Контрольная работа по культуре речи

Задания 1-10. Найти ошибки в предложениях, исправить и прокомментировать их. Задания оформить в виде следующей таблицы:

№предл-я Предложение (-) Исправленный вариант (+) Комментарий ККод
         

В графе «код» необходимо указать номер справочной таблицы и пункт соответствующего правила.

Форма представления задания:в рукописном виде в ученической тетради

Предостережение:работы, набранные на компьютере или выполненные с помощью иной множительной техники, к рассмотрению не принимаются!

Морфологические нормы

1.Нормы употребления форм существительных:

1. Очень тесна столовая, и рабочим второй смены негде перекусить, выпить стакан горячего чаю.

2. Примером высокой производительности служит труд Владимира Яковлевича Фасман.

3. Теперь и в проходной почему-то перестали проверять пропуски.

4. В хозяйственных магазинах вы можете купить сторожа. Это небольшая гофрированная тарелочка, которая стуком по дну кастрюли дает сигнал о том, что молоко закипает.

5. Не налажена доставка писем и телеграмм. По всему поселку мы вынуждены искать поступающие на наше имя корреспонденции.

6. Мы уже привыкли к гороскопам и предсказаниям Павла Глоба.

7. Здание не ремонтируется, а крыша, крытая толью, во многих местах протекает.

8. Новый термопредохранитель срабатывает при нагрузке в 5 амперов.

9. КГБ стало за мной охотиться, когда я был еще студентом.

10. Шофера – уважаемые на селе люди.

2. Нормы употребления форм прилагательных:

1. Новые стихи молодого поэта были более удачнее прежних.

2. В упражнении требовалось указать, какие речевые средства наиболее характерные для создания комического эффекта.

3. Проблемы, освещенные в книге Шарля Балли, очень интересные.

4. Схватив туфельку, принц отправляется по белому свету искать ее хозяйку.

5. В районе вступила в строй игрушечная фабрика.

6. Аня всегда пунктуальная и очень аккуратна.

7. Весь режим работы коллектива требует от учащихся наиболее серьезнейшего отношения к своему делу.

8. Из примерочной девушка вышла разочарованной: юбка узкая.

9. Для направленной организации культурно-просветительской работы в районе функционируют более 30 библиотек, 26 клубов и другие культурные очаги.

10. Жених был пьяный от счастья.

3. Нормы употребления форм числительных:

1. В бригаду маляров входило трое мужчин и двое женщин.

2. Уральский сельхозинститут направил в наш район 32 молодых специалистов.

3. Нередко одним вопросом занимаются одновременно двое депутатов: опытный и молодой.

4. Я решил вместо 5,6 гектаров ежедневно вспахивать 7,6 гектаров земли.

5. Нынче в области предстоит снять руно с двух миллионов восемьсот тысяч овец.

6. Рыбак поднял щуку обоими руками.

7. В группе у каждой воспитательницы 22 детей.

8. На то, чтобы завести двигатель в сильный мороз, уходит не менее полтора часа.

9. Хозяйства района завершили посев горчицы на одиннадцати тысячах гектарах.

10. Нам предстоит довести мощность Ермаковской ГРЭС до двух миллионов четыреста тысяч киловатт.

4. Нормы употребления местоимений.

1. Отец умер, когда ему было три года.

2. По окончании своей школы я обязательно останусь работать в родном для меня селе.

3. Сзади его шла нагруженная вещами телега.

4. Сестра поступила в артистическую труппу, и она собирается на гастроли.

5. К нему можно обратиться во всякое время.

6. Ихние вещи были разбросаны по всей комнате.

7. Начальник второго отдела! Срочно подойдите к себе!

8. Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной.

9. Невеста была моложе него на три года.

10. Директор попросил секретаря кратко записать свое выступление.

5. Нормы употребления глагольных форм:

1. В этом театре раньше была вертящая сцена.

2. Где-то на задворках кудахтает одинокая курица.

3. Весной огурцы Куртинского тепличного хозяйства тоннами отправляются на столичный рынок.

4. Бригада ремонтников осмотрела состояние автопоилок и других механизмов на всех базах и попутно исправляла имевшиеся поломки.

5. Василий Михайлович учил Абдумурата стропы крепить и кирпич ложить.

6. Махаю крановщице рукой, кричу – не слышит.

7. День быстро меркнул в надвигающихся на город тучах.

8. Сестра долго не могла решить, какое платье ей одеть на этот вечер.

9. Убедю мастера, что монтаж новой линии надо начинать немедленно.

10. Молодые женщины стираются и полоскают белье прямо в речке.

Синтаксические нормы.

6.Ошибки в строе предложения:

1. Те малыши, которые прислали нам свои рисунки, мы пригласим на наш телеспектакль.

2. Японский гость посетил редакцию газеты, где имел беседу с членами редколлегии.

3. Привлекают ее ритмичные и слаженные действия.

4. Труд механизаторов организован на должном уровне, уделяют большое внимание их материальной заинтересованности.

5. Следует иметь в виду, что когда элеватор подключат к городской сети, наступит день, когда без света останутся сотни жилых домов, райбольница, типографии, нефтебаза и милиция.

6. За водой жители ходят на территорию хлебоприемного пункта, что очень далеко.

7. Павел ответил, что я хочу знать правду.

8. Чехов не мог не видеть процесса обогащения русского литературного языка общенародной лексикой и разговорно-бытовыми фразеологическими выражениями такими писателями, как Крылов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь и другие.

9. Большую заинтересованность в решении насущных проблем увеличения производства продуктов земледелия, животноводства, максимальном использовании всех возможностей проявили прибывшие на практику в хозяйства района студенты сельхозакадемии.

10. Прочитав роман «Герой нашего времени», мне особенно понравился образ Печорина.

7. Ошибки в согласовании:

1. С тех пор прошли несколько лет.

2. Большинство самодеятельных коллективов родились и выросли в селах.

3. Несколько человек ранены.

4. Большинство участников совещания выступило в поддержку этого решения.

5. Мать с детьми уехали в деревню.

6. Брат или сестра помогут мне устроиться на работу.

7. 52 туриста прибыло на туристскую базу.

8. Мы отдыхали в селе Крюково.

9. В Брянской и Смоленской области распространено диссимилятивное аканье.

10. Мною были прочитаны та и другая книги.

8. Ошибки в управлении:

1. По приезду на место пожарники вначале обнаружили только дым.

2. Тема следующей лекции – «Космос на службе экономики».

3. На ферме вся работа ведется согласно распорядка дня.

4. В стиле работы администрации не чувствуется озабоченности о вопросах механизации.

5. В результате настойчивых просьб мы получили сообщение, что с Узбекистана вагон изделий из полистирола нам отгрузили еще в начале квартала.

6. Минский комбинат постоянно направлял и руководил развитием нашего завода, который в настоящее время переживает второе рождение.

7. Уполномоченные на местах разъясняли о значении оросительных мероприятий.

8. Чувствуется, что в коллективе работают люди, по-настоящему любящие и преданные своему благородному делу.

9. По истечению трехмесячного срока телефон был отключен за неуплату.

10. Ребята вспоминают, как настойчиво доказывал им Виктор о важности ознакомления с учебной винтовкой.

9. Ошибки в употреблении однородных членов:

1. Чтобы готовить высококвалифицированных специалистов для сельского хозяйства, надо не только учить, но также продолжать учиться самим наставникам.

2. Скромность Вали не только от застенчивости, а от стремления без показухи, шума делать любую работу.

3. Строго запрещается: пребывание отдыхающих и рыболовов-любителей по всему южному побережью, ставить сети, вылавливать рыбу.

4. Алла пожелала будущим выпускникам успешного окончания школы и добиться свершения своих желаний.

5. В его клубнях содержится много углеводов, белки и другие вещества.

6. При этом часть практических занятий проводится в ветеринарных клиниках, зоопарке, ипподроме, машиноиспытательных, племенных и мясомолочных контрольных станциях.

7. Технологический институт будет готовить специалистов для различных отраслей химической и пищевой промышленности, а также системы общественного питания.

8. Для этого заранее отремонтированы жилые дома для животноводов, а также скотобазы, было сделано всё возможное для отличного культурно-бытового, медицинского и торгового обслуживания семей животноводов.

9. Создадим в обслуживаемых хозяйствах посты лучшего использования автомобилей, автомастерские с запасными частями и ремонтными рабочими на основных маршрутах перевозки зерна.

10. Мы поставили перед собой цель воспитывать не только мастеров своего дела, а также хозяев производства.

10.Лексические нормы. Найти ошибки в словоупотреблении (точность, ясность, логичность, краткость, полнота, чистота, богатство речи):

1. Наталья Константиновна впервые дебютировала еще в довоенные годы.

2. Качество строительно-монтажных работ желает быть лучшим.

3. Далее внизу, в глубоком котловане, блестела речка.

4. Этот подарок преподнесли в дар сельским труженикам строители треста «Механмонтаж».

5. Техничкам и уборщицам вменено в обязанность регулярно проветривать помещение.

6. Ученые НИИ в ближайшее время должны покумекать над новым двигателем.

7. Автор задает вопрос, почему пустуют вакансии.

8. Участие учащихся в составлении альбома имеет большое обучающее и воспитательное значение.

9. Трудно и нелегко об этом писать, но ведь случай-то, о котором рассказывает Лукерья Феофановна, взволновал всех жителей поселка.

10. Внезапно вспыхнул ураган и обрушился на город.

Наши рекомендации