Мотивационные процессы и его стадии. Принципы организации мотивационного процесса
Мотивация трудовой деятельности
Основные категории трудовой мотивации. Характеристика потребностей, имеющих непосредственное отношение к трудовой мотивации.
Мотивация представляет собой совокупность внутренних и внешних действующих сил, которые побуждают человека к деятельности, ориентированной на достижение определенных целей. Суть процесса мотивации трудовой деятельности заключается в формировании мотивов трудового поведения. Мотивами можно назвать основания или предпосылки мотивации. Они определяют предметно-содержательную сторону мотивации, ее доминанты и приоритеты.
В качестве мотивов могут выступать: потребности и интересы; ценности и ценностные ориентации; идеалы.
Мотивы являются внутренними побудительными силами, определяющими трудовое поведение человека.
Например, потребности в самом общем виде определяются, как забота человека об обеспечении необходимых средств и условий для собственного существования и самосохранения, стремление к устойчивому сохранению равновесия жизненной социальной среды.
Существует множество социальных и моральных потребностей, которые изучаются различными науками и с различных точек зрения. Однако, определенная их часть имеет непосредственное отношение к трудовой мотивации. Среди них можно выделить следующие:
- потребность в самоуважении (добросовестная трудовая деятельность независимо от контроля и оплаты труда ради положительного мнения о себе, как о человеке и работнике);
- потребность в самоутверждении (высокие количественные и качественные показатели в труде ради одобрения, авторитета, положительного отношения к себе со стороны других);
- потребность в признании (направленность трудового поведения на доказательство своей профессиональной пригодности в общем или в условиях жесткого контроля за качеством работы);
Мотивирование и его типы (влияние мотивов). Место, роль и значение стимулирования в мотивировании в организации.
Мотивирование является основой управления трудовым поведением человека. Выделяется два основных типа мотивирования: внутренний и внешний. Мотивацию можно условно назвать внутренней, если мотивы порождают сами люди, сталкиваясь с задачей; Примером такой мотивации может быть стремление к конкретному достижению, завершению работы, познанию и т.д. Основной задачей такого типа мотивирования является формирование мотивационного ядра (группа ведущих мотивов, определяющих трудовое поведение человека). Этот тип мотивирования носит характер воспитательной и образовательной работы, не связан с конкретными результатами, которые ожидается получить от человека. Мотивацию можно условно назвать внешней том случае, если мотивы деятельности, связанные с решением задачи, вызываются извне (оплата, стимулирование труда, приказ, распоряжение, правила внутреннего распорядка, Корпоративный Кодекс). Первый и второй типы мотивирования не следует противопоставлять. На практике организации стремятся сочетать оба эти типа.
В жизни нет четких различий между “внешней” и “внутренней” мотивацией. Некоторые мотивы в одних случаях порождены “внутренней” мотивацией, а в других - “внешней”. Иногда мотив одновременно порожден разными системами мотивации. Общеизвестно, что мотивация оказывает большое значение на выполнение человеком работы, вместе с тем между мотивацией и конечным результатом трудовой деятельности не имеется прямой зависимости. Иногда человек, ориентированный на качественное выполнение порученной ему работы, имеет худшие результаты, чем менее мотивированный работник. Отсутствие непосредственной связи между мотивацией и
Мотивационные процессы и его стадии. Принципы организации мотивационного процесса.
Мотивация как процесс теоретически включает 6 последовательных стадий. Разделение мотивационного процесса на стадии носит достаточно условный характер. В реальной жизни нет четкого разграничения стадий. :
1.возникновение потребностей. Когда человек начинает ощущать нужду в чем-либо.
2.поиск путей устранения потребностей. Здесь человек начинает искать возможности устранить ее в виде одного из трех вариантов: удовлетворить, подавить, не замечать
3.определение целей (направления действий). На данном этапе человек фиксирует что и какими средствами он должен сделать, чтобы устранить возникшую потребность.
4.осуществление действия. На данной стадии человек затрачивает усилия, направленные на реализацию средств и способов достижения целей, определенных на предыдущей стадии. Следует отметить, что процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию. Поэтому на этой стадии может происходить корректировка целей.
5.Получения вознаграждения за осуществление действия. На данной стадии выясняется то, на сколько выполнение действия соответствует желаемому результату. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо усиление мотивации к действию.
6.устранение потребностей. Суть ее заключается в том, что в зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребностей.