Система критериев определения уровня развития

трансграничного сотрудничества (ТГС)

Критерий Основные характеристики
Экономический Соответствие общеэкономических условий осуществления ТГС в регионах-партнерах
Ресурсный Сбалансированность внешнего и внутреннего равновесия ресурсов для развития ТГС в области
Организационный Гибкость взаимосвязей между элементами инфраструктуры ТГС
Научно-технический Развитие ТГС в использовании научно-технического потенциала
Социальный Удовлетворение потребностей населения трансграничных регионов
Экологический Обеспечение экологически чистого производства и других видов деятельности в процессе ТГС

Показатели организационного критерия определяются путем расчета коэффициента кооперации, коэффициента интеграции отраслей, уровня диверсификации продукции местного производства, отношения числа новых институтов поддержки развития предпринимательства к уже действовавшим до начала трансграничного сотрудничества и т.д.

С целью выявления степени соответствия технических параметров экономики трансграничных регионов рассматривают группу показателей научно-технического критерия, включая долю новейших технологий, используемых в совместном производстве, долю высокотехнологичных товаров в экспорте региона, долю лицензий и патентов, полученных вновь созданными предприятиями в общем числе запатентованных товаров и услуг.

К группе показателей социального критерия развития ТГС относят удельный вес выпуска совместными предприятиями социально значимых товаров, долю занятых на совместных и иностранных предприятиях области.

Для оценки экологического критерия развития трансграничного сотрудничества выявляют долю выпуска экологически чистой продукции, объем затрат на природоохранные мероприятия в расчете на одного занятого.

Совокупность данных критериев позволяет оценить состояние региональной экономики с точки зрения её готовности к интеграции в процессе трансграничного сотрудничества и соответствия требованию её гармонической сбалансированности. Фактически, можно выявить взаимосвязь между вводимыми критериями и требованиями внешней среды по готовности экономики региона продолжать и активизировать трансграничное сотрудничество.

Каждый из показателей в рамках отдельной группы критериев представляет собой расчет относительного структурного (доля, удельный вес) либо динамичного (рост, изменение) показателя, что позволяет проводить сравнение между отдельными регионами, независимо от различий в объемных показателях. При определении уровня готовности отдельных регионов к развитию трансграничного сотрудничества и региональной интеграции степень приближенности рассчитанных показателей по каждой группе критериев может служить основой для принятия управленческих решений в этом направлении.

На основе развития региональной приграничной специализации можно определить методологическую схему осуществления трансграничной кооперации. Она будет складываться на основе формирования в регионе (макрорегионе):

ü базовых отраслей и предприятий народнохозяйственной специализации, исходя из имеющихся природных ресурсов;

ü инновационное модели сотрудничества на основе концентрации ресурсов приграничной торговли на проведении фундаментальных и прикладных расследований по направлениям, в которых эти регионы имеют научный, технологический, производственный потенциал;

ü отраслей и предприятий технологической специализации, сформированной на основе развития материальной базы (обрабатывающего) производства;

ü отраслей и предприятий, обеспечивающих оборудованием и технологией базовые отрасли;

ü отраслей и предприятий, обеспечивающих основные потребности населения;

ü предприятий инфраструктуры и сферы услуг.

Время доказало, что многие проблемы можно успешно решать на региональном уровне путем осуществления трансграничного сотрудничества приграничных регионов двух и больше стран. Так возникло новое понятие в международном сотрудничестве “еврорегион”, как новая модель территориально-экономичного образования, в которой главное внимание в международном сотрудничестве переносится на региональный уровень [37, С. 167].

Еврорегион – это высшая организационная форма трансграничного сотрудничества между территориальными обществами или местными органами власти приграничных регионов двух или больше государств, которые имеют общие границы. Его образование направлено на координацию взаимных усилий и осуществления ими согласованных действий в разных сферах жизнедеятельности в соответствии с национальным законодательством и нормами международного права для решения общих проблем в интересах людей, которые населяют его территорию по обеим сторонам государственной границы [27, C.151].

В Европе насчитывается более 20 еврорегионов, которые объединяют свыше 300 регионов (земель, графств, провинций, номов и т.д).

Образование еврорегионов происходит путем заключения соглашений о трансграничном сотрудничестве между органами местной власти трансграничных территорий. На этом основании формируются объединения административно-территориальных единиц муниципального и регионального уровней, заинтересованные в общей реализации разноплановых проектов в пределах данной совокупности трансграничных регионов.

Договор о создании еврорегионов, устав и изменения к ним не должны согласовываться с Министерством иностранных дел, Министерством экономики Украины, однако на практике такое согласование (консультации) происходят. Деятельность еврорегионов должна определяться собственными уставными документами.

Функционирование еврорегионов как высшей организационной формы трансграничного сотрудничества характеризуется следующими особенностями [35, C.148]:

· создание еврорегиона не приводит к возникновению нового административно-территориального образования со статусом юридического лица;

· правовая регуляция на территории каждого из членов еврорегиона осуществляется в соответствии с действующим законодательством государства, в состав которого он входит;

· организационная структура еврорегиона выполняет координационные функции и не имеет собственных полномочий, а также не может подменять органы власти, которые действуют на территории каждого из его членов;

· в политическом смысле еврорегионы не действуют против национальных интересов государства; не являются наднациональным образованием;

· в своей деятельности еврорегионы не подменивают внешнеполитические функции государств, пограничные территории которых являются членами еврорегионов.

Развитие сотрудничества на уровне еврорегионов координирует Ассамблея Европейских регионов. Цель деятельности Ассамблеи заключается в нивелировании уровня в сфере экономики, политики, культуры и так далее, то есть подтягивание отстающих регионов на нужный уровень. Для этого разработаны специальные европейские программы экономического, природоохранного, образовательного и культурного сотрудничества, которые осуществляются при поддержке Европейского Союза. Материальное финансирование происходит по различным программам Интеррег – IIC через ЕС.

14 февраля 1993 года был создан первый в Восточной Европе «Карпатский еврорегион», в который вошли приграничные области, воеводства и округа Венгрии, Польши, Румынии, Украины и Словакии с населением 16 млн. человек (в т.ч. 6,4 млн. – украинцы). Территория Карпатского еврорегиона составляет 161279 кв. км, из них на Польшу приходится 11,5%, на Словакию - 6,4%, на Румынию - 27,2%, Венгрию - 18,4% и на Украину - 36,4% всей площади [40].

Его цель – содействие сотрудничеству в экономической, социальной, научной, экологической, образовательной, культурной областях и в спорте; лоббирование и воплощение трансграничных проектов, сотрудничество с национальными институциями и организациями.

Миссия Карпатского еврорегиона заключается в улучшении уровня жизни населения данного региона, сохранения мира, содействии добрососедским отношениям по обе стороны границ, уменьшении эффекта изоляции на границах, обеспечение прозрачности границ.

29 сентября 1995 г. был создан еврорегион «Буг». Его территория составляет 80916 кв. км и охватывает три региональных части: Брестскую область Беларуси (40,5%), Люблинское воеводство Польши (31,1%), Волынскую область Украины (28,4%). Численность населения еврорегиона «Буг» составляет около 5 млн. чел, в т.ч. Украины – 1,27 млн. Отсюда начинается весь район Балтийско-Черноморского сотрудничества, который целесообразно расширить на юг Украины [13].

Этот проект ставит своей целью развитие сотрудничества приграничных территорий в таких направлениях: территориальное планирование; коммуникация, транспорт и связь; образование, здравоохранение, культура, спорт и туризм; охрана и улучшение состояния окружающей среды; ликвидация чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; содействие расширению контактов между жителями приграничных территорий, развития сотрудничества между организациями и учреждениями, а также субъектами хозяйственной деятельности. Кроме содействия всестороннему сотрудничеству стран-участниц, можно назвать налаживание контактов с подобными структурами в Восточной и Западной Европе.

22 сентября 2000 г. создан еврорегион «Верхний Прут», в состав которого входят Черновицкая и Ивано-Франковская области (Украина), административно-территориальные единицы Республики Молдова и Румынии. Целью этого еврорегиона является расширение существующих субрегиональных связей и содействие последующему развитию трансграничного сотрудничества административно-территориальных единиц государств-основательниц, отдельных городов, других населенных пунктов, органов местного самоуправления, предприятий, неправительственных и общественных организаций в сферах экономики, образования, науки, культуры и спорта, а также создание новых механизмов международного сотрудничества и устойчивое развитие региона в рамках интеграции в современный общеевропейский процесс [4].

Еврорегион «Верхний Прут» является интересным и достаточно нетрадиционным. В его составе создан экологический еврорегион, который является своеобразным ноу-хау в теории и практике еврорегионального движения. Основной целью создания Экоеврорегиона является определение государственными и местными органами власти, а также предпринимателями трех стран взаимной заинтересованности во внедрении современных механизмов управления техногено-экологической безопасностью на всех стадиях жизненного цикла производства и потребления для улучшения конкурентоспособности продукции, успешной приватизации, инвестирования и реконструкции с одновременным обеспечением устойчивого социально-экономического развития региона в целом.

Регион Украинского Причерноморья в геополитическом отношении чрезвычайно важен для Украины как с точки зрения его экономических интересов (решение проблемы энергоносителей, увеличение объемов внешней торговли, четкой работы транспортных коммуникаций), так и с позиций национальной безопасности страны. Выход к реке Дунай – большой трансевропейской водной артерии, которая проходит вдоль 13 стран Центральной и Восточной Европы, – обеспечивает Украине связь с этими странами.

В начале 90-х годов в так называемом «Придунайском треугольнике» появились первые признаки возникновения «очагов приграничной напряженности», в первую очередь касающихся сферы межнациональных отношений, использования транспортной инфраструктуры и т.д. Создалась угроза возникновения экологической катастрофы в Дунайском бассейне.

Приграничная напряженность увеличивалась еще и тем, что на тот период отсутствовали политические договоры между Украиной, Румынией и Республикой Молдовой.

В 1996-1997 годах Одесская область установила прямые связи с приграничными к ней румынскими уездами Галац и Тульча. Это помогло снять возникшую напряженность и перевести политические осложнения в плоскость интенсивного экономического сотрудничества с перспективой создания условий для свободной торговли между странами.

14 августа 1998 года, после встречи Президентов Украины, Молдовы и Румынии, были подписаны документы о создании еврорегиона «Нижний Дунай» в составе Одесской области (Украина), уезда Кагул и Кантемир (Молдова) и трех уездов Румынии – Галац, Тульча, Бреила (табл. 2.10). Нормативно-правовой базой для создания еврорегиона «Нижний Дунай» стала вышеназванная Европейская Рамочная Конвенция, Договор о добрососедстве и сотрудничестве между Украиной и Румынией, Соглашение между правительствами Украины и Республикой Молдова о сотрудничестве пограничных административно-территориальных единиц, а также Протоколе о трехстороннем сотрудничестве между Украиной, Молдовой и Румынией.

Таблица 2.10

Состав еврорегиона «Нижний Дунай»

Административно-территориальная единица Территория, тыс. км 2 Население, тыс. чел.
Одесская область (Украина) 33,3 2402,0
уезд Кагул (Молдова) 1,5 123,0
уезд Кантемир (Молдова) 0,9 67,0
уезд Галац (Румыния) 4,5 643,0
уезд Тульча (Румыния) 8,4 266,0
уезд Бреила (Румыния) 4,4 403,0
Всего 53,0 3904,0

К этому времени Одесская область уже имела большой опыт трансграничного сотрудничества: она являлась членом пяти авторитетных европейских организаций – Ассамблеи Европейских регионов, Рабочего Содружества Придунайских стран (РСПС), Ассоциации пограничных регионов Европы, Конференции Приморских регионов Европы и Ассамблеи винодельческих регионов Европы.

Результатом создания еврорегиона «Нижний Дунай» явилась активизация приграничной торговли между Одесской областью, Республикой Молдова и Румынией.

С 1999 г. по 2000 г. объем внешнеторгового оборота Одесской области с Молдовой увеличился в 5,6 раз, в том числе экспорт – почти в 6 раз, а импорт – в 4 раза (табл. 2.11). Объем внешнеторгового оборота с Румынией вырос за этот же период в 8,2 раза, экспорта – в 17,7, импорта – в 2,1 раза (табл. 2.12).

Однако объем внешней торговли два последующих года (2005-2006 гг.) резко снизился: с Молдовой – в 1,7 раза (в основном за счет экспорта товаров и услуг), с Румынией – в 1,8 раза, также в основном за счет сокращения экспортных поставок в 7,2 раза.

При вновь резко увеличивающемся внешнеторговом обороте с этими государствами, необходимо отметить снижение общего импорта товаров и услуг из Молдовы и, наоборот, двукратное увеличение импортных поставок из Румынии, в результате чего отрицательное сальдо торговли с этой страной явилось самым большим за все анализируемые годы – минус 246,5 млн. долл., в том числе по товарам – 244,8 млн. долл. США.

Таблица 2.11

Приграничная торговля Одесской области с Республикой Молдова, млн. долл. США*

Показатели
Экспорт товаров Экспорт услуг 41,7 5,9 15,9 5,4 19,1 4,6 23,6 4,7 43,9 7,8 70,2 3,4 121,9 3,1 134,8 6,5 104,8 9,4 43,0 8,2 54,6 13,8 162,0 20,6
Общий объём экспорта 47,6 21,3 23,7 28,3 51,7 73,6 125,0 141,3 114,2 51,2 68,4 182,6
Импорт товаров Импорт услуг 26,2 10,9 10,4 1,6 5,5 0,7 7,2 1,1 25,2 1,7 21,1 3,2 27,3 1,2 24,8 1,3 26,6 0,7 45,7 1,6 55,8 6,5 41,6 6,8
Общий объём импорта 37,1 12,0 6,2 8,3 26,9 24,3 28,5 26,1 27,3 47,3 62,3 48,4
Объём внешнеторгового оборота - всего 84,7 33,3 29,9 36,6 78,6 97,9 153,5 167,4 141,5 98,5 130,7 231,0
в том числе: по товарам по услугам   67,9 16,8   26,3 7,0   24,6 5,3   30,8 5,8   69,1 9,5   91,3 6,6   149,2 4,3   159,6 7,8   131,4 10,1   88,7 9,8   110,4 20,3   203,6 27,4
Сальдо внешнеторгового оборота - всего +10,5 +9,3 +17,5 +36,6 +78,6 +49,3 +96,5 +115,2 +86,9 +3,9 +6,1 +134,2
в том числе: по товарам по услугам   +15,5 -5,0   +15,5 +13,8   +13,6 +3,9   +16,4 +3,6   +18,7 +6,1   +49,1 +0,2   +94,6 +1,9   +110,0 +5,2   +78,2 +8,7   -2,7 +6,6   -1,2 +7,3   +120,4 +13,8

*Рассчитано на основании [29; 30; 31; 32; 33; 34;]

Таблица 2.12

Приграничная торговля Одесской области с Румынией, млн. долл. США*

Показатели
Экспорт товаров Экспорт услуг 1,5 4,8 1,6 4,1 1,3 1,5 2,4 2,6 9,9 1,5 21,0 1,1 40,0 3,2 46,1 3,5 12,9 2,3 4,5 2,4 6,5 2,5 9,1 н/д
Общий объём экспорта 6,3 5,7 2,8 5,0 11,4 22,1 43,2 49,6 15,2 6,9 9,0 9,1
Импорт товаров Импорт услуг 7,6 0,1 2,6 0,1 4,2 0,1 11,6 0,1 8,9 0,2 4,7 0,5 5,9 0,4 8,8 0,2 28,9 0,2 25,0 0,3 132,7 0,6 253,9 1,7
Общий объём импорта 7,7 2,7 4,3 11,7 9,1 5,2 6,3 9,0 29,1 25,3 133,3 255,6
Объём внешнеторгового оборота – всего 14,0 8,4 7,1 16,7 20,5 27,3 49,5 58,6 44,3 32,2 142,3 264,7
в том числе: по товарам по услугам   9,1 4,9   4,2 4,2   5,5 1,6   14,0 2,7   18,8 1,7   25,7 1,6   45,9 3,6   54,9 3,7   41,8 2,5   29,5 2,7   139,2 3,1   263,0 1,7
Сальдо внешнеторгового оборота – всего -1,4 +3,0 -1,5 -6,7 +2,3 +16,9 +36,9 +40,6 -13,9 -18,4 -124,3 -246,5
в том числе: по товарам по услугам   -6,1 +4,7   -1,0 +4,0   -2,9 +1,4   -9,2 +2,5   +1,0 +1,3   +16,3 +0,6   +34,2 +2,8   +37,3 +3,3   -16,0 +2,1   -20,5 +2,1   -126,2 +1,9   -244,8 -1,7

*Рассчитано на основании [29; 30; 31; 32; 33; 34;]

Увеличение экспортных поставок Румынией в Одесскую область за 2007-2008 гг. объясняется, в первую очередь диверсификацией закупок нефти и нефтепродуктов Украиной, а также увеличением объемов товаров, приобретенных у Румынии украинской стороной в портах.

В настоящее время существует три объективных причины для успешной работы придунайского еврорегиона, который в 2009 г. получил статус Ассоциации трансграничного сотрудничества «Еврорегион Нижний Дунай»: первая – Румыния является членом ЕС; вторая – Молдавия стремится к морю, что возможно осуществить через еврорегион; третья – на большой территории Бессарабии (юг Одесской области) фактически нет производства, что дает возможность его организации именно здесь.

Выгодное экономико-географическое расположение Одесской области предоставляет возможность создания дополнительной транспортной артерии нефтепоставок из Ближнего Востока в Европу. Одесский терминал - составляющая этой артерии. После начала работы нефтепровода Одесса - Броды в аверсном режиме создадутся возможности поставок энергоносителей в страны Западной Европы, а в перспективе позволит реализовать идею Балтийско-Черноморского нефтяного коллектора. Также для Украины привлекательным является проект поставок газа из Ирана и Туркменистана через Турцию в Европу.

Еврорегион «Нижний Дунай» является зоной интереса также потому, что он расположен на перекрестке четырех транспортных коридоров: № 7 и № 9 по

Критским соглашениям ЕС, а также глобальных коридоров – Черноморского экономического сотрудничества и Евразийского транспортно-коммуникационного коридора. На этот фактор следует обратить особое внимание при планировании инфраструктуры этого региона.

Проект развития еврорегиона «Нижний Дунай» направлен на достижение следующих конкретных целей:

· гармоничное и сбалансированное развитие экономической деятельности приграничных районов трех стран;

· обеспечение одинакового уровня занятости и социальной защиты населения;

· развитие и укрепления местного сектора малого и среднего предпринимательства;

· повышение уровня и качества жизни в зонах сотрудничества;

· развитие системы предоставления информации о возможностях приграничной торговли;

· сбор информации о проблемах, которые существуют в сфере приграничной торговли, и систематический поиск путей их решения;

· охрана окружающей среды;

· разработка комбинированной стратегии развития туризма;

· разработка комбинированной стратегии использования благоприятных возможностей, которые появятся вследствие возобновления судоходства на р. Дунай;

· разработка комбинированной стратегии по переработке сельскохозяйственной продукции;

· появление жизнеспособных местных организаций, которые смогут продолжить работу после завершения проекта.

Современные процессы трансграничной интеграции способствуют появлению новых субъектов экономики в отдельных сегментах товарного рынка, в сфере туризма, отдыха, здравоохранения, спорта. Основной является проблема ликвидации целого спектра существующих в настоящее время барьеров свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, обеспечения достаточного технического уровня коммуникаций и инфраструктуры, развития консультационных служб (в сфере банковского обслуживания, информационных систем) и совершенствования сотрудничества в процессе предоставления услуг по подготовке рабочих и служащих, повышению квалификации, изучению иностранных языков.

В рамках этого еврорегиона предусматривается развитие экономического сотрудничества на льготных условиях, упрощенное прохождение пограничных и таможенных формальностей, создание новых пропускных пунктов, локальных свободных экономических зон и т.д. Ассамблея Европейских регионов приняла решение финансировать эту программу по сохранению уникального природного комплекса – дельты Дуная.

Функционирование еврорегиона «Нижний Дунай» показало, что совместными усилиями возможно решить те вопросы, которые каждой из сторон в отдельности были бы не под силу, в первую очередь, в связи с большими финансовыми расходами. Это относится к реализации таких дорогостоящих экологических проектов, как «Трансграничное сотрудничество в менеджменте и устойчивом развитии природоохранных территорий еврорегиона «Нижний Дунай» (бюджет проекта – 3 млн. евро), «Придунайские озера, Украина. Стабильное возобновление и сохранение естественного состояния экосистем», которое финансировалось программой ТАСІS СВС (бюджет – 2,5 млн. евро), «Разработка плана менеджмента для защиты биологического многообразия и устойчивого развития природоохранных территорий еврорегиона «Нижний Дунай» (бюджет проекта – 241,215 тыс. евро) [41]. В рамках этих проектов осуществлен мониторинг озер и их водозаборов, созданна соответствующая технологическая и техническая база, проведена подготовка местных специалистов согласно европейским стандартами; разработаны практические рекомендации для предупреждения возникновения экологических проблем в водах Придунайских озер, практические рекомендации для улучшения коммерческого рыболовства на озерах, разработаны рекомендации по реализации нового проекта «Техническая помощь трансграничному сотрудничеству с целью менеджмента и устойчивого развития природоохранных территорий бассейна Нижнего Днестра» (бюджет этого проекта – 2 млн. евро) [44]

В сентябре 2001 года была налажена паромная переправа Рени-Галац, открытие которой упростило процедуру установления контактов между жителями пограничных регионов. Кроме этого была открыта грузопассажирская линия Рени-Тульча.

В 2004 году закончился проект программы TACIS «Бизнес-инфрастуктура Одесской области, Еврорегион «Нижний Дунай», рассчитанный на 2 года (бюджет – 2 млн. євро) [42]. Цель проекта – укрепление малого и среднего бизнеса в Придунавье в контексте трансграничного сотрудничества. В рамках проекта было создано Агентство трансграничного сотрудничества «Еврорегион «Нижний Дунай», которое способствует бизнес-структурам, местным и региональным органам власти, не государственным организациям в реализации программ и проектов в сфере трансграничного сотрудничества.

В 2006 году начата реализация проекта «Предотвращения чрезвычайных ситуаций и защита от наводнений в еврорегионе «Нижний Дунай» (бюджет – 1 млн. євро) [43]. Один из результатов проекта – открытие в конце 2006 года в г. Измаил Информационно-аналитического центра из прогнозирования и предотвращения наводнений.

В 2007 году начата реализация проекта Программы соседства Украина – Румыния «Улучшения трансграничного сотрудничества в сфере интегрированного управления водными ресурсами в еврорегионе «Нижний Дунай» (бюджет проекта – 540 тыс. евро, срок – 2 года [45], Программы содействия европейской интеграции «Шаги в Европу» с бюджетом 1185 тыс. грн., а также Европейской программы соседства и партнерства NPI, рассчитанной до 2013 года с бюджетом 127 млн. евро [46].

Сейчас в рамках Рабочего содружества придунайских стран продолжается робота по созданию судоходной линии «Вена (Австрия) - Измаил (Украина)» с использованием судов Украинского Дунайского пароходства (УДП). Осуществление этого проекта очень важно для преодоления последствий двух военных конфликтов в Югославии.

В этой связи реализация проектов создания международных транспортных коридоров и трансевропейской транспортно-коммуникационной сети определяется как фактор, имеющий интеграционное значение для стран Европейского континента.

31 марта 2004 года было принятое Постановление КМ Украины №428 «Об утверждении Программы комплексного развития Украинского Приду-навья на 2004-2010 годы» [25], согласно которой мероприятия по развитию трансграничного сотрудничества должны включать:

- разработку и согласование на межгосударственном уровне порядка упрощенного пересечения украинско-румынской государственной границы гражданами Украины, которые проживают на территории еврорегиона «Нижний Дунай»;

- проведение демаркации государственной границы между Украиной и Республикой Молдова;

- увеличение количества пропускных пунктов на украинско-молдавском участке государственной границы и обеспечения их соответствующего обустройства согласно требованиям законодательства;

- содействие развитию приграничной торговли в рамках еврорегиона «Нижний Дунай».

Акцент в этой Программе делается на строительстве паромного комплекса Измаил – Тульча, а также окончании строительства глубоководного судоходного канала (ГСК) «Дунай – Черное море», отсутствие которого приводит к необходимости ежегодной уплаты отечественными судовладельцами около 1 млн. дол. США за проход по румынским каналам и негативно отражается на роботе портов Усть-Дунайск, Измаил и Рени, Измаильского судостроительного и Килийского судоремонтного заводов. Возобновление работ по строительству канала вызвало бурную реакцию со стороны Румынии, которая до настоящего времени является монополистом в дельте Дуная и всячески препятствует реализации украинского проекта.

Возобновление судоходства по Дунаю перетянет до 60% европейского дунайского грузопотока в украинскую дельту реки. Исторически рукава Ду-ная, которые проходят через территорию современной Украины, намного удобнее румынских водных маршрутов: они могут пропускать суда в двусторонне направлении круглосуточно и круглогодично, тогда как альтернативный ход Румынии из-за опасной ночной навигации работает только днем (табл. 2.13). Украина также имеет возможность установить сравнительно низкие (в 2,5 раза ниже, чем в румын) тарифы по канальным сборам, что привлечет дополнительные грузопотоки.

Еще одним источником прибыли должно быть обслуживание судов украинскими морскими портами. В устье Дуная с украинской стороны размещены достаточно мощные морские порты — Ренийский, Измаильский и Усть-Дунайский. Запуск канала на полную мощность позволит загрузить эти портовые мощности. Канал также окажет позитивное влияние на развитие депрессивной юго-западной части Одесской области, в которой нет крупных промышленных предприятий, а весь бизнес связан с морехозяйственной деятельностью.

Таблица 2.13

Наши рекомендации