Сформировались два новых направления
- Первое связано с усложнением административного аппарата, используемого для разработки планов,
- Второе – с расширением сферы планирования.
До 70-х гг. страны осуществляли прогноз посредством национальных моделей прогнозирования.
В середине 70-х гг. начинают создаваться макроэкономические модели, с помощью которых прогнозируется развитие экономики ряда стран, регионов и всего мира.
Каждая страна с учетом специфики национальной экономики применяет определенные подходы к прогнозированию и планированию экономических и социальных процессов, постоянно совершенствуя их применительно к изменяющимся условиям.
В США прогнозирование ассимилировало последние достижения экономической теории, математических методов и электронно-вычислительной техники. Прогнозируется развитие экономики на мировом уровне, развитие отдельных стран и групп стран, экономика США в целом, ее отрасли и регионы, штаты, округа, городские районы, отдельные фирмы, товарные рынки.
Япония. Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании систем социально-экономических прогнозов, планов и научно-технических программ как инструмента правительственного регулирования рыночной экономики. В Японии разрабатываются пятилетние планы-программы, которые носят индикативный характер.
В Южной Корее государственное планирование стало развиваться с начала 60-х гг. В Южной Корее реализуется централизованное планирование с использованием средне-, долгосрочных планов и целевых программ в увязке с рынком. Французская система планирования прошла три крупных этапа: с 1945 до 1960 г. - директивное планирование; с 60-х гг. был осуществлен переход к индикативному планированию; в начале 90-х гг. во Франции стало развиваться стратегическое планирование.
Франция. Французская система планирования вместе с развитием национального рынка прошла три крупных этапа планирования.
1945-1960 г. – директивное планирование
В конце 60-х гг. – индикативн. планир.
В начале 90-х гг. – стратегическое планирование
Направления стратегического развития разрабатываются в виде целевых государственных программ и сопровождаются комплексом различных финансовых льгот и преференций, стимулирующих их реализацию.
Вопрос 13.
ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В США. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ, ПОЛУЧИВШИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ В США
В США прогнозирование ассимилировало последние достижения экономической теории, математических методов и электронно-вычислительной техники. Прогнозируется развитие экономики на мировом уровне, развитие отдельных стран и групп стран, экономика США в целом, ее отрасли и регионы, штаты, округа, городские районы, отдельные фирмы, товарные рынки.
Среди методов прогнозирования широкое распространение получили:
- модель «затраты - выпуск»,
- эконометрические модели,
- экспертные оценки,
- модели динамических рядов,
- метод экономических индикаторов.
Прогнозирование в США сформировалось и функционирует как отрасль коммерческой деятельности.
Вопрос 14.
ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ В ЯПОНИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ В ЯПОНИИ
Япония. Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании систем социально-экономических прогнозов, планов и научно-технических программ как инструмента правительственного регулирования рыночной экономики.
В Японии разрабатываются пятилетние планы-программы, которые носят индикативный характер.
Планы-программы дают:
- представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики,
- показывают проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри и за пределами страны,
- обосновывают рекомендации по решению этих проблем.
Для разработки планов изучаются статистические данные, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании этих данных делается научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономике страны в целом. Опираясь на рекомендации, каждая корпорация вырабатывает свою стратегию.
Средства и пути достижения поставленных целей в планах-программах:
- льготное кредитование,
- льготное налогообложение,
- ускоренная амортизация,
- бюджетное субсидирование,
- поддержка рискованных инновационных проектов,
- госзаказ.
Вопрос 15.
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ
Южная Корея. Гос. планирование в Южной Корее началось с так называемого плана Натана, разработанного в 1954 г. с привлечением экспертов ООН.
В начале 60-х гг. экспертами Американского агентства международного развития была разработана долгосрочная (на 20 лет) программа развития экономики Южной Кореи. Она опиралась на рекомендации МВФ, которые предполагали, что достичь высоких темпов экономического роста и повысить эффективность общественного производства в развивающихся странах возможно путем приоритетного развития экспортных отраслей и за счет ориентации на мировой рынок.
В концептуальном плане программа предполагала:
- ориентацию индустриального развития на всемерное укрепление связей с рынками ведущих промышленно развитых стран;
- включение экспортного сектора экономики в систему международного разделения труда;
- приоритетное инвестирование конкурентоспособных отраслей экономики;
- поддержание внутреннего потребления на минимальном уровне;
- контроль государства над производством.
Широкое распространение в прогнозировании получили экспертные оценки. Имеет место централизованное планирование с использованием средне-, долгосрочных планов и целевых программ. Под контролем государства находятся внутрифирменные издержки и качество продукции, иностранный капитал. В основе экономического рынка Южной Кореи лежит рынок не внутренний, а мировой.
Вопрос 16.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ
Франция. Французская система планирования вместе с развитием национального рынка прошла три крупных этапа планирования.
1945-1960 г. – директивное планирование, перенятое у СССР
В конце 60-х гг. – индикативн. планир-е, позволяющее координировать позиции государства и частного бизнеса.
В начале 90-х гг. – развивается стратегическое планирование.
Направления стратегического развития разрабатываются в виде целевых государственных программ и сопровождаются комплексом различных финансовых льгот и преференций, стимулирующих их реализацию.
Вопрос 17.
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Организация ПиП в РБ охватывает систему органов планирования на всех уровнях управления экономикой, определение их функций, установление порядка разработки прогнозов и планов, доведение показателей до исполнителей и обеспечение их выполнения.
Национальное собрание – обеспечивает нормативно-правовую базу, рассматривает планы-прогнозы экономического и социального развития, программы, утверждает бюджет государства.
Советом Министров – Руководство по организации разработки государственных планов-прогнозов экономического и социального развития и контроль за их исполнением.
К центральным органам, обеспечивающим проведение работы по прогнозированию и планированию, относятся:
- Мин. экономики (Планирующий и координирующий центр. Оно подчиняется Совету Министров и в своей деятельности руководствуется законодательством республики и положением, которым определены его задачи и функции)
- Мин. финансов
- Мин. труда
- Мин. статистики и анализа,
- Мин. труда и социальной защиты,
- Мин. иностранных дел,
- Мин. по управлению государственным имуществом и приватизации и другие органы.
Вопрос 18.
СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ, ИХ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ.
Нац. собрание – обеспечивает нормативно-правовую базу, рассматривает планы-прогнозы экономического и социального развития, программы, утверждает бюджет государства.
Советом Министров – Руководство по организации разработки государственных планов-прогнозов экономического и социального развития и контроль за их исполнением.
К центральным органам, обеспечивающим проведение работы по прогнозированию и планированию, относятся:
- Мин. экономики (Планирующий и координирующий центр. Оно подчиняется Совету Министров и в своей деятельности руководствуется законодательством республики и положением, которым определены его задачи и функции)
- Мин. финансов
- Мин. труда
- Мин. статистики и анализа,
- Мин. труда и социальной защиты,
- Мин. иностранных дел,
- Мин. по управлению государственным имуществом и приватизации и другие органы.
Важнейшими функциями Министерства экономики являются:
− анализ и оценка социально-экономического состояния страны;
− разработка и реализация стратегии социально-экономического развития;
− подготовка методических рекомендаций по проведению прогнозных расчетов и разработке планов-прогнозов;
− разработка концепций, основных направлений, планов-прогнозов экон. и соц. развития;
− формирование механизма гос. регулирования экономики
− методическое и научное обеспечение проведения экономических реформ;
− разработка прогнозов и программ развития внешнеэкономической деятельности;
− экономический анализ состояния отраслей, выработка направлений их структурных преобразований и развития;
Отраслевое прогнозирование и планирование обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами:
- Министерство промышленности
- Министерство архитектуры и строительства
- Министерство лесного хозяйства и т.д.
Региональные органы планирования и управления решают проблемы социально-экономического развития регионов.
Плановые органы областей, районов, городов разрабатывают планы-прогнозы их развития с учетом региональных особенностей
Вопрос 19.
Законодательное регулирование деятельности в области прогнозирования и планирования в Республике Беларусь.
Вопрос 20.
Порядок разработки государственных планов-прогнозов экономического и социального развития.
Вопрос 21.
Содержание важнейших программ социально-экономического развития Республики Беларусь.
Вопрос 22.
ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ И ЕЕ НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ.
Методология ПиП экономики содержит и определяет основные принципы, подходы и методы проведения прогнозных и плановых расчетов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления.
В мировой практике сформировались две основные методологии ПиП соц.-экон. развития:
- Первая основана на марксистской теории расширенного воспроизводства,
- вторая − на кейнсианской, монетаристской и других теориях.
На первой базируется планирование в условиях командно-административной системы (директивное планирование).
Вторая является основой планирования и прогнозирования в странах с рыночной экономикой (индикативное планирование).
Элементы методологии:
- принципы;
- логика;
- методы;
- методики;
- подходы (исторический; системно-структурный; комплексный: генетический, целевой).
Вопрос 23.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПиП-я
Принципы ПиП – основополагающее правило, по которым осуществляется разработка планов и прогнозов, то есть это исходное требование, которое должно выполняться при осуществлении прогнозирования и планирования.
Принципы ПиП:
1.Альтернативности– при разраб планов и прогнозов д. учит различн факторы и определ неск-ко вар разв экон сист при разл усл.
2.Системности– предпол исследов колич и кач закономерностей разв экон сист,изучение повед данной сист с учетом ее отдельных эл-ов,а также их взаимосвязей.
3.Непрерывности –предполаг постоянную разраб разл видов,планов и прогнозов,их взаимную корректировку долго-,средне- и краткосрочных планов и прогнозов.
4.Комплексности – подразумевает необход учетов пл и пр всего многообразия фактов влияющих на поведение экон сист.
5.Целенаправленности и приоритетности– требует,чтобы каждый план носил целевой хар-р,а в кач осн приоритетов разв экон выдел бы наиболее важн зад стоящ перед ними.
6.Принцип оптимальности– он требует,чтобы при разраб пл и пр определ бы такие вар-ты разв,кот обеспеч бы наиб эффективное функционир эк-ки,т.е. достиж мах рез-та с мин затратами.
7.Сбалансированности и прапорциональности– в соотв с данным пр-ом при разраб планов и прогн д. обеспеч балансовая увязка отд показат,а также сбаланс разв отд стр-ых эл-ов экон сист.
8.Сочетания отраслевых и регион аспектов– предпол что разраб отрасл прогн осущ с учетом интересов отдельн террит,а также с учетом исп местного сырья.
Своевременности