Экономический рост: сущность, факторы, типы
Стимулирование экономического роста, поддержание его темпов на стабильном и оптимальном уровне является одной из 4х целевых установок ("угол магического 4хугольника") долгосрочной политики правительства любой страны. | |
Экономический рост | увеличение реальных объемов товаров и услуг, произведенных за определенный период времени (обычно за 1 год) |
или | расширение производственных возможностей общества |
Измерение экономического роста | • увеличение абсолютного объема реального ВНП (ВВП, НД) за определенный период (в процентах): этот метод характеризует скорость поступательного экономического развития общества в целом Yt ΔY Yt − Y0 Тэк.р. = × 100% или = × 100% Y0 Y Y0 Yt − реальный объем ВНП в текущем году Y0 − реальный объем ВНП в предыдущий период |
• увеличение реального объема ВНП (ВВП, НД) на 1 душу населения за определенный период (в процентах): этот метод характеризует скорость поступательного социального развитияобщества, отражает динамику повышения благосостояния на основе экономического роста | |
• увеличение объемов промышленного производства в целом, по основным отраслям и на 1 душу населения за определенный период |
Для расчета среднегодового темпа прироста используется "правило 70", позволяющее
рассчитать период удвоения темпов прироста, но действующее только для небольших значений темпов прироста – менее 10 %: t = 70/ g %.
На основе этого правила можно определить изменение уровня дохода:
Yt = Y0 × 2g
Например, при g = 4 % в год уровень дохода в период t увеличится в 16 раз (24)
по сравнению с исходным уровнем.
Значение экономического роста | |
положительные последствия | • основа повышения общего благосостояния и качества жизни населения (изменение объемов и структуры потребления); • преодолевает ограниченность ресурсов при растущих потребностях; • расширяет возможности общества в проведении социальной политики, решении экологических и других общенациональных проблем, связанных с производством общественных благ, без сокращения достигнутого уровня потребления |
отрицательные последствия | • увеличение нагрузки на окружающую среду, что проявляется не только в нанесении ей непоправимого ущерба, но и в прямом исчерпании ресурсов; • нарушение экологического баланса (эрозия и засоление почв, исчезновение отдельных видов растений и животных, разрушение озонового слоя, отравление воды и воздуха, обмеление рек, нарастание "парникового эффекта" и т.п.); • появление дополнительных социальных проблем, ранее не существовавших: ускорение устаревания знаний, чрезмерная урбанизация; • ухудшение (нарушение) генетического здоровья населения: рост онкологических, психических, сердечно−сосудистых заболеваний, заболеваний органов дыхания, пищеварения |
способы "примирения" экономики и экологии | |
• использование технологий, причиняющих наименьший вред окружающей среде; • переход на альтернативные источники энергии (солнечный свет, ветер, морские приливы) |
Какие темпы выбрать ? |
Относительно высокие темпы в течение длительного времени требуют вовлечения дополнительных ресурсов, что ведет к их удорожанию и соответственно повышению издержек, делая невыгодным увеличение производства. Кроме того, чисто механическому увеличению используемых ресурсов противостоит действие закона убывающей отдачи. Вместе с тем излишек свободных ресурсов может отрицательно влиять на экономический рост: • увеличение трудовых ресурсов без соответствующего роста капитала требует повышения затрат на социальные программы. Получаемые доходы используются на потребление, сокращая сбережения и инвестиции; • излишек капитала (избыточные мощности) стимулирует развитие инфляции издержек и сокращение доходов. В обоих случаях происходит замедление экономического роста. Не менее важным аргументом против высоких темпов является возникновение угрозы глобальной экологической катастрофы, ставящей под сомнение само существование человечества. |
"Нулевые темпы" в течение относительно короткого периода не вызывают отрицательных последствий, если связаны со структурной перестройкой экономики (в этом случае имеет место простое воспроизводство на макроуровне). Политика "нулевого роста" предполагает соответствие экономического роста темпам роста населения, что позволяет сохранить достигнутый уровень жизни и сложившееся равновесие между уровнем занятости и уровнем инфляции. | |
определение Комиссии ООН по вопросам окружающей среды и развития было предложено в 1987 г. | Оптимальные ("устойчивые") темпы обеспечивают удовлетворение потребностей ныне живущих людей, не нарушая экологического равновесия и сохраняя его для будущих поколений |
Типы экономического роста | |
Экстенсивный | рост ВНП за счет увеличения количества используемых ресурсов при неизменном уровне технологии и качества самих ресурсов |
Преимущества | Недостатки |
• простота обеспечения; • создание условий для относительно высокой занятости | • ограниченный характер из-за наличия пределов в обеспеченности ресурсами в каждой стране; • порождает технический застой; • усиление затратного характера развития производства |
Интенсивный | рост ВНП за счет повышения эффективности использования наличных ресурсов при неизменном или мéньшем их количестве |
особенности | • повышение наукоемкости производства; • широкое использование научно−технической информации; • совершенствование организации производства, труда и управления |
Реальный (смешанный) | рост ВНП за счет увеличения количества используемых ресурсов и совершенствования техники и технологии |
Оба типа взаимодополняют друг друга, существуют одновременно на разных временных интервалах. Преобладание одного из них определяется различными сочетаниями факторов производства. |
Факторы экономического роста | |||
Факторы AS | количество и качество наличных ресурсов | ||
• объем и качество природных ресурсов; • численность и интеллектуальный потенциал населения; • масштабы, структура и степень использования основного капитала; • объем финансовых ресурсов; • научно-технический потенциал и степень его влияния на экономику (техническая эффективность) | |||
Эта группа факторов оказывает прямое воздействие на объем выпуска. Поэтому графически экономический рост определяют как смещение вправо кривой AS. | |||
Факторы AD | совокупные доходы и расходы населения | ||
создают основу для реализации растущего объема товаров и услуг и обеспечивают полную занятость ресурсов | |||
Факторы распределения | обеспечивают эффективное распределение ресурсов с учетом реального спроса | ||
Графически экономический рост может быть представлен 3мя способами: Y Сп P LRAS1 LRAS2 тренд AD t Пп Y*1 Y*2 Y а) б) в) а) линия тренда отражает долгосрочную тенденцию увеличения Y*; б) КПВ – сдвиг вправо исходной КПВ; в) модель AD – AS – сдвиг вправо линии Y* (LRAS) Инструментом анализа экономического роста в этом случае является модель производственной функции: Q = f(K,L,Z), где K,L,Z − соответственно затраты капитала, труда, природных ресурсов. |
Система качественных показателей экономического роста |
Показатели производительности факторов производства | прямые | обратные | |||
производительность труда объем выпуска Y трудозатраты = L | трудоемкость L Y | ||||
характеризуют связь между объемом выпуска и отдельными факторами | капиталоотдача объем выпуска Y = объем капитала K | капиталоемкость K Y | |||
производительность Y природных ресурсов = Z | ресурсоемкость Z Y | ||||
Показатели связи между факторами | капиталовооруженность затраты капитала K = затраты труда L | ||||
Показатели предельной производительности факторов производства | Y = MPL× L + MPK× K + MPZ× Z = = (ΔY/ΔL)×L + (ΔY/ΔK)×K + (ΔY/ΔZ)× Z | ||||
характеризуют вклад каждого фактора в прирост объема выпуска |
Первую попытку количественной оценки вклада каждого фактора производства в экономический рост предпринял американский ученый Э.Денисон (Исследование различий в темпах экономического роста, 1967) при анализе экономики США за период 1929 −1982 гг. (Тенденции экономического роста в США, 1985). Впоследствии аналогичную проблему исследовали Ян Тинберген и Роберт Солоу применительно к другим временным интервалам. |
Динамика экономического роста США за счет экстенсивных и интенсивных факторов | ||
Период времени | Экономический рост, % | |
экстенсивные факторы | интенсивные факторы | |
1870 − 1914 гг. оценка Я.Тинбергена | ||
1909 − 1949 гг. оценка Р.Солоу | ||
1929 − 1982 гг. оценка Э.Денисона |
Факторы роста по оценке Э.Денисона (экономический рост в этот период составил 3 %) | Доля фактора в приросте ВНП, % |
I. Увеличение трудозатрат | |
II. Повышение производительности труда | |
в том числе: • технический прогресс | |
• затраты капитала | |
• образование и профподготовка | |
• экономия от масштаба | |
• улучшение распределения ресурсов | |
• прочие факторы | − 9 в т.ч. * ухудшение экономической конъюнктуры 4 * экономическая нестабильность 4 * ужесточение природоохранного законодательства 1 |
выводы | |
1) важнейший фактор экономического роста − факторы производительности труда ( ⅔ прироста ВНП), т.е. интенсивные факторы; 2) среди интенсивных факторов экономического роста выделяется технический прогресс (28 % прироста производительности труда) |
Сама проблема выделения и анализа экстенсивных и интенсивных факторов экономического роста связана с промышленной революцией − переходом от ручного мануфактурного труда к крупному машинному производству. | ||
Этапы вторая половина XVIII − первая четверть XIX вв. конец XIX− начало XX вв. с середины 50х гг. XX в. | I. Промышленный переворот создание технической базы крупной машинной индустрии (паровой двигатель) II. Переход к принципиально новым видам энергии: от пара и механики к электричеству (электродвигатель) III. Переход к 4х звенной машине: 1) рабочая машина; 2) двигатель; 3) передаточное устройство; 4) контрольно−управляющее устройство (автомат) | |
На каждом этапе менялся способ соединения различных элементов производительных сил в производственном процессе, т.е. технологический способ производства (ТСП). С понятием ТСП связаны понятия "наука" и "техника". | ||
наука | особая сфера исследовательской деятельности людей по получению новых знаний о природе, обществе, мышлении | |
техника | • комплекс средств труда для целесообразного воздействия на предмет труда; • совокупность механизмов, машин, систем и средств управления, добычи и переработки сырья, энергии и информации для производства и обслуживания потребностей общества | |
Этапы развития техники | I. Инструментализация • ручной труд и примитивные орудия труда; • человек является центром системы "человек − техника"; • используются специализированные, но не универсальные орудия труда и некомбинированный ремесленный труд II. Механизация • человек − придаток машины; • ручной труд заменяется механизированным; • начало использования науки III. Автоматизация • активное использование науки; • человек − контролер, регулировщик работы машин. Благодаря 4му элементу работник освобождается от тяжелого физического труда, повышается доля творческого труда. Уже не человек приспосабливается к технике, а техника конструируется для облегчения труда (эргономика) | |
Научно−технический прогресс | часть общественного прогресса, характеризующая развитие производительных сил, взаимосвязанное развитие науки и техники |
научный прогресс | получение новых знаний о закономерностях развития природы, общества, мышления, человека |
технический прогресс | создание и применение новых видов техники и технологии |
НТП начинается с момента, когда возникающие в производстве практические проблемы могут быть решены только научно, т.е. НТП отражает интеграцию достижений науки и техники с целью их эффективного технологического применения в производстве. |
До конца XIX в. темпы экономического роста были крайне низкими, но с конца XIX в. начинается ускорение НТП, которое приняло лавинообразный и всеохватывающий характер с середины XX в. (50е гг.). В конце XX в. НТП становится решающим фактором экономического роста, приобретая новое качество. |
Научно − техническая революция | форма НТП − качественный скачок в совершенствовании вещественного фактора производства |
Этапы I. середина 50х − 70е гг. XX в. II. 70е − 90е гг. XX в. III. рубеж XX − XXI вв. | развитие фундаментальной науки переход от традиционной системы машин к автоматизированным системам основных операций и технологических процессов • переход к компьютерно−электронной автоматизации; • соединение локальных АСУ в единую технологическую самонастраивающуюся систему |
Подсистемы НТП | I. Фундаментальные исследования II. Прикладные исследования III. Опытно−конструкторские разработки | • внедрение новых технологий и новой техники, • совершенствование структуры производства и организации труда |
2. Неоклассический анализ проблемы экономического роста: