Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности

Экономическая безопасность – это защита жизненно важных интересов всех жителей страны, общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

— расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

всего плановые проверки внеплановые проверки плановые проверки внеплановые проверки ФТС и ФНС Всего 9 месяцев 2015 597 36 561 90 567 20 414 54 488 9 месяцев 2014 343 24 319 65 460 23 320 87 430 На 23% возросло количество вынесенных постановлений о наказании и составило 567. Сумма предъявленных штрафных санкций за 9 месяцев 2015 года составила 573,6 млн. руб. (Таблица 4). Таблица 4 — количество вынесенных постановлений о наказании Отчетный период Предъявлено штрафных санкций, руб. Всего в том числе плановые проверки внеплановые проверки ФТС И ФНС 9 месяцев 2015 573615399,8 698000 305112181,56 267805218,24 9 месяцев 2014 1031537736,68 489277,97 5742007,54 1025306451,17 Взыскано за 9 месяцев 2015 года на 1,189 млн. руб. больше, чем в том же периоде 2014 года (Таблица 5). Таблица 5 — взысканные денежные средства Отчетный период Предъявлено штрафных санкций, руб. Всего в том числе плановые проверки внеплановые проверки ФТС И ФНС 9 месяцев 2015 9964332,39 478453,97 6603851,25 2882027,17 9 месяцев 2014 8775508,51 387518,79 4920356,32 3467633,4 По сравнению с 2014 годом возросло количество вынесенных предписаний и представлений. За неисполнение предписаний и представлений­ составлено 40 протоколов за правонарушения против порядка управления по статьям 19.5 и 19.7 КоАП РФ (Таблица 6). Таблица 6 — количество вынесенных предписаний и постановлений Отчетный период Кол-во выданных предписаний Сумма нарушений по предписанию, млн.руб. Кол-во внесенных представлений Кол-во протоколов по статьям 19.5-19.7 КоАП РФ 9 месяцев 2015 24 182,8 49 40 9 месяцев 2014 9 262,3 - 2 В течение полугодия переданы в правоохранительные органы материалы проверок в отношении 12 организаций, сумма не возвращенных средств по которым составила 1,9 млрд. руб. в пересчете по курсу на дату совершения административного правонарушения (Таблица 7). Таблица 7 — отчет о работе с правоохранительными органами Отчетный период Количество переданных материалов Сумма не возращенных/не полученных денежных средств по переданным материалам, млрд. руб 9 месяцев 2015 12 1,9 9 месяцев 2014 4 0,34 Текущая дебиторская задолженность (разница между предъявленными и взысканными штрафами) в 1 полугодии 2015 года составила 563,7 млн.руб., что меньше в сравнении с тем же периодом 2014 года – 1022,8 млн.руб. Агрегированный показатель результата деятельности составил в третьем квартале­ 2015 года 16,54, в сравнении с 2014 годом – 11,02. Что позволило территориальному управлению занять третье место среди территориальных управлений Росфиннадзора по итогам работы в третьем квартале 2015 года в части валютного контроля. § 3. Взаимодействие таможенных органов с иными административными органами с целью обеспечения неукоснительного соблюдения валютного законодательства
всего плановые проверки внеплановые проверки плановые проверки внеплановые проверки ФТС и ФНС Всего 9 месяцев 2015 597 36 561 90 567 20 414 54 488 9 месяцев 2014 343 24 319 65 460 23 320 87 430 На 23% возросло количество вынесенных постановлений о наказании и составило 567. Сумма предъявленных штрафных санкций за 9 месяцев 2015 года составила 573,6 млн. руб. (Таблица 4). Таблица 4 — количество вынесенных постановлений о наказании Отчетный период Предъявлено штрафных санкций, руб. Всего в том числе плановые проверки внеплановые проверки ФТС И ФНС 9 месяцев 2015 573615399,8 698000 305112181,56 267805218,24 9 месяцев 2014 1031537736,68 489277,97 5742007,54 1025306451,17 Взыскано за 9 месяцев 2015 года на 1,189 млн. руб. больше, чем в том же периоде 2014 года (Таблица 5). Таблица 5 — взысканные денежные средства Отчетный период Предъявлено штрафных санкций, руб. Всего в том числе плановые проверки внеплановые проверки ФТС И ФНС 9 месяцев 2015 9964332,39 478453,97 6603851,25 2882027,17 9 месяцев 2014 8775508,51 387518,79 4920356,32 3467633,4 По сравнению с 2014 годом возросло количество вынесенных предписаний и представлений. За неисполнение предписаний и представлений­ составлено 40 протоколов за правонарушения против порядка управления по статьям 19.5 и 19.7 КоАП РФ (Таблица 6). Таблица 6 — количество вынесенных предписаний и постановлений Отчетный период Кол-во выданных предписаний Сумма нарушений по предписанию, млн.руб. Кол-во внесенных представлений Кол-во протоколов по статьям 19.5-19.7 КоАП РФ 9 месяцев 2015 24 182,8 49 40 9 месяцев 2014 9 262,3 - 2 В течение полугодия переданы в правоохранительные органы материалы проверок в отношении 12 организаций, сумма не возвращенных средств по которым составила 1,9 млрд. руб. в пересчете по курсу на дату совершения административного правонарушения (Таблица 7). Таблица 7 — отчет о работе с правоохранительными органами Отчетный период Количество переданных материалов Сумма не возращенных/не полученных денежных средств по переданным материалам, млрд. руб 9 месяцев 2015 12 1,9 9 месяцев 2014 4 0,34 Текущая дебиторская задолженность (разница между предъявленными и взысканными штрафами) в 1 полугодии 2015 года составила 563,7 млн.руб., что меньше в сравнении с тем же периодом 2014 года – 1022,8 млн.руб. Агрегированный показатель результата деятельности составил в третьем квартале­ 2015 года 16,54, в сравнении с 2014 годом – 11,02. Что позволило территориальному управлению занять третье место среди территориальных управлений Росфиннадзора по итогам работы в третьем квартале 2015 года в части валютного контроля. § 3. Взаимодействие таможенных органов с иными административными органами с целью обеспечения неукоснительного соблюдения валютного законодательства
— увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений — наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобный;

— рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформировать структуры российской экономики, обусловленные такими факторами, как:

— усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

— свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

— снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

— завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

— рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Важнейшими факторами этой угрозы являются:

— объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

всего плановые проверки внеплановые проверки плановые проверки внеплановые проверки ФТС и ФНС Всего 9 месяцев 2015 597 36 561 90 567 20 414 54 488 9 месяцев 2014 343 24 319 65 460 23 320 87 430 На 23% возросло количество вынесенных постановлений о наказании и составило 567. Сумма предъявленных штрафных санкций за 9 месяцев 2015 года составила 573,6 млн. руб. (Таблица 4). Таблица 4 — количество вынесенных постановлений о наказании Отчетный период Предъявлено штрафных санкций, руб. Всего в том числе плановые проверки внеплановые проверки ФТС И ФНС 9 месяцев 2015 573615399,8 698000 305112181,56 267805218,24 9 месяцев 2014 1031537736,68 489277,97 5742007,54 1025306451,17 Взыскано за 9 месяцев 2015 года на 1,189 млн. руб. больше, чем в том же периоде 2014 года (Таблица 5). Таблица 5 — взысканные денежные средства Отчетный период Предъявлено штрафных санкций, руб. Всего в том числе плановые проверки внеплановые проверки ФТС И ФНС 9 месяцев 2015 9964332,39 478453,97 6603851,25 2882027,17 9 месяцев 2014 8775508,51 387518,79 4920356,32 3467633,4 По сравнению с 2014 годом возросло количество вынесенных предписаний и представлений. За неисполнение предписаний и представлений­ составлено 40 протоколов за правонарушения против порядка управления по статьям 19.5 и 19.7 КоАП РФ (Таблица 6). Таблица 6 — количество вынесенных предписаний и постановлений Отчетный период Кол-во выданных предписаний Сумма нарушений по предписанию, млн.руб. Кол-во внесенных представлений Кол-во протоколов по статьям 19.5-19.7 КоАП РФ 9 месяцев 2015 24 182,8 49 40 9 месяцев 2014 9 262,3 - 2 В течение полугодия переданы в правоохранительные органы материалы проверок в отношении 12 организаций, сумма не возвращенных средств по которым составила 1,9 млрд. руб. в пересчете по курсу на дату совершения административного правонарушения (Таблица 7). Таблица 7 — отчет о работе с правоохранительными органами Отчетный период Количество переданных материалов Сумма не возращенных/не полученных денежных средств по переданным материалам, млрд. руб 9 месяцев 2015 12 1,9 9 месяцев 2014 4 0,34 Текущая дебиторская задолженность (разница между предъявленными и взысканными штрафами) в 1 полугодии 2015 года составила 563,7 млн.руб., что меньше в сравнении с тем же периодом 2014 года – 1022,8 млн.руб. Агрегированный показатель результата деятельности составил в третьем квартале­ 2015 года 16,54, в сравнении с 2014 годом – 11,02. Что позволило территориальному управлению занять третье место среди территориальных управлений Росфиннадзора по итогам работы в третьем квартале 2015 года в части валютного контроля. § 3. Взаимодействие таможенных органов с иными административными органами с целью обеспечения неукоснительного соблюдения валютного законодательства
всего плановые проверки внеплановые проверки плановые проверки внеплановые проверки ФТС и ФНС Всего 9 месяцев 2015 597 36 561 90 567 20 414 54 488 9 месяцев 2014 343 24 319 65 460 23 320 87 430 На 23% возросло количество вынесенных постановлений о наказании и составило 567. Сумма предъявленных штрафных санкций за 9 месяцев 2015 года составила 573,6 млн. руб. (Таблица 4). Таблица 4 — количество вынесенных постановлений о наказании Отчетный период Предъявлено штрафных санкций, руб. Всего в том числе плановые проверки внеплановые проверки ФТС И ФНС 9 месяцев 2015 573615399,8 698000 305112181,56 267805218,24 9 месяцев 2014 1031537736,68 489277,97 5742007,54 1025306451,17 Взыскано за 9 месяцев 2015 года на 1,189 млн. руб. больше, чем в том же периоде 2014 года (Таблица 5). Таблица 5 — взысканные денежные средства Отчетный период Предъявлено штрафных санкций, руб. Всего в том числе плановые проверки внеплановые проверки ФТС И ФНС 9 месяцев 2015 9964332,39 478453,97 6603851,25 2882027,17 9 месяцев 2014 8775508,51 387518,79 4920356,32 3467633,4 По сравнению с 2014 годом возросло количество вынесенных предписаний и представлений. За неисполнение предписаний и представлений­ составлено 40 протоколов за правонарушения против порядка управления по статьям 19.5 и 19.7 КоАП РФ (Таблица 6). Таблица 6 — количество вынесенных предписаний и постановлений Отчетный период Кол-во выданных предписаний Сумма нарушений по предписанию, млн.руб. Кол-во внесенных представлений Кол-во протоколов по статьям 19.5-19.7 КоАП РФ 9 месяцев 2015 24 182,8 49 40 9 месяцев 2014 9 262,3 - 2 В течение полугодия переданы в правоохранительные органы материалы проверок в отношении 12 организаций, сумма не возвращенных средств по которым составила 1,9 млрд. руб. в пересчете по курсу на дату совершения административного правонарушения (Таблица 7). Таблица 7 — отчет о работе с правоохранительными органами Отчетный период Количество переданных материалов Сумма не возращенных/не полученных денежных средств по переданным материалам, млрд. руб 9 месяцев 2015 12 1,9 9 месяцев 2014 4 0,34 Текущая дебиторская задолженность (разница между предъявленными и взысканными штрафами) в 1 полугодии 2015 года составила 563,7 млн.руб., что меньше в сравнении с тем же периодом 2014 года – 1022,8 млн.руб. Агрегированный показатель результата деятельности составил в третьем квартале­ 2015 года 16,54, в сравнении с 2014 годом – 11,02. Что позволило территориальному управлению занять третье место среди территориальных управлений Росфиннадзора по итогам работы в третьем квартале 2015 года в части валютного контроля. § 3. Взаимодействие таможенных органов с иными административными органами с целью обеспечения неукоснительного соблюдения валютного законодательства
— нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

— увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

— рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

— сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

— ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли[6].

Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

Таблица 1 — существенные внешние угрозы экономической безопасности России

Угроза Характер внешней угрозы
1. Утечка умов за границу К сожалению, именно Россия является сейчас основным поставщиком высококвалифицированных специалистов за рубеж. И речь в данном случае идет о потере того слоя населения, который смог бы обеспечить России достойное место в мировом сообществе XXI века.
2. Бегство капитала за рубеж. Понятие «бегство капитала» означает нелегальный вывоз капитала за границу. За 2015 год из страны утекло почти $58 млрд.
3.Нарастание импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам. Сегодня 80% российского рынка лекарств и более 40% продовольственного рынка России приходится на импорт.

Наши рекомендации