ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. В таблице 1 представлены объем дисциплины «Экономика труда» и виды учебной работы по направлению подготовки 080100 Экономика для профилей «Экономика
В таблице 1 представлены объем дисциплины «Экономика труда» и виды учебной работы по направлению подготовки 080100 Экономика для профилей «Экономика предприятий и организаций», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» и «Мировая экономика».
Таблица 1 – Объем дисциплины «Экономика труда» и виды учебной работы
Вид учебной работы, номер семестра | Количество часов по формам обучения | |
очная | заочная | |
Номер семестра | ||
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
лекции | ||
практические занятия | ||
Аудиторные занятия, проводимые в интерактивных формах | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
В том числе: | ||
контрольная работа (часы, количество) | - | 36 (1) |
работа с основной и дополнительной литературой | ||
подготовка к собеседованию | ||
написание и защита эссе | ||
подготовка и защита реферата | ||
решение расчетных заданий | - | |
подготовка к контрольной работе (к текущему контролю) | - | |
подготовка к занятию с использованием кейс-метода | ||
Текущий контроль (количество, номер семестра) | 2, 3 | - |
Контроль | - | |
Вид промежуточной аттестации (зачет – номер семестра) | Зачет – 3 | Зачет – 5 |
Общая трудоемкость часы | ||
зачетные единицы |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание разделов и тем дисциплины
Раздел 1. Государственное регулирование в сфере труда и занятости
Тема 1. Экономика труда как наука о труде
Предмет и задачи экономики труда. Взаимосвязь экономики труда с другими науками. Основные понятия и характеристики труда. Актуальные проблемы в области экономики труда. Роль методологии в изучении экономики труда.
Формируемые компетенции: ОК-4; ОК-7; ОК-8; ОК-9; ОК-11; ПК-8.
Тема 2. Рынок труда (теория и практика)
Особенности формирования и механизм функционирования рынка труда. Классификация видов, моделей и сегментов рынка труда. Формирование спроса на труд. Предложение рабочей силы: простая и расширенная модели. Мобильность рабочей силы на рынке труда. Проблемы занятости и безработицы трудоспособного населения. Гарантии и риски поиска работы. Дискриминация на рынке труда и способы её преодоления.
Формируемые компетенции: ОК-4; ОК-7; ОК-8; ОК-9; ОК-11; ПК-8; ПК-13.
Тема 3. Доходы, уровень и качество жизни населения
Сущность и содержание доходов населения. Виды, структура и источники доходов населения. Уровень жизни как социально-экономическая категория. Качество жизни как социально-экономическое понятие. Дифференциация доходов населения: понятия, факторы и методы статистического измерения. Государственное регулирование доходов населения. Политика доходов как аспект социально-экономической политики государства. Потребительский бюджет: сущность, виды и методы формирования.
Формируемые компетенции: ОК-4; ОК-7; ОК-8; ОК-9; ОК-11; ПК-8.
Тема 4. Социальная политика государства
Объективные основы социальной политики. Сущность, содержание и цели государственной социальной политики. Роль государства в реализации социальной политики. Пенсионная система и её реформа в Российской Федерации. Условия и порядок определения размера пенсий российским гражданам в соответствии с новым пенсионным законодательством.
Формируемые компетенции: ОК-4; ОК-7; ОК-8; ОК-9; ОК-11; ПК-8.
Тема 5. Социально-трудовые отношения и особенности их регулирования в условиях экономического кризиса
Сущность и структурные составляющие социально-трудовых отношений. Факторы формирования и развития социально-трудовых отношений. Критерий оценки социально-трудовых отношений. Модели социально-трудовых отношений. Особенности социально-трудовых отношений в период экономического кризиса. Разработка и реализация антикризисной программы по регулированию социально-трудовых отношений.
Формируемые компетенции: ОК-4; ОК-7; ОК-8; ОК-9; ОК-11; ПК-8; ПК-13.