II. Экономические (финансовые) показатели работы судна.
1) Общая сумма фрахта за рейс, $.
; (19)
где f – фрахтовая ставка за 1 тонну груза, $/т;
Q – количество перевозимого груза, т;
Кб – брокерская комиссия (в среднем для наливных судов составляет 3,75% от суммы фрахта, а для сухогрузов – 4,5% от суммы фрахта), $.
2) Суммарные эксплуатационные расходы судна за рейс, $.
; (20)
где Rпор– стоимость судозахода, включая портовые сборы и агентирование, $ (см. приложение);
R’– стоимость судозахода для транзитной бункеровки;
Rкан.– расходы, связанные с прохождением каналов, включая лоцманскую проводку (см. приложение);
Rбун.– расходы на бункер;
; (21)
где Цм , Цд – цена 1 тонны мазута и дизельного топлива, которые принимаются равными соответственно 300 $/т и 600 $/т.
3) Суммарные операционные расходы судна за рейс, $.
; (22)
· Rоп.тр. – расходы по оплате труда, $/сут;
; (23)
где Rоп.тр. – расходы по зарплате;
Rотчис. – отчисления в социальные фонды;
Rовер. – овертайм.
· Rэк – расходы по экипажу, $/сут;
; (24)
где Rпит. – рацион питания;
Rреп. – расходы по репатриации;
Rмед. – медицинские расходы;
Rпредст. – представительские расходы;
Rтроп. – тропические расходы;
Rтран. – транспортные расходы;
Rпорт. – портовые, агентские расходы по экипажу;
Rкад. – расходы по подготовке кадров;
Rозд. – расходы по оздоровлению;
Rпр. – прочие расходы по экипажу.
· Rтех – технические расходы, $/сут;
; (25)
где Rвод. – расходы на приобретение и доставку воды;
Rрейс.рем. – межрейсовый ремонт и техобслуживание;
Rснаб. – снабжение, CЗЧ и доставка;
Rсвяз. – снабжение и ремонт средств связи;
Rмас. – масла;
Rохр. – расходы по охране судов;
Rпр. – прочие расходы по техническому менеджменту.
· Rсвяз. – расходы по связи, $/сут;
· Rпрог.пр. – расходы на приобретение и обслуживание программных продуктов, $/сут;
· Rнав.пос. – расходы по закупке и доставке навигационных пособий, $/сут;
· Rстр. – расходы на страхование, $/сут;
· Rинс.с. – расходы по инспекции судов, $/сут;
· Rпроб. – расходы по анализу проб бункера, $/сут.
Исходные данные для расчета операционных расходов представлены в приложении 2.
4) Прибыль от эксплуатации, $.
; (26)
5) Финансовый результат, $.
; (27)
где Пэкс. – прибыль от эксплуатации;
Rзав.рем. – расходы на заводской ремонт;
Rамор. – расходы на амортизацию;
Rадм. – административные расходы.
Исходные данные для расчета этих статей расходов представлены в приложении 3.
8) Средняя себестоимость перевозки 1 тонны груза и 1 тонно-мили, $/т и $/т-м.
; (28)
; (29)
9) Тайм-чартерный эквивалент, $/сут.
; (30)
Все расчеты по вышеуказанным формулам необходимо провести в отдельности по каждой рассматриваемой оферте. На основе полученных данных составить сводную таблицу, а также построить графики, по которым можно будет выполнить сравнительный анализ основных экономических показателей и обосновать выбор оптимальной оферты.
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА РАБОТЫ СУДОВ ПРИ РАБОТЕ ПО ОПТИМАЛЬНОЙ ОФЕРТЕ
Для организации эффективной работы флота в каждой судоходной компании на начало нового календарного года задаются его плановые показатели работы с учетом возрастных и технико-эксплуатационных характеристик судна, а также на основе прогнозов развития мирового фрахтового рынка.
Для оценки степени выполнения плана при работе судна по оптимальной оферте необходимо провести сравнительный анализ рассчитанного тайм-чартерного эквивалента с плановыми показателями, представленными в таблице 6.
Таблица 6
Плановые показатели работы флота для различных
Тоннажных групп судов
Тип судна | Плановый ТЧЭ, $/сут |
Художник Моор | |
Капитан Егоров | |
Москва | |
Победа | |
Механик Слаута | |
Капитан Осташевский | |
Академик Пустовойт | |
Герои Новороссийска | |
Механик Гаровник | |
Дмитрий Медведев | |
Григорий Нестеренко | |
Альтаир | |
Людвиг Слобода | |
Волга | |
Капитан Станков | |
Сухуми |
Если тайм-чартерный эквивалент, полученный по оптимальной оферте, окажется выше, то это означает, что судно перевыполнило план.
Если тайм-чартерный эквивалент, полученный по оптимальной оферте, окажется ниже, то далее необходимо рассчитать какая должна быть фрахтовая ставка в данном рейсе для того, чтобы план работы флота был выполнен.
; (31)
где rбр – процент брокерской комиссии.
Далее студентам необходимо описать факторы, которые могли повлиять на положительное или отрицательное отклонение фактического тайм-чартерного эквивалента от планового.