Самостоятельная работа студентов (СРС)

Факультет подготовки инженерных кадров

Кафедра «Автомобильные перевозки»

ПРОГРАММА КУРСА

МАРКЕТИНГ

23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»

Профиль «Автомобили и автомобильное хозяйство»

Разработал: ст. преподаватель Ивакина Е.Ю.

Зав. кафедрой «АП»: доцент Ширяев С.А.

Волгоград, 2016 г.

Аннотация дисциплины

Цель дисциплины – дать студентам знания теоретических и практических основ современных маркетинговых технологий для успешного решения задач в дальнейшей профессиональной деятельности и для усвоения последующих дисциплин профессиональной подготовки. В результате освоения дисциплины студент должен научиться понимать роль маркетинга в управлении фирмой, изучить его основные принципы и функции при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности фирмы, овладеть методикой проведения маркетинговых исследований на рынке услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, получить знания о современных логистических системах рыночного товародвижения, ознакомиться с основными составляющими маркетингового комплекса.

2. Содержание учебной дисциплины «Маркетинг»

Таблица 2.1

Номер модуля и темы   Название основных тем и вопросов, изучаемых в рамках дисциплины Кол-во часов, отводимых на лекции по теме
  1.1 СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА Маркетинг как рыночная концепция управления. Роль маркетинга в экономическом развитии страны. Сущность современной концепции маркетинга. Развитие рынка автомобильного сервиса в России. Цель компании с маркетинговой организационной структурой. Основные принципы. Конкурентоспособность компании с маркетинговой организационной структурой.     0,5
1.2 Основные функции и подфункции современного маркетинга. Аналитическая функция как основа практического маркетинга. Производственная функция, сбытовая и функция управления и контроля. Коммерческая деятельность фирмы по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств. Маркетинг как составляющая коммерческой работы. Информационное обеспечение маркетинга в системе оперативного и стратегического планирования. 0,5    
2.1 ТОВАР, ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА Товар в системе маркетинга. Основные понятия и определения товара (услуг). Уровни рассмотрения товара (услуг). Жизненный цикл товара, его типы. Характеристика товара и изменение элементов маркетингового комплекса на различных стадиях жизненного цикла. Классификация товаров. Услуга по техническому сервису подвижного состава, ее особенности.   0,5
2.2 Формирование товарной политики. Система сервиса предприятия. Производственная программа автосервиса и ее составляющие. Маркетинговое обоснование программы и структуры услуг. Концепция «7р» и формирование ассортимента услуг предприятия автосервиса. Бизнес-план автосервисного предприятия. Создание клиентоориентированной культуры обслуживания на предприятии. 0,5
  3.1 СИСТЕМА МРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Маркетинговое исследование рынка автосервисных услуг. Сбор информации о парке автомобилей, находящихся в личном пользовании и в собственности организаций. Зависимость емкости рынка от интенсивности и условий эксплуатации подвижного состава. Основные предметы исследования: условия сбыта услуг; применяемые технологии и оборудование; цены на услуги определенного вида; качество выполнения работ конкурентами; емкость рынка; стиль, этика, эстетика и организация обслуживания у конкурентов; местоположение конкурентов. Выявление областей «неудовлетворенного» спроса. Выявление потенциальных потребителей услуг. Прогнозирование спроса на автосервисные услуги.     0,75
3.2 Сегментация рынка Критерии сегментации рынка автосервисных услуг. Методы рыночной сегментации. Стратегии маркетинга, используемые при выборе целевых секторов рынка. Стратегия множественной сегментации. Позицирование автосервисной услуги. 0,5
  4.1 УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОСЕРВИСА Организация деятельности маркетинговой службы. Проблемы создания и развития маркетинговых подразделений на отечественных предприятиях. Зависимость форм и методов организации коммерческой работы от содержания решаемых ими задач. Подбор кадров для работы в коммерческих подразделениях. Разработка системы стандартов качества обслуживания клиентов. Создание системы стимулирования персонала.     0,25
  5.1 СБЫТОВАЯ ФУНКЦИЯ МАРКЕТИНГА Разработка тарифной политики. Практические подходы к назначению тарифов на услуги автосервиса. Подход на основе сложившегося уровня текших цен. Подход на основе установления наценки к себестоимости. Подход на основе достижения расчетной целевой прибыли. Подход на основе платежеспособности потребителя. Элементы «тарифного стиля».     0,25
5.2 Формирование спроса и стимулирование сбыта. Составляющие элементы комплекса мероприятий по стимулированию сбыта: реклама, личные контакты с потребителями услуг и «publicity». Особенности рекламы как формы стимулирования сбыта. Понятие и задачи ФОССТИС. 0,25    
ИТОГО

Практические занятия

В таблице 3.1 приводится перечень практических занятий.

Таблица 3.1

Темы практических занятий

Номер занятия Наименование практического занятия Объем, час.
Использование временных рядов для прогнозирования спроса.
Основы принятия ценовых решений.
Определение эластичности спроса.
ИТОГО

Самостоятельная работа студентов (СРС)

Студент самостоятельно выполняет контрольную работу на тему: «Анализ маркетинговой среды предприятия автосервиса».

Содержание контрольной работы

В качестве объекта исследования выбирается любое предприятие (станция технического обслуживания, станция дорожного обслуживания автомобилей, станция технической помощи и гаражного обслуживания, фирменный автоцентр по техническому обслуживанию, технический центр автосервиса по обслуживанию населения), занимающееся техническим обслуживанием или ремонтом автомобилей. Анализ маркетинговой среды проводится по следующим направлениям:

1. потребители;

2. поставщики;

3. посредники;

4. контактные аудитории;

5. конкуренты.

4.1.1 Потребители

Потребители – самые важные субъекты в списке факторов микросреда. По своей структуре он далеко не одинаковы. Их можно разделить на следующие виды: конечные потребители, организации-потребители и государственные учреждения. Конечные потребители услуг по ремонту ПС будут их приобретать для личного пользования. Организации-потребители и государственные учреждения пользуются данным видом услуг в результате отказа от содержания собственной ремонтной базы и оптимизации своих затрат. В контрольной работе необходимо указать все категории потребителей и обозначить мотивы их поведения, а также раскрыть маркетинговую стратегию, применяемую компанией по отношению к каждой группе потребителей.

4.1.2 Поставщики

К поставщикам, прежде всего, следует отнести фирмы, которые обеспечивают данную организацию всеми необходимыми ресурсами: запасными частями, материалами, оборудованием, трудовыми ресурсами. Каждая организация может устанавливать свои критерии оценки поставщиков исходя из собственных соображений и принятой стратегии деятельности. Вместе с тем существуют некоторые общие маркетинговые требования к поставщикам, выполнение которых необходимо описать в контрольной работе:

насколько поставщик точно соблюдает график поставок продукции в соответствии с договором;

отвечает ли поставляемая продукция оговоренным стандартам качества;

соблюдаются ли требуемые объемы поставок;

оперативно ли откликается на новые требования организации-заказчика;

выдерживает ли согласованные цены;

описать доступность поставщика (территориальную, информационную, коммуникационную);

предоставляет ли «оригинальные запасные части» или «запасные части соответствующего качества» для ремонта автомобилей.

4.1.3 Посредники

К числу посредников относятся фирмы, которые помогают данной организации в продвижении своих услуг на рынок, сбыте и распространении конечных потребителей. В структуре посредников можно выделить: кредитно-финансовые учреждения, рекламные агентства, консалтинговые компании, страховые фирмы, транспортные компании и торговых посредникоа. В контрольной работе необходимо описать роль посредника и выполняемые им функции.

4.1.4 Контактные аудитории

Контактная аудитория может представлять собой любую группу людей, других фирм, которая имеет реальный и потенциальный интерес к данной организации и ее услугам и оказывает влияние – позитивное или негативное – на ее способность достичь поставленных целей. Организация должна бороться за формирование позитивных для себя контактных аудиторий и нейтрализацию негативных. К контактным аудиториям относятся: группы общественного действия (группы людей, которым по каким-либо особым причинам небезразличны действия организации, связанные с производством), средства информации (газеты, радио, телевидение), государственные федеральные и местные учреждения, собственные рабочие и служащие. В контрольной работе необходимо классифицировать контактные аудитории и указать их позитивное или негативное влияние.

4.1.5. Конкуренты

Ремонтные предприятия изучают конкурентов, чтобы видеть, с кем реально конкурируют и почему клиенты предпочитают их. Значит, они дают клиентам то, чего не дают они. Изучение рынка сервиса помогает определить стратегию конкурентов и сравнить с собственной. Составляют перечень операций своей фирмы и сопоставляют характер их исполнения с аналогичными операциями конкурентов, выясняют, что можно было предложить клиентам дополнительно. Сравнивают также часы работы, системы предварительной записи на ремонт, доставку машин в ремонт и из ремонта, рекламу, гарантии, системы оплаты автослесарей и т.д. Ниже приведен образец конкурентного листа по услугам и ценам.

Конкурентный лист по ценам

  Услуги Цены
Своя фирма Конкурирующие фирмы
Буксировка, эвакуация        
Круглосуточная техпомощь        
Доставка и возврат автомобиля        
Работа в вечернее время        
Работа в воскресенье        
Мойка автомобиля        
Мойка двигателя        
Проверка приборов освещения        
Проверка тормозной системы на стенде        
Проверка токсичности отработанных газов        
Диагностика двигателя        
Проверка установки колес        
Заправка кондиционеров        
ТО по регламенту        
Предоставление подменного автомобиля        
Льготное обслуживание владельцев старых автомобилей        
Установка сигнализации        
Установка автомобильной радиоаппаратуры        
Малярные работы        
Кузовной ремонт        
Консервация полостей кузова        
Антикоррозионная обработка кузова        
Комплексы услуг по фиксированным расценка        
Шиномонтажные работы        
Предсезонное обслуживание        
Обслуживание клиентов VIP        
Проверка электрооборудования        
Срочный сервис        
Срочный кузовной ремонт        
Срочные малярные рабюоты        
Продажа сопутствующих товаров        

Общие указания

Контрольная работа выполняется на листах формата А4. Объем работы не должен превышать 15-17 стр. За две недели до начала экзаменационной сессии студент регистрирует контрольную работу в деканате и сдает на проверку преподавателю, после чего работа либо возвращается студенту на доработку, либо считается зачтенной.

Контрольные вопросы для самоаттестации

5.1 Тема: современная концепция маркетинга.

1. Раскройте понятие социально-экономической сущности маркетинга.

2. Какова эволюция содержания и форм маркетинга?

3. Охарактеризуйте современные концепции маркетинга.

4. Каковы направления, методы и задачи маркетинга?

5. Расскажите о содержании и целях маркетинговой деятельности.

5.2 Тема: товар, товарная политика.

1. Что такое товар и каковы его характеристики?

2. Что такое жизненный цикл и в чем он проявляется?

3. В чем заключаются особенности маркетингового комплекса на стадии роста товара на рынке?

4. Классификация товаров по целевому назначению.

5. Отличительные характеристики услуги как товара.

6. Особенности функционирования товарно-сервисных систем зарубежных автопроизводителей.

5.3 Тема: система маркетинговых исследований.

1. Особенности национального рынка колесной и гусеничной техники.

2. Нарастающие тенденции на российском рынке автосервиса.

3. Дайте определение емкости рынка.

4. Под влиянием каких факторов формируется емкость рынка автосервисных услуг

5. Как классифицируются критерии сегментации рынка?

6. Объясните, почему наиболее приемлем метод сегментации, учитывающий поведенческие признаки?

7. Что понимается под позицированием товара?

5.4 Тема: управление маркетингом на предприятиях автосервиса.

1. Какие стандарты качества существуют в сфере автосервиса?

2. Охарактеризуйте современные системы мотивации персонала.

3. Раскройте функции маркетинговых структур на предприятии автосервиса.

5.5 Тема: сбытовая функция маркетинга.

1. Раскройте сущность метода ценообразования на основе установления наценки к себестоимости.

2. Перечислите мероприятия по стимулированию сбыта автосервисных услуг.

3. На какие виды подразделяются логистические системы продвижения запасных частей.

4. Сколько уровней складов включают эшелонированные товаропроводящие системы?

Основная и дополнительная литература

Основная литература

1. Беляев, В. И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. – 672 с.

2. Громов, Н. Н. Персианов В.А. Управление на транспорте: учебник для вузов/ Н.Н. Громов, В.А. Персианов. – М.: Транспорт, 2006. – 336 с.

3. Галабурда, В. Г. Маркетинг на транспорте: учебник для вузов / В.Г. Галабурда. – М.: Желдориздат, 2007. – 329 с.

4. Туревский, И. С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт) / И.С. Туревский. – М.: Транспорт, 2011. – 254 с.

5. Захаров, С. В. Маркетинг: учебник / С.В. Захаров, Б.Ю. Сербиновский, В.И. Павленко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 361 с.

6. Котлер, Ф. основы маркетинга / Ф. Котлер. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 656 с.

Дополнительная литература

7. Титоренко, Г. А. Информационные технологии в маркетинге / Г.А. Титоренко, Г.Л. Макарова, Д.М. Дайитбегов: под ред. Проф. Г.А. Титоренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 335 с.

8. Хершген, Х. Маркетинг: основы профессионального успеха: учебник для вузов / Х. Хершген. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 337 с.

9. Черняховская, Т. Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика / Т.Н. Черняховская. – М.: Высшее образование, 2008. – 533 с.

10. Пахаев, Р.К. Основы маркетинга / Р.К. Пахаев, Т.В. Муртузалиева, С.А. Алиев. – М.: Экзамен, 2006. – 448 с.

11. Романов, А.А. Маркетинговые коммуникации / А.А. Романов, А.В. Панько. – М.: Эксмо, 2006. – 432 с.

12. Панкрухин, А. П. Маркетинг: учебник / А.П. Панкрухин. – М.: Омега-Л, 2006. – 656 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ФОРМА ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВО

Волгоградский государственный технический университет

Факультет подготовки инженерных кадров

Кафедра: «Автомобильные перевозкт»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «МАРКЕТИНГ»

Тема: «Анализ маркетинговой среды предприятия автосервиса».

Выполнил:

студент гр. ______

_________________

Проверил:

_________________

Волгоград, 20____ г.

Наши рекомендации