Перечень вопросов к зачету по дисциплине 6 страница
• не преодолена большая часть отрицательных последствий экономического кризиса 1990-х годов. Более того, постепенно нарастает угроза экономической безопасности России (опережающий рост импорта, сохраняется утечка капитала из страны и т.д.). Можно констатировать, что выбранная для России в начале 1990-х годов и во многом сохраняющаяся до настоящего времени модель экономического развития в целом оказалась неудачной.
Все это позволяет сделать вывод о том, что подход к разработке стратегии экономического развития России должен быть гораздо более продуманным и глубоким, чем тот, который практиковался до сих пор.
Для успешного развития России прежде всего необходимы высокие темпы роста экономики. При оценке возможных темпов роста российской экономики в среднесрочной перспективе надо учитывать ее структурные особенности. Сегодня можно констатировать, что структура экономики приобрела черты определенной стабильности, а структурные изменения в перспективе не будут такими интенсивными, как в 1990-х годах.
В табл. 3.4 отражена тенденция роста показателей, которые характеризуют общую экономическую тенденцию роста.
Таблица 3.4. Производство валового внутреннего продукта, млрд. руб.
Показатель | ||||||
Выпуск в основных ценах | ||||||
Промежуточное потребление | ||||||
Валовая добавленная стоимость в основных ценах | ||||||
Чистые налоги на продукты | ||||||
ВВП продукт в рыночных ценах |
Источник: Россия в цифрах. М.: Росстат, 2008. С. 168.
В.П. Третьяк считает, что более точным будет говорить об индустриальной политике, потому что эта политика затрагивает функ-ционирование не только промышленных отраслевых рынков, но и непромышленных. Кроме того, индустриальная политика не столько оказывает воздействие собственно на поведение участников рынка (на фирмы, отрасли), сколько должна способствовать повышению результативности функционирования отраслевых рынков, как каждого в отдельности, так и в их взаимодействии1.
По нашему мнению, именно так и надо понимать промышленную политику — как осуществление некоего набора мер, направленных на повышение результативности функционирования отраслевых рынков.
Для развития национальных рынков важно выделение так называемых локомотивных отраслей, развитие которых может дать толчок росту экономики страны, прежде всего вызвать рост совокупного внутреннего спроса. Сырьевой рост российской экономики показывает, что Россия не получает от него ни накоплений, ни экономической эффективности.
Анализ роста промышленного производства показывает, что подавляющая часть этого подъема обеспечена вследствие расширения совокупного спроса, а не за счет наращивания ресурсной базы страны или совершенствования технологий, роль которых весьма значительна.
С 1999 г. увеличиваются сборы зерновых, растет экспорт зерна из России, что показывает положительные последствия перехода к рыночным отношениям в аграрном секторе.По прогнозу в 2008 г. может быть получено 90—95 млн. т зерна. С другой стороны, экспорт зерна из России, импортирующей примерно треть потребляемого мяса, показывает такой же сырьевой характер и в аграрном секторе.
1 Третьяк В. П. Индустриальная политика и результативность функционирования отраслевых рынков // Материалы науч. конф. МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: ТЕИС, 2002. С. 89.
Создание инфраструктуры для «эффективных собственников». В феврале 2005 г. на заседании федерального правительства обсуждался важный проект — «Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005— 2008 гг.)». В этом проекте предусмотрен постепенный уход от топливно-сырьевой мирохозяйственной специализации страны. И если необходимость такого структурного маневра можно считать общепризнанной, то во мнениях о путях его осуществления есть некоторые расхождения. В принципе пути структурных сдвигов связываются с оптимизацией соотношения госрегулирования экономики и частной инициативы. Так, сторонники «либерального проекта» считают, что рынок и бизнес лучше государства определяют точки потенциального роста и его факторы (эта идея попала в проект среднесрочной правительственной программы).
Такую позицию, утверждающую в качестве институциональных опор модернизации институты свободной конкуренции, следовало бы поддержать, если бы российскую экономику можно было сравнить с экономикой высокоразвитых стран и индикаторы экономической безопасности показывали бы благополучное развитие экономической системы. Однако в настоящее время это не наблюдается, поэтому России необходимо проводить активную промышленную политику, разрабатывать индикативное макропланирование, использовать модели стратегического инвестиционного партнерства государства, рынка и частного бизнеса.
В настоящее время реализуются разнонаправленные процессы. С одной стороны, есть определенные успехи (продвижения) в области приватизации — в сфере организационно-правовых преобразований. Но, с другой стороны, материальные интересы, сформировавшиеся в ходе передела собственности и ее приватизации, краткосрочны: получение прибыли, выплаты дивидендов, выгодные перепродажи акционерной собственности. Они почти не связаны с системными экономическими процессами. Особенно это касается предприятий крупной промышленности, платежеспособный спрос на продукцию которых выявляется в результате реализации сложных технологических цепочек, а изменение структуры производства требует значительных вложений и больших сроков. В долгосрочной перспективе система личных интересов, основанная на приватизированной собственности, видимо, расставит все на свои места и будет способствовать созданию экономически эффективного общества. Таков опыт развитых капиталистических стран.
Персонал предприятий, как правило, имеет старый менталитет, особенно на крупных предприятиях. Для большинства работников мало что меняется, а акционирование и приватизация — это переход лишь к несколько иной форме все той же общественной собственности. Вряд ли следует ожидать от персонала предприятий каких-либо угроз экономической безопасности, более того, он создает основу определенной стабильности в силу консерватизма.
Менеджеры предприятий по своему статусу, как правило, в наибольшей степени заинтересованы в эффективности производства. Приватизационное законодательство предоставило им определенные льготы, пробуждающие чувство собственника. Хотя большинство директоров по-прежнему настроены достаточно консервативно и связывают свое существование преимущественно с государственной поддержкой, тем не менее уже появился слой современно мыслящих руководителей, способных образовать ядро «эффективных собственников». Вместе с тем эта категория лиц, как показывает опыт приватизации, может нести и угрозу экономической безопасности: в некоторых случаях менеджеры используют свое положение для доступа к собственности предприятий и использования ее в личных интересах.
Представители государства, в первую очередь держатели контрольных пакетов на приватизированных предприятиях, должны соблюдать государственные интересы, в том числе обеспечивать экономическую безопасность предприятий, отраслей, общества в целом. Несмотря на разрушения, которым подверглась система управления экономикой страны, в значительной мере сохранились корпоративные отношения, объединяющие директорский корпус и представителей государственных структур.
Мелкие инвесторы, приобретшие акции на чековых аукционах, а впоследствии и на открытых рынках ценных бумаг, в обозримой перспективе вряд ли смогут представлять какую-либо реальную угрозу экономической безопасности.
Держатели крупных пакетов акций, приобретенных на чековых аукционах, инвестиционных торгах, в дальнейшем на свободном рынке ценных бумаг или в других сферах, могут представлять угрозу экономической безопасности. Пока ясно, что скупаемые коммерческими структурами крупные пакеты акций предприятия имеют в основном спекулятивную ценность, которая тем не менее зависит от размера пакета и возможностей с его помощью осуществлять контроль над управлением собственностью, в том числе над управлением производством.
Угроза экономической безопасности значительно возрастает в случае явного или скрытого взаимодействия коммерческих структур, администрации предприятий, а также представителей государства.
Как бы то ни было, одной из главных задач обеспечения экономической безопасности является анализ и прогноз процессов перераспределения собственности, в первую очередь собственности на производственные фонды, природные ископаемые, землю, недвижимость и т.д., выявление на этой основе угрозы экономическому развитию страны, регионов, отраслей, отдельным предприятиям и гражданам и разработка мер по предотвращению угрозы. Рост экономики России в 1999—2007 гг. не привел к изменению ее структурного качества.
Девальвация в условиях 60— 80%-ного износа основных мощностей в обрабатывающих отраслях, при отсутствии достаточного кредитования промышленных предприятий банками и т.д., только усиливает необходимость реструктуризации промышленности.
Так, Институт экономики РАН предлагает интересный стратегический курс развития российской экономики1.
Экономическая безопасность в военно-промышленном комплексе. В соответствии с российским законодательством, если иностранной компании принадлежит более 25% акций предприятия, то оно не может выпускать боевые вертолеты и самостоятельно их продавать на мировом рынке, так как государству не принадлежит контрольный пакет. Этим в начале 1990-х годов, после приватизации, воспользовался основной американский конкурент в производстве боевых вертолетов компания United Technologies (владеет вертолетной фирмой Sikorski), купив блокирующий пакет акций вертолетного завода им. Миля. Таким образом, американская компания может прямо влиять на конструкторскую и производственную деятельность предприятия2.
По данным еженедельника «Аргументы и факты», в оборонно-промышленном комплексе иностранные юридические и физические лица или их аффилированные структуры владеют более чем 10% обыкновенных акций минимум в 47 акционерных обществах, пакетами, превышающими размер блокирующего, — в 22, из них в 12 акционерных обществах авиационной промышленности. Не контролировался и не контролируется до настоящего времени процесс скупки иностранными лицами пакетов акций стратегически и экономически значимых для России предприятий через подставных лиц и на вторичном фондовом рынке3.
Отсутствие государственной поддержки российских военных ученых и конструкторов привело к следующему: если в 1990 г. средний возраст персонала в оборонной промышленности составлял 39 лет, то сегодня — 58, численность работающих докторов наук сократилась в 1,7 раза, кандидатов — в 1,6 раза, работникам отрасли некому передавать свой опыт, а государственных заказов осталось на три—пять лет. Все последнее десятилетие структура военных расходов была такой: 75—80% — на содержание армии, 10—15% — на НИОКР, остальные 5—10% — на государственный оборонный заказ4.
Управленческие решения и экономическая безопасность. Определенную угрозу экономической безопасности страны несут в себе непродуманные управленческие решения. Например, в начале 1990-х годов в России появились «соглашения о разделе продукции» (СРП). На СРП возлагались огромные надежды: считалось, что в страну потечет иностранный капитал. Идея в самом деле выглядела очень выгодной. Однако то, как она реализуется, не имеет ничего общего с классической практикой СРП в развитых странах, где поддерживаются национальные интересы.
1 См.: Стратегический ответ России на вызовы нового века. М.: Экзамен, 2004.
2 Хазбиев А. Миль под колпаком // Эксперт. 2001. № 41.
3 Аргументы и факты. 2005. 26 января.
4Галиев А. Оборонная инициатива // Эксперт. 2000. № 40.
Подобные схемы еще в 1950—1960-е годы взяли на вооружение транснациональные корпорации и с их помощью сумели получить контроль над природными богатствами слаборазвитых стран, у которых не было ресурсов и опыта для разработки и освоения собственных недр, сделав их своими сырьевыми придатками.
Как правило, договоренности о СРП рассчитаны на 15—30 лет, в течение которых допущенная к месторождению компания должна была вносить в местный бюджет фиксированные платежи за добытое. Делиться продукцией компания могла лишь после того, как покроет все расходы по освоению месторождения.
Главный принцип СРП заключается в том, что государство не получает никаких доходов до тех пор, пока не вернутся вложения инвестора. А когда пойдет первая прибыль, дивиденды в казну выплачиваются в зависимости от рентабельности. Здесь кроются серьезные экономические угрозы:
• возможны не только превышение сметы расходов, но и отнесение к подлежащим возмещению практически любых затрат;
• оборудование, материальные и другие ресурсы, которые можно купить в России, покупаются за границей, в результате цена прочих материалов сильно возрастает, поэтому большие заказы, рабочие места, налоги получают зарубежные страны, но не Россия (в законодательстве о СРП следует указать, что работать подрядчики должны по большей части с российскими поставщиками);
• используется практика сильного завышения заработной платы иностранным специалистам, но подоходный налог они платят в своей стране.
3.3. Теневая экономика как угроза экономической безопасности страны
Теневая экономика: понятие и сущность. На основе практического опыта можно утверждать, что любые экономические системы любых стран — развитых и развивающихся, демократических или тоталитарных — в большей или меньшей степени содержат в себе теневую экономику, не укладывающуюся в рамки законодательства.
До сих пор понятие «теневая экономика» в ряде стран трактуется по-разному1. Например, Большой энциклопедический словарь
(М.; СПб., 2001) дает такое определение: теневая экономика — термин, обозначающий все виды экономической деятельности, не учитываемые официальной статистикой и не включаемые в ВНП.
По определению В. Исправникова, теневая экономика — это экономика, функционирующая вне правового поля. Ее ключевым признаком можно считать уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или искажение их содержания при регистрации.
1 См.: Неформальная экономика и гибкий рынок труда: теория и практика в ФРГ. М.: ИНИО АН СССР, 1987.
При этом основную функцию средств платежа несут наличные деньги, особенно иностранная валюта.
По мнению В.Ю. Катасонова, теневая экономика — это среда хозяйственной жизни (производственная, коммерческая, финансовая деятельность), которая находится вне контроля государства и его регулирующих мер.
Теневая экономика — это не столько совокупность экономических преступлений, совершенных определенными юридическими и физическими лицами, сколько сложная синтетическая система социально-экономических явлений, осуществляющихся особым — криминальным образом.
Это комплекс социально-экономических явлений, происходящих вследствие уголовно и административно наказуемых действий, осуществляемых через юридических лиц различных организационно-правовых форм и без них по получению доходов путем совершения противоречащих законодательству и нормативным актам финансовых, торговых и иных операций.
В соответствии с «Методологическими положениями по оценке скрытой (неформальной) экономики», утвержденными постановлением Госкомстата от 31 января 1998 г. № 7, теневая экономика включает в себя скрытую, неформальную и нелегальную деятельность. Неформальный сектор экономики согласно резолюции 15-й Международной конференции по статистике труда объединяет некорпоративные предприятия, действующие обычно на законном основании. К неформальным предприятиям относятся предприятия, работающие для собственных нужд домашних хозяйств (например, индивидуальное строительство собственными силами), и предприятия с неформальной занятостью, т.е. те, на которых отношения между работодателем и наемным работником или между несколькими партнерами не закреплены каким-либо договором или другими юридическими документами.
Сущность теневой экономики заключается в ее «невидимости». Госкомстат РФ начал осваивать методы ее учета в 1993 г., после утверждения ООН новой версии национальных счетов.
В официальных данных теневая составляющая российской экономики достигла предельных величин. Если доля нелегального сектора в ВВП западных стран официально оценивается в 5—10%, то в
России официальная оценка статистических служб — 20% (в странах Латинской Америки этот показатель стабильно держится в пределах 60—65% ВВП)1. СМ.Меньшиков на основе анализа скрытых источников предпринимательских доходов выводит общую оценку удельного веса теневой экономики — около одной трети ВВП, причем до 40% скрытых доходов уходит на оплату «услуг» организованной преступности2.
По данным МВД России, организованные преступные формиронииия в той или иной степени контролируют более 40 тыс. хозяйствующих субъектов разных форм собственности, в том числе около 1,5 тыс. крупных государственных предприятий, свыше 500 совместных предприятий, 550 банков3.
Теневая составляющая экономики — это система экономических отношений, которая складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, т.е. находится вне рамок правового поля4.
Следует различать по характеру производственных отношений часть теневых предприятий, участвующих в производстве товаров и услуг, и ту, через которую осуществляется лишь перераспределение созданного продукта.
Результаты опросов показывают, что более 60% населения относят коррупцию к проблемам, представляющим угрозу национальной безопасности России, свыше 70% опрошенных считают, что Россию можно отнести к числу коррумпированных государств.
По экспертным оценкам суммарные потери от коррупции в России составляют от 10 до 20 млрд долл. в год5.
Согласно проведенным исследованиям 27% трудоспособных россиян (21 млн человек) имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в посреднической деятельности, треть — в розничной торговле, остальные — в «челночном» бизнесе.
Российский теневой рынок труда напрямую взаимосвязан с недостатками миграционной политики государства.
Согласно результатам последних исследований из 1 млн. въезжающих на территорию России иностранцев (в основном из стран бывшего СССР, а также Вьетнама) обратно выезжают 700 тыс., а остальные 300 тыс. незаконно остаются в стране6.
Коррупция. В широком смысле коррупция — это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей.
В узком смысле под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.
1 Сенчагов В.К. Указ. соч. С. 486-489.
2 Меньшиков С.М. Анатомия российского капитализма. М: Международные отношения, 2004. С. 244.
3 Современные проблемы экономической теории. М., 2004. Ч. 2. С. 108.
4 Сенчагов В.К. Указ. соч. С. 488.
5 Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Безопасность предпринимательской деятельности. М.: Экономика, 2002. С. 259.
6 Латов Ю.В. Теневая экономика. М.: Норма, 2006.
Характерные признаки ситуации:
• принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы;
• партнеры действуют по обоюдному согласию;
• обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества;
• все участники сделки стараются скрыть свои действия.
Коррупция начинается там, где государственные цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях.
Коррупция оказывает разлагающее влияние на общество. Уже сформулированы основные последствия воздействия коррупции на разные стороны жизни.
1.Экономические последствия:
• растут масштабы теневой экономики, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета, вследствие чего государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств;
• нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки; это приводит к снижению эффективности рынка и дискредитации идей рыночной конкуренции.
2.Социальные последствия:
• отвлекаются колоссальные средства, предназначенные на общественное развитие, обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы;
• растет имущественное неравенство — богатство меньшинства на фоне бедности подавляющего большинства населения; коррупция подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев общества. 3. Политические последствия:
• происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования групп олигархов;
• снижается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества, что ставит под угрозу любые благие начинания власти;
• падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции.
Экономисты из МГУ подсчитали, что совокупные издержки, связанные с барьерами (взятки чиновникам), повышают цену товаров на рынке примерно на 10%. В среднем каждая российская семья вынуждена дополнительно выкладывать на это от 500 до 550 руб. ежемесячно1.
Существенно важно понять корни коррупции. Так, наиболее характерной чертой командно-административной системы экономики бывшего Советского Союза являлся колоссальный дефицит.
1 Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул АД. Указ. соч. С. 262.
Он имелся на всех стадиях воспроизводства.
Коррупция в этих условиях может развиваться потому, что государственные служащие, перераспределяющие материальные блага, могут это делать в пользу конкретных предприятий или в личных интересах.
Из-за значительной разницы между внутренними и международными ценами на сырую нефть, природный газ, металлы и другие природные ресурсы участие в экспорте этих продуктов давало огромные доходы людям, имеющим нужные связи: служащим добывающих предприятий и коррумпированным бюрократам.
Вокруг этих источников доходов сформировались влиятельные лобби-группы, которые служили интересам крупнейших финансово-промышленных группировок в сфере кланово-бюрократических структур и систем государственного контроля.
В России вывоз капиталов из страны давно стал проблемой экономики и финансовой системы. Существенную часть этого потока составляют незаконно полученные доходы, в том числе от коррупционных сделок.
Как пишут российские авторы, бывший советник президента США по национальной безопасности 3. Бжезинский полагает, что около 65% из 120 млрд долл., которые Россия получила от западных стран, преимущественно из Германии и международных кредитных организаций, вернулись на секретные счета на Западе.
В докладе «Глобализация преступности в связи с общей глобализацией в мире» руководитель Центра международного права
ИГП РАН И.И. Лукашин отметил, что преступная деятельность приносит колоссальные доходы. Ежегодный доход от торговли только натуральными наркотиками в среднем составляет 400 млрд. долл., информационного пиратства — 200 млрд., от фальсификации документов — 100 млрд. Только криминальная деятельность транснациональной организованной преступности приносит свыше 1 трлн. долл.
Специалисты различают два принципиально разных вида российской коррупции: верхушечную и низовую.
Верхушечная (или государственная) включает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (законов, государственных заказов, изменения форм собственности и т.п.). Низовая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).
Верхушечная коррупция существует постольку, поскольку государство вмешивается в частную и общественную жизнь. Проблема заключается в том, что государство, реализуя свое предназначение, обязано осуществлять это вмешательство эффективно и в достаточном, но не чрезмерном объеме. Коррупция — это сигнал, указывающий на неоправданные и неэффективные действия государства, дающие возможность нечестным чиновникам извлекать прибыль, пользуясь своим служебным положением.
Бюрократия занимает в России особое положение. Численность правительственного административного персонала сегодня уже превышает численность бюрократов в СССР. По зарубежным данным, минимум 70% российских чиновников берут взятки1. Бюрократы обладают огромной свободой действий при отказе или разрешении заняться деятельностью, которая приносит большие доходы.
В российской экономике в последние годы происходили бурные изменения, появлялись новые, непривычные сферы и формы деятельности, к чему с большим трудом приспосабливались государственные институты. Именно здесь более всего ощущался рост коррупции. Уже определены основные сферы, в которых широко распространилась верхушечная, или государственная, коррупция.
Прежде всего это приватизация: еще на начальных стадиях около 30% всех постановлений содержали нарушения норм действующего законодательства. К примеру, практиковалось включение чиновников в число акционеров. Наиболее распространенные нарушения при приватизации — присвоение денежных средств и взятки. Почти в половине регионов России к уголовной ответственности были привлечены занятые приватизацией чиновники.
Многочисленны случаи, не подпадающие под прямую уголовную ответственность: оценка приватизируемых объектов по заниженным суммам, манипуляции условиями конкурсов, скупка предприятий чиновниками через доверенных лиц.
По экспертным оценкам, взяткой сопровождается почти половина актов по выдаче государственных кредитов или распределению бюджетных средств. Этому благоприятствует несовершенство налоговой системы: деньги, собираемые в регионах, попадают в Федеральный бюджет, а затем возвращаются в регион в виде трансфертов.
Исключительно опасно для общества проникновение коррупции в силовые, прежде всего правоохранительные, структуры, сращивание коррумпированных элементов государственного аппарата с экономической преступностью.
Истоки возникновения теневой составляющей в российской экономике одним из первых рассмотрел Ф.Я. Полянский. Он исследовал ее в связи с формированием цены и стоимости в период позднего Средневековья феодальной России. Особенность России этого периода, по мнению Полянского, состояла в том, что она переживала регламентацию мануфактурного производства, которой в отличие от Запада не предшествовала столь четкая регламентация производства. Мелкотоварное производство, развиваясь «снизу», находилось в систематической борьбе с «указанными» фабриками. Они получали от государства монопольные права на производство тех или иных товаров. Мелкие же ремесленники и кустари, постепенно осваивая технику новых производств, подрывали эту монополию.
Ващекш Н.П., Дзлиев М.И., Урсул АД. Указ. соч. С. 269.
Исследуя эволюцию ткацких промыслов в центральном районе России, М. Туган-Барановский доказывает, что не домашняя промышленность порождала фабрику, а наоборот, фабрика порождала домашнюю промышленность и самостоятельного кустаря.
Экономист Ю. Ларин в работе «Частный капитал в СССР» насчитывает 12 видов нелегальной деятельности в период нэпа:
• агенты и соучастники частного капитала в государственном аппарате;
• лжегосударственная форма деятельности частного капитала;
• злостная контрагентура;
• неликвидные формы;
• хищническая аренда;
• нелегальная перекупка; • контрабанда;
• государственный денежный кредит; ® государственные займы;
• валютные операции;
• уклонение от налогов;
• лжекооперативы.
Современная организованная преступность возникла в результате такой социально-экономической политики, проводимой в СССР, которая глушила деловую и экономическую инициативу хозяйственников, ее стремление к гибкости, быстрой перестройке с учетом экономических и социальных потребностей. Все это привело к дестабилизации и перекосам в экономике страны, росту преступлений в сфере хозяйственной деятельности, крупным хищениям, взяточничеству, а также возникновению теневой экономики, действовавшей одновременно с официальной.