II. Изучение нового материала. Не все грибы – наши друзья

1. Р а с с к а з у ч и т е л я. Сведения о ядовитых грибах.

Не все грибы – наши друзья. Есть и злейшие враги – ядовитые грибы. Если человек съест их, может наступить отравление, а иногда и смерть. Поэтому запомните:

а) если ты не знаешь, какой гриб перед тобой, – не бери его;

б) ядовитые грибы надо знать в «лицо». И в первую очередь узнавать бледную поганку. Один из главных признаков бледной поганки – чехольчик на нижней части ножки (рассматривается рисунок в учебнике). Цвет шляпки у поганки белый или зеленоватый, желтый, оливковый.

Мухомор тоже очень ядовитый гриб. Спутать этот гриб с другими невозможно – он очень заметный. Мухомор имеет красную шляпку на белой ножке.

– Какие еще ядовитые грибы вы знаете?

– Все ли ядовитые грибы так опасны?

– Как лесные жители пользуются грибами?

– В грибах живут мелкие насекомые; мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов, крупные животные используют мухоморы как лечебное средство от некоторых болезней.

2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 120).

3. Р а с с к а з у ч и т е л я. Правила сбора грибов.

Грибное царство огромно, но грибные богатства наших лесов не безграничны. Для иного грибника набрать побольше – главная цель похода в лес, к которой он стремится любой ценой.

Для настоящего грибника поход за грибами – радостная встреча с лесом. Каждый гриб он осторожно срежет, да еще и полюбуется им, а потом только положит в корзинку. Знают грибники и поговорки, чтобы лучше попадались грибы: «Кто пораньше встает, тот и грибки себе берет, а сонливым и ленивым дается лишь крапива», «Не ходи в лес с ведром – не губи лесное добро. Клади их в лукошко – пускай подышат немножко».

– А это что за объявление:

Варите, солите и жарьте грибы,

Только грибницу не трогайте вы!

Она словно нить глубоко под землей,

Испортишь ее, не будет другой.

– Как же надо собирать грибы?

– Хорошо собирать грибы в чистом лесу, далеком от города. Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом или выкручивать. Помните и не собирайте в лукошко грибы перезрелые, дряблые, червивые.

III. Итог урока.

– Чем опасны ядовитые грибы?

& Домашнее задание:прочитать текст (с. 120–123); найти стихи, загадки о грибах.

У р о к 29
великий круговорот жизни

Цели:познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота; показать движение энергии в круговороте веществ в природе.

О б о р у д о в а н и е: иллюстрации с изображением круговорота веществ в экосистеме.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

– Отгадайте к р о с с в о р д, прочитайте ключевое слово, и вы узнаете, о чем мы будем говорить на уроке.

II. Изучение нового материала. Не все грибы – наши друзья - student2.ru

1. Первое звено цепи питания. (Растения.)

2. Второе звено цепи питания. (Животные.)

3. Без этих животных стало бы тесно. (Хищники.)

4. Он необходим всем живым организмам, а очищают его растения. (Воздух.)

5. Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды? (Солнце.)

6. Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я, кто я такая? (Вода.)

7. Что образуется из перегноя под действием микробов? (Соли.)

8. Плодородный слой земли. (Почва.)

9. Не растения и не животные. (Грибы.)

10. Под действием их получается перегной. (Бактерии.)

– Прочитайте ключевое слово. (Круговорот.)

Б е с е д а.

– Сегодня мы познакомимся с великим круговоротом жизни.

– С каким круговоротом мы уже знакомы? Почему вода в реке не кончается?

– Как вы думаете, почему порядок в доме: потому что его никто не нарушает или потому, что его все время поддерживают?

– Благодаря чему поддерживается порядок в природе? Это мы выясним сегодня на уроке.

Наши рекомендации