Общая характеристика источников трудового права
Основным источником трудового права является Конституция Украины от 28 июня 1996 года, закрепляющая важнейшие трудовые права человека и гражданина и гарантии их реализации. Эти положения отражены в ст.ст. 3, 8,19, 21, 22, 23, 24, 36, 43, 44, 45, 46, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 64, 68 и некоторых других.
Важнейшим разделом новой Конституции Украины, определяющим ее демократические начала, является раздел II «Права и свободы человека и гражданина». Не случайно конституционному закреплению прав, свобод и гарантий уделяется такое большое внимание, ведь в ст. 3 предусматривается, что утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.
В Конституции 1996 года не только сохранены установленные прежней Конституцией права и свободы граждан, но и значительно расширен их перечень, прежде всего за счет включения прав и свобод, закрепленных в международно-правовых актах о правах человека. Некоторые формулировки Всеобщей декларации прав человека и Международных пактов о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах человека буквально воспроизведены в тексте Основного Закона. Впервые закреплены право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом, право работающих на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов, право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, право на заработную плату не ниже той, что определена законом, право на социальную защиту в случае безработицы по не зависящим от гражданина обстоятельствам и целый ряд других. Усилены конституционные гарантии прав и свобод, конкретизированы условия их осуществления.
Закрепленное в ч. 1 ст. 43 право на труд сформулировано в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Каждый имеет «возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает, или на который свободно соглашается». Человек самостоятельно распоряжается своими способностями к труду и избирает тот или иной вид деятельности, род занятий, а может и не заниматься трудовой деятельностью.
Особое внимание уделено обеспечению экономических и социальных прав. Усилены гарантии прав в случае безработицы, а также незаконного увольнения. Так, в ч. 2 ст. 43 предусмотрена обязанность государства по созданию условий для полного осуществления гражданами права на труд, гарантированию равных возможностей в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализации программ профессионально-технического обучения, подготовке и переподготовке кадров в соответствии с общественными потребностями.
Содержащаяся в ч. 3 ст. 43 норма о запрещении принудительного труда соответствует ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах. В этой связи изменяется установленный законодательством о труде порядок переводов на другую работу. В
настоящее время перевод на другую может осуществляться только с согласия работника (о понятии принудительного труда — см. Жернаков В. Поняття при-мусової праці за законодавством України. //Право України. — 1997. — № 10. — С. 35).
Впервые в Конституции в ч. 4 ст. 43 закреплено право каждого на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату не ниже той, что закреплена законом. Усилены гарантии трудовых прав граждан в области оплаты труда. В ч. 7 ст. 43 закреплено, что право на своевременное получение вознаграждения за труд защищено законом. Таким образом, право на заработную плату не ниже той, что определена законом, и право на своевременное получение вознаграждения за труд возведены в ранг конституционных прав.
В ст. 44 Конституции впервые закреплено право работающих на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов, что соответствует ст. 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В части 2 ст. 44 закреплено, что порядок осуществления права на забастовку устанавливается законом с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности, охраны здоровья, прав и свобод других людей.
Статья 45 Конституции закрепляет право каждого работающего на отдых. Это право провозглашено ст. 24 Всеобщей декларации прав человека и вытекает из требований ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
В соответствии с частью 3 ст. 36 Конституции граждане имеют право на участие в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов. Профессиональные союзы являются общественными организациями, которые объединяют граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности.
В основу социальной защиты граждан положен принцип социальной справедливости. Из содержания ст. 46 следует, что государство обеспечивает социальную защиту тем категориям граждан, которые действительно в этом нуждаются. Речь идет о праве граждан на социальную защиту в старости, в случае полной или частичной утраты трудоспособности, утраты кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам и в иных случаях, предусмотренных законом.
Важнейшей юридической гарантией прав и свобод является судебная защита. В ст. 55 Конституции закреплено, что права и свободы человека и гражданина защищаются судом. Поскольку указанные права в настоящее время являются конституционными, то изменяется механизм защиты этих прав в случае их нарушения. Конституция предоставляет возможность непосредственного обращения в суд по вопросам о взыскании заработной платы. Ранее почти все индивидуальные трудовые споры о взыскании заработной платы первоначально рассматривались в комиссиях по трудовым спорам.
Эти и другие положения Конституции имеют первостепенное значение для правового регулирования общественных отношений в сфере труда.
Источниками трудового права являются пакты о правах человека 1966 года, а также конвенции и рекомендации Международной организации труда, ратифицированные Украиной. При этом следует исходить из приоритета норм международного права перед нормами национального законодательства. Согласно ст. 8-1 КЗоТ, если международным договором или международным соглашением, в которых принимает участие Украина, установлены иные правила, чем те, которые содержит законодательство Украины о труде, то применяются правила международного договора или международного соглашения.
Среди законов прежде всего необходимо назвать кодифицированный источник трудового права — Кодекс законов о труде Украины, утвержденный Законом УССР от 10 декабря 1971 г. и введенный в действие с 1 июня 1972 г. Кодекс состоит из 18 глав и 265 статей. За последние годы были внесены существенные
изменения и дополнения в КЗоТ в связи с принятием важных законодательных актов. С 1987 года почти на одну треть обновлены главы I, II, III, V, VI, IX. КЗоТ дополнен главой III-А «Обеспечение занятости высвобождаемых работников», главой XVI-А «Трудовой коллектив». Несмотря на это, необходим новый кодифицированный закон, который надлежащим образом регулировал бы социально-трудовые отношения в новых условиях.
Следует охарактеризовать ряд законов Украины, направленных на регулирование трудовых отношений, таких как законы «О предприятиях в Украине» от 27 марта 1991 года, «О занятости населения» от 1 марта 1991 года, «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21 марта 1991 года, «Об охране труда» от 14 октября 1992 года, «О коллективных договорах и соглашениях» от 1 июля 1993 года, «Об основных началах социальной защиты ветеранов труда и иных граждан преклонного возраста в Украине» от 16 декабря 1993 года, «О государственной службе» от 16 декабря 1993 года, «Об оплате труда» от 24 марта 1995 года, «Об отпусках» от 15 ноября 1996 года, «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 3 марта 1998 года и других. Источниками также являются постановления Верховной Рады Украины, например, постановление от 3 декабря 1998 года «Об индексации денежных доходов населения».
К подзаконным нормативно-правовым актам, регулирующим труд работников, необходимо отнести указы и распоряжения Президента Украины нормативного характера, которые издаются по разным вопросам регулирования общественных отношений в сфере труда. Они обязательны для исполнения на территории всего государства и не должны противоречить Конституции и законам Украины. Так, Указом Президента Украины № 1258/98 от 17 ноября 1998 года создана Национальная служба посредничества и примирения и утверждено Положение о Национальной службе посредничества и примирения (Праця I зарплата.— 1998— № 23).
Постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины также принимаются по различным вопросам регулирования трудовых и иных, тесно связанных с трудовыми, общественных отношений. Например, постановление Кабинета Министров Украины от 5 января 1998 года № 10 «О нормах возмещения расходов на командировки в пределах Украины и за границу»; постановлением Кабинета Министров Украины от 23 июня 1993 года № 472 утверждены Правила возмещения собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом ущерба, причиненного работнику повреждением здоровья в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
К числу подзаконных нормативно-правовых актов относятся акты Министерства труда и социальной политики Украины, а также нормативно-правовые акты министерств, ведомств, государственных комитетов (носящие, как правило, отраслевой характер). В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной политики Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 1 декабря 1997 года № 1319/97, Минтруда Украины в пределах своих полномочий на основе и во исполнение актов законодательства издает приказы, организует и контролирует их исполнение. Нормативно-правовые акты Минтруда Украины подлежат государственной регистрации в установленном законодательством порядке. Минтруда Украины в случае необходимости издает вместе с иными центральными и местными органами исполнительной власти совместные акты.
Акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относятся к источникам трудового права в тех случаях, когда касаются сферы применения труда. Так, в соответствии со ст. 18 Закона Украины «О занятости населения» деятельность государственной службы занятости осуществляется под руководством Министерства труда и социальной политики Украины, местных государственных администраций и органов местного самоуправления. К ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов согласно Закону Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 года относится установление удобного для населения режима работы предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания, относящихся к коммунальной собственности соответствующих территориальных громад (подп. 9 п. а) ст. 30); установление по согласованию с собственниками удобного для населения режима работы расположенных на соответствующей территории предприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания независимо от форм собственности (подп. 4 п: б) ст. 30). В сфере социальной защиты населения исполнительные органы бронируют в порядке, установленном законом, на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, рабочие места, предназначенные для трудоустройства лиц, которые в соответствии с законодательством нуждаются в социальной защите и не способны конкурировать на рынке труда, определяют нормативы таких рабочих мест; принимают решение о создании на предприятиях, в учреждениях и организациях специальных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью, организуют профессиональную подготовку этих лиц; согласовывают проведение ликвидации таких рабочих мест (подп. 12 п. б) части. 1 ст. 34 Закона), а также решают иные вопросы социальной защиты в пределах соответствующей территории.
Источниками трудового права являются также акты социального партнерства (соглашения, заключаемые на государственном, отраслевом, региональном уровнях); локальные нормативно-правовые акты.
С развитием договорного метода регулирования труда в Украине появились новые источники норм трудового права — социально-партнерские соглашения, а роль традиционных коллективных договоров приобрела новое содержание. Возникает проблема соотношения этих актов как собственно в самой системе договорных актов, так и между этими актами и трудовым законода-
тельством; вопросы дублирования, подмены, соотношения, гарантий, объем их. Кроме этого, содержание отдельных соглашений, в частности, Генеральных соглашений, заключенных в Украине, требует тщательного анализа и доработки. О чем именно должны договариваться стороны? На национальном уровне должны устанавливаться минимальные гарантии с тем, чтобы они могли увеличиваться на нижних уровнях. Однако практика свидетельствует об обратном, в частности, в Генеральном соглашении на 1997-1998 годы установлены максимальные размеры надбавок и указывается «до 100 %...». Такую формулировку следует признать неудачной, может быть следовало бы установить «не менее...».
Социально-партнерские соглашения и коллективные договоры во всем мире имеют большое значение как действенный инструмент договорного регулирования. Они должны быть лишены декларативности, которая, как известно, свела на нет не одну реформу, начинавшуюся в экономике во времена СССР.
Соглашения занимают промежуточное положение между централизованными и локальными нормативно-правовыми актами.
Важная роль принадлежит локальным нормативно-правовым актам (коллективному договору, правилам внутреннего трудового распорядка, положению о премировании, положению о порядке вознаграждения по итогам работы за год и др.). Эти акты действуют только в пределах конкретного предприятия, учреждения, организации. Они принимаются чаще всего на определенный срок. Локальные нормативно-правовые акты должны приспособить общие нормы к условиям конкретного производства, характеру и профилю предприятия с учетом их экономического положения. Они не должны ухудшать положение работников по сравнению с законами, а также другими подзаконными нормативно-правовыми актами.
Действующим трудовым законодательством урегулирован порядок разработки и принятия локальных нормативно-правовых актов. Хотя, не о всех локальных актах это можно сказать. Наиболее детально урегулирован порядок заключения и подписания коллективного договора — основного локального акта. Что касается правил внутреннего трудового распорядка, то в части 1 ст. 142 КЗоТ предусмотрено, что они утверждаются трудовыми коллективами по представлению собственника или уполномоченного им органа и профсоюзного комитета на основе типовых правил, а в части 1 ст. 52 КЗоТ установлено, что при пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, которые утверждает собственник или уполномоченный им орган по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели (статьи 50 и 51).
Обычно локальные нормативно-правовые акты принимаются в порядке, предусмотренном для решения тех или иных вопросов регулирования общественных отношений в сфере труда, если нет прямого указания в законодательстве. Так принимаются локальные акты по вопросам рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, охраны труда и т.д. Многие локальные акты принимаются собственником или уполномоченным органом по согласованию с профсоюзным органом или иным уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом (например, ст. 10 Закона Украины «Об отпусках» предусматривает такой порядок утверждения графика отпусков). Чаще всего локальные акты содержатся в приложениях к коллективному договору (положение о премировании, положение о вознаграждении по итогам работы за год, список профессий и должностей, на которых может применяться ненормированный рабочий день, и продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день и др.).
Интересным является вопрос о возможности признания трудового договора источником права. Так, по мнению проф. И.Я. Киселева, зарубежный трудовой дого-
вор является источником трудового права в тех странах (например, в Дании), где трудовое законодательство играет относительно небольшую роль, а многие аспекты трудовых отношений и условий труда устанавливаются по соглашению сторон договоров о труде, в том числе в индивидуальных трудовых контрактах (см. Киселев И.Я. Зарубежное трудовое право: Учебник для вузов. — М.: Изд. группа НОРМА — ИНФРА-М, 1998. — С. 19). Что касается трудового права Украины, то индивидуальный трудовой договор не является его источником, поскольку его положения не являются общеобязательными и обращены к конкретным лицам (определяют их права и обязанности).