Задачи для самостоятельного решения. Задача 1. Бахтияр тратит 2000 манат на покупку товара А по цене 40 манат за единицу и товар В по цене 100 манат

Задача 1. Бахтияр тратит 2000 манат на покупку товара А по цене 40 манат за единицу и товар В по цене 100 манат. Постройте бюджетную линию и покажите, как она изменится, если бюджет Бахтияра уменьшится на 400 манат.?

Задача 2. Бахтияр тратит 2000 манат на покупку товара А по цене 40 манат за единицу и товар В по цене 100 манат. Постройте бюджетную линию и покажите, как она изменится, если при неизменном бюджете цена товара А поднимется до 50 манат, а цена товара В упадет до 80 манат?


Тема 5. Спрос, предложение, их взаимодействие

1. Спрос: сущность, функция, график. Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы спроса.

2. Предложение: сущность, функция, график. Закон предложения. Ценовые и неценовые факторы предложения.

3. Эластичность спроса, ее виды, измерение. Равновесие.

1.Спрос - это количество товаров и услуг, которое потребитель, во-первых, желает, во-вторых, может приобрести при любом уровне цен. Иными словами, это платежеспособная потребность потребителей в товарах. Спрос можно определить в трех формах: табличной, графической и аналитической.

Аналитически спрос определяется функцией Оd = a - b рх.

График спроса имеет отрицательный наклон. Это обусловлено действием закона убывающей предельной полезности, а также эффектом дохода и эффектом замещения.График рыночного спроса имеет вид вогнутой линии, а график индивидуального спроса – выпуклой линии, которая пересекает ось Х (рис.5.1).

P

Q
Q
D
P
D


а) б)

Рис. 5.1. Кривая а) рыночного и б) индивидуального спроса
Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой и величиной спроса.
Изменение самого спроса происходит под влиянием так называемых неценовых факторов, к которым относят: уровень дохода потребителей, количество потребителей, цены на товары-комплементы и товары-субституты, моду, структуру населения, инфляционные ожидания, вкусы и предпочтения потребителей, развитие рекламы и др. (5.2).

Q
P
Q
Q1
Q2
Q
D1
D2
- - - - - - - - - - -
P
Q2
Q1
P
D2
D1
P

Рис. 5.2. Смещение кривой спроса под воздействием неценовых факторов

2. Предложение- это количество товаров и услуг, которое производители могут поставить на рынок по определенным ценам в определенный период времени.

Предложение можно предоставить в табличной, аналитической и графической форме. Аналитически предложение представлено такой функцией: Q sx = - a + b px

Графически предложение выглядит в виде линии, которая имеет положительный наклон. Это связано, во-первых, с тем, что увеличение цены побуждает производителей увеличивать производство товаров, потому что в этом случае они получат больше прибыли. Во-вторых, увеличение цены покрывает издержки производства большего количества производителей, что приводит к увеличению предложения товаров на рынке (рис. 5.3).

P
Q
S

Рис. 5.3. Кривая предложения

Закон предложения в условиях рыночной экономики показывает, что величина предложения находится в прямой зависимости от цены.
Но возможна ситуация, когда предложение изменяется даже тогда, когда цена на товар остается неизменной. Это происходит под влиянием так называемых неценовых факторов предложения. К неценовым факторам предложения относят изменение цен на ресурсы, которые необходимые для производства товаров, уменьшение (увеличение) налогов, изменения в технологиях производства, изменение цены на товары-заменители и прочее (рис.5.4).

Q
P
Q1
Q2
Q
S1
S2
P
P1
P1
Q2
Q1
S1  
S2

Рис. 5.4. Смещение кривой предложения под воздействием неценовых факторов

3.Разные товары имеют различную степень эластичности спроса и предложения. Эластичность спроса - степень изменения спроса под влиянием различных факторов.Различают эластичность спроса по цене, по доходу и перекрестную эластичность.

Эластичность спроса по цене - это степень чувствительности изменения спроса на изменение цены.

Измерить степень эластичности можно с помощью коэффициента эластичности.

Где: Edpx – коэффициент ценовой эластичности спроса по цене

Различают дуговую и точечную эластичность. Формула коэффициента дуговой эластичности:

Формула коэффициента точечной эластичности:

Если коэффициент эластичности больше единицы, спрос является эластичным. Это возникает тогда, когда процентное изменение спроса больше, чем процентное изменение цены (например, мясо, шоколад, цитрусовые, автомобили). В случае, когда даже незначительное изменение цены очень изменяет величину спроса, речь идет об абсолютно эластичном спросе (например, спрос на продукцию отдельной фирмы на рынке совершенной конкуренции). Если коэффициент эластичности меньше единицы, то считается, что спрос неэластичен (например, хлеб, картофель, крупы). Если при изменении цены величина спроса абсолютно не меняется, то речь идет об абсолютно неэластичном спросе (например, инсулин для больных сахарным диабетом). Если коэффициент эластичности равен единице, это означает, что изменение спроса происходит такими же темпами, как и изменение цены. Графически разную степень эластичности можно представить в виде следующих графиков (рис.5.5).

P
Q
P
D
Q
D
Q
P
D
Q
P
D

а) б) в) г)
Рис. 5.5. Графики спроса а) абсолютно неэластичного; б) абсолютно эластичного; в) неэластичного; г) эластичного

Практическое значение эластичности проявляется в том, что в ценовом диапазоне, где спрос на товар эластичный, для увеличения дохода цену надо понижать. В ценовом интервале, где спрос неэластичный, для увеличения дохода цену надо повышать. Максимальный доход фирма получит в ценовом диапозоне, где коэффициент эластичности равен единице. В зависимости от степени эластичности, тяжесть налогов, которые устанавливаются в экономике, по - разному распределяется между потребителями и производителями. От соотношения эластичности спроса и предложения зависит, может ли экономика без вмешательства государства достичь состояния равновесия.

Эластичность спроса на товары зависит от ряда факторов. Это: наличие товаров-заменителей, доля расходов на данный товар в бюджете, фактор времени, универсальность использования товара, уровень доходов потребителей, принадлежность или к товарам первой необходимости, либо к предметам роскоши.

Эластичность предложения определяется аналогично эластичности спроса. Надо выделить факторы, влияющие на степень эластичности предложения. Это: цена на данный товар, достигнутый уровень использования ресурсов, цены на ресурсы и другие товары, фактор времени, степень монополизации отрасли.

Эластичность спроса по доходу - это степень чувствительности изменения спроса на изменение дохода.

Измерить степень эластичности по доходу можно с помощью коэффициента эластичности.

Q1 – Q 0 I1 – I0

Еdi = ------------- : ------------

Q1 + Q 0 I1 + I0

Если коэффициент эластичности спроса по доходу больше нуля, то это товар супериорный. Если коэффициент эластичности находится в промежутке от нуля до единицы – то это товар первой необходимости (продукты питания), если – больше единицы – товар второй или третьей необходимости (одежда, обувь, образование). Если коэффициент эластичности по доходу меньше нуля, то это товар инфериорный.

Перекрестная эластичность спроса характеризует степень чувствительности изменения спроса на один товар при изменении цены на другой товар.

Если коэффициент перекрестной эластичности спроса больше нуля, то это товары-субституты. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса меньше нуля, то это товары-комплементы. Если коэффициент перекрестной эластичности равен нулю, то это независимые товары.

Спрос на рынке не существует без предложения, как предложение не существует без спроса. Точке пересечения спроса и предложения соответствует состояние рыночного равновесия. Равновесная цена - это цена, которая в наибольшей мере отвечает как желаниям производителя, так и потребителя. Равновесный объем - это такое количество товаров, при которой нет ни дефицита, ни избытка (рис.5.6).

Q
Р
Р1
Р2
Избыток
Дефицит
Hравн. ра равн равн.
Р равн.
Qравн.

Рис. 5.6. Равновесие на рынке

Если на рынке устанавливается цена ниже равновесной, то образуется дефицит товаров – при низкой цене потребители готовы купить больше товаров, чем продавцы готовы продать. При этом возникает конкуренция между покупателями за дефицитный товар. Потребители сами готовы поднимать цену, чтобы заполучить товар. При этом размер дефицита уменьшается, и рынок стремится к состоянию равновесия. Если на рынке установилась рыночная цена выше равновесной, то возникает излишек продукции. Начинают между собой конкурировать продавцы. Они снижают цены товаров, излишки рассасываются, рынок без стороннего вмешательства идет в состояние равновесия.

Государство может регулировать экономику, устанавливая «потолок» цены или «пол» цены. «Потолок» цены – это максимальная цена, которая может быть установлена на рынке. Обычно она устанавливается в интересах потребителя, по величине она ниже равновесной. «Пол» цены устанавливается в интересах производителей. Это цена, ниже которой нельзя продавать продукцию. Она, как правило, выше равновесной.

Товары продаются по рыночным ценам. При этом выигрывают и покупатели и продавцы. Выигрыш покупателя равен разнице между суммой денег, которую потребители готовы заплатить за товар, и той суммой, которую они платят фактически. Выигрыш продавца равен разнице между той суммой денег, за которую продавцы фактически продают свой товар и той суммой, по которой они готовы были его продать.

Рынок самостоятельно может достичь равновесия без вмешательства государства, если эластичность спроса на товар выше эластичности его предложения. Если эластичность спроса ниже эластичности предложения, то экономика без вмешательства государства не достигнет равновесия: колебание цен, а следовательно спроса и предложения будут увеличиваться и нестабильность в экономике будет возрастать. Если эластичность спроса равна эластичности предложения, то колебания цен вокруг равновесной цены будет иметь циклический характер. При этом вмешательство государства не обязательно, если амплитуда ценовых колебаний незначительна. Если амплитуда колебаний цены, а следовательно спроса и предложения значительны, то необходимо вмешательство государства.

Вопросы для самодиагностики знаний

1. Что такое спрос, каковы ценовые и неценовые факторы спроса?

2. Что такое предложение, каковы ценовые и неценовые факторы предложения?

3. Что такое эластичность спроса, как ее измерить?

4. Когда наступает равновесие на рынке, когда возникает дефицит, а когда избыток товаров?

Примеры решения задач

Задача 1. В ценовом интервале от 2,2 до 1,8 манат, что должен делать предприниматель для увеличения дохода: увеличивать или снижать цену мороженого?

Цена за порцию (p) Величина спроса (количество Q) Коэффициент дуговой эластичности (Еd)
2.2 манат 10 тис.ед.  
1.8 манат 25 тис. Ед.  

Решение.Если коэффициент эластичности спроса по цене больше единицы, т.е. спрос на товар эластичный, для увеличения дохода цену надо уменьшать. Если коэффициент эластичности спроса по цене меньше единицы, т.е. спрос на товар не эластичный, для увеличения дохода цену надо повышать.

Поэтому определим коэффициент дуговой эластичности:

Q1 - Qо р1 – ро 25 - 10 1,8 – 2,2

Еd = ----------------- : --------- = ------------ : ----------- = 4,3.

Q1 + Qо Р1 + р0 25 + 10 1,8 + 2,2

Т.к. коэффициент эластичности больше единицы, для увеличения дохода цену надо понижать.

Задача 2. Пан Петров М.А. потребляет за год 400л бензина по цене 8 грн. за 1л. Как изменятся расходы Петрова М.А. на бензин, если цена 1л бензина повысилась на 20%, а коэффициент эластичности спроса на бензин - (-0,6)?

Решение. Для определения расходов на покупку бензина надо воспользовыаться формулой: Расходы = Р (цена 1л) х Q (количество)

До повышения цены на бензин: Расходы= 8грн. Х 400л = 3200 грн. за год

Цена повысилась на 20%. Р (новая цена) = 8 грн. х 1,2 = 9,6 грн.

Для определения количества бензина, которое будет покупать Петров М.А. после повышения цены, воспользуемся формулой коэффициента эластичности:

Процентное изменение спроса

-0,6 = ------------------------------------------------

+ 20%

Процентное изменение спроса = - 12%

Количество покупаемого бензина = (400л х (100%-12%)): 100% = 352 л

после повышения цены

Расходы на бензин = 9,6 грн. х 352 л =3379,2 грн.

после повышения цены

Т.к. спрос на бензин не эластичный, несмотря на то, что потребитель стал меньше покупать бензина, его расходы на бензин возросли.

Наши рекомендации