Мировой рынок технологий и его современное состояние

Мировой рынок технологий – сфера международной торговли, связанная с систематическими устойчивыми операциями по купле-продаже технологических решений: лицензий, патентов, проектов и документации. Рынок высокотехнологичной продукции прочно удерживают три страны, являющиеся ведущими агентами мировой технологической торговли. Это США, Германия и Япония.

Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности в материализованной (оборудование, агрегаты, инструменты, технологические линии, техническая документация и др.) и в нематериализованной (знания, опыт, приемы и т.д.) формах. Основными формами коммерческой передачи технологий являются:

— продажа технологий в материализованной форме — продукция, оборудование, технологические линии, техдокументация и т.д.;

— прямые зарубежные инвестиции в строительство, реконструкцию, модернизацию предприятий и производств;

— портфельные инвестиции, в том числе в совместные предприятия, если при этом предусматривается производство товаров на основе предоставляемых новых технологий (или их лизинг);

— продажа патентов;

— продажа лицензий на запатентованные изобретения;

— продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности — ноу-хау, секреты производства, технологический опыт, сопроводительные инструктивные материалы, чертежи и т.д.;

— обучение технических и управленческих специалистов, консультационное сопровождение объектов технологического обмена;

— заказные исследования и разработки;

— инжиниринг.

Коммерческие формы передачи технологии оформляются соответствующими договорами: лицензионными, о научно-техническом сотрудничестве, о совместном производстве или договорами купли-продажи. Подготовка и заключение всех видов договоров — продолжительный и дорогостоящий процесс, требующий участия квалифицированных экспертов по различным аспектам — правовым, финансовым, техническим, гуманитарным.

В целом экспортеров технологического опыта на мировом рынке можно структурировать с помощью разделения на условные группы:

1) развитые страны с доминирующим экспортом лицензий (например, США);

2) развитые страны с преобладающим экспортом лицензий (например, Великобритания, Швейцария, Швеция);

3) развитые страны с преобладающим импортом лицензий (например, Германия, Ирландия, Италия);

4) развивающиеся страны с импортно-экспортным направлением лицензионной торговли (например, Аргентина, Индия, Бразилия);

5) развивающиеся страны с импортной направленностью лицензионной торговли (например, Эквадор, Таиланд);

6) развивающиеся страны со случайным характером лицензионных сделок (например, Бирма, Камерун).

Наиболее важный канал передачи научно-технических знаний — транснациональные корпорации. Сконцентрировав в своих руках большую часть научно-технического потенциала мира, опираясь на огромную экономическую мощь, разветвленную сеть филиалов, ТНК активно используют достижения научно-технического прогресса в своих экономических целях. В рамках собственно ТНК передается около 40% научно-технических знаний, продаваемых на рынке.

Развивающиеся государства в последние десятилетия все более активно заключают соглашения о приобретении технологии. Хотя их участие в межфирменных технологических соглашениях пока еще невелико (около 4,9% общего числа соглашений в 80-е годы и 7% в настоящее время), число соглашений, заключенных с фирмами из этих стран, неуклонно возрастает. Главными партнерами развивающихся государств в этой сфере являются фирмы США (свыше 2/5 общего числа соглашений развивающихся стран приходилось на их долю). Все более активно заключают технологические соглашения с фирмами из развивающихся стран западноевропейские ТНК (V3 всех соглашений), тогда как Япония участвует только в 11% таких соглашений. Возрастает также и число технологических соглашений, заключенных между фирмами развивающихся стран.

26. Формы международного обмена технологиями.

К основным каналам передачи технологии как объекта купли-продажи на мировом рынке относят: межгосударственный (по программам научно-технического сотрудничества или внешнеторговым соглашениям), межфирменный (имеются в виду различные контракты с иностранными партнерами), а также внутрифирменный (между структурными подразделениями одной компании).

Существует некоммерческая форма технологического обмена, к которой относятся передача научно-технической информации в различных видах и проведение научных конференций, симпозиумов, посещение выставок и ярмарок и т.д. Основными формами коммерческой передачи информации являются:

— продажа технологий в материализованной форме — продукция, оборудование, технологические линии, техдокументация и т.д.;

— прямые зарубежные инвестиции в строительство, реконструкцию, модернизацию предприятий и производств;

— портфельные инвестиции, в том числе в совместные предприятия, если при этом предусматривается производство товаров на основе предоставляемых новых технологий (или их лизинг);

— продажа патентов;

— продажа лицензий на запатентованные изобретения;

— продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности — ноу-хау, секреты производства, технологический опыт, сопроводительные инструктивные материалы, чертежи и т.д.;

— обучение технических и управленческих специалистов, консультационное сопровождение объектов технологического обмена;

— заказные исследования и разработки;

— инжиниринг.

Международная передача технологии может осуществляться в следующих основных формах:

Патентные соглашения — международная торговая сделка, по которой владелец патента уступает свои права на использование изобретения покупателю патента. Лицензионные соглашения — международная торговая сделка, по которой собственник изобретения или технических знаний предоставляет другой стороне разрешение на использование в определенных пределах своих прав на технологию. «Ноу-хау» — предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества. Предметом купли-продажи в данном случае обычно являются незапатентованные изобретения, имеющие коммерческую ценность.

Инжиниринг — предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования.

Франча́йзинг - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. У франчайзингового соглашения три основных принципа:1. Изложить в письменном виде то, о чем договорились обе стороны, с тем, чтобы избежать дальнейших споров.2. Защитить права франчайзера на торговые марки, ноу-хау, конфиденциальные методы и т. д.3. Изложить правила игры, которыми будут руководствоваться обе стороны. Контракты "продакшн шэринг" (production-sharing) применяются в основном в нефтяной промышленности. В соответствии с таким контрактом иностранная компания осуществляет, например в развивающейся стране, разведку месторождения и в случае обнаружения запасов, достаточных для коммерческой эксплуатации, предоставляет оборудование, ноу-хау, необходимый персонал, получая за это фиксированную часть продукции. Добываемая нефть подразделяется на "cost-oil" и "profit-oil": первая (обычно 20-40%) предназначается для возмещения расходов иностранной компании на геологоразведочные работы и организацию добычи нефти, а вторая- представляет собой фактическую прибыль, которая в оговоренной пропорции распределяется между иностранной компанией и государством.

Наши рекомендации