II. Изучение нового материала. Не все грибы – наши друзья
1. Р а с с к а з у ч и т е л я. Сведения о ядовитых грибах.
Не все грибы – наши друзья. Есть и злейшие враги – ядовитые грибы. Если человек съест их, может наступить отравление, а иногда и смерть. Поэтому запомните:
а) если ты не знаешь, какой гриб перед тобой, – не бери его;
б) ядовитые грибы надо знать в «лицо». И в первую очередь узнавать бледную поганку. Один из главных признаков бледной поганки – чехольчик на нижней части ножки (рассматривается рисунок в учебнике). Цвет шляпки у поганки белый или зеленоватый, желтый, оливковый.
Мухомор тоже очень ядовитый гриб. Спутать этот гриб с другими невозможно – он очень заметный. Мухомор имеет красную шляпку на белой ножке.
– Какие еще ядовитые грибы вы знаете?
– Все ли ядовитые грибы так опасны?
– Как лесные жители пользуются грибами?
– В грибах живут мелкие насекомые; мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов, крупные животные используют мухоморы как лечебное средство от некоторых болезней.
2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 120).
3. Р а с с к а з у ч и т е л я. Правила сбора грибов.
Грибное царство огромно, но грибные богатства наших лесов не безграничны. Для иного грибника набрать побольше – главная цель похода в лес, к которой он стремится любой ценой.
Для настоящего грибника поход за грибами – радостная встреча с лесом. Каждый гриб он осторожно срежет, да еще и полюбуется им, а потом только положит в корзинку. Знают грибники и поговорки, чтобы лучше попадались грибы: «Кто пораньше встает, тот и грибки себе берет, а сонливым и ленивым дается лишь крапива», «Не ходи в лес с ведром – не губи лесное добро. Клади их в лукошко – пускай подышат немножко».
– А это что за объявление:
Варите, солите и жарьте грибы,
Только грибницу не трогайте вы!
Она словно нить глубоко под землей,
Испортишь ее, не будет другой.
– Как же надо собирать грибы?
– Хорошо собирать грибы в чистом лесу, далеком от города. Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом или выкручивать. Помните и не собирайте в лукошко грибы перезрелые, дряблые, червивые.
III. Итог урока.
– Чем опасны ядовитые грибы?
& Домашнее задание:прочитать текст (с. 120–123); найти стихи, загадки о грибах.
У р о к 29
великий круговорот жизни
Цели:познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота; показать движение энергии в круговороте веществ в природе.
О б о р у д о в а н и е: иллюстрации с изображением круговорота веществ в экосистеме.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
– Отгадайте к р о с с в о р д, прочитайте ключевое слово, и вы узнаете, о чем мы будем говорить на уроке.
1. Первое звено цепи питания. (Растения.)
2. Второе звено цепи питания. (Животные.)
3. Без этих животных стало бы тесно. (Хищники.)
4. Он необходим всем живым организмам, а очищают его растения. (Воздух.)
5. Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды? (Солнце.)
6. Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я, кто я такая? (Вода.)
7. Что образуется из перегноя под действием микробов? (Соли.)
8. Плодородный слой земли. (Почва.)
9. Не растения и не животные. (Грибы.)
10. Под действием их получается перегной. (Бактерии.)
– Прочитайте ключевое слово. (Круговорот.)
Б е с е д а.
– Сегодня мы познакомимся с великим круговоротом жизни.
– С каким круговоротом мы уже знакомы? Почему вода в реке не кончается?
– Как вы думаете, почему порядок в доме: потому что его никто не нарушает или потому, что его все время поддерживают?
– Благодаря чему поддерживается порядок в природе? Это мы выясним сегодня на уроке.