Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. Модель монопсонии. Модели с учетом профсоюзов. Двусторонняя монополия. Равновесие на рынке труда в долгосрочном периоде
Рынок монопсонии характерен для сравнительно небольших населённых пунктов, где существует несколько крупных предприятий, на которых сосредотачивается основная часть рабочей силы данного города. Собственники труда являются относительно немобильным фактором производства в профессиональном и географическом аспектах. Данное предприятие, выступающее монопсонией на рынке, должно учитывать действие закона предложения, то есть предлагать более высокую зарплату, если желает нанять большее количество рабочих. При этом предельные издержки в денежной форме данной фирмы будут расти быстрее, чем предложенная зарплата.
Фирма окажется в состоянии равновесия, то есть наймёт оптимальное количество труда, при условии, что предельные издержки использования труда в денежной форме равны спросу на труд. Зарплату фирма устанавливает исходя из предложения труда при оптимальном объеме занятости. Назначение более высокой зарплаты означает создание избытка предложения труда, а более низкой – дефицита желающих работать. Таким образом, на рынке монопсонии работает меньшее количество людей, чем на рынке труда совершенной конкуренции. Поэтому мы можем говорить о существовании безработных. На рынке зарплата ниже, чем на рынке труда совершенной конкуренции. На этом основании можно утверждать, что фирма бесплатно присваивает часть труда наёмных рабочих, т.е. существует эксплуатация.
На рынке труда может быть установлена монополия со стороны продавца услуг труда. Это может быть владелец особо ценных услуг труда или профсоюз, т.е. организация, созданная для представления интересов труда при проведении переговоров по трудовым контрактам относительно зарплаты, условий труда и дополнительных льгот. Он выступает как коллективный агент, имеющий исключительное право ведения переговоров от имени своих членов.
При этом профсоюзы могут быть двух видов: объединение работников одной профессии или объединение работников определённой отрасли.
Профсоюзы в качестве своих целей ставят:
а) повышение уровня зарплаты;
б) повышение фонда зарплаты;
в) повышение занятости (сохранение или создание большего количества рабочих мест).
Данные цели могут достигаться тремя способами:
- ведение переговоров, оказывая давление на нанимателей угрозой забастовки;
- ограничение предложения труда;
- стимулирование спроса на продукцию, созданную членами профсоюза.
Так как профсоюзы являются монополистами, то они должны учитывать действие закона спроса. В силу этого они должны соглашаться на более низкую зарплату, если хотят увеличить количество нанятых рабочих. При этом MRPL будет сокращаться быстрее, чем зарплата. Поэтому если профсоюзы желают установить максимально высокую зарплату, то они должны ориентироваться на такое количество нанимаемых работников чтобы предельный продукт труда в денежной форме был равен объему предложения труда. В этом случае они могут при ведении переговоров по заключению коллективного договора требовать (вплоть до угрозы забастовки) установить зарплату, соответствующую спросу на труд при данном объёме нанимаемой рабочей силы.
Такие действия профсоюзов приводят к тому, что зарплата устанавливается выше, чем на рынке труда совершенной конкуренции, но работает меньшее количество людей, то есть возникает безработица. Рабочие получают зарплату выше, чем их вклад в производство. В этом случае можно говорить об эксплуатации капитала трудом, так как собственники капитала должны отдавать часть своего дохода.
Если профсоюзы стремятся максимизировать фонд зарплаты, то они должны добиваться такой зарплаты чтобы MRP=0. Одновременно это приводит и к росту количества работников, но не может решить проблемы безработицы.
Если профсоюзы объединяют работников одной профессии (шахтеры и т.д.), то добиться максимального уровня зарплаты они могут за счёт ограничения предложения труда. В этом случае кривая предложения труда носит вертикальный характер. Это связано с тем, что профсоюзы добиваются от правительства законодательства, в соответствии с которым нанимать на работу можно только людей, обладающих определённой профессией и квалификацией, что подтверждает соответствующие документы и сдача квалификационного экзамена. В силу этого предложение труда ограничивается по сравнению со спросом и это даёт возможность требовать более высокой зарплаты. Последствием таких действий является неполное удовлетворение потребностей общества в соответствующих услугах. На рынке труда образуется дефицит специалистов, зарплата которых, как правило, выше, чем на рынке совершенной конкуренции. Чаще всего такая ситуация возникает если работник является владельцем особо ценных услуг труда, то есть высококвалифицированным работником. Он может требовать за свой труд высокой оплаты (например, талантливые спортсмены, юристы).
Наилучшим способом достижения цели профсоюзов является стимулирование спроса на продукцию, созданную членами профсоюзов, так как в этом случае кривая спроса смещается вверх и вправо. Следовательно, формируется новое равновесие, которое характеризуется более высокой зарплатой и большим количеством используемого труда. Однако, возможности профсоюзов использовать данный способ ограничены, так как спрос на труд может возрасти, если растет спрос на конечную продукцию, растет производительность труда и т.д. Профсоюзы могут увеличить спрос на продукцию, если добьются принятия закона об ограничении импорта продукции, конкурирующей с продукцией, созданной членами профсоюзов.
На рынке труда часто возникает ситуация двухсторонней монополии, то есть ситуация, когда и наниматель и наёмные рабочий имеют возможность оказать давление на уровень зарплаты. Она будет зависеть от силы каждой стороны и готовности идти на компромиссы.
Во многих странах профсоюзы рассматриваются как организации, монополизирующие рынок и, соответственно, ухудшающие условия развития национальной экономики. Поэтому к ним формируется отрицательное отношение со стороны бизнеса и государства, которое вводит некоторые ограничения на деятельность профсоюзов. Например, в некоторых странах государственные служащие не имеют права на забастовки.