Для управления: общие закономерности
Мы специализируемся не по наукам, а по проблемам.
В.И. Вернадский, "Научная мысль как планетное явление".
Итак, Природные системы являются иерархическими. Поэтому, в общем случае, и структуры для управления такими системами должны также иметь иерархическое строение.
В этой главе мы опишем общие принципы построения иерархических структур для управления Природными системами.
2.1. Механизм построения иерархических систем для управления
Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
Конфуций.
Напомним Теорему 5 из параграфа 1.2:
Теорема 5. Если соционы удовлетворяют условиям I-III, то каждый такой социон может быть описан как определенный 2-АИА, с помощью которого реализуется управление на соответствующем иерархическом уровне. Такая управляющая ИСС, которая может быть сконструирована из соответствующих 2-АИА (реализующих управление на соответствующих иерархических уровнях), есть самоорганизованная ИСС для реализации управления в том смысле, что на каждом ее уровне используются как те же самые единичные конструкции для управления, так и те же самые методы управления.
Эта теорема устанавливает "правила общения" между 2-АИА (или - 4-АИА), "работающими" на разных уровнях иерархии.
Действительно, из нашего формализма следует, что на каждом иерархическом уровне Природных и Социальных ИСС управление может быть реализовано лишь только с помощью 2-АИА. (Управление при помощи 4-АИА в этой книге рассматриваться не будет). Но как быть в ситуации, когда одному 2-АИА необходимо передать информацию на нижележащий уровень (например, как этот 2-АИА может "сказать" 2-АИА, "работающим" на нижележащем уровне, какие именно режимы управления на этом иерархическом уровне приведут к успеху)? Теорема 5 говорит, что в таких случаях "вышележащий" 2-АИА должен "обратиться" не к отдельному "нижележащему" 2-АИА, но ко всему "нижележащему" социону в целом. То есть - ко всем возможным видам механизмов управления - всем возможным 2-АИА - сразу. И лишь только все вместе 16 типов 2-АИА при своей совместной деятельности смогут выработать режим управления, который совместим с тем общим поведением, который диктуется вышележащим иерархическим уровнем.
Фактически, Теорема 5 гласит, что информация, "двигаясь вниз", дробится на все более мелкие "части", которые описывают все более "мелкие[35] объекты" - КС. Но - одновременно с этим - возрастает количество 2-АИА, которые должны управлять такими "мелкими объектами". Таким образом формируется "пирамида управления" для Природных и Социальных систем.
2.2. Специфика социальных иерархических систем управления
...общая черта рассматриваемых явлений состоит в том, что по мере того, как система усложняется, у нее возникают такие феноменологические особенности, которые трудно усмотреть, изучая более простые системы.
Дж. Карери, "Порядок и беспорядок в структуре материи".
Основным исходным положением при построении социальных иерархических систем управления является следующее:
n на каждом из уровней иерархии управление реализуется исключительно только при помощи 2-АИА - то есть конкретными людьми.
Напомним также, что, как показано ранее, "высшей" структурной единицей на каждом иерархическом уровне является социон - одновременно работающие Ир- и Ра-кольца самопрограммирования, так как только с их помощью общество способно выработать любой из возможных (!) режимов управления, - возможных, естественно, именно для этого иерархического уровня.
Построить иерархическую систему управления - фактически, именно в этом и состоит задача Человека! Отталкиваясь от своего собственного понимания Реальности, от видения самого себя в этом Мире (то есть, в конечном счете, отталкиваясь от своего типа личности), - конкретный человек строит свою собственную, ориентированную на самого себя структуру для управления своим бизнесом. Он строит ее исходя из тех людей, которые имеются в его распоряжении, из тех людей, которых он отобрал и обучил. А объединяет воедино все структуры управления для данного уровня иерархии - менеджер более высокого уровня!
Для малых социальных структур (например, малых фирм и мелкого бизнеса вообще) структурирование управления, как правило, не нужно: все "укладывается в голове" у одного менеджера. Однако средний или большой бизнес - средние или большие социальные образования - без организации иерархической структуры управления существовать уже просто не могут.
Итак, на каждом отдельном иерархическом уровне "высшей" структурой, способной осуществлять - реализовывать любой (!) из возможных режимов управления, является социон, построенный из 2-АИА (точнее - из всех 16 типов 2-АИА, свернутых в Ир- и Ра-кольца самопрограммирования), реализующих управление на этом иерархическом уровне.
Однако новую информацию может "вводить" на данный иерархический социальный уровень - только человек (то есть тот же самый - в случае человека - 2-АИА!): на каждом из иерархических уровней социальной иерархической системы управления - ИСУ- выработка нового режима управления осуществляется только лишь соответствующим (соответствующими) 2-АИА (то есть соответствующим человеком).
Таким образом, в отличие от природных систем, в иерархических социальных системах в качестве функциональной единицы, участвующей в самоорганизации в определенные закономерные структуры для реализации управления, может выступать лишь отдельный человек - 2-АИА! К тому же человек, способный вырабатывать новые режимы управления на i-том иерархическом уровне, внешне (да и физиологически!) ничем не отличается от человека, способного реализовывать новое управление лишь только на i-1 иерархическом уровне.
Отметим, что, говоря о реализации-выработке новых режимов управления на i-том уровне, мы имеем в виде именно природную иерархическую систему; социальные ИСУ самоорганизуются как раз для управления природными системами и поэтому их собственное иерархическое строение просто отражает иерархическое строение природных систем[36]. Однако же сами социальные ИСУ также могут быть рассмотрены совершенно аналогичным образом - поэтому изложенные далее результаты применимы как к построению ИСУ для управления природными системами, так и для построения ИСУ для управления социальными системами.
Специальным образом структурированные группы людей - например, фирмы, банки, партии и т.п. - могут также выступать как отдельные 2-АИА (или 4-АИА, - то есть как "сцепленные неразрывно" дуальные пары; соответствующий математический формализм будет опубликован отдельно) для данного иерархического уровня.
Итак, "входить" на данный иерархический уровень новая информация может лишь исключительно только через такого человека, который способен "увидеть" иерархический уровень более высокий, чем данный!
n Будем называть такого человека - координатором.
Координатор более высокого уровня на данном иерархическом уровне ИСУ выступает как источник нового, как своего рода "лоббист" более высокого уровня управления. Координатор задает вектор вербализации - социализации - внедрения новой информации, обеспечивающий подстройку низшего уровня ИСУ к высшему.
Фактически, обладая более " высоким кругозором", координатор способен не только производить-синтезировать новую (для данного иерархического уровня, конечно!) информацию, но также и достраивать, восстанавливать недостающую на данном иерархическом уровне ее часть.
Остальные же люди, реализующие управление на данном иерархическом уровне, способны такую новую информацию лишь только распространять (в лучшем случае - без искажения). Будем называть таких людей - тиражировщиками.
n Отметим при этом, что тиражировщик - сам может выступать как координатор, но только для нижележащего уровня ИСУ!
Вследствие этого, на любого такого координатора - "активно работающего" координатора, представителя "более высокого уровня иерархии" для рассматриваемой иерархической системы - необходимо "навесить" социон уже из тиражировщиков, "работающих" на данном уровне иерархии. И такой социон - будет вербализировать - социализировать - внедрять полученную от координатора новую информацию (разрабатывать новые режимы управления!) для ее использования на данном уровне иерархии. Иными словами, социон из тиражировщиков превращает новую (для данного уровня иерархии!) информацию - в норматив, которым могут уже пользоваться "без раздумий" все тиражировщики данного уровня иерархии.
· Приведем теперь некоторые общие количественные закономерности, справедливые для устроенной таким образом ИСУ.
Рассмотрим координатора i-того уровня. Вследствие вышесказанного такой координатор может "обеспечить работой" 16 координаторов уровня i-1. Таким образом, приходим к следующей пирамиде - "пирамиде управления" (см. также таблицу в конце этой главы):
...(Кi+1 ( 16 Кi ( 256 Кi-1 (...
Иными словами, каждый из координаторов i-того уровня (Кi) способен "потянуть" за собой 16 координаторов нижележащего, i-1-того уровня (16 Кi-1). Каждый из координаторов "передает вниз" только тот режим управления, который понимает сам. То есть - который соответствует его собственному типу. И именно эту информацию и социализирует соответствующий социон. "Ввод" информации в социон координатор более высокого уровня осуществляет через своего тождика: ведь только тождественные типы понимают друг друга "как самого себя" (см. наш учебник "Социальные Технологии..."). Интересно, что тиражировщики - тождики являются единственным случаем, когда информация передается без искажения: при любых иных отношениях между типами (интертипных отношениях) всегда имеет место искажение информации!
Количество координаторов первого - считая от тиражировщиков - уровня составляет, как следует из проведенного выше рассмотрения, примерно 1((16+1)(6%: это то количество людей, которых можно назвать "центрами кристаллизации" для социально и экономически активной части населения. Это число совпадает со значением 5(6% от экономически активного населения, являющейся критически важной для нормального функционирования экономически развитых стран и которое часто возникает при описании относительной доли тех людей, которые способны к активной деятельности в сфере бизнеса в экономически развитых странах мира. Вероятно, изложенный в этой главе подход является единственным, позволившим объяснить такую экспериментально обнаруженную закономерность и связать ее непосредственно с природой человека (координаторы более высоких уровней, как будет показано далее, составляют пренебрежимо малую долю).
Следствие: на "наивысшем" (для данной ИСУ) иерархическом уровне управления может находиться всего лишь несколько человек!
Необходимо отметить, что совсем не обязательно, чтобы 16 Кi-1 (16 "разнотипных" координаторов i-1-того уровня) составляли СОЦИОН i-1-того уровня в иерархической системе управления: если не будет хотя бы одного координатора Кi для, то и не будет условий для того, чтобы новая информация появилась на этом - i-1 уровне иерархии!
Без наличия хотя бы одного координатора уровня Кi построить ИСУ, способную реализовать управление на i-том уровне иерархии невозможно!
Строя иерархические системы управления, "выставляя" при этом Кi "в нужное место" - Человечеству становятся доступными для управления все более высокие уровни иерархии природных систем (например, - все большие территории), а также все большие массы общества (которые могут быть связаны "единой целью"). Высший уровень управления на Земле - планетарный: для его реализации необходимо создание "пирамиды управления", захватывающей все население нашей планеты.
Теперь мы можем сформулировать один из выводов:
n ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ - это создание условий для осуществления поиска координаторов, их отбора, обучения и расстановки.
Весьма важным при этом является то, что координатор i-того уровня, Кi, "обеспечивает работой" всю свою пирамиду управления, - то есть всех нижележащих как координаторов, так и тиражировщиков, составляющих основание такой пирамиды управления.
Отметим, что так как i-1 уровень иерархии может состоять более чем из одной КС, то, вообще говоря, координатор i-того уровня, Кi, будет "обеспечивать работой" 16m координаторов i-1 уровня, то есть, в общем случае, "пирамида управления" может выглядеть так:
...(Кi+1 ( 16mi Кi ( 256mi-1 Кi-1 (...,
где mi - количество КС на i-том уровне иерархии рассматриваемой природной или социальной системы.
Поэтому оценка[37] Qi=(16i+1-1)/15 для общего количества и координаторов, и тиражировщиков для пирамиды управления, опирающейся на одного координатора из i-того уровня иерархии системы управления является существенно заниженной. Ее, скорее, можно рассматривать как "оценку снизу". А вектор развития цивилизации теперь можно рассматривать как стремление к созданию такой пирамиды управления, в которой на каждого из координаторов на i-том уровне иерархии количество людей в соответствующей пирамиде управления приближалось бы к Qi=(16i+1-1) /15. Для достижения этого общество выработало такие социальные институты, как наука и культура -благодаря которым нормативные режимы управления становятся доступные всем координаторам рассматриваемого уровня - независимо от того, какой из КС данного уровня иерархии они управляют (или даже - всем тиражировщикам!).
Еще раз подчеркнем: вся иерархическая структура управления - вся пирамида управления - может работать лишь только тогда, когда функционируют координаторы и когда в "нижележащих" слоях этой пирамиды нет "пропусков". Таким образом, пирамида управления оказывается весьма чувствительной (можно даже сказать - критично чувствительной!) к функционированию координаторов, - которых, в случае окончания их деятельности, необходимо постоянно заменять на других. Реализовать же такой режим функционирования пирамид управления можно только с использованием механизма самоорганизации - для социальных структур этот механизм часто осуществляется при помощи так называемых механизмов социальной демократии (подробнее это описано в следующих главах).
n Итак, состав координаторов - то есть набор конкретных людей, составляющих пирамиду управления {Ki} - является переменным.
Интересно также следующее обстоятельство. Так как "квант времени", заключенный в КС высокого уровня иерархии, может быть весьма большим, то для реализации управления большими природными системами (например, большими территориями) ранее требовалась постоянная смена координаторов высокого уровня иерархии на исторически длительных промежутках времени. Однако сейчас, с возрастанием как скорости, так и связности современных информационных коммуникаций (почта, телефон, компьютеры, Internet и т.п.), а также технической возможности цивилизации в преобразовании природы, - впервые появляется возможность реализовать управление природными и социальными системами планетарного масштаба - за исторически короткие промежутки времени, сравнимые уже с длительность деятельной человеческой жизни. Примеров тому ХХ век дал множество: Мировые войны, коммунизм и фашизм, персональные компьютеры и Internet, объединение Европы, возрастание роли ООН и необходимость изменения ее функций, - и многое другое.
Условием для (само)организации координаторов является обеспечение им максимально широкого доступа до информации: координатор сам выберет "к действию" (обработке) лишь только ту информацию, которую он в состоянии освоить. Таким образом, координатор выступает также в роли своеобразного "механизма" для селекции информации - так происходит построение информационной - иерархической (!) - пирамиды (причем объем информации стремительно нарастает при переходе к координаторам боле высокого уровня). Поскольку в экономике недостаток в координаторах существует всегда, то социально - экономическое (фактически - политическое!) устройство государства должно быть ориентировано на создание максимально оптимальных и комфортных условий для отбора, обучения, воспитания и функционирования координаторов.
Отметим также, что, вообще говоря, на некоторых иерархических уровнях пирамиды управления в качестве объектов, реализующих управление, могут выступать восемь 4-АИА (в качестве которых могут выступать коммерческие фирмы[38] или же некоторые государственные образования). 4-АИА - объекты, сформированные как неразрывное соединение дуальных 2-АИА. Нетрудно видеть, что для каждого иерархического уровня непротиворечивое управление может быть достигнуто только с помощью либо 2-АИА, либо таким образом определенных 4-АИА. Эти 4-АИА могут уже не содержать людей, составляющих всю "нижележащую" пирамиду: они будут опираться на науку и культуру, и использовать машины, механизмы, компьютеры и соответствующее программное обеспечение к ним и т.п., то есть все то, что уже разработано и внедрено как координаторами соответствующих уровней, так и соответствующими тиражировщиками. Иными словами, такие 4-АИА используют уже готовые режимы управления[39].
2.3. Некоторые количественные закономерности
В заключение этой главы опишем количественное строение "пирамиды управления".
Конечно, такая "числовая пирамида" является предельным вариантом, к которому следует стремиться при реализации управления. На самом деле - это оценка снизу для количества людей, реализующих управление на каждом из иерархических уровней: точные числа могут, в зависимости от уровня иерархии, быть увеличены в несколько раз.
Требуемое количество уровней иерархии | Количество людей, "работающих" на данном уровне управления |
4.096 | |
65.536 | |
1.048.576 | |
16.777.216 | |
268. 435.456 | |
4.294.967.296 |
Эту "числовую пирамиду" можно использовать для оценки количества иерархических уровней, ,которое необходимо для управления заданной социальной группой в зависимости от количества людей в такой социальной группе. Для этого можно исходить из правого столбца таблицы, увеличенного в 3¸4 - или даже более - раза (участник "пирамиды управления" + его ребенок + его престарелый родитель = 3 уже человека!), - в зависимости от демографической структуры данной социальной группы.
Интересно, что в законодательстве экономически развитых стран, как правило, такие количественные закономерности отражены довольно отчетливо.
Так, например, "семейный бизнес" включает в себя количество работающих около 10 человека, - что вполне соответствует условию на отсутствие иерархичности в управлении.
Понятие "малый бизнес" охватывает фирмы с числом работающих порядка 100 человек - то есть учитывает необходимость наличия уже иерархического управления.
Под "средний бизнес" попадают фирмы с количеством людей до нескольких тысяч - а это уже дает возможность установить 2 уровня иерархии в управлении такими социально - экономическими образованиями.
Трехуровневые "пирамиды управления необходимы для управления "крупным бизнесом", которых охватывает десятки тысяч человек.
Сотни тысяч работающих - это уже уровень "сверхкрупного бизнеса" - транснациональных корпораций, корпораций общегосударственного значения и т.п. Здесь необходимо строить уже 4-уровневые ИСУ.
5-уровневые ИСУ относятся уже к государственным образованиям, их независимым территориальным структурам (отдельным государствам, штатам, провинциям, и т.п.) или же мегаполисам (крупным городам, например).
6-уровневая ИСУ необходима для реализации оптимального управления уже "супердержавами", численность населения которых достигает 100 млн. человек (с учетом демографической структуры тогда в состав ИСУ по управлению данной территорией может войти не более 17 млн. человек).
Необходимость в 7-уровневых ИСУ может возникнуть, скорее всего, только для управления объединениями государств, - впрочем, может быть также для Китая или Индии? Территориально этому может соответствовать уже уровень отдельных континентов.
Наконец, на всей нашей планете максимально может быть реализовано 8-уровневая ИСУ, - вероятно, именно ее имеют в виду, когда говорят о "мировом правительстве"...
· Весьма важно то обстоятельство, что приведенная таблица может быть непосредственно использована в практической деятельности как менеджером, так и политиком.
Действительно, в таблице указаны количественные характеристики социальных объектов, которые отделяют один иерархический уровень от другого.
· Управленцев можно перемещать только внутри одного и того же уровня иерархии!
Вопрос о перемещении управленца с одного объекта на другой - относящийся уже к другому уровню иерархии - должен начинаться с определения того, является ли этот человек координатором соответствующего уровня иерархии. Конечно, соответствующие численные величины являются ориентировочными - но они, как правило, всегда смогут выделить случаи, когда необходима "проверка на координатора соответствующего уровня".
В политической деятельности часто возникает ситуация, когда хорошего руководителя отдельной территории переводят на должность управленца общегосударственного уровня: как видно из таблицы, это, как правило, является неправомерным - человек, как правило, не сможет справиться с новыми обязанностями. В таких случаях всегда необходимо время, чтобы проверить способность данного управленца быть координатором нужного уровня.