Классическая теория условных рефлексов.
Основывается на работах И.П.Павлова. Предполагает выработку условного поведения, при котором индивид реагирует определенным образом на некоторое воздействие, в обычных условиях (до обучения) не вызывающее никакой реакции.
Такое обучение хорошо для рефлексивного поведения. Однако в организациях большинство работ требует более сложного типа поведения.
Операционные условные рефлексы.
Тип условного поведения, где желаемое поведение ведет к награде или предотвращению наказания.
Б.Скиннеру принадлежит разработка теории закрепления осуществленного поведения в зависимости от его последствий.
Социальное обучение.
Социальная теория научения. Люди должны учиться посредством наблюдения и прямого опыта.
Выделено четыре процесса, посредством которых модель действий воздействует на обучаемого.
Процессы внимания. Человек обучается по модели только если он узнает и обращает внимание на ее критические свойства. Мы более восприимчивы к модели, которая привлекательна, регулярно доступна, важна для нас или оценивается нами, как похожая на нас.
Процессы запоминания (удержания, сохранения). Воздействие модели зависит от того, насколько хорошо индивид вспоминает действия модели после того, как модель больше не предъявляется.
Процессы моторного воспроизведения. После того, как человек увидел новое поведение, наблюдая за моделью, наблюдение должно быть преобразовано в действие. Этот процесс показывает, что индивид может осуществлять моделируемые действия.
Процессы подкрепления. Индивид будет мотивирован показывать модельное поведение, если обеспечиваются положительное подкрепление или награда. Поведение, которое подкрепляется, будет привлекать больше внимания, изучаться лучше и воспроизводиться чаще.
Формирование поведения - управленческие средства.
Формирование поведения | Систематическое подкрепление каждого удачного шага, который приближает индивида к желаемому результату. |
Методы формирования поведения.
Известны четыре способа:
1. Посредством положительного подкрепления;
2. Посредством отрицательного подкрепления;
3. Наказание;
4. Гашение (extinction).
Три из перечисленных способов интуитивно понятны. Устранение всякого подкрепления какого-либо поведения называется его гашением (extinction). Идея заключается в том, что такое поведение никак не воспринимается менеджером, реакция на него отсутствует.
Подкрепления наиболее интересны для формирования поведения. Известно, что:
· Для обеспечения изменения в поведении необходим определенный тип подкрепления.
· Для использования в организации одни типы наград более эффективны, чем другие.
· Скорость обучения необходимому поведению зависит от временного графика подкреплений.
Периодичность подкрепления.
Непрерывное подкрепление | Желаемое поведение подкрепляется каждый раз, когда оно демонстрируется |
Перемежающееся подкрепление | Желаемое поведение подкрепляется достаточно часто для того, чтобы его стоило повторять |
Периодическое подкрепление | Награда распределяется по одинаковым временным интервалам |
Подкрепление с переменным интервалом | Награды распределены во времени так, чтобы подкрепление было непредсказуемым |
Расписание с постоянным отношением (График из расчета за единицу продукции) | Награды инициируются после определенного числа результатов |
Расписание с переменным соотношением | Награды варьируются соответственно индивиду |
Подкрепление и поведение
Постоянные подкрепления эффективны для вновь принятых на работу и в случае редкого проявления поведения. Обычно более эффективны непериодические подкрепления.