. для студ. вузов / Р. А. Фатхутдинов. - 6-е изд., испр. и доп. - СПб.: Питер, 2011. - 442,[1] с. (10)
- Шаймиева, Э.Ш. Инновационный менеджмент: учебное пособие / Э.Ш. Шаймиева; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань: Познание, 2014. - 132 с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 109.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257830 (23.12.2015).
Комплексное изучение студентами основного содержания дисциплины предполагает овладение материалами лекций, учебников и учебных пособий, творческую работу в ходе проведения практических занятий, а также целенаправленную, систематическую деятельность по самостоятельному закреплению, углублению и расширению знаний данной дисциплины. В процессе лекции студент должен усвоить и законспектировать название темы, изучаемые вопросы и основные блоки теоретического материала, то есть, сделанные преподавателем теоретические посылки (гипотезы), их аргументацию и выводы. В случае, если какое-либо положение не совсем понятно студенту или представляется недостаточно убедительным, целесообразно задавать преподавателю уточняющие вопросы. Наличие у студента конспекта лекции обязательно. Материалы лекции являются основой для подготовки к практическим занятиям. Основной целью практических занятий является комплексный контроль усвоения пройденного материала, хода выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы занятия. Ряд вопросов дисциплины, требующих авторского подхода к их рассмотрению, заслушиваются на практических занятиях в форме подготовленных студентами выступлений (7 – 10 минут) с последующей их оценкой всеми студентами группы. Самостоятельная работа преследует цель закрепить, углубить и расширить знания, полученные студентами в ходе аудиторных занятий, а также сформировать навыки работы с научной, учебной и учебно-методической литературой, развивать творческое, системное мышление обучаемых, их креативные качества, формирование профессиональных компетенций: ОПК-2, ПК-2, ПК-4. Изучение основной и дополнительной литературы является наиболее распространённой формой самостоятельной работы студентов и в процессе изучения настоящей дисциплины применяется при рассмотрении всех тем. Одной из форм самостоятельной работы студента при изучении дисциплины является подготовка устных выступлений в виде докладов. Целями устных выступлений являются: - формирование умения грамотно осуществлять выбор литературы и первоисточников по теме сообщения и доклада; - анализ наиболее важных результатов концептуальных научных исследований по выбранной теме; - структурированная и логичная подача / презентация материала; - осуществление взаимодействия с преподавателем и студентами при последующем обсуждении сообщения или доклада. Подготовка устного выступления включает в себя следующие этапы: 1. Определение темы и примерного плана выступления. 2. Работа с рекомендуемой литературой по теме выступления. 3. Выделение наиболее важных и проблемных аспектов исследуемого вопроса. 4. Предложение возможных путей интерпретации проблем, затронутых в сообщении или докладе. 5. Выработка целостного текста устного выступления. Кроме того, при выступлении возможно использование наглядных материалов, например, таблиц, иллюстраций, схем. Оптимальным методом завершения устного сообщения или доклада была бы дискуссия с аудиторией по теме выступления. При устном выступлении студенту следует придерживаться регламента, т.е. соблюдать указанное преподавателем время выступления. Как правило, продолжительность выступления с докладом на занятии не превышает 10 – 15 минут. Далее, целесообразно перед началом презентации материала уточнить форму и порядок ответов на вопросы аудитории, т.е. предусмотреть такую возможность по ходу выступления либо по его окончании. Основные формы самостоятельной работы:
- подготовка докладов;
- эссе;
- подготовка к практическим занятиям используя лекции;
- подготовка к контрольным мероприятиям (контрольным работам, устным опросам, коллоквиуму, тесту).
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям по вопросам, вынесенным на обсуждение к каждой теме.
Кроме того, в подготовке к тестированию по итогам модуля, лекциям с заранее запланированными ошибками, деловым играм, к контрольным работам по модулям, а также решении задач, заданных на дом.
Кроме вышеизложенного студенты выполняют рефераты и эссе по нижеизложенной тематике.
Реферат должен отвечать следующим основным требованиям:
- демонстрировать умение студента самостоятельно проводить анализ научных источников (монографий, статей);
- показывать умение собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию по исследуемой проблеме;
- проводить оценку отечественного и зарубежного опыта решения исследуемой проблемы;
- предусматривать взаимосвязь теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы;
- содержать определения и уточнения основных понятий и положений рассматриваемой проблемы;
- содержать выводы и рекомендации.
При выборе темы реферата студент должен исходить как из собственных научных интересов, так и из актуальности и практической значимости рассматриваемой проблемы.
Примерный объем реферата 20 печатных страниц.
Примерная структура реферата.
Введение. Здесь обосновывается выбор темы, формулируются цели и задачи.
Теоретическая часть. В ней содержится: анализ основных отечественных и зарубежных источников, использованных при работе над рефератом, раскрытие или уточнение содержания основных понятий и положений исследуемой проблемы, оценка степени теоретической и методической разработки отдельных аспектов рассматриваемой проблемы.
Практическая часть. В этом разделе должна отражаться последовательность (алгоритм) расчетов, иллюстрация теоретических положений, соответствующих статистическим материалам.
Заключение. В нем должны содержаться выводы, полученные автором в процессе работы над рефератом.
Реферат должен содержать сноски на использованную литературу, перечень которой дается в приложении.
Эссе студента — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно—следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Объем эссе – 20 страниц, требования к уникальности текста – 70%.
Темы рефератов и эссе по дисциплине «Экономика и менеджмент высоких технологий»
1. Сущность и структурные элементы научно-технической и инновационной политики.
2. Приоритеты в научно-технической политике.
3. Формы государственного регулирования инновационных процессов.
4. Государственные инновационные программы.
5. Основные организационные структуры поддержки инноваций: бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы.
6. Бизнес-ангелы
7. Венчурный бизнес
8. Технологические уклады.
9. Инжиниринг.
10. Ноу-хау
11. 3D-печать как вектор развития высоких технологий
12. Биомедицинские разработки как вектор развития высоких технологий
Критерии оценивания рефератов и эссе: | |
«Отлично» | выполнены все требования к выполнению работы: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. |
«Хорошо» | основные требования к проекту и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. |
«Удовлетворительно» | имеются существенные отступления от требований к выполнению задания. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании проекта или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. |
«Неудовлетворительно» | тема задания не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы. |